Вклад Русской Православной Церкви в победу над фашизмом

Статья
Статья отца Иоанна, написанная к 30-летию разгрома фашистской Германии, представляет собой едва ли не единственную публикацию советского времени, в которой рассказана правда о патриотической деятельности Церкви в годы Великой Отечественной войны.

В первый же день Великой Отечественной войны Предстоятель Русской
Православной Церкви Патриарший Местоблюститель Митрополит Сергий,
маститый 74-летний старец, обратился с посланием ко всем верующим нашей
страны.

Этот исторический документ ясно определил позицию Русской
Православной Церкви: «В последние годы мы, жители России, утешали себя
надеждой, что военный пожар, охвативший едва ли не весь мир, не коснется
нашей страны, но фашизм, признающий законом только голую силу и
привыкший глумиться над высокими требованиями чести и морали, оказался
и на этот раз верным себе. Фашистские разбойники напали на нашу Родину.
Попирая всякие договоры и обещания, они внезапно обрушились на нас, и вот
кровь мирных граждан Ц уже орошает родную землю… Православная наша
Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла,
и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь.

Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный
подвиг». (Правда о религии в России. Изд. Московской Патриархии. М., 1942,
с. 16). В послании Митрополит Сергий призывал верующих людей исполнить
священный долг перед Родиной — всеми средствами защищать ее от врага.
Любовь русского человека к своей Родине беспредельна и беззаветна: когда
Родина в опасности, он готов, пренебрегая смертью, отдать все свои силы на
защиту ее. И это есть непреодолимое веление сердца, порыв любви, который
он не в силах остановить, который он должен до конца исчерпать.

Перед Парадом Победы. 24 июня 1945 года

Бесчисленные примеры из истории нашей страны являются единой
иллюстрацией этого великого патриотического чувства русского человека.
Так, еще в тяжкое время татарского ига русский народ не давал покоя врагу и
наносил ему ощутимые удары. И настало, наконец, время, когда он сбросил
ярмо ненавистного ига.

Славную страницу вписали в историю Русского государства русские
патриоты в 1812 году. Промыслом Божиим Наполеону попущено было дойти
до самой Москвы, как бы для того только, чтобы показать всему миру, на что
способны русские люди, когда Отечество в опасности.

Урокам истории не вняли нацистские главари, вероломно напавшие на
наше Отечество. Наш народ доказал варварам XX века, что каждое
оскорбление, нанесенное чести Родины нашей, постигнет грозное возмездие.

В Великой Отечественной войне народы нашей страны боролись не только
за свою Родину, но и за весь мир, над которым была занесена кровавая рука
фашизма. И как в годы порабощения Европы Наполеоном именно русскому
народу суждено было освободить мир от тирана, так и в этой войне нашему
народу выпала на долю высокая и трудная миссия избавить человечество от
фашизма, вернуть порабощенным странам свободу и водворить мир.

Презрев азы воинской чести, гитлеровская армия несла смерть и
опустошение всем: убийства мирных жителей, детей, стариков,
надругательства над пленными, насилия и грабежи стали как бы второй
профессией солдат и офицеров этой армии. Разрушение и уничтожение
памятников национальной культуры, в том числе православных храмов, стали
признаком немецкой «цивилизации», а виселицы на площадях и улицах
оккупированных городов и сёл стали свирепым символом гитлеровского
«нового порядка».

Наша Православная Церковь, свято хранящая заветы Христа и святых
апостолов, всегда живущая со своим народом одной жизнью, горячо
откликнулась на несчастье, обрушившееся на нашу страну, и по призыву
своего Первоиерарха целиком посвятила себя служению Родине.

Народ наш твердо верил в победу над фашизмом, в то, что каждая его жертва приближает час победы.

К защите Родины верующих звал не только священный гражданский, но и
христианский долг. Христово учение требует от каждого последователя
беззаветной любви к своим братьям. И эта любовь верующих русских людей
нашла яркое проявление в защите родного Отечества. В годы тяжелых
испытаний с особой силой возгорается дух веры в сердце православного
человека. Вера влечет человека на жертвенный подвиг во имя Христовой
заповеди: «Болши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за
други своя» (Ин. 15, 13). Как писал Патриарший Местоблюститель
Митрополит Сергий, «душу свою полагает не только тот, кто будет убит на
поле сражения за свой народ и его благо, но и всякий, кто жертвует собой,
своим здоровьем или выгодой ради Родины». (Русская Православная Церковь
и Великая Отечественная война. Сборник церковных документов. М., 1943, с.
4).

Парад священников. 1945 год.

Народ наш твердо верил в победу над фашизмом, в то, что каждая его
жертва приближает час победы. Вера эта коренилась в сознании правоты
нашего дела: не мы начали войну, нас вынудили взяться за оружие, чтобы
защитить Родину.

Среди членов Русской Православной Церкви, ее мирян и
священнослужителей, представителей многонациональной паствы
Московской Патриаршей кафедры немало непосредственных участников
Великой Отечественной войны. Многие из них, например, архиепископ Лука
(Войно-Ясенецкий), архиепископ Леонид (Лобачев), архиепископ
Краснодарский и Кубанский Алексий, награждены орденами и медалями за
заслуги перед Родиной.

