«Днесь благовернии людие, осеняемии святым Богоматери образом, во
умилении глаголем: Владычице, помози рабом Твоим в напастех, скорбех и
болезнех, обременены бо грехми многими, и избави ны от всякого зла,
молящи Сына Твоего Христа Бога нашего, спасти души наша»
(Тропарь Глинской иконе Рождества Пресвятой Богородицы. Глас 4-й).
Чудотворная икона Глинской пустыни Рождества Божией Матери
прославилась посредством совершенных ею множества различных
чудодейственных исцелений над страждущими различными болезнями.
Обретение этой иконы относится к допатриаршему периоду в России —
первой половине XVI века (1).
В это время наша страна была истерзана монголо-татарским владычеством, а
также междоусобицами русских князей. Кроме того, постоянные войны,
различного рода житейские невзгоды, неурожаи, повсеместные эпидемии
болезней, часто возникавшие пожары побуждали многих людей к мысли о
суетности мирской жизни. По этой причине они уходили в безлюдные места,
глухие лесные массивы и там находили приют, успокоение в непрестанном
Богоугождении, в трудах. Здесь, в суровых условиях дикой природы, они,
наедине с Богом, проводили большую часть времени в молитвенных подвигах,
очищая свою душу и преодолевая свои греховные страсти и пороки ради
достижения вечного блаженства. Пища у них была самая простая. Они
питались обычно ягодами, грибами, травой, кореньями, а также медом,
который пчелы откладывали в дуплах многих деревьев (2).
Но не могли эти светочи долго оставаться под спудом. Весть об их подвигах
быстро распространялась и привлекала немало почитателей, многие из
которых оставались с ними на жительство (3). Так постепенно создавались
монастыри, к которым русские люди относились с особым благоговением, считая
их высшим идеалом на земле: «Свет инокам ангелы, — говорили
обыкновенно, — свет же мирянам иноки» (4).
С возрастанием числа общежительных монастырей уменьшалось и
количество иноков-отшельников. Н. Сперанский, характеризуя виды
подвижничества, пишет о том, что «стремление к уединенным подвигам
овладевает благочестивыми русскими людьми с XIV в. и продолжается до
XVI, после чего оно быстро уменьшается…» (5).
Возникновение Глинской Рождество-Богородицкой пустыни относится к
началу XVI столетия, по времени явления Чудотворной иконы Рождества
Божией Матери в «бортном ухожье», то есть в лесном урочище (6).
Именно в этот период Царица Небесная явлением Своей Чудотворной
иконы укрепила безмолвствовавших в тишине лесной отшельников-
подвижников, а через них и весь народ в истинах отечественной православной
веры, и притом промыслительно было явление Глинской иконы Богоматери,
так как эта местность находилась на границе двух княжеств — Московского и
Литовского, между которыми нередко возникали конфликты.
Явление Чудотворной иконы Богоматери — это свидетельство Ее любви к
людям одной православной веры, но живущих в двух княжествах, это Ее
призыв к объединению народа, к братской любви во Христе. Обретение этого
чудотворного образа Богоматери происходило при следующих
обстоятельствах. Однажды в дремучем лесу на одной из сосен, пчеловоды
днем увидели икону Рождества Пресвятой Богородицы, сияющую чудесным
светом. Они в страхе Божием возвратились домой и рассказали жителям об
этом чудесном явлении иконы, о ее необыкновенном сиянии. С тех пор многие
стали притекать к новоявленной иконе и получали благодатную помощь
Царицы Небесной. Из-под корня сосны, на которой была обретена икона
Богоматери, истекал источник целебной воды (7). К этому месту стали во
множестве стекаться не только мирские люди, но и иноки, подвизавшиеся в
посте и молитве. Все они изливали благодатные слезы перед образом
Богоматери. А один пустынножитель, имя которого осталось неизвестным,
поселился около новоявленной иконы Божией Матери. Он построил часовню,
в сооружении которой, по-видимому, принимали участие иноки близлежащей
Софрониевой пустыни, а также владельцы данной местности князья Глинские,
отчего и сама Чудотворная икона получила название «Пустынно-Глинская».
