Дивен Бог во святых Своих

Статья

В 2025 году исполнилось 415 лет с того памятного события, когда войска
М.В. Скопина-Шуйского и Я. Делагарди сняли осаду Троице-Сергиевой
Лавры поляками, продолжавшейся почти 16 месяцев. Это знаменовало
скорое окончание одного из драматических периодов истории Русского
государства.

В осаде Лавры как в кристалле отразилось все многообразие событий и
обстоятельств того трагического и героического периода, накопившего
бесценный духовный и исторический опыт, столь необходимый в наше
время.

Осада Лавры началась при Лжедмитрии II, когда Польское королевство
начало войну с Московским царством. Побудительными мотивами действий
польского короля и шляхты было упразднение Православия и
распространение католичества, присоединение земель Московского
государства, ограбление и закабаление русского народа.

Непосредственно осаду Лавры начали польские военачальники Сапега и
Лисовский, вознамерившиеся захватить сокровища, хранившиеся в Лавре,
осквернить православные святыни и подорвать дух сопротивления русского
народа. Царь Василий Шуйский, предвидя возможную осаду Лавры, заранее
направил туда небольшой отряд под начальством двух воевод — князя
Григория Борисовича Долгорукого и Алексея Ивановича Голохвастого.

Монастырь защищали мощные крепостные стены, предусмотрительно
возведенные царем Иоанном Васильевичем Грозным, с тремя рядами бойниц
и мощными башнями. В монастыре были заранее собраны многочисленные
пушки и пищали, ядра и порох, большие запасы хлеба.

У стен монастыря войска Сапеги и Лисовского явились 23 сентября (все
даты приведены по старому стилю) 1608 года. Защитники Лавры сразу же
сделали вылазку, поляки понесли большие потери. Для облегчения обороны
осажденные выжгли вокруг монастырских стен и башен все деревянные
постройки. Многие местные жители, не предполагая длительной осады,
укрылись за стенами обители. Поляки послали в монастырь грамоту’ с
предложением открыть ворота и присягнуть «царю Дмитрию». Приведем
текст ответа архимандрита Иоасафа и насельников Лавры полностью,
поскольку он наглядно показывает непоколебимую преданность святому
Православию и Отечеству защитников обители Преподобного Сергия:

«Да весте ваше темное державство, гордый начальницы Сапега и Лисовский
и прочая ваша дружина: векую нас прельщаете Христово стадо православных
христиан. Богоборцы, мерзость запустения, да не весте яко и десяти лет
христианское отроча в Троицком Сергиеве монастыре посмеется вашему
безумному совету. А о нихже есте к нам писаете, мы сия приемше
оплевахом: кая бо польза человеку возлюбити тьму паче света и преложити
истину на лжу и честь на безчестие и свободу на горькую работу? Како же
вечную оставите нам святую истинную свою православную христианскую
веру греческого закона и покоритися новым еретическим законом отпадшим
христианский веры, иже проклятии быша от четырех вселенских патриархов?
Или кое приобретение и почесть еже оставите нам своего православного
государя царя и покоритися ложному врагу и вам — иноверным, нам же,
знающим своего православного государя, под их же царскою христианскою
властию от прародителей наших родихомся в винограде истинного Пастыря
Христа, како оставите нам повелеваете христианского царя и ложною ласкою
и тщетною лестию и суетным богатством прельстити нас хощете? Но ни
всего мира не хощем богатства противу своего крестного целования».

Защитники Лавры видели в Сапеге и Лисовском не только слуг
самозванца, ложного царя, но и проклятых еретиков — латинян. Сдать
монастырь для них было бы не только и не столько совершить измену
политическую, сколько оставить святую истинную свою православную веру
с тем, чтобы покориться новым еретическим законам отступников от
христианской веры. Открыть ворота значило бы предать память и мощи
великого чудотворца Сергия на поругание врагам Православия. Это было
немыслимо для монахов Лавры, поэтому немыслима была сдача Лавры
тушинскому вору. Действительно, мнение мудрое и поучительное, особенно
в наше смутное время.

Соотношение сил было впечатляющим: поляков и русских изменников
собралось от 15 до 30 тысяч, защитников Лавры — приблизительно 2400
человек.

Сила Божия в немощи человеческой совершается. С малочисленными
осажденными был Преподобный Сергий, охранявший свою обитель, так что
многочисленные полчища супостатов напрасно простояли под монастырем в
продолжение 16 месяцев, понеся большие потери.

