Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения на основе «Симфонии по творениям святителя Тихона Задонского» Схиархимандрита Иоанна Маслова

Глинские чтения
В статье рассматривается труд схиархимандрита Иоанна Маслова «Симфония по творениям святителя Тихона Задонского» и его актуальность и целесообразность в духовно-нравственном воспитании современного подрастающего поколения.. Текст статьи содержит краткий анализ «Симфонии» и рассмотрение некоторых понятий: дети, родители, любовь.

Опубликовано: Гусакова В.О. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения на основе симфонии по творениям святителя Тихона Задонского схиархимандрита Иоанна Маслова // «Задонские Свято-Тихоновские образовательные чтения “Поминайте наставников ваших” (Евр. 13:7)», посвященные году педагога и наставника: материалы ХIX Международного форума (г. Липецк, 14-15 декабря 2023 г.) / Под. ред. И.А. Шевченко, Н.А. Фроловой (отв. редактор). – Липецк: ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2023. – 428 с. – С. 27 – 29. – 0,4 п.л.

Виктория Олеговна Гусакова
(Россия, г. Санкт-Петербург)

Аннотация. В статье рассматривается труд схиархимандрита Иоанна Маслова «Симфония по творениям святителя Тихона Задонского» и его актуальность и целесообразность в духовно-нравственном воспитании современного подрастающего поколения.. Текст статьи содержит краткий анализ «Симфонии» и рассмотрение некоторых понятий: дети, родители, любовь.

Ключевые слова: Святитель Тихон Задонский, схиархимандрит Иоанн Маслов, симфония, духовно-нравственное воспитание, смысл, дети, родители, любовь.

Общепринято, что жанр «симфония» относится только к музыке. В научно-педагогической литературе он не используется, однако в святоотеческом наследии встречается часто.

Из множества авторов толковых словарей только В. И. Даль после известного толкования симфонии, как музыкального произведения, дает следующее: «Симфония на Ветхий, на Новый Завет, свод, указанье мест, где поминается одно и то же слово» [1, с. 186].

Симфонией по трудам святых отцов (от греч. συμφωνία — «созвучие») называют тематические сборники их цитат, составленные, как правило, не самим автором, а его потомком.

Одним из таких сборников, самым востребованным на сегодняшний день в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, стала «Симфония по творениям святителя Тихона Задонского» схиархимандрита Иоанна Маслова.

Прежде чем освятить педагогический потенциал указанного труда уделим немного внимания составителю – отцу Иоанну.

Отец Иоанн – в миру Иван Сергеевич Маслов рано вступил на преподавательскую стезю. Еще во время учебы в Московской духовной академии ему вверили духовное окормление учащих и учащихся, а после ее окончания в 1969 г. он стал профессорским стипендиатом и начал преподавать Пастырское богословие и практическое руководство. С 1974 г. отец Иоанн читал курс литургики.

Преподавательский и научно-исследовательский дар отца Иоанна развился в своей полноте благодаря приобретенному опыту – жизненному в годы Великой Отечественной войны, и духовному, переданному иеромонахом Гавриилом, братом деда. С 1893 г. иеромонах Гавриил подвизался в Глинской пустыни, а после ее закрытия в 1922 г. вернулся в родное село Потаповка, где жила семья Масловых. Еще тогда старец Гавриил предрекал, что после него в их роду будет еще один монах. Им стал отец Иоанн Маслов.

В числе научного и духовного наследия схиархимандрита Иоанна Маслова особую актуальность сегодня приобретает его магистерская диссертация «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении», защита которой состоялась в 1983 г. Текст диссертации содержит подробное жизнеописание святого Тихона Задонского и глубоко осмысленное исследование трудов святителя.

В качестве приложения к диссертации отец Иоанн Маслов составил первую «Симфонию по творениям святителя Тихона Задонского». Она была издана в 1996 г., в период, когда российское общество особенно нуждалось в сохранении и актуализации традиционных ценностей. Уже тогда «Сокровище духовное, от мира собираемое» святителя Тихона Задонского с пояснениями отца Иоанна Маслова могло стать учебником нравственности и в школах, и в высших учебных заведениях.

