Перейти к содержимому

Единый и цельный путь к совершенству

Статья
СОДЕРЖАНИЕ, ПОЛОЖЕНИЯ И ПРИНЦИПЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ПЕДАГОГИКИ.

Основы христианской педагогики, изложенные в священном Писании, во
всей полноте раскрыты в творениях святых отцов.

Содержание православного воспитания.

«Идите, — говорит Господь Своим преемникам, — научите все народы». Это
означает: дайте духовным интересам человека преобладающее значение,
раскрывая перед людьми, кто они, зачем призваны в мир и каков смысл че-
ловеческого бытия (1). Вместе с важностью знания христианского учения
человеку необходимо знание основ наук.

Таким образом, православное воспитание состоит из двух неразрывно
связанных между собой частей: собственно из воспитания и обучения
наукам.

Святитель Феофан Затворник пишет, что обучение должно быть
построено так, чтобы было видно главное и подчиненное. Научность
необходима и нужна для настоящей жизни, но она не должна поглощать все
внимание и быть единственной заботой учителя. И у науки, и у веры одна
область истины. «Истина связывает ум тем, что насыщает его» (2) При
объективном преподавании учебного предмета истины науки раскрывают
истины веры (3). «Истина доступна всякому» (4).

Отдельная проблема — в каких формах, когда и как это нужно делать.

Положения православной педагогики.

Положения, на которых основано православное воспитание, во всей
полноте раскрыты в Священном Писании и творениях святых отцов.
Рассмотрим отдельные из них.

«Человек рождается не только для того, чтобы умереть, но и умирает для
того, чтобы жить вечно. Поэтому временную земную жизнь человек должен
рассматривать как своеобразную подготовку к переходу в вечность» (5).

Нежелание человека умереть при всех невзгодах земной жизни есть
вложенная в него Богом потребность жить без конца, жить вечно.

Стремление к бесконечной жизни, таким образом, предопределено
изначально Самим Богом. «Он, как искру, возжег в человеке жизнь, которая —
как искра Божия — никогда в нем не угаснет» (6). «Вечность — это начало без
конца» (7).

Православная педагогика, воздействуя на человека, опирается на
положение оесконечности жизни, имея в виду не только его дея тельность на
земле (от рождения до смерти), но и его существование за гробом. Там лишь
развивается и растет то что здесь посеяно, то есть добродетели разрастаются
в вечности (8).

Если на нравственное усовершение, на жизнь вечную человек станет
смотреть как на главное и необходимое дело, то ему легче будет
достигать земного благополучия (9).

Человек, представляя собой смешение противоположностей, добра и зла,
является ареной борьбы между тем и другим (10). Эта борьба непрестанна и
обязательна для любого человека: «Вся жизнь есть брань» (11). Если человек
выходит из этого состояния, следовательно, им полностью овладело зло.

В чем состоит внутренняя борьба? В борьбе между злыми нравами
неестественного падшего человека и добрыми нравами обновленного.

Значения этой борьбы очень велико — в этой борьбе христианин отстаивает
честь Христа (12). Борьба с грехами приводит к богообщению. Внутренней
борьбе нужно учиться. Православная педагогика раскрывает ее законы и
правила.

От результатов внутренней борьбы зависит участь человека в вечности
(13).

Правило духовной борьбы — всякую страсть побеждать силою Христовой
немедленно, как только зародилась она. «Исцелить, изгнать совершенно мы
ее не можем сразу, — пишет схиархимандрит Иоанн (Маслов), — но можем все
время загонять ее «на дно», чтобы там страсть умирала под действием вод
благодати, а душа наша всегда была бы мирная, кристальная, любящая,
благожелательная, бодрственная, духовно трезвая. Если на какой-либо
стороне души намечается или происходит «прорыв», сейчас же все внимание
сердца надо обратить туда и усилием («Царствие Божие берется усилием», —
сказал Спаситель, указывая именно это Царствие Божие, которое на земле
приобретается или теряется внутри человека), т.е. молитвенной борьбой надо
восстановить мир сердца, души (14).

Все добродетели и все грехи связаны между собой и, подобно звеньям в
цепи, зависят одни от других (15). Между ними существует тесная,
неразрывная связь, то есть, совершая одну добродетель, человек вместе с ней
совершает в какой-то мере и ряд других добродетелей. Но это не потому, что
в одной добродетели заключаются все другие по их содержанию, а
единственно потому, что всякое добро исходит из одного источника — Бога
(16).

