Исповедь в Древней Руси

Статья
Говение в Древней Руси понималось как процесс полного, всестороннего нравственного перерождения верующих.

С. Милорадович. У исповедника

<…> В Древней Руси (как и во всех Восточных Церквах) был обычай причащаться Христовых Таин именно в конце Великого поста, о чем свидетельствуют писатели XVI—XVII вв. Так, например, немецкий дипломат С. Герберштейн в своих «Записках о московитских делах» говорит, что русские христиане «исповедуются около праздника Пасхи с великим благоговением и сокрушением сердца» (1). Павел Алеппский днем исповеди называет Великий Четверг, а Олеарий — Великую Пятницу. Однако в последующее время разрешалось причащаться и в другие недели поста, и притом в каждом приходе дни исповеди устанавливались священнослужителями. В 1704 г. И. Т. Посошков писал митрополиту Стефану Яворскому: «А когда станет во время поста пресвитер детей своих духовных исповедовать, то ради совершенного управления не во един бы день всех исповедовал, но хотя бы по 10 человек на день, токмо б со всяким испытанием» (2).

Исторические документы свидетельствуют, что благочестивые и богобоязненные христиане приобщались Святых Таин каждую неделю Великого поста. Таковыми, согласно одной из древних летописей, были великие князья Ростислав Мстиславич († 1168 г.) и св. Димитрий Донской († 1389 г.) (3). Во многих местах Древней Руси был обычай причащать верующих и в самый день Святой Пасхи — не только взрослых, но и детей. <…>

При всем усердии русских христиан к церковным установлениям были среди них и уклонявшиеся от исповеди… или небрежно исполнявшие долг исповеди и приступавшие без надлежащего приготовления к причащению. В одном из поучений XIII в. проповедник призывает христиан, не желавших говеть каждый пост, к исправлению следующими словами: «Ей убо молю вы, не погубим себе безстудием, но с страхом и чистою совестию приемлем многажды Тело Христово, многи бо вижу верныя не часто причащающеся, се бо диаволе бо есте дело: то претит, дабы не часто Тело Христово приимали, токмо в Великий пост единощи» (4).

Митрополит Петр

Митрополит Петр (XIV в.) в своих наставлениях призывал христиан духовно ополчаться против «недароимцев», то есть проводивших порочную жизнь и не желавших причащаться Святых Таин, и обличал тех, кто во время Великого поста пировал и вел разгульную жизнь (5).

Особо яростными противниками богослужебного устава и церковных обычаев выступали еретики. Таковыми были, например, стригольники, которые отрицали не только посты, но и церковную иерархию, а в XV— XVI вв. большую опасность для Русской Церкви представляли собой жидовствующие, которые полностью отрицали христианство, хотя притворно исповедовались они у своих главарей по форме христианской исповеди, что способствовало пропаганде их ложного учения. Идеологи этого учения — Матвей Башкин и Феодосий Косой — добивались поставления в священники тех, кто прощал бы все грехи, не накладывая на кающихся никакой епитимии.

Под влиянием языческих суеверий, как видно из правила митрополита Иоанна II, христиане не всегда приходили с должным благоговением к Таинству Покаяния. Поэтому в душе таких людей появлялась пустота и хаос в духовной жизни.

Некоторые грешники, не хотевшие отстать от греховных привычек, избегали исповеди, думая, что Бог уже не примет их покаяния. Чтобы побудить таковых к покаянию, многие епископы своими циркулярами предписывали пастырям Церкви, чтобы они даже не хоронили непокаявшихся.

Митрополит Фотий

Митрополит Фотий (XV в.) в своих поучениях отмечает, что многие христиане «живут без покаяния и отца духовного не держат» (6), а это приводит к духовному умерщвлению, упадку религиозного духа и распространению ересей.

Некоторые грешники, не хотевшие отстать от греховных привычек, избегали исповеди, думая, что Бог уже не примет их покаяния. Чтобы побудить таковых к покаянию, многие епископы своими циркулярами предписывали пастырям Церкви, чтобы они даже не хоронили непокаявшихся. Митрополит Фотий предписывал священникам не брать приношений у некаявшихся христиан, а духовным детям внушать, чтобы те не только не ели с ними и не пили, но и не приглашали в свои дома и не ходили к ним.


С.Д. Милорадович. Покаяние

Некоторые христиане считали, что причащение действует в человеке шесть недель, почему и грешно осквернять себя невоздержанием лишь в продолжение этого времени. Вот почему они стремились говеть на первой неделе поста, чтобы не ограничивать себя в мясоед. Некоторые по этой причине вообще не причащались Христовых Таин. В некоторых местах иерархи предписывали священникам таких христиан «…и в церковь их не пущать, то ходят пси. Но пес господина своего стережет, а сей заповеди Спасовой не принимает. Сей есть диавол, а не человек» (7).

Под действием языческих суеверий были случаи, когда «недароимцы» «лаяли» (ругали) своих духовников и даже били их. Неизвестный автор «Беседы Валаамских чудотворцев» (XVI в.) настаивает, чтобы царская власть на всероссийском земском соборе установила ежегодное говение в качестве обязательного закона для народа, так как «в волях своих не каются по вся годы, ниже послушают попов, да еще многих попов от места откажут» (8).

