Женщину украшает благочестие

Статья

Из книги иеромонаха Порфирия (Левашова) (†1868), старца Глинской пустыни, автора произведений на духовно-нравственные темы, которые печатались в журнале «Странник».

О ВОСПИТАНИИ ДЕВИЦ В ДУХЕ ИСТИННО ХРИСТИАНСКОМ

Иеромонах Порфирий (Левашов)

V. ДУХ ХРИСТИАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ

Из этого следует, что воспитывать девиц надобно не по духу мира и его правилам, а по началам святой веры; склонять их под иго закона Господня, подавлять в них всякую склонность к рассеянности и своеволию; внушать им любовь и повиновение к родителям и предержащей власти, уважение к старшим, благорасположение к равным, упражнять их в чтении назидательных книг; назначать для них уроки из тех особенно мест Св. Писания и истории Церкви, где раскрываются доблести или сильные характеры великих жен.

Требовать от них точного исполнения уставов Святой Церкви и всех христианских правил; вводить их в круг благочестивых занятий, предохранять их от всех поводов и случаев к соблазнам, встречающимся, например, в народных зрелищах, театрах, шумных собраниях и чтении книг худого содержания; приготовлять их к трудам, сообразным их состоянию и семейным обязанностям; приучать их к умеренности в пище, отдыхе и сне; избирать для них такие игры, которые, укрепляя силы их, вместе с тем возвышали бы и нравственное чувство; обращать внимание и на самую одежду, поддерживая в ней скромность, простоту и постоянство; одним словом, по псалмопевцу, — пригвоздить страху Божию плоти их (Пс. 118, 120). Ибо где обитает сей страх, там всякая душевная чистота; оттуда бежит всякий порок и всякое преступление.

Женщину украшает благочестие
Н.Ярошенко. Сестра милосердия. 1886 г.

Но какая высокая требуется нравственность, какое неукоризненное нужно благочестие и со стороны педагогов, чтобы в точности выполняемы были эти условия? Устные наставления не доходят до сердца, да и самые примеры, если они не согласны с искренним убеждением, имеют не более силы: они бывают явно вялы и холодны или слишком натянуты; и потому с той и другой стороны обличаются как притворные.

Детям доступнее язык сердца, чем говор ума: они скорее угадывают подлинный образ мыслей и чувствований своих наставников и родителей, чем изучают преподаваемые им правила. Следственно, чтобы внушить детям страх Божий, поселить в них благочестивые чувства и расположения, пробудить стремление ко всему высокому и прекрасному и научить их ходить достойно пред Господом, наставники и родители должны быть сами глубоко проникнуты духом веры и благочестия и иметь высокую нравственность; без этого, и при Лучших учебниках или правилах, прямая цель христианского воспитания не может быть достигнута.

Были случаи, что и из первых рассадников народного просвещения выходили люди, чуждые веры и нравственности, и это происходило оттого, что они имели несчастие быть под влиянием таких умов, которые с знанием религиозных истин не соединяли внутреннего в них убеждения.

Женщину украшает благочестие
Алексей Венецианов. На пашне. Весна. Первая половина 1820-х.

Чего, например, можно ожидать от тех детей, которые с первым лепетом вверяются руководству иноземных наставников? Они напитаются их духом, усвоят их нравы, характер, склонности, привычки, самый образ мыслей, — и выйдут напоследок более враждебными, чем преданными сынами Церкви и Отечества; они принесут им не гроздь зрелый и благоплодный, а гроздь желчи и горести.

И подлинно, не путем ли воспитания из просвещенной страны перешел к нам этот обычай — не повиноваться уставам Святой Церкви, жить по собственному произволу, без всякого различия дней, посвященных посту и некоторым строгостям покаяния? Не оттуда ли вместе с науками на нашу девственную землю занесены и гибельные семена нечестия и безначалия? Потому-то наставниками и педагогами должны быть у нас свои, присные, отличающиеся притом чистотою нравов, благочестием, ревностию по Боге и пламенною любовию к Отечеству.

Приготовляя детей ваших для светской жизни, попеклись ли вы насадить в сердцах их веру и страх Божий, которые бы были руководителями их к будущей жизни? Молитесь Господу, да сохранит Он сердца их от плевел, навеваемых супостатом посреде пшеницы.

