Воспитывать человека — значит определять судьбу нации

Статья

Святитель Московский Филарет отмечал, что судьба народа зависит от его
нравственного уровня. Главным условием реального выхода из ситуации, в
которой пребывает наш народ, является укрепление нравственности
соотечественников. Это возможно при всеобъемлющем введении
положительных воспитательных процедур на всех уровнях общественной
жизни: от семьи и школы до средств массовой информации и государственных
органов.

Судьба народа зависит от его нравственного уровня.

За способность к обучению и воспитанию в человеке, состоящем из тела и
души, отвечает душа. Она временно пребывает в теле. Однако душа есть
начало самостоятельное, обладающее разумностью, свободой и бессмертием.
«Наиболее ценным качеством души, отличающим ее от окружающего мира,
является ее духовность. Душа есть дух, и потому она должна постоянно
стремиться к Богу, богоуподобляться, чтобы соединиться с ним в вечности», —
писал схиархимандрит Иоанн (Маслов).

Спасение души человек обретает в Церкви с помощью духовного
руководителя. «Пастырь обязан быть воспитателем, врачом, духовным отцом
и руководителем… Он должен постоянно следить за состоянием своих
пасомых, чтобы падшего поднять, изнемогающего поддержать, стоящего
оградить», — писал святитель Григорий Богослов.

Предназначение истинного педагога сродни миссии пастыря. Воспитание
— это воспитание души в совершенствовании ее проявлений: ума, воли и
сердца.

Умственное образование связано с утверждением воли в правилах
благочестия и с укреплением добродетелей. В воспитании воли велика роль
дисциплины, которая дает воле необходимое направление, воспитывает
готовность подчинить себя нравственному долгу. Воле воспитуемого нужна
постоянная положительная тренировка.

Воспитание — это воспитание души в совершенствовании ее проявлений: ума, воли и
сердца.

Образование ума и воли бесплодно, если не усвоено сердцем и не
укоренилось в нем. Под сердцем в православной традиции подразумевается
нравственное понятие — внутреннее человеческое состояние, расположение,
склонность, настрой. Жизнь ума и сердца в человеке не прекращается ни на
мгновение, и зараженные грехом интеллект и эмоционально-чувственная
сфера будут воспроизводить в себе зло и ложь, если не дать душе богоугодных
упражнений. Сердце человека есть вместилище чувств, поэтому особое
попечение необходимо прилагать воспитанию чувств, умению управлять ими.
Бог насадил в душу каждого человека совесть как некое руководство к
действию. По мнению аввы Дорофея, совесть является помыслом, который
просвещает ум и показывает ему, что доброе и что злое. Необходимо хранить,
блюсти совесть, прислушиваться к ее голосу, потому что она всегда напоминает
человеку полезное и спасительное. Совесть руководит человеком
жить по слову Божию. Всякое дело необходимо предварительно
согласовывать с совестью. Совесть, уязвляемая грехом, беспокоит человека.

В практике самосовершенствования — основе духовной жизни —
действует правило «от внешнего к внутреннему». Святитель Игнатий
(Брянчанинов) отмечал: «…Всякая евангельская добродетель избирается
благим произволением, но даруется Христом произволяющему как дар». Для
стяжания добродетели воспитуемый должен проявлять внешние ее признаки.

Совесть руководит человеком жить по слову Божию.

Так как внутреннее устроение человека — процесс длительный,
многотрудный и во многом неприметный, необходимо и внешнее, видимое
формировать таким образом, чтобы оно положительно воздействовало на
органы чувств и через них на состояние души человека. Так, например,
скромная и простая одежда должна быть чиста и аккуратна; сам воспитуемый
— опрятен, с правильной осанкой; жилище должно постоянно пребывать в
чистоте и быть аккуратно прибранным. Все это дисциплинирует
воспитуемого. Исключительно сильное воздействие на человека оказывает
устная речь его самого и окружающих. Говорить надо лаконично и негромко,
но четко и внятно, с использованием благозвучной литературной лексики.

Мы — носители великого и могучего русского языка, нам непозволительно
оскорблять Бога и наших славных предков не только сквернословием, но и
бездумным использованием многочисленных иностранных и жаргонных слов,
междометий, слов-паразитов. По культуре и богатству речи сразу можно
определить уровень воспитания и просвещения говорящего. Устная речь
расцветает при наличии церковнославянских крылатых слов и выражений из
Священного Писания. В наше время учиться правилам устной речи, забытому
теперь ораторскому искусству и мастерству беседы, диалога по-настоящему
можно только за церковной оградой.

Могущество государства определяется нравственным состоянием народа.

Субъектами воспитания на протяжении веков выступали Церковь,
государство, семья.

Могущество государства определяется нравственным состоянием народа.
Сегодня, в условиях глубокого кризиса общественной морали, все больше
осознается значение той истины, что воспитывать человека — значит
определять судьбу нации.

У нашего народа богатейшие традиции патриотического служения,
милосердия и благотворительности. Их надо возрождать и пропагандировать.
О них надо говорить на уроках в школе. Вспомним героев битв на Чудском
озере, на Куликовом и Бородинском поле. Вспомним Козьму Минина,
пожертвовавшего все свои сбережения на спасение Отечества. Чтим ли мы их
память так, как следовало бы? Вспомним преподобномученицу Елисавету —
великую княгиню Елизавету Феодоровну, которая после гибели мужа
передала все свое состояние созданной ею Марфо-Мариинской обители
милосердия — уникальной даже по меркам дореволюционной России
благотворительной организации. Это ли не пример для подражания юным
гражданам России?

В конце XIX века Глинский старец Порфирий (Левашов) предсказал, что со
временем вера в России падет, блеск земной славы ослепит разум, слово
истины будет в поношении. «Но, — добавлял он, — за веру восстанут из
народа неизвестные и восстановят попранное».

Сейчас на передовую линию фронта выходят подлинные герои нашего
времени: пастыри, педагоги-наставники, учителя-воспитатели. Не надо
смущаться малочисленностью современных подвижников: армии собираются
там, где и один в поле воин.

Святой благоверный великий князь Александр Невский в трудные минуты
всегда повторял: «Бог не в силе, а в правде… Если Бог с нами, то кого же нам
бояться?»

Н.В. Маслов,
президент Фонда святого благоверного князя Александра Невского,
ректор Московской педагогической академии,
доктор педагогических наук.

Оцените статью
Московская педагогическая академия
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.