По окончании строительства часовни необходимо было перенести в нее
святую икону; но эта святыня не сразу далась в руки людям. В «Записках
игумена Филарета», содержание которых лаконично изложено в книге
«Чудотворная икона Рождества Пресвятыя Богородицы Пустынно-Глинская»
сообщается, что настоятель одного из близлежащих монастырей (по всей
вероятности, это была Софрониева пустынь. — А. И.) повелел снять
новоявленную икону Богоматери с вековой сосны, на которой она явилась, и
поставить ее в церкви (8). Повеление было исполнено; но Матери Божией
неугодно было такое несвоевременное решение. И каково же было изумление
настоятеля и всей присутствовавшей братии, когда на следующий день утром
увидели, что новоявленной иконы Богородицы в часовне не оказалось.
В великом страхе и трепете были иноки, увидев, что эта икона снова находится
на месте своего обретения. Настоятель, не уразумев чудесного промышления
Божия, вторично повелел снять икону с сосны и поставить в храме.
На следующее утро эта святыня снова промыслительно появилась на сосне.
Братия были потрясены таким неожиданным чудодействием. Вполне стало
очевидным, что в третий раз не следовало бы настоятелю противиться воле
Царицы Небесной, но нужно было ее оставить на сосне до определенного
времени. Но настоятель и в третий раз не только приказал снять икону
Богоматери с сосны и поставить ее в часовне, но и сосну, на которой
произошло обретение иконы, повелел срубить. Трудно ответить на вопрос, чем
было продиктовано такое решение. Одно совершенно ясно, что неугодно было
Царице Небесной необдуманное решение настоятеля. Это проявилось в том,
что, когда по повелению игумена была срублена сосна, то одновременно иссяк
и источник, вытекавший из-под ее корня, а настоятель был жестоко наказан за
свой проступок. Он, будучи совершенно здоровым, писал игумен Филарет
(впоследствии настоятель Глинской пустыни — примеч. составителя), в тот
же день заболел и вскоре скончался (9), ибо, по слову Псалмопевца Царя
Давида, «смерть грешников люта» (Пс. 33, 22).
Матерь Божия, желавшая прославить это место, не оставила своего
покровительства и благодатной помощи людям. Промыслом Божиим
целебный источник снова открылся в другом месте, в двух километрах на
запад; и снова, как и прежде, толпы народа устремились к нему, где от воды
этого живоносного источника получали исцеление. Этот источник существует
доныне и привлекает к себе множество паломников. Многочисленные факты
чудес от чудотворной иконы и источника были собраны в Глинской пустыни
в «Дело архива № 255» и в параграфе сороковом рукописного описания
Глинской пустыни за 1829 год (10).
Когда о многих чудесах исцелений слух дошел до Путивльского
Молченского монастыря, расположенного в сорока километрах от места
явления иконы, то настоятель благословил некоторым монахам поселиться
около этой святыни. Так, под осенением Чудотворного образа Богоматери
собирались сюда монашествующие, положившие тем самым начало
основания Глинской Рождество-Богородицкой пустыни в том же XVI
столетии. Иноков привлекала прежде всего великая Святыня, а также
месторасположение обители в уединенном лесном массиве, способствующем
монашеским подвигам.
Но вскоре слух о многочисленных исцелениях от Чудотворной иконы
Пустынно Глинской и цельбоносного источника дошел до преосвященного
Кирилла, епископа Севского и Брянского (1768—1778) (11), под ведомством
которого находились Молченский монастырь и Глинская пустынь. Он
пожелал иметь эту Святыню в своем городе Севске, для чего и послал своих
близких людей, которые бы доставили ему Чудотворную икону; что по его
повелению было и сделано. Большая скорбь охватила тогда братию Глинской
пустыни. Архиерей же, приняв икону, велел поставить ее в своем
кафедральном соборе. Но неугодно было это новое место Матери Божией.
И каково же было удивление архиерея, когда утром не оказалось в церкви
Чудотворной иконы Пустынно-Глинской. Он снова послал в пустынь, чтобы
привезти ее. И когда посланные вторично приехали на то место, то они
увидели ее на той же сосне, где явилась она прежде. Они снова привезли ее
епископу. Но, вопреки человеческому разуму, Чудотворный образ снова
возвращался на ту же сосну в Глинскую пустынь. Так было до трех раз. Тогда,
видя чудесное действие Божией Матери, Преосвященный Кирилл не
осмелился более брать икону с места ее явления и приказал оставить ее на
прежнем месте. Сам, благоговея перед Святыней, начал посещать
Глинскую пустынь и активно содействовать построению на этом месте
первого каменного храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы, вместо
прежнего ветхого, где была поставлена эта Чудотворная икона Божией
Матери, а также созданию здесь монастыря. Епископ Кирилл полюбил это
уединенное святое жительство и часто приезжал сюда для душевного
назидания (12).