Преподобный Макарий Оптинский
Женщину украшает благочестие
В. А. Тропинин. Золотошвейка. 1825.

Девица, воспитанная под руководством таких наставников, в духе истинно-христианском, в какое бы ни была поставлена положение, не изменит своему настроению. Выпадет ли на долю ее жребий счастливый : хранилища ее, — по слову псалмопевца, — будут наполнены, овцы ее многоплодны, волове ее толсти (Пс. 143:13); она не забудет себя, не увлечется к утехам чувственности и расточительности. Златая средина ее сохранится везде и во всем.

Чуждая честолюбивых притязаний, она ни пред кем не занесется, никого не оскорбит; к высшим и равным будет уважительна; к низшим — благосклонна и внимательна; самый ярем рабства под рукою ее был бы легок. Посетит ли ее бедность? Приготовленная заранее ко всем трудам, она безропотно станет на одну ступень с рабою, не утрачивая своего величия, не делаясь рабою по духу, отличаясь всегда благородством и честию. За нее можно отвечать словами св. апостола Павла: я научилась быть довольною тем, что у меня есть; умею жить и в скудости; умею жить и в изобилии; научилась всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть ив обилии и в недостатке (Флп. 4:11-12). Другие ли какие постигнут ее скорби либо наветы — неблагодарность, либо вероломство: она и тут не. упадет духом; посетует только и поскорбит как человек; но не воздаст злом за зло, будет верна долгу чести и правоты.

Приразится ли к ней своею силою соблазн и лесть? — Она и из этой борьбы выйдет с победою, говоря: како сотворю глагол злый сей, и согрешу пред Богом? (Быт. 39, 9). — Она как планета-спутница, привязанная к мировому пути своего мужа, с неуклонной правильностию и порядком будет обиходить домашний быт его и разливать вокруг кроткий свет своих добродетелей и своего благоразумия. Какая честь для супруга, какое счастие для детей — иметь одному подругою, другим матерью такое прекрасное существо!

Она в самый зародыш детей внесет кроткие свои склонности и расположения. По ее благочестию можно уже отчасти гадать о счастливой их будущности. Примечательное указание на это находим в Священной истории. Почему от одного и того же Авраама рождается Исмаил, по выражению предсказания о нем, дикий осел, и Исаак — благословение всех народов? Потому что мятежная Агарь в Исмаиле повредила благословению Авраамову, а добродетельная и смиренная Сарра в Исааке с благословением Авраама самым чистым и совершенным образом сочетала и собственное благословение.

Все великие мужи моральными своими доблестями ближайшим образом обязаны были высокому благочестию своих матерей.

Под рукою матерней первоначально развивалось в них семя всего великого и дивного. Так, например, Самуил, только что наставленный первыми уроками матери, посвящается на служение Господу и, наконец, делается великим вождем своего народа; то же и семь братьев Маккавеев, окрыленные великим духом материнского благочестия, являются поборниками веры отцов своих.

Премудрость Божия, осуществляя планы Промысла своего о человечестве путем рождения и воспитания, орудием для этого предназначает жен чистых, простых, не зараженных духом мира, подобных Анне и Соломонии и прочим святым женам. Семя, иногда и не совсем дозрелое, тощее, но принятое доброю землею, проникается ее силою, оживает, облагораживается и приносит прекрасный плод. При оплодотворении нравственный субъект обыкновенно преобладает над слабейшим, или менее нравственным, и сообщает плоду собственные свои качества. Природа всегда благоприятствует той стороне, где находит избыток свежих, сродных ей сил. Так благотворно благочестие матерей в отношении к детям! Из этого видно, что удел быть матерями благонравных детей, здоровых по душе и по телу, принадлежит не тем женам, которые преданы всей суете мирской, всей рассеянности светской, коих ум отуманен, воображение распалено и кровь взволнована страстями, но которые живут по разуму, во всяком благочестии и чистоте.

Будь смирен в юности своей, чтобы возвыситься в старости; насаждай в душе своей навыки, чтобы жизнь твоя была исполнена радостей.

Преподобный Ефрем Сирин
Оцените статью
Московская педагогическая академия
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.