В свою очередь добродетели не только взаимосвязаны но и имеют
взаимообратное действие (например, надежда подвигает человека на добрые
дела, а доброделание укрепляет надежду) (17). Все вместе добродетели
составляют единый и цельный путь христианина к совершенству, к Богу, ко
спасению (18).

Св. отцы учат, что невозможно сразу браться за все добрые
дела. С чего нужно начинать? Начинать нужно с веры.
Вера есть мать и корень всех добрых дел, а неверие есть корень злых дел и
всяких грехов (19).

Принципы православной педагогики

Научить вере, затем другим наукам — главный принцип православной
педагогики.

По учению святых отцов, всеобъемлющим, руководящим принципом
жизни человека является истинная вера, усвоенная его умом и сердцем,
воспринятая всем существом (20).

Основной принцип православного воспитания — прежде всего, научить
вере, потом — другим наукам (21). «Вера — средство восприятия Божественных
истин, непостижимых для человеческого разума» (22). Вера — движущая сила
нравственного роста человека (23).

Схиархимандрит Иоанн (Маслов) рассматривает также отдельные
христианские принципы, которыми необходимо руководствоваться в деле
православного воспитания: любовь к Богу, к ближним, к Родине,
снисходительная мудрость и кротость (24).

Любовь — краеугольный принцип православной педагогики.
Святые отцы пишут, что «только любовью можно постигнуть
внутреннюю жизнь других людей и войти с ними в тесное духовное
общение» (25). Любовь — основа и главное руководящее начало христианской
нравственности. Одна любовь бывает способна преобразовать и изменить к
лучшему все стороны человеческой жизни (26).

Любовь к Богу и всестороннее упование на него — первая тайна земной
жизни. Любовь к Богу облегчает тяжелую участь человека на земле. Эта
любовь помогает победить всякий страх. Любовь к Богу состоит в
уподоблении, подражании Ему, она украшает душу и является признаком
духовной жизни.

Любовь к ближнему — вторая тайна земной жизни — связана с служением
ближним. Облегчить свою жизнь мы сможем, если будем жить не только для
себя, но и для других. Жить для других — это долг любви (27). Смысл
христианской жизни — любовью работать друг другу (28).

Любовь к Родине. Христианское учение требует от каждого
последователя беззаветной любви к своим братьям. Эта любовь находит
яркое проявление в любви к родному Отечеству. «Душу свою полагает не
только тот, кто будет убит на поле сражений за свой народ и его благо, но и
всякий, кто жертвует своим здоровьем или выгодой ради Родины» (29).
Принцип согласования внутреннего с внешним.

Этот принцип «заложен» в природе человека. Человек состоит из души и
тела, тесно связанных друг с другом. Согласовывая внутреннее с внешним
человек идет путем, указанным его Создателем. В противном случае, он, не
подчиняясь Богу, действует самочинно (30).

Снисходительная мудрость и кротость.

Мудрость христианская, по учению святых отцов, есть познание самого
себя. Истинная мудрость состоит в том, чтобы побеждать природные злые
нравы и следовать примеру жизни Христа (31).

Отличаясь строгостью к себе, лучшие православные педагоги были
снисходительны к немощам человеческим. Они охотно прощали недостатки
своим ученикам, когда видели в них раскаяние и желание исправиться.
Педагогическая мудрость состоит в том, чтобы применять к жизни
учеников наставления святых отцов, древних подвижников, сообразуясь с
современными условиями (32).

Кротость является плодом духовной мудрости. Кротости учит Христос
Своею жизнью (33).

Безотлагательность, своевременность.

Святые отцы учат, что человеку нельзя откладывать свое исправление.
Продолжительность земной жизни сокрыта от людей, кончину человек
может ожидать в любое время. Поэтому глинские старцы учат: «Начинай с
сегодняшнего дня!», т.е. не откладывая исправление себя, борьбу со своими
недостатками.

Святитель Тихон Задонский пишет: «Нельзя медлить в грехе, но сразу же
исправляться» (34).

«Иное дело, — свидетельствует авва Дорофей, — вырвать с корнем малую
былинку, потому что она легко исторгается, а иное — искоренить большое
дерево» (35).

Педагог должен:
~ стараться безотлагательно искоренять те недостатки, которые он видит в
воспитанниках;
~ побуждать воспитанников не откладывать на будущее свое исправление.

Принцип природосообразности.

В современной педагогике этот принцип трактуется, как развитие свойств
ребенка сообразно с его природными данными. Но православная педагогика
ставит вопрос так: сообразно с какой природой человека? В его естественном
или неестественном состоянии? Педагогика, не признающая факта
грехопадения первых людей и повреждения их свойств в результате
грехопадения, воспитывает ребенка, исходя из его поврежденного,
неестественного состояния.