Впоследствии был построен собор во имя Рождества Богородицы, куда и
была перенесена Чудотворная икона.
На протяжении всех столетий, начиная с XVI века, от иконы происходило
множество исцелений. Весть об этой благодатной помощи Царицы Небесной
быстро распространилась по всей России. Сюда стала стекаться масса па-
ломников. Со всех концов страны и из-за рубежа непрерывным потоком к
Чудотворному образу приезжали люди различных сословий и с самыми
разнообразными недугами: одержимые злым духом и слепые, пораженные
параличом и болезнями конечностей, страдающие от эпидемических
заболеваний и т. д. Причем к духовному врачеванию, как часто встречается у
мирян, люди нередко прибегали и прибегают лишь в тех случаях, когда земные
врачи уже бессильны помочь. И тогда болящие люди, по молитвам
Заступницы Матери Божией перед Своим Сыном, исцелялись, ибо Един есть
Господь «исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях» (Мф. 4, 23).
От Чудотворной иконы Божией Матери получали целительную помощь как
иноки Глинской пустыни, так и паломники. Много исцелений было
документально зарегистрировано в обители. Причем, важно заметить, что
люди нередко исцеления от своих недугов получали по мере своей веры. Так,
например, в 1893 году у рясофорного монаха Семена Викторова (в мантии
Смарагда), выполнявшего в обители послушание письмоводителя, на правой
руке появился кожный нарост, который затруднял ему исполнять послушание.
Различные лекарства не помогали. После молитвы перед Чудотворным
образом и помазания руки маслом из лампады нарост исчез. Но больной по
своему маловерию отчасти приписал исцеление лекарственным мазям, за что
и был наказан тем, что на другой же день нарост возобновился. Он вторично,
осознав свое заблуждение, со слезами просил Царицу Небесную об исцелении
и, помазав снова руку маслом с глубокой верой, получил полное исцеление (13).
Нередкими были случаи, когда больные, получив исцеление, просили
Настоятеля зачислить их в число братии Глинской пустыни. Например, от
тяжелой болезни получил исцеление один христианин. Врачи не могли
установить диагноз его болезни. Больной уже в течение года не мог повернуть
головы, к тому же беспокоило сильное сердцебиение и лихорадочное
состояние. Врачебная помощь оказалась бессильной, и ему было сказано, что
он едва проживет еще одну неделю. Не видя помощи от земных врачей,
больной с молитвой обратился к Господу за помощью. Для этой цели он решил
посетить святые места, при этом дал себе обет, если он в каком монастыре
получит исцеление, то там останется на постоянное жительство. С этой целью
он посетил многие монастыри и ни в одном из них не получил исцеления.
Затем он отправился в Глинскую пустынь, где после молебна приложился к
Чудотворному образу Богоматери и сразу же почувствовал полное
выздоровление. Благодарный Матери Божией за исцеление и выполняя данное
ранее обещание, он поступил в число братии Глинской пустыни, где нес
различные послушания (14).
Более серьезное чудо произошло с другим человеком, который решил идти
из Севска на Афон, миновав Глинскую пустынь. Но по дороге он совершенно
ослеп. И по этой причине он с товарищем вынужден был пойти в ближайший
Глинский монастырь, где он был помазан маслом от лампады, висевшей перед
явленно-чудотворной иконой Богородицы, и тотчас прозрел. В радости и
глубочайшей благодарности Царице Небесной за исцеление он, по
благословению игумена, посвятил свою жизнь в монашеском чине в этой
святой обители (15).
Величайшее чудо совершилось также во время настоятельства иеромонаха
Софрония, во второй половине XVIII века, когда исцеление получила
страждущая великим недугом женщина. В Глинскую пустынь она приехала
тогда, когда врачи не смогли ей помочь. На пути в монастырь ее болезнь
обострилась настолько, что она потеряла дар речи, и только знаками убеждала
ближних, чтобы везли ее непременно в Глинскую обитель. В монастыре, видя
близкую кончину больной, духовник обители напутствовал ее Таинствами:
Елеосвящения, Причащения Святых Таин, и даже прочитал на исход души
отходную молитву, после чего к больной вернулись силы настолько, что она
изъявила желание пойти приложиться к святой иконе, после чего получила
полное выздоровление (16).
