В 2025 году исполнилось 415 лет с того памятного события, когда войска
М.В. Скопина-Шуйского и Я. Делагарди сняли осаду Троице-Сергиевой
Лавры поляками, продолжавшейся почти 16 месяцев. Это знаменовало
скорое окончание одного из драматических периодов истории Русского
государства.
В осаде Лавры как в кристалле отразилось все многообразие событий и
обстоятельств того трагического и героического периода, накопившего
бесценный духовный и исторический опыт, столь необходимый в наше
время.

Осада Лавры началась при Лжедмитрии II, когда Польское королевство
начало войну с Московским царством. Побудительными мотивами действий
польского короля и шляхты было упразднение Православия и
распространение католичества, присоединение земель Московского
государства, ограбление и закабаление русского народа.
Непосредственно осаду Лавры начали польские военачальники Сапега и
Лисовский, вознамерившиеся захватить сокровища, хранившиеся в Лавре,
осквернить православные святыни и подорвать дух сопротивления русского
народа. Царь Василий Шуйский, предвидя возможную осаду Лавры, заранее
направил туда небольшой отряд под начальством двух воевод — князя
Григория Борисовича Долгорукого и Алексея Ивановича Голохвастого.
Монастырь защищали мощные крепостные стены, предусмотрительно
возведенные царем Иоанном Васильевичем Грозным, с тремя рядами бойниц
и мощными башнями. В монастыре были заранее собраны многочисленные
пушки и пищали, ядра и порох, большие запасы хлеба.

У стен монастыря войска Сапеги и Лисовского явились 23 сентября (все
даты приведены по старому стилю) 1608 года. Защитники Лавры сразу же
сделали вылазку, поляки понесли большие потери. Для облегчения обороны
осажденные выжгли вокруг монастырских стен и башен все деревянные
постройки. Многие местные жители, не предполагая длительной осады,
укрылись за стенами обители. Поляки послали в монастырь грамоту’ с
предложением открыть ворота и присягнуть «царю Дмитрию». Приведем
текст ответа архимандрита Иоасафа и насельников Лавры полностью,
поскольку он наглядно показывает непоколебимую преданность святому
Православию и Отечеству защитников обители Преподобного Сергия:
«Да весте ваше темное державство, гордый начальницы Сапега и Лисовский
и прочая ваша дружина: векую нас прельщаете Христово стадо православных
христиан. Богоборцы, мерзость запустения, да не весте яко и десяти лет
христианское отроча в Троицком Сергиеве монастыре посмеется вашему
безумному совету. А о нихже есте к нам писаете, мы сия приемше
оплевахом: кая бо польза человеку возлюбити тьму паче света и преложити
истину на лжу и честь на безчестие и свободу на горькую работу? Како же
вечную оставите нам святую истинную свою православную христианскую
веру греческого закона и покоритися новым еретическим законом отпадшим
христианский веры, иже проклятии быша от четырех вселенских патриархов?
Или кое приобретение и почесть еже оставите нам своего православного
государя царя и покоритися ложному врагу и вам — иноверным, нам же,
знающим своего православного государя, под их же царскою христианскою
властию от прародителей наших родихомся в винограде истинного Пастыря
Христа, како оставите нам повелеваете христианского царя и ложною ласкою
и тщетною лестию и суетным богатством прельстити нас хощете? Но ни
всего мира не хощем богатства противу своего крестного целования».
Защитники Лавры видели в Сапеге и Лисовском не только слуг
самозванца, ложного царя, но и проклятых еретиков — латинян. Сдать
монастырь для них было бы не только и не столько совершить измену
политическую, сколько оставить святую истинную свою православную веру
с тем, чтобы покориться новым еретическим законам отступников от
христианской веры. Открыть ворота значило бы предать память и мощи
великого чудотворца Сергия на поругание врагам Православия. Это было
немыслимо для монахов Лавры, поэтому немыслима была сдача Лавры
тушинскому вору. Действительно, мнение мудрое и поучительное, особенно
в наше смутное время.
Соотношение сил было впечатляющим: поляков и русских изменников
собралось от 15 до 30 тысяч, защитников Лавры — приблизительно 2400
человек.
Сила Божия в немощи человеческой совершается. С малочисленными
осажденными был Преподобный Сергий, охранявший свою обитель, так что
многочисленные полчища супостатов напрасно простояли под монастырем в
продолжение 16 месяцев, понеся большие потери.
Пример стойкости в вере и верности Отечеству посреди предательства,
трусости и измены в то время давали народу русское духовенство и
монашество: священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси,
преподобные — Дионисий Радонежский, Сергий Шухтомский, Ферапонт
Монзен- ский, Иринарх, затворник Ростовский, Евфросин Синозерский,
Иосиф Заоникиевский, Галактион Вологодский, праведная Иулиания
Лазаревская (Муромская) и сонм иных праведников и исповедников.
Формула «За Веру, Царя и Отечество» для многих действовала тогда в
полной мере. Приведем пример. Во время осады Лавры Сапега и Лисовский
отлучались для совершения грабительских набегов. В октябре произошла
встреча Сапеги со старцем Ирииархом в захваченном поляками Ростовском
Борисоглебском монастыре. Святой затворник для изнурения тела носил на
себе тяжелые железные вериги. Отличался прозорливостью. Рукодельничая,
вязал для братии монастыря и нищих одежду. Увидев на пороге своей кельи
польского шляхтича, сказал: «Я в Русской земле родился и крестился, за
русского царя Василия и молюсь». Незваный гость получил добрый совет:
для сохранения своей жизни побыстрее вернуться домой. Сапега был
восхищен духовной силой и смелостью старца; от растерянности в качестве
вклада в обитель оставил деньги, боевое знамя и поспешно увел из
монастыря своих вояк…