По прошествии трех лет, Федеральный экспертный совет Министерства образования России присвоил «Симфонии по творениям Святителя Тихона Задонского» схиархимандрита Иоанна (Маслова) гриф «Книга для учителя по духовно-нравственному воспитанию» (№ 312/28-16 от 12.05.1999). «Симфония…» была рекомендована «к широкому использованию в педагогической практике и внедрению в образовательные учреждения всех типов» (Заключение ФЭС от 10 марта 1999 г № 66), а в 2000 г. включена в Федеральную программу книгоиздания России.

Надо заметить, что обращение схимархимандрита Иоанна Маслова к личности святого Тихона Задонского было закономерным ходом его духовного пути, в котором всегда нужны ориентиры.

Святитель Тихон Задонский стал таким духовным ориентиром для отца Иоанна, и он, обращаясь к его трудам, работая над составлением «Симфонии…», одновременно дал читателю живой пример личного следования за Христом и духовного возрастания.

В этом последовании за Христом обнаруживаются параллели жизненных путей святителя Тихона Задонского и схиархимандрита Иоанна Маслова. Оба испытывали горячую любовь к богослужению, выражаемую внешне в особом ответственном отношении к литургии и келейному правилу, ночных бдениях, чтении с особым тщанием Псалтири, требовательном отношении к самому себе.

В труде схиархимандрита Иоанна о святителе Тихоне Задонском читатель видит жизненный путь и святого подвижника, и самого автора, а самое главное, сам обращается к осмыслению своей жизни.

В этом сказалось особый метод написания книг схиархимандрита Иоанна Маслова, во многом заимствованный у святителя Тихона Задонского.

И святитель Тихон Задонский, и отец Иоанн Маслов проецируют святость как идеальное совершенное состояние человека на того, кто о ней читает и естественным образом помогает ему задуматься о собственном несовершенстве.

Такой метод изложения материала особенно важен в духовно-нравственном воспитании. Его целесообразность заключается в том, что читатель получает наставление и назидание не открыто, в форме «нужно делать так и так», а в процессе возникающей у него внутренней нравственной работы над самим собой. При этом святость видится им одновременно и очень далеким качеством (в плане достижения), и очень близким (в плане участия святого подвижника в спасении обращающегося к нему человека).

Не случайно, «Симфония по творениям Святителя Тихона Задонского» стала вторым трудом схиархимандрита Иоанна (Маслова), написанным им после серьезного научно-богословского диссертационного исследования «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении».

В своей диссертации отец Иоанн очень подробно, с пристальным вниманием к всевозможным деталям пастырской и монашеской жизни, освещает личность святителя Тихона Задонского. В предисловии он поясняет, что «Факты биографии святителя Тихона помогают понять также дух и смысл его творений» [3, с. 5].

Написанная немногим позже «Симфония по творениям Святителя Тихона Задонского» (далее «Симфония») схиархимандрита Иоанна (Маслова) представляет собой единый законченный пятитомный труд с предисловием автора, в котором он комментирует структуру книги, способы систематизации материала и цитирования источников.

Отец Иоанн Маслов писал: «Слово – замечательное средство нравственного воспитания» [2, с. 218].

Поэтому для донесения нравственных смыслов творений святителя Тихона Задонского он выбрал жанр симфонии, который дал ему возможность поработать с понятийным аппаратом так, чтобы сделать его понятным широкому кругу читателей и особенно молодежи.

Все почерпнутые в трудах святителя Тихона Задонского понятия выстроены в алфавитном порядке в соответствии с современным алфавитом.

Они включают: непосредственно религиозные (ад, апостолы, литургия, пасомые и др.) термины, нравственные категории, (бессовестность, лукавство, обида, радость и др.), добродетели (любовь, милостыня и др.) и грехи (гордость, пьянство и др.), толкование праздников (Новый год, Масленица) и многое другое, нужное для духовно-нравственного воспитания человека.

Каждому понятию отведен раздел с развернутым пояснением на основе высказываний святителя Тихона Задонского, взятых в разных источниках, снабженный ссылками на Священное Писание.

Русский писатель Владимир Крупин считал, что главная заслуга отца Иоанна Маслова в «Симфонии» заключается в том, что он «тонко и деликатно осовременил труды святителя Тихона». Далее он говорил, что «это тот пример и образец умного и мудрого пересказа ценных мыслей, когда полностью сохранен смысл высказывания и оно сделано более доступным и доходчивым для понимания современников, более действует и впечатляет» [5].

Рассмотрим несколько примеров целесообразности использования «Симфонии» в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения.