Пример стойкости в вере и верности Отечеству посреди предательства,
трусости и измены в то время давали народу русское духовенство и
монашество: священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси,
преподобные — Дионисий Радонежский, Сергий Шухтомский, Ферапонт
Монзен- ский, Иринарх, затворник Ростовский, Евфросин Синозерский,
Иосиф Заоникиевский, Галактион Вологодский, праведная Иулиания
Лазаревская (Муромская) и сонм иных праведников и исповедников.

Формула «За Веру, Царя и Отечество» для многих действовала тогда в
полной мере. Приведем пример. Во время осады Лавры Сапега и Лисовский
отлучались для совершения грабительских набегов. В октябре произошла
встреча Сапеги со старцем Ирииархом в захваченном поляками Ростовском
Борисоглебском монастыре. Святой затворник для изнурения тела носил на
себе тяжелые железные вериги. Отличался прозорливостью. Рукодельничая,
вязал для братии монастыря и нищих одежду. Увидев на пороге своей кельи
польского шляхтича, сказал: «Я в Русской земле родился и крестился, за
русского царя Василия и молюсь». Незваный гость получил добрый совет:
для сохранения своей жизни побыстрее вернуться домой. Сапега был
восхищен духовной силой и смелостью старца; от растерянности в качестве
вклада в обитель оставил деньги, боевое знамя и поспешно увел из
монастыря своих вояк…

Оборона Троице-Сергиевой Лавры

Сразу после получения ответа Лавры поляки начали штурм, мужественно
отбитый осажденными. Пушкари Сапеги и Лисовского начали
шестинедельный артиллерийский обстрел обители. Раскаленные ядра не
вызвали пожара в монастыре, упорные попытки разрушить укрепления ни к
чему не привели. Поляки решили произвести подкоп под стену и взорвать ее.
Одновременно с этим осаждающие 13 октября предприняли безрезультатный
штурм, продолжавшийся целую неделю. В это время архимандрит Иоасаф с
монахами совершал в Троицком храме прилежные моления Господу Богу,
Пречистой Богородице, преподобным Сергию и Никону об избавлении от
врагов. По стенам монастыря прошел крестный ход. Осажденные совершали
смелые и успешные вылазки.

В плен попал поляк ротмистр Брушевский, рассказавший защитникам Лавры
о готовящемся подкопе под стены монастыря; место подкопа указать не
успел, так как скоропостижно скончался.

23 октября одному из монахов явился Преподобный Сергий и приказал
ему возвестить воеводам и ратным людям о готовящемся штурме западной
стены монастыря. Преподобный напутствовал защитников не падать духом и
смело дерзать, отражая супостатов. Последовавший штурм был отбит с
большими потерями для поляков.

Опасность вражеского подкопа понимали все защитники Лавры.
Многочисленные пленные поляки не могли указать, где именно ведется
подкоп. Были приняты все меры предосторожности: на наиболее вероятном
направлении перед стенами Лавры за одну ночь был вырыт глубокий ров, в
других местах выкопаны штольни-«слухи» для прослушивания возможных
земляных работ противника. Все защитники обители, готовясь к возможной
гибели, исповедовались в грехах и причастились.

Преподобный Сергий Радонежский

Преподобный Сергий явился архимандриту Иоасафу молящимся перед
образом Святой Троицы. После молитвы Преподобный обратился к
архимандриту: «Брате, восстани, се время пению и молитве час, бдите и
молитеся, да не внидете в напасть; Господь всесильный многих ради Своих
щедрот помилова вас и протчее время подаст вам, да в покаянии
поживете».

Наконец, защитники Лавры захватили в плен казака — предателя
Дедиловского, указавшего точное место подкопа у Пятницкой башни и
назвавшего срок взрыва — 8 ноября. В монастырь пришел с покаянием один
из осаждавших казаков — Иван Рязанцев — и подтвердил полученные
сведения. Рассказал он о видении казакам в войске Сапеги: преподобные
Сергий и Никон ходили по стенам Лавры, кадили их и кропили святой водой.
Некоторые казаки стали стрелять в чудотворцев, но пули и стрелы возвраща-
лись к стрелявшим и поражали их. Многим казакам ночью явился
Преподобный Сергий и поведал их последующую горькую судьбу. Ввиду
явной помощи Божией осажденным многие донские казаки покинули войско
Сапеги, дали зарок не сражаться в рядах врагов Православия и разъехались
по домам.