Сразу после получения ответа Лавры поляки начали штурм, мужественно
отбитый осажденными. Пушкари Сапеги и Лисовского начали
шестинедельный артиллерийский обстрел обители. Раскаленные ядра не
вызвали пожара в монастыре, упорные попытки разрушить укрепления ни к
чему не привели. Поляки решили произвести подкоп под стену и взорвать ее.
Одновременно с этим осаждающие 13 октября предприняли безрезультатный
штурм, продолжавшийся целую неделю. В это время архимандрит Иоасаф с
монахами совершал в Троицком храме прилежные моления Господу Богу,
Пречистой Богородице, преподобным Сергию и Никону об избавлении от
врагов. По стенам монастыря прошел крестный ход. Осажденные совершали
смелые и успешные вылазки.
В плен попал поляк ротмистр Брушевский, рассказавший защитникам Лавры
о готовящемся подкопе под стены монастыря; место подкопа указать не
успел, так как скоропостижно скончался.
23 октября одному из монахов явился Преподобный Сергий и приказал
ему возвестить воеводам и ратным людям о готовящемся штурме западной
стены монастыря. Преподобный напутствовал защитников не падать духом и
смело дерзать, отражая супостатов. Последовавший штурм был отбит с
большими потерями для поляков.
Опасность вражеского подкопа понимали все защитники Лавры.
Многочисленные пленные поляки не могли указать, где именно ведется
подкоп. Были приняты все меры предосторожности: на наиболее вероятном
направлении перед стенами Лавры за одну ночь был вырыт глубокий ров, в
других местах выкопаны штольни-«слухи» для прослушивания возможных
земляных работ противника. Все защитники обители, готовясь к возможной
гибели, исповедовались в грехах и причастились.

Преподобный Сергий явился архимандриту Иоасафу молящимся перед
образом Святой Троицы. После молитвы Преподобный обратился к
архимандриту: «Брате, восстани, се время пению и молитве час, бдите и
молитеся, да не внидете в напасть; Господь всесильный многих ради Своих
щедрот помилова вас и протчее время подаст вам, да в покаянии
поживете».
Наконец, защитники Лавры захватили в плен казака — предателя
Дедиловского, указавшего точное место подкопа у Пятницкой башни и
назвавшего срок взрыва — 8 ноября. В монастырь пришел с покаянием один
из осаждавших казаков — Иван Рязанцев — и подтвердил полученные
сведения. Рассказал он о видении казакам в войске Сапеги: преподобные
Сергий и Никон ходили по стенам Лавры, кадили их и кропили святой водой.
Некоторые казаки стали стрелять в чудотворцев, но пули и стрелы возвраща-
лись к стрелявшим и поражали их. Многим казакам ночью явился
Преподобный Сергий и поведал их последующую горькую судьбу. Ввиду
явной помощи Божией осажденным многие донские казаки покинули войско
Сапеги, дали зарок не сражаться в рядах врагов Православия и разъехались
по домам.
Преподобный Сергий вновь явился архимандриту Иоасафу и предсказал
скорые успешные военные действия осажденных. Три дня подряд
предпринимались вылазки, наконец, был найден подкоп. Два русских героя
— крестьяне Шилов и Слепота — спустились в подкоп и взорвали его вместе
с собой. В это же время монахи сделали еще одну вылазку с
противоположной стороны обители и захватили у поляков множество пушек,
пищалей, холодного оружия и пороха. Потери осажденных составили 174
человека, поляков — более полутора тысяч. В обители отслужили
благодарственный молебен и целый день звонили во все колокола. Вскоре
защитники Лавры совершили очередную смелую и успешную вылазку, в
ходе которой был ранен Лисовский. В середине ноября с наступлением зимы
поляки прекратили военные действия до весны. С 17 ноября в монастыре,
ввиду плохого качества воды и продуктов питания, стали свирепствовать
цинга и дизентерия. Ухаживая за многочисленными больными и непрерывно
совершая церковные службы, от истощения скончались почти все
иеромонахи. За зиму умерло 297 монахов из старой братии и 500 новых
постриженников. Трупы негде было погребать. Только 15 мая болезни стали
отступать.