Православная педагогика развивает человека сообразно с его обновленной
природой, с его естественным (первозданным) состоянием.
Св. Игнатий Брянчанинов пишет: «Весьма немногие сознают себя
существами падшими… большинство смотрит на свое состояние падения, как
на состояние полного торжества, употребляет все усилия, чтобы упрочить,
развить свое состояние падения» (36).

Говоря о принципах православной педагогики, необходимо учитывать
также принципы, касающиеся пастырского душепопечения и применимые к
собственно педагогической деятельности. Достаточно подробно они
изложены в 2.2 и 2.3. Ограничимся перечислением основных из них.

  • Принцип доступности. Педагогу необходимо соблюдать доступность
    материала для всякого ума и высокие истины приближать к пониманию
    своих слушателей;
  • Принцип наглядности. Использовать простоту образов, заимствовав их
    по возможности из находящейся перед глазами слушателей природы,
    окружающей обстановки;
  • Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей
    воспитанников. Воспитатель должен сообразовываться с уровнем
    умственного и нравственного развития учеников.
  • Принцип индивидуального подхода к учащимся. Педагогу необходимо
    стараться находить нужное слово для каждого ученика, избегать
    односторонности, не оставлять ни одного вопроса учащихся без ответа,
  • Принцип сообразности. Воспитатель должен сообразовывать свою
    деятельность с обстоятельствами места и времени, удалять все внешние и
    внутренние препятствия, которые мешают обучению.

Литература:

  1. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Лекции по пастырскому богословию. М., 2001. С.364
  2. Феофан Затворник, святитель. Основы православного воспитания. Киев, 2002. С. 32.
  3. Там же. С. 38-40.
  4. Там же. С. 32.
  5. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении.
    Статьи разных лет. М., 1995. С. 393.
  6. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении.
    Статьи разных лет. М., 1995. С. 394.
  7. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Симфония. По творениям святителя Тихона
    Задонского. М. 1996. С. 164.
  8. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении.
    Статьи разных лет. М., 1995. С. 397.
  9. Евсевий, архиепископ. О воспитании детей в духе христианского благочестия. Изд.4-е.
    Спб., 1877. С. 42.
  10. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Святитель Тихон Задонский и его учение о
    спасении. Статьи разных лет. М., 1995. С. 395.
  11. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Симфония. По творениям святителя Тихона
    Задонского. М. 1996. С. 119.
  12. Там же. С.122.
  13. Там же. С. 130.
  14. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Лекции по пастырскому богословию. М., 2001. С.362.
  15. Макарий Египетский. Духовные беседы. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1994. С. 682.
  16. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Святитель Тихон Задонский и его учение о
    спасении. Статьи разных лет. М., 1995. С. 246.
  17. Там же. С.265,267.
  18. Там же. С. 265.
  19. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Симфония. По творениям святителя Тихона
    Задонского. М. 1996. С.136-137.
  20. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Святитель Тихон Задонский и его учение о
    спасении. Статьи разных лет. М., 1995. С. 225
  21. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Симфония. По творениям святителя Тихона
    Задонского. М. 1996. С. 130.
  22. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Святитель Тихон Задонский и его учение о
    спасении. Статьи разных лет. М., 1995. С. 222.
  23. Там же. С. 223.
  24. Там же. С. 415.
  25. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Лекции по пастырскому богословию. М., 2001. С.16
  26. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Святитель Тихон Задонский и его учение о
    спасении. Статьи разных лет. М., 1995. С. 228.
  27. Там же. С. 396.
  28. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Симфония. По творениям святителя Тихона
    Задонского. М. 1996. С. 497.
  29. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Журнал Московской Патриархии. 1975, №5. С. 36-39.
  30. Иоанн (Маслов), архимандрит. Преподобный Амвросий Оптинский и его
    эпистолярное наследие. М. 1993. С. 140.
  31. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Симфония. По творениям святителя Тихона
    Задонского. М. 1996. С. 572.
  32. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Лекции по пастырскому богословию. М., 2001. С.
  33. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Симфония. По творениям святителя Тихона
    Задонского. М. 1996. С. 446.
  34. Там же. С. 238.
  35. Авва Дорофей. Душеполезные поучения. М. СТСЛ, 2002. С. 126.
  36. Игнатий Брянчанинов, святитель. Аскетические опыты, т. 2. М.,1993. С.175.

Н.В. Маслов,
президент Фонда святого благоверного
князя Александра Невского,
ректор Московской педагогической академии,
доктор педагогических наук.

Оцените статью
Московская педагогическая академия
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.