Игумен Филарет в своей книге «Описание Глинской пустыни»,
представленной в 1837 году в Курскую Духовную консисторию, описывает
многие исцеления от явленно-чудотворной иконы Богородицы (17),
совершенные над людьми, одержимыми злыми духами. Более обстоятельно
описано исцеление еще одной женщины, которая, будучи парализованной,
попросила отвезти ее в Глинскую пустынь, где, приложившись к Чудотворной
иконе Пресвятой Богородицы, сразу же получила исцеление (18).
И таких чудодейственных исцелений от иконы Пресвятой Богородицы
было множество. Слепые становились зрячими, хромые и искалеченные
делались жизнеспособными и т. д. (19)
В этой статье невозможно описать все те чудесные исцеления, которые
были совершены от иконы Рождества Божией Матери Пустынно-Глинской.
Более подробно они раскрыты в книге «Чудотворная икона Рождества
Пресвятыя Богородицы Пусгынно-Глинская» (2-е изд. Одесса, 1907).
Однако немало таких примеров исцелений было опубликовано в свое время
и на страницах периодических изданий, например, в журнале «Курские
епархиальные ведомости» (20).
О многочисленных исцелениях еще свидетельствуют «привесы» к
Чудотворной иконе, то есть серебряные и золотые дощечки, кольца, браслеты
в знак благодарности, которые оставлялись людьми, получившими исцеление.
О таких «привесах» к иконе известно как из литературных источников (21),
так и из архивных документов (22).
Чудотворная икона Богоматери посредством своих благодатных действий
побуждала иноков святой обители к ревностным подвигам на спасительном
пути.
Особенно трогательно было, когда во время соборного акафистного чтения
в субботние дни эта святыня спускалась для поклонения перед царскими
вратами на двух тесьмах, прикрытых шелковым материалом, на котором
золотым шитьем написаны слова из Богородичного или Благовещенского
акафиста: «Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево» (23).
Кроме того, немало зарегистрировано примеров помощи от Чудотворной
Глинской иконы Богоматери во время эпидемий, стихийных бедствий как в
самой обители, так и за ее пределами. Так, в январе 1892 года в Глинской
обители произошел пожар. Много усилий прилагали иноки, чтобы потушить
его, но все было напрасно. Но когда вокруг пожара была обнесена
Чудотворная икона, то огонь стал уменьшаться, а вскоре и совсем погас. Видя
явное благодеяние своей скорой Помощницы, насельники святой обители
сразу же после тушения пожара собрались в храм, где возблагодарили Царицу
Небесную. Это чудо, совершившееся во время пожара, было документально
подтверждено подписями настоятеля Исаии с братией.
Значительным событием, прославившим в XIX веке Чудотворную икону, а
вместе с нею и Глинскую пустынь, было чудо — избавление города Глухова
(ныне Сумской области) в 1848 году от эпидемии холеры (24). Причиной этого
страшного наказания был тот факт, что народ отступил от православной веры,
от нравственных основ жизни христианина и удалился в сторону греха,
безнравственного поведения. И Господь попустил это страшное бедствие. И
притом в городе был высокий уровень смертности. Люди не обретали никакой
помощи и от врачебного искусства. Оставалась лишь единственная надежда
— возвратиться к Господу, перестроить свою порочную жизнь. Жители города
прежде всего обратили свои взоры и сердца к Глинской пустыни, где
находилась Чудотворная икона Божией Матери. Они со слезами умоляли
братию, чтобы те пришли к ним с Чудотворным образом в их город. Братия,
по благословению настоятеля, взяли икону Богоматери и направились в ту
местность, где свирепствовало страшное бедствие. Толпы народа, встретив
братию, и сами усердно участвовали в молебном пении перед Чудотворной
иконой Богородицы. И здесь происходит величайшее чудо. По молитвам
Божией Матери страшная эпидемия сразу же прекратилась. С тех пор
благодарные жители г. Глухова, увидев чудеса, происходящие от иконы
Рождества Пресвятой Богородицы, обратились с ходатайством в Священный
Синод, чтобы им разрешили ежегодно совершать Крестный ход из Глинской
пустыни с Чудотворной иконой в их город. Желание их было удовлетворено.