Неумолкавшее слово Церкви, звавшее к защите Отечества и веры
православной, вселяло в сердца твердую уверенность в близкой победе.
«Лук сильных изнеможе, а немощствующии препоясашася силою» (1 Цар. 2,
4), — писал в Рождественском послании 1942 года Патриарший
Местоблюститель Митрополит Сергий. — Будем все мужественны, как
мужественна наша Красная Армия, как мужествен наш великий народ.
Скажем нашим врагам: «Страха вашего не убоимся, ниже смутимся (Ис. 8, 12).
Хоть бы вы и снова собрались с силами, снова побеждены будете (Ис. 8, 9-10),
яко с нами Бог!» (Русская Православная Церковь… с. 38).

Большая патриотическая работа велась на страницах «Журнала
Московской Патриархии». (Первый номер вышел в сентябре 1943 г.). В нем из
номера в номер печатались послания, проповеди, статьи и заметки, в которых
прославлялся героизм нашего народа, его жертвенный подвиг, а обличения
нацистских злодеяний звучали как грозный приговор истории, вскрывавший
миру антихристианскую сущность фашизма.

Передача танковой колонны имени Димитрия Донского митрополитом Николаем
(Ярушевичем). 1944 г.

Архипастыри и пастыри нашей Церкви неустанно утешали и ободряли
народ, призывали всех на борьбу с врагом.

По призыву наших иерархов во всех храмах возносилась молитва о победе.
В этой молитве принимали живое участие миллионы верующих нашей страны,
с глубокой верой и любовью молившихся за родную землю, с одной думой —
дал бы Бог победить коварного и злобного врага, сокрушить ненавистный
фашизм, несущий горе и разорение всему человечеству.

В храмах за каждым богослужением производился сбор пожертвований на
оборону и на нужды военного времени, например, на воспитание детей-сирот.
Весь советский народ в годы Отечественной войны участвовал в
пожертвованиях в фонд обороны. Отдельные лица посылали свои трудовые
сбережения на постройку танков и самолетов. Не остались безучастными в
этом всенародном движении верующие люди нашей страны. Патриарший
Местоблюститель Митрополит Сергий в дни всенародного патриотического
подъема призвал верных чад Русской Православной Церкви собирать средства
на сооружение танковой колонны имени Димитрия Донского.


Патриотический подъем среди духовенства и верующего народа нарастал год от года: все более значительными становились пожертвования на военные нужды; во всех храмах шли систематические сборы денежных средств и вещей, поступавших в распоряжение государства.

Патриотический подъем среди духовенства и верующего народа нарастал
год от года: все более значительными становились пожертвования на военные
нужды; во всех храмах шли систематические сборы денежных средств и
вещей, поступавших в распоряжение государства; ко второму году войны,
например, московские храмы собрали на подарки для армии более 3
миллионов рублей, множество теплых вещей, а церковная община в Горьком,
храня в памяти подвиг своего земляка — славного нижегородца Кузьмы
Минина, собрала более миллиона рублей на подарки и до ста тысяч рублей на
теплые вещи.

Высокий патриотизм показали клирики и прихожане московских храмов в
дни обороны Москвы. Воодушевленные призывом Первоиерарха нашей
Церкви Митрополита Сергия, они в самые тяжелые для Москвы минуты не
дрогнули; выполняя свой долг перед Родиной, были на своем посту:
духовенство и паства, по примеру своих благочестивых и мужественных
предков, усилили молитву к Богу о даровании победы нашему воинству над
врагом, без ропота провожали сыновей, мужей и братьев на передовые линии,
рыли противотанковые рвы и окопы, сооружали железобетонные надолбы,
ковали оружие.

Когда враг был разгромлен под Москвой, духовенство и прихожане
московских храмов с тем же неослабным энтузиазмом все думы, все чаяния
направили вслед наступающей армии, туда, где славные сыны нашей Родины,
не жалея жизни, защищали родные пределы. 23 февраля 1942 года, в день 24-
й годовщины нашей славной Красной Армии, духовенство и миряне Москвы
собрали на подарки защитникам Родины большие денежные суммы. Щедрые
пожертвования сделали многие церковные общины Москвы: церковь св.
Иоанна Предтечи на Красной Пресне, храм Святителя Николая в Хамовниках,
церковь в честь иконы Божией Матери, именуемой «Нечаянная Радость», в
Марьиной роще, Свято-Никольская церковь в Кузнецах, храм святого пророка
Илии в Обыденском переулке, церковь святых Петра и Павла у Яузских ворот,
Петропавловский храм на Преображенской площади.

Церковь наша не отделяла своей судьбы от судьбы своей паствы. Помогая
стране и народу в достижении победы над врагом, она действовала не в
надежде на выгоду, не из какого-либо расчета, а во исполнение лежащего на
ней долга, как мать, видящая смысл жизни в спасении ее детей. Русская
Православная Церковь молилась и молится об избавлении чад своих от «огня,
меча и нашествия иноплеменных».

Молитва и труд во благо Родины — вот оружие, которым верующие люди
должны защищать мир на земле. Усугубить свои молитвы к Спасителю мира
о даровании мира всему миру и служить делу миротворчества путем
самоотверженной работы каждого в своей области — такова священная
патриотическая задача, о которой неустанно напоминает своим чадам Русская
Православная Церковь.

Схиархимандрит Иоанн (Маслов)
«Журнал Московской Патриархии», 1975, № 5

Оцените статью
Московская педагогическая академия
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.