Никто не может иметь всего, что нужно, всегда в надлежащей мере: один
изобилует одним, другой другим. Посему и нужна взаимная общительность,
как бы перелив из сосуда в сосуд, чтобы составилось одно питье, называемое
счастьем. Отсюда — будь готов сделать для другого все, что можешь.
Кто готов сам, для того и другие готовы, и Бог — способник ему. Заметив, где нужна
помощь, не жди просьбы, сам услужи, сколько можешь и чем можешь.
Человек услужливый — правая рука для всякого в своем кругу», — писал святитель Феофан Затворник [2].
Мы все во Христе члены друг другу и по вере, и по долгу и по убеждению разума и сердца должны служить друг другу, чем кто сможет; да, братия, служить ближним, а не для себя только жить, не для своих только удовольствий, не себе только собирать, не в праздности и лености время проводить, не почитать жизнь игрушкой, или только — цепью игр и наслаждений.

Главный пример служения ближним явил нам Спаситель, который пришел не для того, чтобы Ему служили, а чтобы послужить людям: Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф. 20, 28).
«Он оставил нам образ, пример, чтобы и мы служили друг другу с любовью.
Он сказал: кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто
хочет быть первым между вами, да будет вам рабом (Мк. 10, 43-44).
Так каждый из нас, братия мои, должен служить друг другу своими талантами,
способностями, силами, своим служебным положением, имуществом,
образованием, и не себе только угождать [3], — поучает нас святой праведный
Иоанн Кронштадтский. — Мы все во Христе члены друг другу и по вере, и по
долгу и по убеждению разума и сердца должны служить друг другу, чем кто
сможет; да, братия, служить ближним, а не для себя только жить, не для своих
только удовольствий, не себе только собирать, не в праздности и лености
время проводить, не почитать жизнь игрушкой, или только — цепью игр и
наслаждений. Это было бы не христианство, а язычество.
Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.
Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных, и не себе угождать.
Каждый из нас должен угождать ближнему во благо, к назиданию (Рим. 15, 1-2).
Служение ближним, конечно, не может быть без самоотвержения и
креста, и чем иногда больше, выше доставляемое нами ближним добро, тем
часто труднее крест, например, крест неблагодарности и злобы от облагодетельствованных» [4].
Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал, что Господь любит послуживших другим и введет таких в наслаждение рая. «Помни, что подавший ближнему хотя бы чашу холодной воды не лишится награды своей на небе, и не упускай случаев увеличить мзду твою. Имей мысль, что служишь
не человекам, а ангелам, и усладится тебе служение твое. Оказывай любовь и услугу ближним ради Бога, а не по сердечному чувству, влечению, избранию, пристрастию и… <услуга твоя> будет жертвой, благоприятной Богу…
Преподобный Антоний Великий говорил: “От ближних — наша жизнь и смерть:
если упокоим брата, — Бога упокоим. А если оскорбим брата, то согрешаем
против Самого Христа”… И услугу, и оскорбление, сделанные ближнему,
принимает Христос, как бы они сделаны были Ему, Господу» [5].
Имей мысль, что служишь не человекам, а ангелам, и усладится тебе служение твое. Оказывай любовь и услугу ближним ради Бога, а не по сердечному чувству, влечению, избранию, пристрастию.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский также указывает на награду,
которую получают услужливые.
«Служи людям нелицеприятно и охотно — богатому или бедному,
здоровому и больному, благообразному и неблагообразному, знатному и
простому, веруя и памятуя, что все они — члены Христа и твои уды и что за
нелицеприятное и усердное служение ты получишь награду от
Подвигоположника Христа. При служении ближним иногда является
лицеприятие, или леность, неохота, или гнев и раздражение, или желание
вознаграждения. Знай, награда твоя — Христос» [6].
«Благодари Бога, что Он дает тебе случай и возможность служить Ему в лице
нищих, больных и различных несчастных людей: ибо служа им, служишь
Самому Христу: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших,
то сделали Мне (Мф. 25, 40) [7]».
Но важно, чтобы основой услужливости была искренняя забота о других,
любовь и сопереживание ближнему. Воспитывая услужливость, нужно
предупреждать развитие человекоугодия и лести.

О том, во что может обернуться услужливость, если в ее основе не лежит
христианская любовь и память о Боге, предупреждает святитель Игнатий
(Брянчанинов): «Не увлекись красноречием и сладкоречием лицемеров, их
тихим гласом, как бы выражением кротости, смирения и любви; не увлекись
тою сладкою улыбкой, которая играет на их устах и лице, тою приветливостью
и услужливостью, которая светит из взоров: не обольстись тою молвой,
которую они искусно распускают о себе между человеками, — теми
одобрениями, похвалами, громкими именами, которыми величает их мир:
всмотрись в плоды их.
Будь внимателен, наблюдай: покланяющийся тебе,
поклоняется ли из уважения к человеку, из чувств любви и смирения? или
же его поклон только потешает твою гордость, выманивает у тебя какуюнибудь выгоду временную… вглядись: пред тобою пресмыкаются тщеславие,
лесть, подлость! Они, когда достигнут своей цели, над тобой же будут
насмехаться, предадут тебя при первом случае» [8].

