Великий пост

Статья

Древность Великого поста и его значение

Пост св. Четыредесятницы называется Великим по особой важности его
установления.

Древнейшие христианские писатели единогласно свидетельствовали, что
пост св. Четыредесятницы установлен апостолами в подражание
сорокадневному посту Моисея (Исх., 34 гл.), Илии (3 Цар., 19 гл.), а главным
образом — Господу Иисусу Христу (Мф., 4, 2), постившемуся перед Крестной
смертью сорок дней.

О том, что Великий пост — установление апостольское, свидетельствует и
69-е правило Апостолов, повелевающее поститься в св. Четыредесятницу
перед Пасхой. Кроме того, на апостольское установление поста св.
Четыредесятницы и соблюдении его всей первохристианской Церковью
указывают святые отцы Церкви I-IV веков: Игнатий Богоносец (I в.), Виктор,
еп. Римский (II в.), Дионисий Александрийский (IV в.) и многие другие.

О том, что с самого начала своего установления продолжительность
Великого поста была сорокадневной, мы имеем свидетельства, идущие от
глубокой древности. Само название Четыредесятницы встречается весьма
часто в древних письменных памятниках. Св. Василий Великий и Григорий
Нисский утверждают, что пост Четыредесятницы в их время существовал
повсюду. Но еще более непререкаемое свидетельство о древности этого поста
представляет пасхальный круг св. Ипполита (III в.), начертанный на его
седалище и содержащий указание на древность обычая.

Сорокадневный пост св. Четыредесятницы соблюдался, однако, в Древней
Церкви не в одно и то же время, что зависело от неодинакового исчисления
дней поста, в которые он назначался. Но уже в IV веке, в восточных Церквах
установился существующий и доныне порядок хранения поста
Четыредесятницы с понедельника после Недели сыропустной до Великой
Субботы. Таким образом, Великий пост состоит собственно из сорока дней
поста и поста Страстной седмицы — “ради спасительных Страстей”
Христовых (св. Симеон Солунский).

С самого начала своего установления продолжительность Великого поста была
сорокадневной, мы имеем свидетельства, идущие от глубокой древности. Само название Четыредесятницы встречается весьма часто в древних письменных памятниках.


В Апостольских Постановлениях (кн. 5, гл. 1) о Великом посте говорится: “да
совершается этот пост (то есть св. Четыредесятница) прежде поста Пасхи (то
есть Страстной седмицы), начиная со второго дня (то есть понедельника) и
оканчивая в пятницу: потом начинается св. седмица Пасхи (то есть страданий
Христовых), постясь во время её все со страхом и трепетом, принося
ежедневно моление о согрешающих”. В этих Апостольских Постановлениях
ясно обозначается продолжительность Великого поста, состоящего из
сорокадневного поста и Страстной седмицы. Св. Епифаний Кипрский пишет о
том, что Четыредесятница продолжается до Пасхи (то есть до Страстной
седмицы). Эти дни Церковь обыкновенно проводит в посте. Сверх того, и
шесть дней Пасхи (Страстную седмицу) весь народ проводит в сухоядении
(Изложение Кафолической веры, XXII).

С самой глубокой древности был определен и самый образ хранения поста
св. Четыредесятницы. Древние христиане соблюдали этот пост с особой
строгостью, воздерживаясь даже от вкушения воды до девятого (третьего по
полудни) часа дня. Пищу вкушали после девятого часа, употребляя хлеб и
овощи. Древняя практика соблюдения Великого поста сохранена и в нашем
церковном Уставе (см. Типикон, гл. 32: “От правил святых апостол и святых
отец о святой велицей Четыредесятнице, яко должен всякий христианин
опасно (строго) хранити”). Особо строгий пост Православная Церковь
предписывает в своем Уставе хранить в первую и Страстную седмицы. В
чистый понедельник и вторник первой седмицы соблюдать высшую степень
поста — “отнюдь вовсе ясти не подобает». В остальные же седмицы поста
(кроме суббот и воскресений) принятие пищи — один раз в день — вечером,
причем “сухоядение”. В субботние дни и воскресные разрешается ядение
вареной пищи с елеем и притом дважды в день. И только в праздник
Благовещения (когда он не совпадает со Страстной седмицей) и в Вербное
воскресенье — разрешается вкушение рыбы.

Употребление в пищу мяса, молока, сыра, яиц в св. Четыредесятницу
запрещено 6-м Вселенским Собором (правило 56). По Апостольскому
заповеданию, если клирик вкушает в Великий пост не только мясо, но и сыр и
яйца — то должен быть извержен, а если мирянин, то отлучен от Церкви.
Нарушающих пост св. Четыредесятницы Церковь строго осуждает.

Лаодикийский Собор (49-52 прав.), Трулльский Собор (29, 56, 89 прав.),
Гангрский Собор (19 правило), Апостольское правило (69) говорят, что если
“епископ или пресвитер, или диакон, или чтец, или певец в четыредесят дней
не постится и всякия среды и пятка всего лета, кроме немощи, да извержется
(из сана). Аще мирской человек (не постится), да отлучится”.

В книге церковных правил Номоканоне говорится: “ядяй мясо или сыр в
Великую Четыредесятницу, или в среду и в пяток — лета два (то есть года два)
да не причастится” (Малый Требник, пр. 85). Отсюда мы видим, как строго
соблюдали пост христиане древних времен.

Но, действуя в духе любви и милосердия Господа Иисуса Христа,
Православная Церковь не возлагает правил лощения во всей полноте на
немощных и не отчуждает непостящихся по немощи от участия в радости
Причащения и Пасхи. Но немощные телом, как и здоровые, особенно обязаны
хранить в Четыредесятницу, равно как и в другие посты, духовный пост от
грехов и творить дела любви и милосердия (1).