Последовало Высочайшее утверждение, позволяющее совершать ежегодно
крестный ход с Чудотворной иконой Богоматери из Глинской пустыни с 19
июля по 2 августа (25).
Во время другого бедствия жителям того же города Матерь Божия явила Свою
милость, избавив их дома от свирепствующего пожара. Неизбежность гибели
города от огня, казалось, была уже очевидной. Отчаявшиеся в своем спасении
множество народа обратились снова к братии Глинской пустыни, чтобы они
поспешили с Чудотворным образом Рождества Пресвятой Богородицы к ним
на помощь. Их просьба была удовлетворена. Монашествующая братия, взяв
Чудотворный образ Богоматери, с молебным пением Пресвятой Богородице
обошли вокруг пожара, и внезапно произошло необыкновенное чудо.
Несмотря на то, что сильный ветер не утихал, огонь перестал
распространяться, пламя словно потеряло свою силу. Об этом чуде избавления
города Глухова от пожара, по благосердию и заступлению Царицы Небесной,
сообщалось в 1901 году в июльских номерах газет «Свет», «Биржевые
ведомости» и других (26).
Чудодейственная сила от иконы Рождества Пресвятой Богородицы
проявлялась в многочисленных случаях во время таких стихийных бедствий,
как засуха или, наоборот, многодождие. Так, весной 1894 года была сильная
засуха, продолжительное время не было дождей, выгорела вся растительность,
что грозило народу голодом. Видя это угрожающее бедствие, братия Глинской
пустыни молитвенно обратились за помощью к Божией Матери. Они
совершили крестный ход с Чудотворной иконой Царицы Небесной и по Ее
ходатайству перед Сыном Своим тотчас же, во время крестного хода, на небе
появилась туча и пошел дождь. Это было явным доказательством того, что
Господь услышал молитвы глинских иноков и послал им Свою милость (27).
Кроме того, благодатная помощь, источаемая от иконы Матери Божией
Пустынно-Глинской, была известна далеко за ее пределами. Так,
неоднократно она избавляла как Глинскую пустынь, так и окрестные села не
только от сельскохозяйственных вредителей, но и от падежа скота, о чем
свидетельствуют источники (28).
Видя благодеяния, изливающиеся на православных христиан, прибегающих с
верой к заступлению Царицы Небесной, через благодатную Ее икону
Пустынно- Глинскую, жители села Шалыгино, по примеру глуховчан, еще в
конце 1870-х гг. начали ходатайствовать перед Курским архиереем Сергием
(Ляпидевским, 1861 — 1880) о ежегодном крестном ходе из Глинской пустыни
с Чудотворной иконой в их село. И только в 1901 году последовал Указ
Курской Духовной консистории за №7730, подтверждающий, что с 1901 года
устанавливался «ежегодный крестный ход 29 апреля в с. Шалыгино с
Чудотворной иконою из Глинской пустыни» (29). Таким образом, на
протяжении нескольких веков от Чудотворной иконы Рождества Пресвятой
Богородицы Пустынно-Глинской, а также по молитвам братии обители на
православный народ России изливалось множество благодатных даров и
исцелений.
По молитвам братии перед Чудотворной иконой Богоматери прекращались
стихийные бедствия, ужасные эпидемии, уносившие множество человеческих
жизней.
Приведенные выше примеры свидетельствуют и о том, что Матерь Божия
никогда не оставляла без помощи, утешения и врачевания всех тех, кто с верою
и любовию прибегал к Ее помощи и заступлению. По Ее молитвенному
ходатайству перед Сыном Своим — Спасителем мира человек, порой уже
обреченный земными врачами на смертный исход, восставал с одра болезни
здоровым и невредимым.
По справедливому утверждению святителя Игнатия Брянчанинова, «иконы
Божией Матери чудодействуют по всей земле, проповедуют,
свидетельствуют, запечатлевают знамениями истину учения Христова» (30).
Что же касается Чудотворного образа Божией Матери Пустынно-Глинской,
то следует отметить, что благодатная помощь от этой иконы обильно
изливалась на всех людей и во все время, вплоть до сентября 1922 года, когда
за отступление народа от православной веры, по попущению Божию,
последовало грозное наказание: Глинская пустынь была закрыта.
