Перейти к содержимому

Духовность в учебно-воспитательном процессе

Статья

Сегодня не только Россия, но и весь мир в целом находятся на пороге глубоких перемен. Наше время характеризуется общей нестабильностью и глобальным социальным кризисом, причиной которого зачастую является научно-технический прогресс. Все это вполне реально грозит обернуться концом человеческой цивилизации. Человечество стоит перед опасностью не только военного, но и вполне «мирно текущего» самоуничтожения, не одномоментного, а более длительного и потому мучительного исчезновения человеческого рода. Речь идет о стремительном нарастании антропогенной нагрузки на биосферу, компенсаторные возможности которой либо уже исчерпаны, либо находятся на пределе. И человечество, и биосфера балансируют на «острие бритвы».

Наука в принципе способна выстроить систему спасительных запретов, соблюдение которых указало бы пути выживания человечества. Но сможет ли человек смириться с предложенными наукой ограничениями? Вряд ли. Поэтому нужна целенаправленная разъяснительная и воспитательная работа по освобождению людей (начиная с подрастающего поколения) от иллюзий и мифологем научно-технического прогресса.

Главной причиной и сутью кризиса современной цивилизации (в том числе образовательной политики) является тенденция отделить разум от этических норм, стремление отождествить творческий потенциал человека лишь с его интеллектуальными способностями без учета духовно- нравственной составляющей.

Однако для российской общественной, научной и педагогической традиции характерно понимание того, что освоение мира и процесс научного познания невозможно только на основе рассудка. Истина доступна лишь целостному разуму, включающему в себя не только рассудок, но и волю, нравственность, веру. По сути, подлинное познание никогда не отделялось от совести.

На наш взгляд, осознание именно этой истины и обусловило постановку вопроса о необходимости создания новой концепции образовательной парадигмы. В обновленной модели российской школы основным результатом деятельности становится не традиционная система знаний, умений и навыков, а система ключевых компетенций, которые характеризуются своей многофункциональностью, надпредметностью, междисциплинарным характером и многомерностью.

Понятие компетенции не тождественно сумме знаний, умений и навыков.

Оно существенно шире и включает в себя следующие составляющие: когнитивную, операционально-технологическую, мотивационную, этическую, социальную и поведенческую.

Компетентностный подход в определении целей и содержания образования не является для отечественной школы совершенно новым. В трудах П.Ф.Каптерева, Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, М.Н.Скаткина, И.ЯЛернера, В.В.Давыдова и других ученых заложены теоретико- методологические основы современного, целостного и прогрессивного понимания сущности образовательного процесса и его ведущей роли в становлении человеческой личности.

Несмотря на глубокую проработанность и четкое теоретическое обоснование педагогического процесса и содержания образования данная научная ориентация не стала доминантой в практике массовой школы: она не нашла реального применения в ходе разработки типовых учебных программ, стандартов, оценки качества и результатов образования.

Сегодня процесс интеграции России в мировое сообщество, а значит, и в мировое педагогическое пространство требует интенсивных поисков путей преодоления общецивилизационного кризиса и тупиковых ситуаций в образовательной сфере. Мировое педагогическое сообщество предлагает компетентностный подход как главное условие достижения новых, более эффективных результатов в сфере образования.

«Компетентностная парадигма» предполагает ориентацию образовательного процесса на формирование следующих так называемых «ключевых компетенций»:

  • компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных;
  • компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя);
  • компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, навыки самоорганизации);
  • компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия и проч.);
  • компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность)» (Стратегия модернизации содержания общего образования. М., 2001, с. 19).

Новая философия образования обусловливает и новую аксиологию образования, связанную, прежде всего, с выработкой духовной культуры ребенка по мере его личностного роста.

Сегодня процесс интеграции России в мировое сообщество, а значит, и в мировое педагогическое пространство требует интенсивных поисков путей преодоления общецивилизационного кризиса и тупиковых ситуаций в образовательной сфере.

И здесь современная педагогика напрямую сталкивается с глубочайшей проблемой — «что же такое духовность», «каковы пути духовного роста личности в современном учебно-воспитательном процессе»?

В начале XX столетия целый ряд блестящих русских философов и педагогов со всей остротой ставили вопросы духовного возврата человека к самому себе, необходимости внутреннего обновления европейского мира.

Источником преображения, который не известен и не прочувствован Западом, они называли русскую культуру, призванную стать фундаментом новой мировой, одухотворенной, культуры, нового мирового мышления, поскольку ядром именно русской культуры является этика г мораль вечного человеческого бытия.

Восстановление целостного творческого облика человека начинается с возрождения иерархии ценностей, с восстановления ценностной вертикали. По словам Евгения Ямбурга, «одновременно с кризисом автономной морали и краха атеистического гуманизма кончилась эра безрелигиозного воспитания.