“Пост, — говорится в одной древней книге, — делает человека умеренным,
трезвым, стыдливым, молчаливым, целомудренным. Пост укрощает похоти,
умеряет страсти, умножает святые желания, уничтожает порочные; все внутри
нас в порядок приводит; развращенные помыслы отдаляет, знание насаждает,
огнь похоти погашает, мысль тихим спокойствием исполняет, и всегда от бури
пороков защищает” (“Нетленная пища”, стр. 235).

Через подобающе исполненный пост мы приобщаемся свету Богообщения,
“сладости жизни во Христе Господе и Спасителе нашем” (2).

“Пост, — говорится в одной древней книге, — делает человека умеренным, трезвым, стыдливым, молчаливым, целомудренным. Пост укрощает похоти, умеряет страсти, умножает святые желания, уничтожает порочные; все внутри нас в порядок приводит; развращенные помыслы отдаляет, знание насаждает, огнь похоти погашает, мысль тихим спокойствием исполняет, и всегда от бури пороков защищает”


Понятие о Триоди Постной

Службы Великого поста, а также подготовительных к нему Недель и
Страстной седмицы, составляющие в обшей сложности период времени в 70
дней, описаны в книге, называемой Триодью Постной.

Свое название богослужебная книга “Триодь” (по- гречески — “Триодион”,
то есть трипеснец — от слов “трис” — три и “оди” — одна песнь) получила
оттого, что в ней больше всего содержится трипеснцев.

Своим употреблением и распространением Триодь, как указывает
синаксарь в Неделю о мытаре и фарисее, обязана св. Косме Маиумскому (VIII
в), современнику св. Иоанна Дамаскина. Впрочем, многие трипсенцы
принадлежат более ранним песнотворцам, например св. Андрею Критскому,
которому принадлежат трипеснцы на повечериях Недели Ваий, Великого
Понедельника, Вторника, Среды и Пятницы Страстной седмицы
, а также
великий канон, читаемый на первой и пятой седмицах Великого поста.

В IX веке святые Иосиф и Феодор Студиты собрали вместе все, что до них
было писано, привели в надлежащий порядок, присоединили много
собственных стихир и канонов и так образовалась богослужебная книга —
Постная Триодь, заключающая в себе около ста шестидесяти служб. В XIV
веке Постная Триодъ была дополнена синаксариями, составленными
Никифором Каллистом.

Общий порядок великопостных церковных служб и их особенности

В дни Четыредесятницы совершаются следующие основные виды служб:

  • Великое повечерие.
  • Утреня.
  • Часы с чином изобразительных.
  • Вечерня.
  • Литургия Преждеосвященных Даров, а также литургии св. Иоанна
    Златоуста и св. Василия Великого.

Великое повечерие (обычно отдельно от утрени) совершается вечером в
понедельник, вторник, среду, четверг и. пятницу во все седмицы святой
Четыредесятницы, за исключением четверга” (3) и пятницы 5-й седмицы
(суббота Акафиста).

Великопостные часы совершаются:
1) в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу во все седмицы
Великого поста;
2) в Понедельник, Вторник, Среду Страстной седмицы. В субботы же и
воскресенья совершаются часы не великопостные, а вседневные.

Литургия Преждеосвященных Даров совершается только в седмичные
дни Великого поста (кроме субботы), а именно:
1) в среду и пятницу всех седмиц (с 1-й и по 6-ю Неделю включительно)
Великого поста;
2) в четверг 5-й седмицы (чтение великого канона) за исключением, когда
в этот день будет Благовещение, тогда литургия Преждеосвященных Даров
переносится на вторник — (день чтения великого канона);
3) в Понедельник, Вторник и Среду Страстной седмицы (кроме совпадения
с Благовещением);
4) в дни памяти святых с полиелеем (24 февраля
-Обретение главы св. Иоанна Крестителя, 9 марта
-40 мучеников и в храмовой праздник), случившиеся в период от 2-й до 6-й
седмицы Великого поста, а если они случатся на первой седмице, то служба
переносится на субботу Димитриевскую (4).

Литургия св. Иоанна Златоуста совершается в субботу 1-й и
последующих пяти седмиц Великого поста, а также в Неделю Ваий и в
праздник Благовещения, в какой бы день он ни случился, кроме воскресных
дней, Великого Четверга и Великой Субботы, так как в эти дни совершается
литургия св. Василия Великого.

Литургия св. Василия Великого совершается пять раз в св. Четыредесятницу
— в первые пять воскресений Великого поста и два раза в Страстную седмицу:
в Великий Четверг и Великую Субботу (даже если с этими днями Страстной
седмицы совпадает Благовещение, все равно совершается литургия св.
Василия Великого).

Литургия Преждеосвященных Даров (5) и ее происхождение

Литургия Преждеосвященных Даров. В алтаре

Под именем литургии Преждеосвященных Даров разумеется литургия, на
которой верующим предлагаются Св. Дары, освященные прежде на
предшествующей полной литургии и сохраняющиеся на св. Престоле в
дарохранительнице.

С древних времен Православная Церковь из особого, благоговейного
почитания св. Четыредесятницы как времени строгого поста и покаяния, не
совершает священнодействия полной литургии в дни Великого поста, кроме
субботы и воскресного дня, а совершает литургию Преждеосвященных Даров.

