Если кому-нибудь нужна помощь

Статья
Схиархимандрит Иоанн (Маслов) учил, что одним из признаков здоровья души является желание услужить другому, желание помочь: «Главное, чтобы в душе было желание услужить ближнему. Если такого желания нет, то душа больна, и нужно идти на исповедь»

Никто не может иметь всего, что нужно, всегда в надлежащей мере: один
изобилует одним, другой другим. Посему и нужна взаимная общительность,
как бы перелив из сосуда в сосуд, чтобы составилось одно питье, называемое
счастьем. Отсюда — будь готов сделать для другого все, что можешь.

Кто готов сам, для того и другие готовы, и Бог — способник ему. Заметив, где нужна
помощь, не жди просьбы, сам услужи, сколько можешь и чем можешь.

Человек услужливый — правая рука для всякого в своем кругу», — писал святитель Феофан Затворник [2].

Мы все во Христе члены друг другу и по вере, и по долгу и по убеждению разума и сердца должны служить друг другу, чем кто сможет; да, братия, служить ближним, а не для себя только жить, не для своих только удовольствий, не себе только собирать, не в праздности и лености время проводить, не почитать жизнь игрушкой, или только — цепью игр и наслаждений.

Главный пример служения ближним явил нам Спаситель, который пришел не для того, чтобы Ему служили, а чтобы послужить людям: Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф. 20, 28).

«Он оставил нам образ, пример, чтобы и мы служили друг другу с любовью.
Он сказал: кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто
хочет быть первым между вами, да будет вам рабом (Мк. 10, 43-44).

Так каждый из нас, братия мои, должен служить друг другу своими талантами,
способностями, силами, своим служебным положением, имуществом,
образованием, и не себе только угождать [3], — поучает нас святой праведный
Иоанн Кронштадтский. — Мы все во Христе члены друг другу и по вере, и по
долгу и по убеждению разума и сердца должны служить друг другу, чем кто
сможет; да, братия, служить ближним, а не для себя только жить, не для своих
только удовольствий, не себе только собирать, не в праздности и лености
время проводить, не почитать жизнь игрушкой, или только — цепью игр и
наслаждений. Это было бы не христианство, а язычество.

Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.

Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных, и не себе угождать.
Каждый из нас должен угождать ближнему во благо, к назиданию (Рим. 15, 1-2).

Служение ближним, конечно, не может быть без самоотвержения и
креста, и чем иногда больше, выше доставляемое нами ближним добро, тем
часто труднее крест, например, крест неблагодарности и злобы от облагодетельствованных» [4].

Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал, что Господь любит послуживших другим и введет таких в наслаждение рая. «Помни, что подавший ближнему хотя бы чашу холодной воды не лишится награды своей на небе, и не упускай случаев увеличить мзду твою. Имей мысль, что служишь
не человекам, а ангелам, и усладится тебе служение твое. Оказывай любовь и услугу ближним ради Бога, а не по сердечному чувству, влечению, избранию, пристрастию и… <услуга твоя> будет жертвой, благоприятной Богу…

Преподобный Антоний Великий говорил: “От ближних — наша жизнь и смерть:
если упокоим брата, — Бога упокоим. А если оскорбим брата, то согрешаем
против Самого Христа”… И услугу, и оскорбление, сделанные ближнему,
принимает Христос, как бы они сделаны были Ему, Господу» [5].

Имей мысль, что служишь не человекам, а ангелам, и усладится тебе служение твое. Оказывай любовь и услугу ближним ради Бога, а не по сердечному чувству, влечению, избранию, пристрастию.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский также указывает на награду,
которую получают услужливые.

«Служи людям нелицеприятно и охотно — богатому или бедному,
здоровому и больному, благообразному и неблагообразному, знатному и
простому, веруя и памятуя, что все они — члены Христа и твои уды и что за
нелицеприятное и усердное служение ты получишь награду от
Подвигоположника Христа. При служении ближним иногда является
лицеприятие, или леность, неохота, или гнев и раздражение, или желание
вознаграждения. Знай, награда твоя — Христос» [6].

«Благодари Бога, что Он дает тебе случай и возможность служить Ему в лице
нищих, больных и различных несчастных людей: ибо служа им, служишь
Самому Христу: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших,
то сделали Мне (Мф. 25, 40) [7]».

Но важно, чтобы основой услужливости была искренняя забота о других,
любовь и сопереживание ближнему. Воспитывая услужливость, нужно
предупреждать развитие человекоугодия и лести.

О том, во что может обернуться услужливость, если в ее основе не лежит
христианская любовь и память о Боге, предупреждает святитель Игнатий
(Брянчанинов): «Не увлекись красноречием и сладкоречием лицемеров, их
тихим гласом, как бы выражением кротости, смирения и любви; не увлекись
тою сладкою улыбкой, которая играет на их устах и лице, тою приветливостью
и услужливостью, которая светит из взоров: не обольстись тою молвой,
которую они искусно распускают о себе между человеками, — теми
одобрениями, похвалами, громкими именами, которыми величает их мир:
всмотрись в плоды их.