Поляки получали многочисленные подкрепления, и соотношение сил
постоянно менялось не в пользу осажденных; к лету их оставалось не более
двухсот. То, что монастырь не был взят весной, можно объяснить только
заступничеством Преподобного Сергия.
Возобновление военных действий произошло лишь 27 мая. Штурм
начался ночью и встретил отчаянный отпор немногочисленных защитников
Лавры. Из подошвенных бойниц стреляли из пушек и пищалей, со стен лили
вар, метали горящую серу и смолу, сыпали в глаза нападающим известь.
Поляки отступили, понеся большие потери. Далее, с месячными
интервалами, последовало еще два штурма — 28 июня и 31 июля 1609 года.
После этого приступов больше не было, но осада продолжалась. Всего за
время обороны Лавры погибло в бою и умерло от ран, болезней и истощения
2125 защитников, не считая женщин, детей и стариков.
Монастырь был отрезан от внешнего мира многочисленными постами и
дозорами поляков. Осажденные скорбели, что не могут послать гонцов в
Москву с просьбой о скорейшей помощи. Видя свою малочисленность, все
свои упования защитники Лавры возложили на Преподобного Сергия.
Вскоре чудотворец явился одному из старцев и сказал, что отправил из
обители в Москву трех своих учеников — монахов с просьбой о помощи.
Пленные поляки подтвердили, что из Лавры мимо их постов стремительно
проскакали три всадника. Все лошади в Лавре были наперечет. Три из них в
ночь явления Преподобного бесследно исчезли…
Вскоре пришла подмога. В августе благодаря удачной вылазке монастырь
существенно пополнил свои продовольственные запасы. Приблизилась
военная помощь. Войско боярина Михаила Васильевича Шуйского вошло в
Александров, расположенный в 40 верстах от Лавры. 19 октября боярин
отправил в монастырь отряд в 900 человек, а 4 января 1610 года прислал в
Лавру еще отряд в 500 воинов. В этот же день русские воины вышли из
монастыря и вступили в бой, в ходе которого поляки понесли большие
потери. 12 января польские войска окончательно сняли осаду и стремительно
исчезли в направлении Дмитрова.
Претерпев все испытания и лишения, Свято-Троице-Сергиева Лавра
осталась путеводной звездой веры и верности для всего русского народа в
годину жестоких испытаний. Защитники обители Преподобного Сергия
явили чудеса мужества, стойкости и храбрости. Вести о неодолимой
твердыне Православия поднимали боевой дух верных сынов и дочерей
нашего Отечества.
21 сентября 1609 года началась по примеру Лавры героическая 27-
месячная оборона Смоленска от поляков — еще один великий военный,
моральный и духовный подвиг простых русских людей.

Судьба Воскресенского храма неразрывна связанна с этим событием, так как храм был
построен в память об погибших защитниках Троицкого монастыря, павших во время
осады в Смутные времена – 1608-1610 гг. Современный вид.
Но не ослабевал и мирный, созидательный их порыв: в течение всего
Смутного времени продолжалось активное освоение русскими бескрайних
сибирских просторов, строительство городов, храмов, монастырей.
События Смутного времени, в частности, осада Лавры, ярко высвечивают
основополагающую роль Православия в державном строительстве русского
народа, огромный потенциал помощи нам наших святых небесных
покровителей.
Фундамент нашего национального возрождения не в богатстве недр
земли, не в обманчивом блеске имперского величия, а в усвоении уроков
славной истории нашего Отечества, в усвоении духовного наследия наших
великих подвижников благочестия.
Н.В. Маслов,
президент Фонда святого благоверного
князя Александра Невского,
ректор Московской педагогической академии,
доктор педагогических наук.