Преподобный Сергий вновь явился архимандриту Иоасафу и предсказал
скорые успешные военные действия осажденных. Три дня подряд
предпринимались вылазки, наконец, был найден подкоп. Два русских героя
— крестьяне Шилов и Слепота — спустились в подкоп и взорвали его вместе
с собой. В это же время монахи сделали еще одну вылазку с
противоположной стороны обители и захватили у поляков множество пушек,
пищалей, холодного оружия и пороха. Потери осажденных составили 174
человека, поляков — более полутора тысяч. В обители отслужили
благодарственный молебен и целый день звонили во все колокола. Вскоре
защитники Лавры совершили очередную смелую и успешную вылазку, в
ходе которой был ранен Лисовский. В середине ноября с наступлением зимы
поляки прекратили военные действия до весны. С 17 ноября в монастыре,
ввиду плохого качества воды и продуктов питания, стали свирепствовать
цинга и дизентерия. Ухаживая за многочисленными больными и непрерывно
совершая церковные службы, от истощения скончались почти все
иеромонахи. За зиму умерло 297 монахов из старой братии и 500 новых
постриженников. Трупы негде было погребать. Только 15 мая болезни стали
отступать.

Оборона Троице-Сергиевой Лавры

Поляки получали многочисленные подкрепления, и соотношение сил
постоянно менялось не в пользу осажденных; к лету их оставалось не более
двухсот. То, что монастырь не был взят весной, можно объяснить только
заступничеством Преподобного Сергия.

Возобновление военных действий произошло лишь 27 мая. Штурм
начался ночью и встретил отчаянный отпор немногочисленных защитников
Лавры. Из подошвенных бойниц стреляли из пушек и пищалей, со стен лили
вар, метали горящую серу и смолу, сыпали в глаза нападающим известь.
Поляки отступили, понеся большие потери. Далее, с месячными
интервалами, последовало еще два штурма — 28 июня и 31 июля 1609 года.
После этого приступов больше не было, но осада продолжалась. Всего за
время обороны Лавры погибло в бою и умерло от ран, болезней и истощения
2125 защитников, не считая женщин, детей и стариков.

Монастырь был отрезан от внешнего мира многочисленными постами и
дозорами поляков. Осажденные скорбели, что не могут послать гонцов в
Москву с просьбой о скорейшей помощи. Видя свою малочисленность, все
свои упования защитники Лавры возложили на Преподобного Сергия.

Вскоре чудотворец явился одному из старцев и сказал, что отправил из
обители в Москву трех своих учеников — монахов с просьбой о помощи.
Пленные поляки подтвердили, что из Лавры мимо их постов стремительно
проскакали три всадника. Все лошади в Лавре были наперечет. Три из них в
ночь явления Преподобного бесследно исчезли…

Вскоре пришла подмога. В августе благодаря удачной вылазке монастырь
существенно пополнил свои продовольственные запасы. Приблизилась
военная помощь. Войско боярина Михаила Васильевича Шуйского вошло в
Александров, расположенный в 40 верстах от Лавры. 19 октября боярин
отправил в монастырь отряд в 900 человек, а 4 января 1610 года прислал в
Лавру еще отряд в 500 воинов. В этот же день русские воины вышли из
монастыря и вступили в бой, в ходе которого поляки понесли большие
потери. 12 января польские войска окончательно сняли осаду и стремительно
исчезли в направлении Дмитрова.

Претерпев все испытания и лишения, Свято-Троице-Сергиева Лавра
осталась путеводной звездой веры и верности для всего русского народа в
годину жестоких испытаний. Защитники обители Преподобного Сергия
явили чудеса мужества, стойкости и храбрости. Вести о неодолимой
твердыне Православия поднимали боевой дух верных сынов и дочерей
нашего Отечества.

21 сентября 1609 года началась по примеру Лавры героическая 27-
месячная оборона Смоленска от поляков — еще один великий военный,
моральный и духовный подвиг простых русских людей.

Судьба Воскресенского храма неразрывна связанна с этим событием, так как храм был
построен в память об погибших защитниках Троицкого монастыря, павших во время
осады в Смутные времена – 1608-1610 гг. Современный вид.

Но не ослабевал и мирный, созидательный их порыв: в течение всего
Смутного времени продолжалось активное освоение русскими бескрайних
сибирских просторов, строительство городов, храмов, монастырей.

События Смутного времени, в частности, осада Лавры, ярко высвечивают
основополагающую роль Православия в державном строительстве русского
народа, огромный потенциал помощи нам наших святых небесных
покровителей.

Фундамент нашего национального возрождения не в богатстве недр
земли, не в обманчивом блеске имперского величия, а в усвоении уроков
славной истории нашего Отечества, в усвоении духовного наследия наших
великих подвижников благочестия.

Н.В. Маслов,
президент Фонда святого благоверного
князя Александра Невского,
ректор Московской педагогической академии,
доктор педагогических наук.

Оцените статью
Московская педагогическая академия
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Перейти к содержимому