Запрещение совершать полную литургию в дни св. Четыредесятницы, кроме
субботы и воскресенья, содержится в 49-м правиле Лаодикийского Собора. В
52-м правиле Трулльского Собора также определено: “Во все дни св.
Четыредесятницы, кроме субботы и Недели и св. дня Благовещения, да будет
литургия не иная, как Преждеосвященных Даров”. Эта литургия, как
показывает само название ее, отличается от литургии св. Иоанна Златоуста и
св. Василия Великого тем, что на ней предлагаются для причащения Св. Дары,
уже освященные на прежде бывшей литургии св. Василия Великого или св.
Иоанна Златоуста. Поэтому на литургии Преждеосвященных Даров не бывает
приношений и освящения Св. Даров.

Под именем литургии Преждеосвященных Даров разумеется литургия, на которой верующим
предлагаются Св. Дары, освященные прежде на предшествующей полной литургии и сохраняющиеся на св. Престоле в дарохранительнице.

Совершение литургии Преждеосвященных Даров своим началом восходит
к первым векам христианства. Симеон Солунский говорит:

“Преждеосвященная литургия произошла издревле и от апостольских
преемников”. Михаил Керулларий, патриарх Константинопольский (XI в.),
тоже свидетельствует о ее древности: “Литургия Преждеосвященных Даров
есть древняя и древлепреданная, известная Св. Церкви Божией еще до
тайноводственников наших Златоуста и Василия Великого, что видно из 49-го
правила Лаодикийского Собора. Во всех Св. Церквах сохраняется неписаное
предание, что читаемая по перенесении Св. Даров на жертвенник тайная
молитва принадлежит св. Афанасию Александрийскому”.

Если литургия Преждеосвященных Даров может быть названа
апостольским введением, то не потому, что она была написана самими
апостолами, так как и после апостолов долго не было определенного
письменного богослужебного чина; она не была устно передана апостолами в
своем настоящем виде, но она называется апостольским учреждением в общем
своем составе и в главных своих частях.

Причащение Преждеосвященными Дарами сохраняется от времен
апостольских, как это видно из свидетельства св. Иустина Мученика, который
говорит, что диаконы относили Святые Тайны к отсутствовавшим на
богослужении в церкви членам общины, которые могли принимать Святые
Тайны на другой или на третий день, так как не всегда были к тому готовы. В
древности существовал и другой обычай — уносить с собою часть Святых
Даров для ежедневного причащения, как об этом свидетельствуют
Тертуллиан, св. Киприан, св. Григорий Богослов и другие. Св. Василий
Великий говорит об египетских отшельниках, что они, не имея священников,
хранили при себе Святые Дары и причащались ими. В Александрии и других
городах Египта верующие также хранили у себя Святые Дары для
причащения.

Причащение при богослужении Преждеосвященными Дарами,
хранящимися в храме, как уже было сказано, восходит к временам
апостольским. В Апостольских Постановлениях говорится: “После
приобщения всех мужей и жен диаконы пусть возьмут остатки и отнесут в
дарохранительницу”. Эти остатки Святых Даров предназначались для
причащения как больных, так и всех участников богослужения, на котором не
приносилась бескровная Жертва. Из 52-го правила Трулльского Собора видно,
что еще до этого Собора литургия Преждеосвященных Даров была
общеизвестна, особенно на Востоке, а Трулльский Собор утвердил
совершение ее в дни св. Четыредесятницы, кроме субботы. Недели и
праздника Благовещения. О литургии Преждеосвященных Даров
свидетельствует св. Софроний, патриарх Иерусалимский (VII в.): “Ныне более
прочих в уважении священнодействие Великого Василия и Иоанна Златоуста
с литургиею Преждеосвященных”.

Как имеющая апостольскую основу и являющаяся творением
Апостольской Церкви, литургия Преждеосвященных Даров (как в древности,
так и теперь) не надписывается чьим-нибудь именем. В древнейших
рукописных памятниках чин этой литургии надписывается именем апостола
Иакова, апостола Петра, евангелиста Марка, Василия Великого. Чины этой
литургии, существовавшие в Церквах Иерусалимской, Антиохийской и
Александрийской, отредактировал, сократил, внес в нее даже молитвы
собственного сочинения св. Василий Великий, и в таком виде она была
введена в Константинопольской Церкви, а оттуда распространилась по всему
христианскому Востоку и вытеснила прежние чины литургии.

Что же касается присвоения авторства этой литургии св. Григорию
Двоеслову (+ 604 г.), то оно относится уже к позднейшему времени (XVI в.) и
возникло на почве глубокого почитания, с каким православный Восток
относится к имени этого святого мужа, восстановившего в Римской Церкви
некоторые из древних обрядов, забытые там и сохранившиеся во всей
первобытной чистоте на Востоке (в том числе и литургию Преждеосвященных
Даров), и тем как бы заслужившего предпочтительное перед прочими отцами
Церкви право на всегдашнее сочетание его имени с этой литургией. В
греческих синаксариях с IX века помещаются известия о том, что св. Григорий
Двоеслов ввел у римлян совершение полной литургии в дни Великого поста, а
позднее (например, в Прологе, под 12 марта) это известие стало изъясняться и
переводиться так, что он ввел в Римской Церкви совершение великопостной
литургии (разумеется — Преждеосвященных Даров) (6).

У нас в России, когда господствовал Студийский Устав (XI — XIII вв.),
литургия Преждеосвященных Даров совершалась во все седмичные дни
Великого поста (кроме суббот и воскресенья). Но со времени введения
Иерусалимского Устава (XIV — XV вв.) и до настоящего времени литургия эта
совершается только по средам и пятницам Великого поста и в дни праздников.
<…>

Первая седмица и Неделя Великого поста

Читается канон св. Андрея Критского

Вечером с понедельника по четверг первой седмицы Великого поста на
великом повечерии читается канон св. Андрея Критского (7).