Стыдливое умолчание это реальности связано с европейской гуманистической традицией светского образования». Поэтому следует признать принципиальную невозможность «воспитывать завершенную полноценную личность без выстраивания иерархии ценностей, без признания Абсолюта, что от века в культуре именуется Богом» (Ямбург Е. Школа на пути к свободе… М., 2000, с. 25-26).

Сегодня слова «дух», «духовность», «духовное» возврашаются в научный обиход и в учебно-воспитательный процесс.  

В христианском понимании человек есть живой образ Бога. В нем таинственно сосредоточены все Божественные силы и энергии, открывающиеся в мире. Посредством своего иерархичного устроения (дух — душа — тело) человек призван к тому, чтобы достичь богоподобия и привести к обожению все бытие. Святитель Василий Великий говорил, что человек есть тварь, получившая повеление стать Богом. Мерой целостного и непрерывного обожения человека выступает его духовность и дух как высший богоподобный принцип, т.к. дух служит «первоначальным источником и последним основанием высшей религиозной и нравственной жизни человека» (Зарин С.М. Аскетизм по православно-христианскому учению. М., 1996, с. 375). В связи с этим тема богоподобия приобретает исключительную остроту.

В целях педагогического осмысления проблемы можно опереться на достаточно устоявшуюся трактовку понятий «образа» и «подобия». В «образе» видели саму духовность человека (его разумность, свободная воля, бессмертие, начальственное положение человека в мироздании, святость, или способность к нравственному самосовершенствованию, способность творить в разных областях духовной и мирской жизни и т.п.). «Подобие» понимали как способность «внутреннего усовершенствования», стремление к Богу как своему Первообразу. Иными словами, «подобие Бога в человеке есть свободное осуществление человеком своего образа» (Архимандрит Киприан. Антропология св. Григория Паламы. Париж, 1950, с. 397). Первое условие обожения заложено в самой природе человека (его сотворенность по Образу Божию), а второе осуществляется его личными усилиями (сам процесс Богоуподобления).

В человеке, в его духовной сущности открываются те черты, которые роднят его с Творцом, т.е. творческие способности и дарования. Этот вопрос чрезвычайно актуален для современного воспитания, поскольку сегодня, к сожалению, чаще всего под творчеством понимают нестандартность, оригинальность, новизну, новаторство, оставляя в стороне аксиологическую составляющую, духовно-нравственную основу человеческого познания и

жизнедеятельности, что фактически ведет к тупикам лжетворчества. Результатом подобного подхода является превратная иерархия смыслов и ценностей, отягощение человеческой души греховными помыслами и

поступками. В любом акте творчества, как говорил Ф.М. Достоевский, «когда Бога нет, все позволено». Развитие творческих способностей ребенка должно быть пронизано духовностью, сознанием Божьего вездеприсутствия и вечного предстояния перед Творцом.

Педагог должен говорить о таких важных вещах, как молитва, пост, воздержание, грех, добродетель, покаяние, но при этом помнить, что в покаянии содержится не только отрицание, но и утверждение.

Важно понимать, что осознание своей причастности к Промыслу Божию, о мире и лично о каждом человеке, т.е. Богообщение, как и всякое духовное благо, не может быть навязано человеку помимо его желания. «Оно является благом, только когда отвечает на действительные запросы духовной жизни человека» (Зарин С.М. Аскетизм по православно-христианскому учению. М., 1996, с. 17).

В современных попытках сформулировать концептуальные технологические подходы к духовно-нравственному воспитанию личности многие стремятся взять за образец опыт дореволюционной русской православной школы. Прямое и механическое копирование в истории невозможно, т.к. любая школа есть часть органического социального целого, несущая в себе характерные черты общественного сознания.

Преодолевая схоластику старой русской школы, тормозившей духовную жизнь ребенка, сегодня в современной образовательной ситуации необходимо найти разумные и научно обоснованные подходы, побуждающие ребенка к встрече с Богом, к «духовному пламенению». Причем, по справедливому замечанию профессора В.В.Зеньковского, «религиозное вдохновение не связано непременно с религиозным содержанием того, чем

занята душа. Религиозное вдохновение может зажечь души своим священным огнем, своей творческой силой и тогда, когда мы заняты интеллектуальной работой, эстетическим творчеством, социальным деланием, простым физическим трудом. То «памятование о Боге», то стояние души перед Богом, которое есть свидетельство действенности религиозного огня в душе, не может быть функцией памяти, а есть некое состояние сердца» (Профессор В.В. Зеньковский. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1993, с. 138-139).

В современной школе одним из основных педагогических принципов духовного развития ребенка должен стать принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей личности школьника. Это означает, что недопустимо игнорировать объективно существующий разрыв между душевной и духовной сферами развивающейся личности и ступенчатый характер духовного возрастания.

