Святитель Московский Филарет отмечал, что судьба народа зависит от его
нравственного уровня. Главным условием реального выхода из ситуации, в
которой пребывает наш народ, является укрепление нравственности
соотечественников. Это возможно при всеобъемлющем введении
положительных воспитательных процедур на всех уровнях общественной
жизни: от семьи и школы до средств массовой информации и государственных
органов.
За способность к обучению и воспитанию в человеке, состоящем из тела и
души, отвечает душа. Она временно пребывает в теле. Однако душа есть
начало самостоятельное, обладающее разумностью, свободой и бессмертием.
«Наиболее ценным качеством души, отличающим ее от окружающего мира,
является ее духовность. Душа есть дух, и потому она должна постоянно
стремиться к Богу, богоуподобляться, чтобы соединиться с ним в вечности», —
писал схиархимандрит Иоанн (Маслов).
Спасение души человек обретает в Церкви с помощью духовного
руководителя. «Пастырь обязан быть воспитателем, врачом, духовным отцом
и руководителем… Он должен постоянно следить за состоянием своих
пасомых, чтобы падшего поднять, изнемогающего поддержать, стоящего
оградить», — писал святитель Григорий Богослов.
Предназначение истинного педагога сродни миссии пастыря. Воспитание
— это воспитание души в совершенствовании ее проявлений: ума, воли и
сердца.
Умственное образование связано с утверждением воли в правилах
благочестия и с укреплением добродетелей. В воспитании воли велика роль
дисциплины, которая дает воле необходимое направление, воспитывает
готовность подчинить себя нравственному долгу. Воле воспитуемого нужна
постоянная положительная тренировка.
Образование ума и воли бесплодно, если не усвоено сердцем и не
укоренилось в нем. Под сердцем в православной традиции подразумевается
нравственное понятие — внутреннее человеческое состояние, расположение,
склонность, настрой. Жизнь ума и сердца в человеке не прекращается ни на
мгновение, и зараженные грехом интеллект и эмоционально-чувственная
сфера будут воспроизводить в себе зло и ложь, если не дать душе богоугодных
упражнений. Сердце человека есть вместилище чувств, поэтому особое
попечение необходимо прилагать воспитанию чувств, умению управлять ими.
Бог насадил в душу каждого человека совесть как некое руководство к
действию. По мнению аввы Дорофея, совесть является помыслом, который
просвещает ум и показывает ему, что доброе и что злое. Необходимо хранить,
блюсти совесть, прислушиваться к ее голосу, потому что она всегда напоминает
человеку полезное и спасительное. Совесть руководит человеком
жить по слову Божию. Всякое дело необходимо предварительно
согласовывать с совестью. Совесть, уязвляемая грехом, беспокоит человека.
В практике самосовершенствования — основе духовной жизни —
действует правило «от внешнего к внутреннему». Святитель Игнатий
(Брянчанинов) отмечал: «…Всякая евангельская добродетель избирается
благим произволением, но даруется Христом произволяющему как дар». Для
стяжания добродетели воспитуемый должен проявлять внешние ее признаки.
Так как внутреннее устроение человека — процесс длительный,
многотрудный и во многом неприметный, необходимо и внешнее, видимое
формировать таким образом, чтобы оно положительно воздействовало на
органы чувств и через них на состояние души человека. Так, например,
скромная и простая одежда должна быть чиста и аккуратна; сам воспитуемый
— опрятен, с правильной осанкой; жилище должно постоянно пребывать в
чистоте и быть аккуратно прибранным. Все это дисциплинирует
воспитуемого. Исключительно сильное воздействие на человека оказывает
устная речь его самого и окружающих. Говорить надо лаконично и негромко,
но четко и внятно, с использованием благозвучной литературной лексики.
Мы — носители великого и могучего русского языка, нам непозволительно
оскорблять Бога и наших славных предков не только сквернословием, но и
бездумным использованием многочисленных иностранных и жаргонных слов,
междометий, слов-паразитов. По культуре и богатству речи сразу можно
определить уровень воспитания и просвещения говорящего. Устная речь
расцветает при наличии церковнославянских крылатых слов и выражений из
Священного Писания. В наше время учиться правилам устной речи, забытому
теперь ораторскому искусству и мастерству беседы, диалога по-настоящему
можно только за церковной оградой.
Субъектами воспитания на протяжении веков выступали Церковь,
государство, семья.
Могущество государства определяется нравственным состоянием народа.
Сегодня, в условиях глубокого кризиса общественной морали, все больше
осознается значение той истины, что воспитывать человека — значит
определять судьбу нации.
У нашего народа богатейшие традиции патриотического служения,
милосердия и благотворительности. Их надо возрождать и пропагандировать.
О них надо говорить на уроках в школе. Вспомним героев битв на Чудском
озере, на Куликовом и Бородинском поле. Вспомним Козьму Минина,
пожертвовавшего все свои сбережения на спасение Отечества. Чтим ли мы их
память так, как следовало бы? Вспомним преподобномученицу Елисавету —
великую княгиню Елизавету Феодоровну, которая после гибели мужа
передала все свое состояние созданной ею Марфо-Мариинской обители
милосердия — уникальной даже по меркам дореволюционной России
благотворительной организации. Это ли не пример для подражания юным
гражданам России?
В конце XIX века Глинский старец Порфирий (Левашов) предсказал, что со
временем вера в России падет, блеск земной славы ослепит разум, слово
истины будет в поношении. «Но, — добавлял он, — за веру восстанут из
народа неизвестные и восстановят попранное».
Сейчас на передовую линию фронта выходят подлинные герои нашего
времени: пастыри, педагоги-наставники, учителя-воспитатели. Не надо
смущаться малочисленностью современных подвижников: армии собираются
там, где и один в поле воин.
Святой благоверный великий князь Александр Невский в трудные минуты
всегда повторял: «Бог не в силе, а в правде… Если Бог с нами, то кого же нам
бояться?»
Н.В. Маслов,
президент Фонда святого благоверного князя Александра Невского,
ректор Московской педагогической академии,
доктор педагогических наук.