В тропарях этого канона изложены все побуждения к посту и покаянию,
приводятся многочисленные примеры из Ветхого и Нового Завета,
применительно к нравственному состоянию души грешника, оплакивающего
свои грехи. Канон назван великим как по множеству мыслей и воспоминаний,
в нем заключенных, так и по количеству его тропарей (около 250, тогда как в
обычных канонах их бывает около 30). Великое повечерие первых четырех
дней называется “малым стоянием”, в отличие от “Андреева или Мариина
стояния” на 5-й седмице и “великого стояния”в Великий Пяток.

Внешнее отличие канона св. Андрея Критского от других канонов состоит
в том, что он имеет все девять песней (включая 2-ю), и к каждому тропарю
поется припев: “Помилуй мя, Боже, помилуй мя”. В среду и четверг к
покаянному канону прибавляются несколько тропарей в честь св. Марии
Египетской, обратившейся от глубокого падения к высокому благочестию.
Впоследствие к этому канону были прибавлены тропари и в честь творца его
— св. Андрея Критского.

В субботу первой седмицы Церковь совершает память св. великомученика
Феодора Тирона, который в 362 году явился епископу Антиохийской Церкви
Евдоксию и повелел ему сообщить христианам, чтобы они не покупали
оскверненную императором Юлианом Отступником идоложертвенной
кровью пишу, но употребляли бы коливо (отваренные зерна пшеницы).

Этим воспоминанием Церковь внушает верующим, что пост угоден Богу и
что постящиеся находятся под особым покровительством Божиим.

Святой великомученик Феодор Тирон

Служба св. великомученику Феодору Тирону начинается в пятницу с
вечерни (соединяющейся с литургией Преждеосвященных Даров). В конце
литургии, сразу же по заамвонной молитве, поется молебный канон св.
Феодору и благословляется коливо в конце молебена. Молебен состоит из
чтения 142-го псалма, пения на “Бог Господь…” тропарей и затем — канона
святому. (Апостол и Евангелие не читаются) (8).

Первая неделя Великого поста. Неделя Православия или Торжество Православия.

Первая Неделя Великого поста называется Неделей Православия, так как
в этот день совершается торжество Православия, установленное в Греции в
первой половине IX века в память окончательной победы Православия над
всеми ересями, возмущавшими Церковь, и особенно над последней из них —
иконоборческой, осужденной на 7-м Вселенском Соборе в 787 г.

Из Греции чин Православия перешел вместе с христианством и в Русскую
Церковь. Победа Православия в самой Константинопольской Церкви пер
воначально была отпразднована в первую Неделю Великого поста.

В эту Неделю совершается особое торжественное богослужение,
называемое чином Православия. Этот чин составлен Мефодием, патриархом
Константинопольским (IX в.), и изложен в отдельных изданиях. (9)

Вторая седмица и Неделя Великого поста

Святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский

В субботу 2-й седмицы, а также в субботы 3-й и 4-й (10) седмиц поста
совершается заупокойная служба.

Православное учение о посте как средстве к благодатному озарению с
особенной силой раскрывается в богослужении второй Недели, посвященной
памяти святого Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского,
Чудотворца (жил в XIV веке, память 14 ноября по старому стилю). Св.
Григорий Палама, великий подвижник горы Афон, известен как защитник
Православия и обличитель ереси Варлаама, калабрийского монаха, который
отвергал православное учение о благодатном свете, озаряющем внутреннего
человека и иногда открывающемся видимо (например, на Фаворе и Синае), и
не допускал возможности достигнуть этого озарения молитвой, постом и
другими подвигами самоотвержения. На созванном по этому поводу Соборе в
Константинополе в 1341 году св. Григорий Палама, названный «сыном
Божественного света», обличил еретиков и защитил учение о свете
Божественном, несотворенном, присносущном, которым сиял Господь на
Фаворе и которым озаряются подвижники, достигающие этого озарения
посредством молитвы и поста. Церковная служба в честь св. Григория Паламы
и его житие составлены в XIV веке Филофеем, патриархом
Константинопольским (1362-1365 гг.), а канон — Геннадием Схоларием,
патриархом Константинопольским (XV век).

Третья Неделя Великого поста

Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная

Третья Неделя (воскресенье) Великого поста называется
Крестопоклонной: в службе этой Недели Церковь прославляет святой Крест
и плоды крестной смерти Спасителя.

Особенностью богослужения этой Недели является чин ВЫНОСА КРЕСТА
на середину храма для поклонения. Совершается этот чин, как и на праздники:

Происхождение Древ Честнаго Креста (1 августа — ст.ст.) и Воздвижение (14
сентября — ст.ст.) (11). Отличие от праздника Воздвижения Креста Господня
состоит в том, что в Неделю Крестопоклонную, а также 1 августа, если этот
день случится в воскресенье (в остальные дни в этот день по Уставу положена
служба с великим славословием), по полиелее величание Кресту не поется, но
сразу — тропари: «Ангельский собор удивися…». В конце великого славословия
(настоятель облачается во все одежды и чин выноса совершается так, как и в
праздник Воздвижения) — вынос Креста. «Премудрость, прости» произносится
перед царскими вратами. На литургии вместо «Снятый Боже» поется «Кресту
Твоему…», читаются особые Апостол (Евр., зач. 311) и Евангелие (Мк., зач.
37-е).

Крест находится посреди храма до пятницы 4-й седмицы. По Уставу
положено делать четыре поклонения на Крестопоклонной неделе: в
воскресенье, в понедельник, в среду и в пятницу.

В воскресенье бывает поклонение Кресту только на утрене (после выноса
Креста); в понедельник и среду оно совершается на 1-ом часе, а в пятницу «по
отпусте часов» (12).