Истинно христианское желание услужить может и должно проявляться в
троякой заботе (как пишет об этом святитель Феофан Затворник):
- о душе другого человека,
- его телесном благополучии,
- благосостоянии.
Необходимо беречься подозрительности, мнительности, внутренней
клеветы — нужно запрещать себе думать о людях плохо. И взять заправило — о
другом человеке либо молчать, либо говорить только хорошее и, по
возможности, стараться защищать того, о ком судачат. «Тогда будет правилом:
о брате или не говорить, или говорить одно хорошее, о худом же всячески
молчать, не намекая на него ни в шутку, ни даже будто из сожаления.
Услышавши же, что имя брата страждет, всячески заботиться восстановить
его, защитить, оправдать, согнать сей мрак наносный; но уже ни под каким
видом не похвалить пустых пересудов, шуток, колкостей, острот, тем более
злословия и клеветы и еще более клеветы публичной. Священие доброго
имени ближнего в себе и других требует немалого труда» [9].
Как пишет святитель Иоанн Златоуст: «Служение нуждающимся делает нас
весьма славными» [10].
Необходимо беречься подозрительности, мнительности, внутренней клеветы — нужно запрещать себе думать о людях плохо. И взять заправило — о другом человеке либо молчать, либо говорить только хорошее и, по возможности, стараться защищать того, о ком судачат.

«Сохранились предания, что святой Онуфрий уже с рождения творил
чудеса, не сгорев в огне, и что его отец, персидский царь, вразумленный
Ангелом, отнес новорожденного сына в пустынный монастырь, где Онуфрия
до трехлетнего возраста выкармливала лань.
Когда отроку исполнилось семь лет, с ним произошло чудо. Ключарь
монастыря каждый день давал ему кусок хлеба. Святой Онуфрий после этого
шел к иконе Пресвятой Богородицы с Превечным Богомладенцем на руках и в
ангельской простоте делился с Ним хлебом, говоря: “Ты такой же Младенец,
но ключарь не дает Тебе хлеба, поэтому возьми и ешь”. Младенец Иисус
протягивал ручки и брал у святого хлеб. Однажды ключарь заметил это чудо
и сказал о нем игумену. Игумен велел ничего не давать Онуфрию, а послать
его захлебом к Господу Иисусу. Святой, повинуясь словам ключаря, стал на
колени и, обращаясь к Богомладенцу на иконе, сказал: “Ключарь не дал мне
хлеба, а послал за ним к Тебе. Дай мне хоть кусочек, а то я проголодался”.
Господь Иисус Христос дал ему чудесный хлеб, притом столь большой, что
Онуфрий едва донес его игумену. Весь монастырь прославил Бога, дивясь
благодати, почившей на святом Онуфрии» [11].
Примечания:
- Н. В. МАСЛОВ. БЛАГОДАТНЫЙ СТАРЕЦ. М., 2006. С. 58.
- СВЯТИТЕЛЬ ФЕОФАН ЗАТВОРНИК. НАЧЕРТАНИЕ ХРИСТИАНСКОГО НРАВОУЧЕНИЯ. М.,С. 605.
- СИМФОНИЯ ПО ТВОРЕНИЯМ СВЯТОГО ПРАВЕДНОГО ИОАННА КРОНШТАДТСКОГО. М., 2007.С.610.
- ТАМ ЖЕ. С. 611.
- СВЯТИТЕЛЬ ИГНАТИЙ (БРЯНЧАНИНОВ). СОБРАНИЕ ПИСЕМ. М., 2009. С. 232-233.
- СИМФОНИЯ ПО ТВОРЕНИЯМ СВЯТОГО ПРАВЕДНОГО ИОАННА КРОНШТАДТСКОГО. М., 2007.
С. 609. - ТАМ ЖЕ. С. 610.
- СОЧИНЕНИЯ ЕПИСКОПА ИГНАТИЯ (БРЯНЧАНИНОВА). Т. I. АСКЕТИЧЕСКИЕ ОПЫТЫ. 3-Е изд.
СПБ., 1905. С.542. - СВЯТИТЕЛЬ ФЕОФАН ЗАТВОРНИК. НАЧЕРТАНИЕ ХРИСТИАНСКОГО НРАВОУЧЕНИЯ. М.,С. 601.
- СИМФОНИЯ ПО ТВОРЕНИЯМ СВЯТИТЕЛЯ ИОАННА ЗЛАТОУСТА. М., 2008. С. 496.
- РЫБАКОВ Д. ПРЕПОДОБНЫЙ ОНУФРИЙ ВЕЛИКИЙ. HTTP://WWW.PRAVOSLAVIE.RU/1739.HTML
Н.В. Маслов,
президент Фонда святого благоверного
князя Александра Невского,
ректор Московской педагогической академии,
доктор педагогических наук.