Обратимся к самому первому понятию в «Симфонии» ‒ ад.

Надо заметить, что такие понятия как ад, вечность, рай, всегда вызывают интерес у подростков и юношества в силу невозможности их эмпирического познания.

В «Симфонии» понятие ада раскрывается в многообразии толкований: от малопонятного современному школьнику или студенту – «геенна, огнь неугасающий, червь неусыпающий» [4, с. 6], до вполне конкретных рекомендаций, как избежать того, что не знаешь, но боишься.

Все рекомендации снабжены ссылками на труды святителя Тихона Задонского, в которых заинтересовавшийся читатель может подробно познакомиться, что необходимо ему делать, чтобы не попасть в ад.

« — Откладывающий покаяние может попасть в ад (2:34, см. ПОКАЯНИЕ, 730). Никто не может избавиться от ада без Христа (3:13, см. СПАСЕНИЕ, 972). Вера освобождает верующего от ада» [4, с. 6].

Противоположное понятие «рай» с первых строк дано привлекательно и предельно ясно: «Рай – прекраснейшее место обитания первозданного человека» [4, с. 791]. Завершается толкование понятия «рай» мудрым советом: «Вход в рай через покаяние» [4, с. 792].

Понятие «покаяние», как средство избежать ада и обрести рай, дано широко и развернуто, с конкретными примерами и рекомендациями. Это сделано для того, чтобы читатель в итоге прочтения всего текста уяснил главную суть покаяния – перемену внутреннего состояния. При этом в разделе указывается, что покаяние – это не сделаны однажды поступок, а образ жизни.

Рассмотрим, как раскрывается понятие масленицы в «Симфонии», празднование которой до сих пор сопровождается языческими обрядами.

В самом начале дано краткое объяснение праздника и его значение в календаре христианина: «О седмице «сырной» говорю вам, чтобы не так ю провождать, как провождается. Седмица сырная есть преддверие Великого поста, как и Церковь святая называет. И поэтому должно нам жить воздержнее в тую седмицу, нежели прежде жили, и приготовляться к подвигам поста Великого. Для того и Церковь святая мирянам запретила ядение мяса, дабы помалу к посту привыкали. Да и неделя прешедшая для того называется «мясопустная», как следующая «сыропустная» (1:11)» [4, с. 504].

Далее следует развернутый комментарий тому, что следует делать на Масленицу, а после дано предостережение: «…А далее чим еще веселие сему праздничку делают? Не держится зло между стенами, не сокрывается в домах, выходит на публику, является по улицам, по стогнам, по дорогам, и бывает зло сугубейшее, зло соблазнами» [4, с. 505].

Борьбе святителя Тихона Задонского с языческими проявлениями в народе отец Иоанн уделили много внимания в книге «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении».

Он писал: «Святитель Тихон негодовал и возмущался, когда видел нравственное ослепление народных масс. В таких случаях он ревностно трудился над искоренением того или иного явления и не успокаивался до тех пор, пока не видел добрых плодов своих усилий. В этом отношении характерны два случая, когда он восстал против бесчинств и нехристианского проведения сырной седмицы и когда искоренял языческий праздник Ярило» [3, с. 61–62]. Видя личную ответственность перед Богом за искоренение «бесчиния, уничижающего достоинство человека» [3, с. 63], святитель Тихон Задонский однажды сам вышел в разгулявшуюся толпу с обличительно речью. Люди услышали его. Застыдившись, они разошлись и более таких гуляний не устраивали.

Чтение «Симфонии» позволяет разрешить и многие актуальные во все времена вопросы взаимоотношений родителей и детей.

Вслед за святителем Тихоном, отец Иоанн Маслов предостерегал от идиллического представления о детском возрасте: «Дети могут стать и ангелами и диаволами» [4, с. 300], а также от увлечения западными методиками воспитания: «Как нужно есть доброе юным детям воспитание и наставление! Не по-французски, не по-немецки, не по-итальянски говорить, не танцевать, о чем нынешние люди наипаче тщатся, но по-христиански жить обдолжаются законом Божиим учить детей своих христиане. Хотя никакого языка не будут знать дети, но будут по-христиански жить: истинного блаженства не лишатся» [4, с. 301].