Поклонение Кресту в понедельник и среду: совершается на 1-м часе, во
время чтения Богородична: «Что Тя наречем…», из алтаря царскими вратами
выходит иерей и кадит Крест на аналое с четырех сторон, и поет трижды:
«Кресту Твоему …» с земными поклонами. То же поют певцы трижды, затем
певцы поют: «Приидите, вернии…». После поклонения чтец читает: «Стопы
моя…» и прочее, а иерей уходит в алтарь и царские врата закрываются (13). На
всех Часах и Изобразительных: кондак «Не ктому пламенное оружие». Во
вторник на вечерне, в среду и пятницу на утрене поется вся служба только
Триоди (см.: Типикон. В неделю 3-ю вечера, а также в среду и пятницу).

В пятницу, во время молитвы «Всесвятая Троице…», открываются царские
врата и иерей с кадилом и диакон со свечой, выходят ко Кресту. Совершается
каждение и все прочее, как в понедельник. По окончании поклонения и
целования иерей возлагает на свою главу Крест и, в предшествии диакона с
кадилом и свечой, вносит Крест в алтарь, полагает на престоле и кадит его
крестообразно. Закрываются царские врата. Затем возглас: «Премудрость»,
«Достойно есть…» и прочее (14).

Вынос и поклонение Кресту в Крестопоклонную Неделю совершаются с
той целью, чтобы видом Креста и напоминанием о страданиях Спасителя
укрепить верующих в прохождении трудного поприща поста (15).

Четвертая Неделя Великого поста

Преподобный Иоанн Лествичник

В богослужении этой Недели (воскресенья) Церковь предлагает нам
высокий пример постнической жизни в лице подвижника VI века —
преподобного Иоанна Лествичника (память его 30 марта по старому стилю),
который с 17 до 60 лет подвизался на Синайской горе и в своем творении
«Лествица Рая» изобразил путь постепенного восхождения человека к
духовному совершенствованию, как по лестнице, возводящей от земли к вечно
пребывающей славе. Таких степеней в «Лествице» указано 30, по числу лет
земной жизни Спасителя до Его выступления на общественное служение
человеческому роду. Добродетели в «Лествице» расположены в естественном
их порядке и преемственности: от приготовительных и низших — к высшим.

В песнопениях четвертой Недели Церковь, ободряя постящихся тем, что
они уже прошли половину поста, и побуждая их к неослабной богоугодной
жизни, напоминает верующим, что они впали в грехи, подобно человеку,
впадшему в руки разбойников, и внушает упование на милосердие постра-
давшего за нас Господа.

Пятая седмица Великого поста

Преподобная Мария Египетская

Пятая седмица и Неделя Великого поста характерны тем, что в ЧЕТВЕРГ
5-ой седмицы на утрене прочитывается весь великий канон святого Андрея
Критского, который читался по частям в первые четыре дня 1-й седмицы, а
также читается житие преп. Марии Египетской (память ее 1 апреля по старому
стилю), представляющее образец истинного покаяния, борьбы с грехом и
пример неизреченного милосердия Божия (16).

Мария Египетская из бездны порока взошла путем покаяния на такую
высоту совершенства и святости, что уподобилась бесплотным Ангелам.

Житие преп. Марии составил св. Софроний, патриарх Иерусалимский, а св.
Андрей Критский, посланный Иерусалимским патриархом Феодором на VI
Вселенский Собор (692 г.), представил это житие преп. Марии вместе со своим
каноном. Чтение канона св. Андрея и житие преп. Марии Египетской в четверг
5-й седмицы совершается Церковью со времени VI Вселенского Собора.
В среду 5-й седмицы на вечерне (относящейся к четвергу), кроме обычных
стихир на “Господи, воззвах”, читаются еще 24 покаянные стихиры —
творение св. Андрея Критского. Стихиры имеют одно окончание: «Господи,
прежде даже до конца не погибну, спаси мя», которое поется хором.

В четверг по случаю чтения великого канона совершается литургия
Преждеосвященных Даров и бывает звон в «красныя», т. е. не великопостный.
Если в четверг 5-й седмицы случится праздник Благовещения, то чтение
великого канона переносится на утреню вторника, и тогда в этот день
совершается литургия Преждеосвященных Даров. <…>

Суббота Акафиста

Похвала Пресвятой Богородицы

Суббота 5-й седмицы называется СУББОТОЙ АКАФИСТА, а сама служба получила название «Похвалы Пресвятой Богородицы». В этот день на утрене
читается акафист Божией матери в память Ее заступничества и избавления
Константинополя в эти дни поста от сарацин и скифов в 626 году.

<…>

Пятая Неделя Великого поста

В пятую Неделю (воскресенье) Великого поста Церковь воспоминает и
прославляет св. Марию Египетскую, великую подвижницу V-VI вв. (+522 г.,
память 1-го апреля по старому стилю), в ее лице представляет нам образ
истинного покаяния и ободряет нас надеждой на неизреченное милосердие и
человеколюбие Божие к искренне кающимся.

Шестая седмица ВАИЙ.

В пятницу 6-й седмицы оканчивается св. Четыредесятница. В этот день на
вечерне, соединяемой с литургией Преждеосвященных Даров, водной из
стихир на «Господи, воззвах» поется:

«Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу страсти
Твоея просим видети, Человеколюбие, еже прославити в ней величия Твоя, и
неизреченное нас ради смотрение (домостроительство) Твое».
Вечером в пятницу — великое повечерие.

Рембрандт. Воскрешение Лазаря

В субботу седмицы Ваий Церковь воспоминает чудо воскрешения Лазаря,
поэтому суббота называется ЛАЗАРЕВОЙ. Воскрешение Лазаря Церковь
прославляет как доказательство Божественной силы Иисуса Христа и как
удостоверение в воскресении Христовом и в общем воскресении всех
умерших, что и выражается в тропаре праздника (глас 1-й):

«Общее воскресение прежде Твоей страсти уверяя, (т.е. удостоверяя), из
мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы
(еврейские) победы знамения носяше, Тебе победителю смерти вопием:
осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне”.