Необходимо обратить особое внимание на свойственное подростковому возрасту стремление к самореализации, безграничную веру в собственные силы и призвание, в способность преобразовать мир на началах справедливости, братства и любви. Подростки реально ощущают пульс окружающей жизни и преисполнены готовности осчастливить весь мир своими творческими делами.

В работе с подростками педагогу надо проявить особое терпение, мудрость и чуткость, чтобы помочь ребенку осознать свое человеческое достоинство и высокое назначение, действуя в унисон с его юношескими устремлениями к идеалу. Педагог должен говорить о таких важных вещах, как молитва, пост, воздержание, грех, добродетель, покаяние, но при этом помнить, что в покаянии содержится не только отрицание, но и утверждение. Покаяние есть подлинное обновление человека, воссоздание красоты и истины. В нем не только смирение, но и дерзновение. Покаяние — духовный подвиг, совершаемый во имя обновления жизни.

В начале 20-го столетия целый ряд блестящих русских философов и педагогов со всей остротой ставили вопросыдуховного возврата человека к самому себе, необходимости внутреннего обновления европейского мира.  

Совсем не обязательно под весь изучаемый материал в явном виде подводить «святоотеческую базу»; необходимо осуществлять духовное, культурообразующее преподавание в лучших традициях русской культуры, побуждая ученика к преобразованию мира и жизнетворчеству вместе с Богом, по Его великой милости.

Возвращаясь к поставленной вначале проблеме компетентностного подхода в современном образовании, задаемся вполне правомерными вопросами. Какова сущность и содержание духовно-нравственного ядра ключевых компетенций и какие в связи с этим педагогические задачи необходимо решать?

Опираясь на современные исследования в области православной педагогики (см.: Священник Евг. Шестун «Православная педагогика», Сурова Л.В. «Православная школа сегодня» и др.), можно сформулировать следующие практические задачи:

  1. Подвести человека к осмыслению онтологических понятий: Бог, мироздание, жизнь. При этом важно вступить в открытый диалог с ребенком, чтобы помочь ему обрести истинное целостное мировоззрение, помочь за видимым миром увидеть невидимое, Божие.
  2. Познакомить ребенка с основами христианской антропологии, помочь ему понять самого себя, иерархичность своего устроения и свое истинно человеческое предназначение в духе благодатной соборности, основанием которой является естественное стремление ребенка к социальному деланию. Задача педагога — наполнить эту детскую активность духом преображения и делами добра, любви и милосердия.
  3. Современная школа только тогда сможет помочь человеку преодолеть духовно-нравственный кризис, когда вся ее духовная атмосфера будет пронизана идеей построения жизни по требованиям христианского совершенства. Причем, речь идет, по словам В.В. Зеньковского, не о магии добрых дел и безличном служении добру «во имя самоочищения».

Необходимо помочь ребенку прикоснуться душою к глубинам духовного опыта православных старцев, явившихся для многих людей неиссякаемым источником благодатной помощи; приобщиться к таинствам молитвенной жизни как живого личного общения с Богом, чтобы пробудить в юношестве желание переступить порог храма и начать жизнь в лоне Церкви.

Развитие творческих способностей ребенка должно быть пронизано духовностью, сознанием Божьего вездеприсутствия и вечного предстояния перед Творцом.

Каким образом можно реализовать эти педагогические задачи? На наш взгляд, во всех образовательных областях уже заложены возможности реализации духовно-нравственного ядра ключевых компетенций. К примеру, через естественнонаучный цикл учебных предметов можно убедить учащихся в справедливости таких фундаментальных мировоззренческих идей, как невозможность случайного возникновения мира, факт Богосотворенности мира, реальность существования духовного мира (как светлого, так и темного) и его влияния на все сферы земной жизни человека, тесная взаимосвязь физических и духовных законов бытия и многое другое.

В цикле гуманитарных предметов наиболее плодотворным и благодатным делом является воспитание на примерах беззаветного служения своей Родине, любви к родному языку и родной культуре, изучение истории Отечества, особенно на примерах жизни подвижников благочестия и духовных святынь земли русской. При этом важно совместно с детьми выработать адекватную нравственную оценку жизненной позиции тех противившихся Богу исторических и литературных персонажей, чья деятельность в итоге привела к погибели души. Это особенно актуально в сегодняшнем мятущемся и противоречивом мире.

Практическая и более конкретная разработка компетентностного подхода, и в частности, его духовно-нравственной составляющей, является перспективой дальнейшей работы педагогов современной школы.

Л.И. ГУБЕРНАТОРОВА
кандидат педагогических наук,
доцент Владимирского государственного педуниверситета
Н.С. ДАВЕДЬЯНОВА
кандидат педагогических наук,
доцент Владимирского государственного педуниверситета

Журнал «Глинские чтения»

Оцените статью
Московская педагогическая академия
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.