В разделе «Дети» перечислены обязанности детей к своим родителям:

«1) Должны дети родителей своих любить от чистого сердца… 2) Должное им отдавать послушание, якоже Апостол повелевает им: Чада! Послушайте своих родителей о Господе. 3) Словом и делом любовное им почтение показывать. 4) Когда от них наказуются словом или делом, за благо тое их наказание принимать, ни негодовать, ни роптать на них, но, признавая свое преступление, со смирением, любовью и жалением просить прощения у них. 5) В нужде и старости их питать, и со всяким усердием служить им. 6) Беззаконным детям, которыя родителей своих не почитают, страшные казни в законе Господни определены (3:393–394).

Дети должны быть благодарны родителям…
Дети должны проявлять ПОСЛУШАНИЕ родителям…
Дети должны советоваться с родителями о своих делах…
Почитание родителей – первейшая обязанность детей…
Дети должны беречься оскорбить родителей…
Дети как будут относиться к родителям, то же и сами испытают от своих детей…
Дети не должны немощами родителей соблазняться и их осуждать…» [4, с. 302–304].

В разделе «Родители», напротив, указаны обязанности родителей по отношению к детям: «Родители, рождая детей телесно, должны растить их и духовно… Родители истинные не те, что родили, но те, что воспитали. Полезно учить наукам и художествам: но учить жить по-христиански нужно; ибо всякая наука и художество без христианского жития ничтоже есть. Внимайте сему, родители, чтобы тем детям, которых вы на свет родили, не быть убийцами…

Родители обязаны воспитывать детей… Учить детей жить благочестиво и исполнять заповеди (5:176)… Воспитывать детей в страхе Божием…

Родители, чтобы воспитывать исправных детей, сами должны исправно жить…

Чтобы дети почитали родителей, необходимо, чтобы сами родители почитали своих отца с матерью…

Родители должны наказывать ДЕТЕЙ за проступки, чтобы греховный навык не укоренился… Родители обязаны наказывать детей непослушных

Родители часто бывают виновными в духовной гибели своих ДЕТЕЙ… Родители, если не ВОСПИТЫВАЮТ детей по-христиански, являются их УБИЙЦАМИ.

Родители на СТРАШНОМ СУДЕ дадут ответ за детей.

Воспитывая детей, просить помощи Божией» [4, с. 796–799].

Учителям, занимающимися вопросами духовно-нравственного воспитания, могут быть рекомендованы для изучения следующие разделы «Симфонии»: «борьба, брань духовная, внимание, воспитание, дары, любовь, непослушание, подвиг, послушание, рождение», а также все разделы, раскрывающие смысл добродетелей и грехов.

Эти и другие тексты «Симфонии» можно читать и с учащимися: подростками, студентами, детьми, начиная с 7 лет, учитывая, что именно с этого возраста они начинают самостоятельно исповедоваться.

В целом составленная схиархимандритом Иоанном Масловым «Симфония по творениям святителя Тихона Задонского» обладает вневременным педагогическим потенциалом в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. Не случайно, в кругах богословов этот труд называют энциклопедией христианской жизни. Последовательное и систематическое чтение «Симфонии» может способствовать выработке у каждого читателя навыков самовоспитания и воспитания еще не окрепшего и духовно не сформировавшегося человека.

Список источников

1. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х томах. Т. III. – М.: Русский язык, 2002. – 682 с.

2. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Лекции по пастырскому богословию. – М.: [б.и.], 2001. – 408 с.

3. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. – М.: Самшит, 1995. – 512 с.

4. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. – М.: Самшит, 2003. – 1200 с.

5. Крупин В. Н. Русские златоусты // Глинские чтения. Электронный ресурс. Режим доступа: http://old.glinskie.ru/shim/krupin.html.

Victoria Olegovna Gusakova
(Russia, St. Petersburg)

SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF THE YOUNGER GENERATION ON THE BASIS OF THE «SYMPHONY ON THE WORKS OF ST. TIKHON OF ZADONSK» (author ARCH. JOHN MASLOV)

Annotation. The article examines the work of the Archimandrite John Maslov «Symphony on the works of St. Tikhon of Zadonsk» and its relevance and expediency in the spiritual and moral education of the modern younger generation.. The text of the article contains a brief analysis of the «Symphony» and consideration of some concepts: children, parents, love.

Keywords: St. Tikhon of Zadonsk, Archimandrite John Maslov, symphony, spiritual and moral education, meaning, children, parents, love.

Оцените статью
Московская педагогическая академия
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.