Чудом воскрешения Лазаря Господь Иисус Христос явил Свою
Божественную силу и славу и уверил Своих учеников и всех в должном быть
вскоре после распятия Своем воскресении, победе над смертию и общем
воскрешении умерших в последний день Страшного суда.

<…>

Вход Господень во Иерусалим

Вход Господень в Иерусалим

Об этом событии сказано у всех четырех евангелистов (Мф., 21, 1-11; Мк„11, 1-11; Лк., 19, 29-44; Ин., 12, 12-19). Этот праздник называется еще Неделей
ваий (ветвей), или Цветоносной Неделей, а также Вербным воскресением —
от обычая освящать в этот день пальмовые ветви, заменяемые у нас вербою.
Начало праздника восходит к глубокой древности. Древнейшее указание на
праздник принадлежит Мефодию, епископу Патарскому (III век), который
оставил поучение на этот день.

В IV веке праздник совершался торжественно, как об этом свидетельствует св.
Епифаний Кипрский. Многие из св. отцов IV века оставили свои поучения на
праздник Входа Господня в Иерусалим. Начиная с VI1 века, многие
песнопевцы, как-то: св. Андрей Критский (VII в.), преподобные Косма
Маиумский и Иоанн Дамаскин (VIII в.), Феодор и Иосиф Студиты, а также
Император Лев Философ, Феофан и Никифор Ксанфопулы (IX в.) —
прославили праздник песнопениями, которые и теперь поет Православная
Церковь в этот день.

Праздник Входа Господня в Иерусалим принадлежит к двунадесятым, но
он не имеет ни предпразднства, ни попразднства, так как окружен днями поста
— св. Четыредесятницы и Страстной седмицы. Вся служба праздника
отправляется по Триоди, за исключением лишь того случая, когда на этот день
приходится праздник Благовещения или храмовой праздник, тогда службы
этих праздников соединяются. <…>

Ваии раздаются молящимся во время помазания, которые стоят с ними и с
зажженными свечами в продолжении канона, тем самым изображая собой
древних жителей Иудеи, вышедших на сретение Господа при входе Его во
Иерусалим.

Употребление ваий и с ними свечей при богослужении относится к древним
временам, как об этом свидетельствуют святые отцы Церкви: Иоанн Златоуст,
Амвросий, Прокл и другие. Эти зеленеющие ветви служат знамениями победы
над смертью и Воскресения Христа, так как ваий (или вербы) есть ветви вновь
распустившегося дерева. Свечи, которые держат при вербах, означают
величие и светлость торжества Воскресения Господа и немерцающий свет
блаженного воскресения для вечной жизни.

<…>
Лазарева суббота и Вербное воскресение служат переходом от св.
Четыредесятницы к страстной седмице.

Страстная седмица

Первые три дня
В богослужении первых трех дней Страстной седмицы удерживается еще
общий покаянный его характер. Но, помимо этого, каждый день посвящается
особому воспоминанию, которое отражено в песнопениях и евангельских
чтениях на утрене и литургии.

В Великий Понедельник воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф,
по зависти проданный братьями в Египет, пострадавший, а потом прославив-
шийся и тем прообразовавший страдания Христа Спасителя, преданного на
смерть соотечественниками. Кроме того, в этот день воспоминается проклятие
и иссушение Господом бесплодной смоковницы, послужившей образом
лицемерных фарисеев, у которых, несмотря на их внешнюю набожность,
Господь не нашел истинных плодов веры и благочестия, а только лицемерную
сень (тень) закона.

Великий понедельник страстной седмицы. Притча о бесплодной смоковнице.

Бесплодной, засохшей смоковнице бывает подобна и всякая душа
человеческая, не приносящая духовных плодов — истинного покаяния, веры,
молитвы и добрых дел.

В Великий Вторник воспоминается обличение Господом книжников и
фарисеев, Его беседы и притчи, сказанные в этот день в Иерусалимском храме:
о дани кесарю, о воскресении мертвых, Страшном суде и кончине мира,
притчи о десяти девах и о талантах. В притчах изображается неожиданность
пришествия Господа (о десяти девах) и праведность суда Божия (о талантах).

Великий вторник. Притча о десяти девах.

В Великую Среду воспоминается жена-грешница, омывшая слезами и
помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, когда Он был на вечери в
Вифании, в доме Симона Прокаженного, и этим приготовившая Христа к
погребению. Здесь же Иуда мнимой заботливостью о нищих обнаружил свое
сребролюбие, а вечером решился продать Христа иудейским старейшинам за
30 сребренников. <…>

Великая среда страстной седмицы. Приготовление Христа к погребению.

Великий Четверг

В богослужении этого дня воспоминаются четыре важнейших события из
жизни Христа Спасителя: Тайная Вечеря, на которой Господь установил
новозаветное таинство св. Евхаристии; омовение ног ученикам в знак
глубокого смирения и любви к ним; молитва в саду Гефсиманском и
предательство Иисуса Христа Иудою на страдания и смерть.

Леонардо да Винчи. Тайная вечеря

Службы в этот день следующие: вечером (в среду) — малое повечерие и
утреня с 1-м часом; утром — часы 3-й, 6-й и 9-й, изобразительные, литургия св.
Василия Великого в соединении с вечерней. <…>

К. Лебедев. Великий Четверг. Омовение ног

Великая Пятница

Плащаница Иисуса Христа

В Великую Пятницу совершаются три основные службы: утреня, великие
часы и великая вечерня с малым повечерием. Литургия в этот день не
совершается по причине глубокого сокрушения и сугубого поста в честь
распятия и смерти Господа Иисуса Христа, а также и потому, что в этот день
Голгофская Жертва была принесена Самим Спасителем на Кресте.