Будь внимателен, наблюдай: покланяющийся тебе,
поклоняется ли из уважения к человеку, из чувств любви и смирения? или
же его поклон только потешает твою гордость, выманивает у тебя какуюнибудь выгоду временную… вглядись: пред тобою пресмыкаются тщеславие,
лесть, подлость! Они, когда достигнут своей цели, над тобой же будут
насмехаться, предадут тебя при первом случае» [8].

Истинно христианское желание услужить может и должно проявляться в
троякой заботе (как пишет об этом святитель Феофан Затворник):

  • о душе другого человека,
  • его телесном благополучии,
  • благосостоянии.

Необходимо беречься подозрительности, мнительности, внутренней
клеветы — нужно запрещать себе думать о людях плохо. И взять заправило — о
другом человеке либо молчать, либо говорить только хорошее и, по
возможности, стараться защищать того, о ком судачат. «Тогда будет правилом:

о брате или не говорить, или говорить одно хорошее, о худом же всячески
молчать, не намекая на него ни в шутку, ни даже будто из сожаления.

Услышавши же, что имя брата страждет, всячески заботиться восстановить
его, защитить, оправдать, согнать сей мрак наносный; но уже ни под каким
видом не похвалить пустых пересудов, шуток, колкостей, острот, тем более
злословия и клеветы и еще более клеветы публичной. Священие доброго
имени ближнего в себе и других требует немалого труда» [9].

Как пишет святитель Иоанн Златоуст: «Служение нуждающимся делает нас
весьма славными» [10].

Необходимо беречься подозрительности, мнительности, внутренней клеветы — нужно запрещать себе думать о людях плохо. И взять заправило — о другом человеке либо молчать, либо говорить только хорошее и, по возможности, стараться защищать того, о ком судачат.

Преподобный Онуфрий Великий

«Сохранились предания, что святой Онуфрий уже с рождения творил
чудеса, не сгорев в огне, и что его отец, персидский царь, вразумленный
Ангелом, отнес новорожденного сына в пустынный монастырь, где Онуфрия
до трехлетнего возраста выкармливала лань.

Когда отроку исполнилось семь лет, с ним произошло чудо. Ключарь
монастыря каждый день давал ему кусок хлеба. Святой Онуфрий после этого
шел к иконе Пресвятой Богородицы с Превечным Богомладенцем на руках и в
ангельской простоте делился с Ним хлебом, говоря: “Ты такой же Младенец,
но ключарь не дает Тебе хлеба, поэтому возьми и ешь”. Младенец Иисус
протягивал ручки и брал у святого хлеб. Однажды ключарь заметил это чудо
и сказал о нем игумену. Игумен велел ничего не давать Онуфрию, а послать
его захлебом к Господу Иисусу. Святой, повинуясь словам ключаря, стал на
колени и, обращаясь к Богомладенцу на иконе, сказал: “Ключарь не дал мне
хлеба, а послал за ним к Тебе. Дай мне хоть кусочек, а то я проголодался”.

Господь Иисус Христос дал ему чудесный хлеб, притом столь большой, что
Онуфрий едва донес его игумену. Весь монастырь прославил Бога, дивясь
благодати, почившей на святом Онуфрии» [11].

Примечания:

  1. Н. В. МАСЛОВ. БЛАГОДАТНЫЙ СТАРЕЦ. М., 2006. С. 58.
  2. СВЯТИТЕЛЬ ФЕОФАН ЗАТВОРНИК. НАЧЕРТАНИЕ ХРИСТИАНСКОГО НРАВОУЧЕНИЯ. М.,С. 605.
  3. СИМФОНИЯ ПО ТВОРЕНИЯМ СВЯТОГО ПРАВЕДНОГО ИОАННА КРОНШТАДТСКОГО. М., 2007.С.610.
  4. ТАМ ЖЕ. С. 611.
  5. СВЯТИТЕЛЬ ИГНАТИЙ (БРЯНЧАНИНОВ). СОБРАНИЕ ПИСЕМ. М., 2009. С. 232-233.
  6. СИМФОНИЯ ПО ТВОРЕНИЯМ СВЯТОГО ПРАВЕДНОГО ИОАННА КРОНШТАДТСКОГО. М., 2007.
    С. 609.
  7. ТАМ ЖЕ. С. 610.
  8. СОЧИНЕНИЯ ЕПИСКОПА ИГНАТИЯ (БРЯНЧАНИНОВА). Т. I. АСКЕТИЧЕСКИЕ ОПЫТЫ. 3-Е изд.
    СПБ., 1905. С.542.
  9. СВЯТИТЕЛЬ ФЕОФАН ЗАТВОРНИК. НАЧЕРТАНИЕ ХРИСТИАНСКОГО НРАВОУЧЕНИЯ. М.,С. 601.
  10. СИМФОНИЯ ПО ТВОРЕНИЯМ СВЯТИТЕЛЯ ИОАННА ЗЛАТОУСТА. М., 2008. С. 496.
  11. РЫБАКОВ Д. ПРЕПОДОБНЫЙ ОНУФРИЙ ВЕЛИКИЙ. HTTP://WWW.PRAVOSLAVIE.RU/1739.HTML

Н.В. Маслов,
президент Фонда святого благоверного
князя Александра Невского,
ректор Московской педагогической академии,
доктор педагогических наук.

Оцените статью
Московская педагогическая академия
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Перейти к содержимому