Какова же судьба Чудотворной иконы Божией Матери Пустынно-
Глинской? На этот вопрос мы находим ответ в архивных документах. По их
свидетельству, Чудотворная икона Рождества Богородицы 15 сентября 1922
года была взята из Глинской пустыни пятью членами Церковного Совета,
уполномоченными от общества с. Шалыгино, Шалыгинской волости, о чем и
дана ими расписка, хранящаяся в Государственном Архиве Сумской области
УССР (31). Небезынтересно заметить и то, что, по предсказаниям духовных
старцев, икона Рождества Пресвятой Богородицы Пустынно-Глинской снова
должна явиться в эту святую обитель, что послужит знамением к возрождению
Глинской обители и к ее последующему процветанию в духовной жизни и
просветительной деятельности среди народа.
Примечания:
- Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных ее икон. СПб., Златоверховников Н.И. Памятники старины и нового времени и другие
достопримечательности Курской губернии. Курск, 1902. С. 76.
Календарь и памятная книжка Курской губернии на 1892 год. Курск, 1891. С. 32. - Курский край в религиозно-церковном отношении с древних времен // Курские
епархиальные ведомости, 1887, № 18. С. 901-911. - Цит. соч. С. 909.
- Цит. соч. С. 910.
- Сперанский Н. Тесныя врата. СПб., 1892. С. 49.
- Златоверховников Н.И. Памятники старины и нового времени и другие
достопримечательности Курской губернии. Курск, 1902. С.76.
Примечание. Во второй половине XIX в., точнее, в 1873 году в Белоградской и Курской епархии насчитывалось уже 30 монастырей. (Курские епархиальные ведомости, № 3. С.119). - Чудотворная икона Рождества Пресвятыя Богородицы Пустынно- Глинская. Одесса,С.10.
- Достоверности ради следует подчеркнуть, что икона была перенесена с сосны не в
церковь, а в часовню, потому что в то время церковь еще не существовала. Хотя в ряде
литературных источников, о которых идет речь в этой статье, употребляется термин не
«часовня», а «храм», «церковь». - Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь. М., 1891. С. 47. Сноска 1-я.
- Жизнеописание игумена Филарета, возобновителя Глинской Общежительной Пустыни
Курской епархии. Одесса, 1905. С. 137. - Глинская пустынь. Очерк современного состояния обители. В 2-х ч. Изд. 2-е, испр.
Одесса, 1904. С. И. - Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь. М., 1891. С. 46-47.
- Чудотворная икона Рождества Пресвятыя Богородицы Пустынно- Глинская. Одесса, С. 47 — 48.
- Там же. С. 44 — 45.
- Там же. С. 48 — 49.
- Цит. соч. С. 30 — 31.
- Там же. С. 31.
- Там же. С. 37-38.
- Краткий очерк жизни Архимандрита Иннокентия, настоятеля Глинской пустыни.
Киев, 1906. С. 14. - Курские епархиальные ведомости, 1893, № 30. С. 673 — 675.
- Чудотворная икона Рождества Пресвятыя Богородицы Пустынно- Глинская. Одесса, С. 6.
Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь. М., 1891. С. 47. - Документы из истории Глинской пустыни. Приложение № 3. Копия с копии / /
Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь. М., 1891. С. 171. - Чудотворная икона Рождества Пресвятыя Богородицы Пустынно- Глинская. Одесса, С. 8.
- Там же. С. 21—22.
Глинская пустынь: Очерк современного состояния обители: В 2-х ч. Ч. II. 2-е изд.,
испр. Одесса, 1904. С. 62 — 63.
Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь. М., 1891. С. 58 — 67. Гл.
VII. О крестных ходах. - Чудотворная икона Рождества Пресвятыя Богородицы Пустынно- Глинская. Одесса,С. 21—22.
- Там же. С. 23 — 24.
- Там же. С. 26 — 27.
- Там же. С. 27.
- Там же. С. 28.
- Свт. Игнатий Брянчанинов. О Божией Матери // Московский церковный вестник, 1989,
№ 10 (август). С. 2. (Из Святоотеческого наследия). - Государственный архив Сумской области УССР. Ф. Р-1662, оп. 2, дело 8. Л. 91.
Цит. по: Иоанн (Маслов), схиархимандрит.
Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении.
Статьи разных лет. М.,1995. С. 479-487.