Утреня. «Последование святых и спасительных Страстей Господа нашего
Иисуса Христа» должно начинаться, по Уставу, во 2-ом часу ночи, потому что
страдания Господа начались ночью с Четверга на Пятницу. Подобно ученикам,
сопутствовавшим с пением ночью своему Учителю и Господу с Тайной
Вечери в Гефсиманский сад, верующие также в ночь на Пятницу совершают
утреню с пением антифонов и канона и назидаются слушанием евангельского
повествования о Страстях Христовых, так что главное содержание утрени
Великого Пятка составляет чтение 12-ти Евангелий — избранных глав из
благовествования всех четырех евангелистов. В этих Евангелиях подробно
повествуется о последних часах земной жизни Спасителя, начиная с Его
прощальной беседы с учениками после Тайной Вечери и кончая Его
погребением во гробе Иосифа Аримафейского.

Утреня Великого Пятка имеет свой особый отпуст:

«Иже оплевание, и биения, и заушения, и Крест, и смерть претерпевый
за спасение мира, Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя
Своей Матере, святых славных и всехвальных апостол, святых
праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых помилует и спасет
нас, яко Благ и Человеколюбец» (17).

1-й час не соединяется с утреней (кроме случая совпадения с Великой
Пятницей праздника Благовещения), а бывает вместе с 3-м, 6-м и 9-м часами.
Великие часы, совершаемые в Великую Пятницу вместо литургии,
отправляются все вместе (1-й, 3- й, 6-й и 9-й с чином изобразительных), по
чину великих часов в Навечерие Рождества Христова и Крещения, то есть на
каждом часе, кроме одного псалма обычных часов, вводятся два особых
псалма, имеющих отношение к воспоминаемому событию. На «Слава» на
каждом часе поется свой особый тропарь; после Богородична часа поются три
особых тропаря и прокимен, а также читаются паремия, Апостол и Евангелие
от каждого Евангелиста. По окончании великих часов читаются
изобразительны «поскору», начиная: «Во царствии Твоем помяни нас,
Господи» и т.д., и бывает особый отпуст (см.: Служебник):

«Иже нас ради, человеков, и нашего ради спасения страшныя Страсти
и Животворящий Крест, и вольное погребение плотию изволивый,
Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере,
святых славных и всехвальных апостол, святых праведных Богоотец
Иоакима и Анны и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и
Человеколюбец».

(Этот же отпуст — в конце великой вечерни в Великий Пяток и в Великую
Субботу на утрене).

Великие часы составлены св. Кириллом, архиепископом Александрийским
(V в.). По Уставу, их должно совершать во 2-ом часу дня, то есть в 8 часов утра
по нашему времени.

На Великой Вечерне в Великую Пятницу, которая относится к Великой
Субботе и совершается обычно в 2 часа дня — около того времени, когда
Спаситель умер на Кресте (в 10-м часу дня, то есть в 4-м пополудни) —
воспоминается снятие с Креста пречистого Тела Иисуса Христа и Его
погребение.

Тотчас после вечерни совершается малое повечерие, на котором поется
канон о распятии Господа и «На плач Пресвятыя Богородицы». Этот
трогательный канон составлен в X веке Симеоном Логофетом. Канон полный,
по уставу, читается на малом повечерии, по прочтении Символа веры. По
окончании 9-й песни вместо «Достойно» поется ирмос 9-й песни. Затем
Трисвятое по «Отче наш» и читается кондак: «Нас ради распятаго…». Далее
«Господи, помилуй» (40 раз) и читается последование обычное. По прочтении
молитвы: «Упование мое Отец…» священник произносит «Слава Тебе, Христе
Боже…». Хор: «Слава, и ныне» и бывает малый обычный отпуст.

После отпуста все прикладываются к св. Плащанице и лежащему на ней
Евангелию (18). (Елеем в это время не помазывают). <…>

Великая Суббота

Великая суббота. Сошествие Христова во ад.

В этот день Церковь воспоминает погребение Христа Спасителя,
пребывание Его тела во гробе, сошествие душею во ад для возвещения там
победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия,
введение разбойника в рай. Вместе с тем в богослужении этого дня
предуказывается и славное Воскресение Господа Иисуса Христа. Основные
воспоминания дня Великий Субботы выражены в тропаре часов следующего
дня — святой Пасхи:

«Во гробе плотски (то есть — телесно — архим. И.), во аде же с душею яко Бог,
в рай же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом,
вся исполняяй (то есть — наполняли — архим. И.), Неописанный». <…>