Тот же автор призывает наказывать неговеющих христиан градскими казнями: «Везде уставити царю своею царскою грозою, чтобы покаятися и говети по вся годы всякому везде мужеску полу и женску от двоюнадесять лет; о том царю самому крепко печися паствы своея о спасении мира всего» (9). Поэтому в 1659 г. царь Алексей Михайлович разослал повеление — дьякам, подьячим и детям боярским и всякого чина людям говеть на Страстной седмице (10).

От воевод царь требовал, чтобы те понуждали ратных людей в походах исповедоваться и причащаться. Отправляя в поход против поляков свое войско, царь призвал всех на первой неделе Петрова поста обновиться покаянием и причащением Тела и Крови Христовой. Далее он сказал: «Второе вам приказываю: если в походах будете, не оставьте сей евангельской заповеди, елико сила ваша может.

Покаяние грешника

Говение в Древней Руси понималось как процесс полного, всестороннего нравственного перерождения верующих. В этом процессе главное место отводилось посту, молитве, исповеди и причащению Святых Таин. Во-вторых, Церковь и государственная власть в Древней Руси ревностно заботились о духовном совершенствовании народа и ступень за ступенью вели его к надлежащему пониманию и исполнению православных церковных установлений.

Аще сию Христову заповедь сохраните и обновитесь святым покаянием и

приобщитеся бессмертной трапезе, то дерзостно реку вам: ей, ополчится ангел Господень окрест полка вашего. Третье приказываю вам: непослушников и силою приводить к святому покаянию. Полагаю весь полк ваш на вас боярах и воеводах; если хоть один человек нерадением вашим не обновится покаянием, то вы ответ дадите на Страшном суде Христовом». Тот же царь писал в Новгород воеводе князю Куракину: «А будет человек, который православной христианской веры не прийдет на покаяние в год, в который пост, паче же в Великий, той несть достоин нарещися истинным христианином, но всуе нарицает себя святым именем. И святии отцы иереем Христовым заповедаша не принята у таковых никакого приношения в церковь Божию, не повелеша входить в церковь, недостойни бо суть входа церковного, яко иноверцы, не кающиеся грехов никогда, зле душами своими погибают во многих гресех, без покаяния живут» (11). Царским указом предписывалось о всех непослушных сообщать начальству и подвергать наказанию «без всякой пощады».

В 1646 г. патриарх Иосиф разослал окружное послание духовному чину, в котором говорилось, что «детей бы своих духовных духовные отцы и всех христиан в сей Великий пост призывали к покаянию по вся недели, а безпокаяния ни едина б душа христианская не была» (12). Такое же послание было направлено и в Новгородскую епархию; в нем предписывалось непокорных наказывать и даже ссылать «в монастыри под начал».

Возникновение раскола старообрядчества настойчиво побудило церковную иерархию и гражданское правительство вменить в обязанность всем христианам ежегодное говение с исповедью, потому что одним из главных признаков принадлежности к расколу было нехождение на исповедь.

Исповедь же и исправное говение были главными средствами предотвращения народа от раскола.

Из сказанного вытекают два вывода. Во-первых, говение в Древней Руси понималось как процесс полного, всестороннего нравственного перерождения верующих. В этом процессе главное место отводилось посту, молитве, исповеди и причащению Святых Таин. Во-вторых, Церковь и государственная власть в Древней Руси ревностно заботились о духовном совершенствовании народа и ступень за ступенью вели его к надлежащему пониманию и исполнению православных церковных установлений. <…>

Примечания

  1. Библиотека иностранных писателей о России. Т. 2, отд. 1, ч. 1, 1847. С. 103.
  2. Сочинения Ивана Посошкова. М., 1842. С. 311—312.
  3. Полное собрание русских летописей. Т. 25. М.—Л., 1949. С. 215.
  4. Лопарев X. Описание рукописей Общества любителей древней письменности. СПб., 1893. Ч. 2. С. 300.
  5. Памятники старинной русской литературы, издаваемые графом Григорием Кушелевым-Безбородко. Вып. 4. СПб., 1862. С.186—187; Никольский Н. К. Материалы для истории древне-русской духовной письменности // Христианское чтение. Авг.-сент. СПб., 1909. С. 1109, 1114-1115.
  6. Послание митрополита Фотия в Псков об Агнцах // Макарий, митроп. Цит. Соч., Кн. 1. СПб., 1866. С. 380.
  7. Памятники старинной русской литературы, издаваемые графом Григорием Кушелевым- Безбородко. Вып. 4. СПб., 1862. С. 187.
  8. Моисеева Г. Н. “Валаамская беседа” — памятник русской публицистики середины XVI века. М.—Л., 1958. С. 175.
  9. Там же. С. 174.
  10. Акты исторические, собранные и изданные Археографической комиссией. Т. 4. СПб., 1842. С. 315—316.
  11. Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографической экспедицией Академии наук. Т. 4. Спб., 1836. С. 160-161.
  12. Там же. С. 481.

Схиархимандрит Иоанн (Маслов)
10 апреля 1990 г.

Источник: Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Обрядовые особенности покаянной дисциплины Древней Руси (в сокращении) // Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. Статьи разных лет. М., 1995. С. 467, 472-474.

Оцените статью
Московская педагогическая академия
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.