  1. Св. Иоанн Златоуст. Огласительное слово на Пасху и Беседа 2-я “О низвержении статуй».
  2. Вторник 2-й седмицы Великого поста. 3-я стихира на «Господи воззвах».
  3. На утрене четверга 5-й недели Великого поста читается канон св. Андрея Критского,
    поэтому по Уставу положено читать малое повечерие по ломам (см Типикон).
    В этот день начало службы — с двухпсалмия.
  4. Согласно Студийскому Уставу, в древние времена литургия Преждеосвященных Даров
    совершалась не тольку в среду и пятницу, но и в понедельник, вторник и четверг всех
    седмиц Великого поста, за исключением 1-й седмицы.
  5. Излагается по пособию Нестеровского “Литургика”. Спб., 1905.
  6. Прот. Григорий Смирнов-Платонов. О литургии Преждеосвященных Даров.
    «Православный собеседник” №№ 6-7, 1892; “Руководство для сельских пастырей”, №№
    10-12, 1897; О литургии Преждеосвященных Даров. Москва, 1850.
  7. В первые четыре дня 1-й седмицы Великого поста сначала читается пс. 69-й: “Боже, в
    помощь мою вонми…” и после него — канон св. Андрея Критского. Он разделяется на
    четыре части и читается в понедельник вечером, вторник, среду и четверг. Сразу по
    окончании канона читается псалом 4-й: “Внесла призвати…” (без слов “Приидите,
    поклонимся…”) и прочие псалмы. В другое время псалом 69-й читается в начале 3-й
    части великого повечерия (см.: Типикон, начало Великого поста)
    Примечание. Если служит священник, то он на чтение канона выходит боковыми
    дверьми, и великий канон читается при закрытой завесе, а если епископ, то он выходит и
    заходит царскими вратами.
  8. Чин молебна находится в Типиконе и Постной Триоди, в последовании пятка 1-й
    седмицы, а также в «Богослужебных указаниях на 1951 год”. Молитва на благословение
    колива находится в Служебнике, в чине освящения колива в праздники, а также в книге:
    “Служба на каждый день первый седмицы святыя Четыредесятницы”.
    Примечания: Если в понедельник 1-й седмицы случится праздник Сретения Господня, то служба Сретения совершается в Неделю сыропустную (Прощеное воскресение).
    Если Обретение главы св. Иоанна Крестителя или храмовой праздник случится в
    период от вторника до пятницы (включительно) 1-й седмицы, то служба Предтече
    совершается или в Прошеное воскресенье, или в субботу 1-й седмицы поста, а служба
    храмового праздника совершается в субботу I -й седмицы.
    Во все пятницы (вечером) св. Четыредесятницы на повечериях, а также во вес субботы
    и воскресенья на утреннем и вечернем богослужении великих поклонов не бывает.
    В Великом посту во многих приходах центральных и юго-западных областей нашей
    страны совершается трогательный церковно-богослужебный обряд, называемый Пассией
    («Страданием»). Этот обряд был введен при Киевском митрополите Петре Могиле (XVII
    в.). Он совершается на повечерии (в пятницу) или на вечерне (в воскресенье, как например,
    в Москве и в Троице — Сергиевой лавре) в 1-ю, 2-ю, 3-ю, 4-ю седмицы или Недели Великого
    поста и состоит из чтения Евангелия и пения некоторых песнопений Страстной седмицы
    («Тебе одеющагося…”, «Приидите, ублажим…”), касающихся воспоминания страстей (стра-
    дании) Христовых, откуда произошло и само название обряда.
    О Пассиях Церковный Устав ничего не говорит. Сам чин и обряд Пассии помещен был
    впервые в конце Цветной Триоди, изданной в 1702 г. при Киево-печерском архимандрите
    Иоасафе (Кроковском); в конце описания чина сказано: “Сия вся воспоминаются по совету,
    а не по повелению, яже вся под разсуждение Церкве Свягыя Православный подаются».
  9. “Чин молебна в Неделю Православия” в сокращенном виде, как он совершается в
    настоящее время, напечатан в «Богослужебных указаниях на 1949 г.” (Изд. Московской
    Патриархии, с. 45-47).
  10. Примечание. Если случится в эти три субботы Обретение главы св. Иоанна Предтечи.
    Сорока мучеников или же храмовой святой, то заупокойная служба опускается. На утрене
    поется полиелей и величание. Каноны: Богородицы на 6, и святому на 8. Субботний канон
    с библейскими стихами читается па великом повечерии в свое время (см.: Типикон, 24
    февраля; Неаполитанский А. Цит. соч., с. 74).
  11. Полиелей во все эти дни совершается в алтаре. См. подробное указание о приготовлении
    и выносе Креста на праздник Воздвижения Креста Господня.
  12. Выражение: «по отпусте часов» указывает не на отпуст, произносимый перед вечерней,
    а вообще на конец часов. В Триоди Постной время поклонения Кресту означено
    определеннее, а именно: оно бывает по отпетии часов, по последнем Трисвятом. Последнее
    же Трисвятое — то, которое бывает по окончании великопостных часов, находится в чине
    Изобразительных, относящихся к службе часов (см.: Никольский К. Устав богослужения
    Православной Церкви. СПб., 1900. С. 598).
  13. Богослужебные указания на 1957 г., с. 100.
  14. См.: Н.Д. Успенский. Лекции по Церковному Уставу, прочитанные в Ленинградской
    духовной семинарии, ч. II, с. 46, а также: Богослужебные указания на 1957 г., с. 100.
  15. Начиная со среды 4-й (Крестопоклонной) седмицы до Великой Среды включительно, на
    литургиях Преждеосвященных Даров произносятся особые ектении о готовящихся ко
    святому Просвещению (Крещению).
  16. Житие преп. Марии Египетской в переводе на русский язык напечатано в
    «Богослужебных указаниях на 1950 г.», с. 124-131.
  17. Службы на каждый день Страстной седмицы, с. 217.
  18. Если в Великую Пятницу, в Великую Субботу или в первый день Пасхи случится
    храмовой праздник или праздник св. великомученика Георгия, то служба переносится:
    храма — на понедельник или вторник Светлой седмицы, а св. великомученика Георгия — на
    понедельник Светлой седмицы, причем служба праздника соединяется со службой дня (см.:
    Типикон, 46-я храмовая глава и Маркова глава под 23 апреля).

Схиархимандрит Иоанн (Маслов)
Источник: Цит. в сокращении по: Иоанн (Маслов), архим. Лекции по Литургике для 3
класса. Загорск, Лавра, Академия. 1984, с. 232-264. 292-322, 324-344

Оцените статью
Московская педагогическая академия
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.