Исповедь в жизни пастыря Церкви Христовой

Статья
Цит. по: Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Лекции по пастырскому богословию. Загорск. Академия. Лавра. С. 135—143, 602—603.

Исповедь — ценное средство в борьбе с искушениями

Наиболее ценным средством в борьбе с диавольскими искушениями в жизни пастыря является исповедь. Пастырь должен как можно чаще исповедоваться, чтоб быть достойным совершителем Таинств, чтоб восходить «от силы в силу» (Пс. 83, 8) в своей пастырской деятельности.

Как часто исповедовались святые пастыри древних времен из жизнеописаний их не видно; это была сокровенная сторона их жизни. Но христианская исповедь есть лекарство. Следовательно, она более необходима для больных, чем для здоровых. Таким образом мы, нынешние пастыри, как не имеющие чистоты жизни древних пастырей, больше нуждаемся в частом врачевании себя исповедью. Главное, что должно побуждать нас чаще исповедоваться, это — наша литургия. Как мы можем приступать к совершению Бескровной Жертвы, если совесть наша упрекает нас в каком- либо тяжком грехе? Не со смущением ли духа мы возьмем тогда в свои руки Тело Христово, когда будем возглашать с ним: «Святая святым»? Если вообще от приступающих требуется «святость», то есть отчужденность всякой страсти и украшение себя добрыми делами, то не тем ли более необходимо сложить с себя тяжкие грехи пастырю.

Если пастырь в известный промежуток времени даже не имел тяжких и смертных грехов, зато не много ли раз в году он согрешал одними и теми же грехами человеческой немощи? И как же, ощущая на себе целое бремя таких грехов, может он, без смущения совести продолжать служение Божественных литургий? (Особенно как он приступит к литургии в великие праздники, когда по торжественности дня хочется и службу совершить с более светлой и успокоенной душой?) Господу угодно даже одно наше понуждение себя к частому покаянию. Почему же? Потому что это для нас как бы «ломка самих себя», ломка в жертву Богу; этим мы выражаем свое нерасположение вообще жить в греховной нечистоте. А так как Господь Бог пресвят и по святости Своей чуждается порока, любит же добро и добрых. «Мерзость Господеви, — сказано, — путие развращении; приятны же Ему вси непорочнии в путех своих» (Притч. 11, 20); то, выражая в себе и одни порывы исповедаться — сложить с себя сознаваемые грехи, питая в сердце своем при каждой исповеди желание вести себя сдержанно от всякого порока, этим самым мы и входим каждый раз в единомыслие с Ним, делаемся Ему угодными. Пастырь, сознавая, что он обязан исповедать грехи свои, уже одной этой мыслью сдерживается от повторения прежних согрешений. Иерей Божий должен чаще прибегать к Таинству Исповеди, этому великому средству очищения своих грехов. Таинство Исповеди решительно очищает все согрешения, соделанные словом, делом, помышлением.

Наиболее ценным средством в борьбе с диавольскими искушениями в жизни пастыря является исповедь.

Таинство исповеди

Исповедь — огромное средство в деле их духовного совершенствования и достойного предстояния пастыря пред престолом Божиим. Пренебрежение этим средством, кроме вреда пастырскому делу и Церкви, ничего другого принести не может. Скажем прямо: для верующих оно не может не быть соблазнительным, а для самого священника — неразумным, вредным и опасным. Без частой исповеди пастырь может духовно уснуть, и нужны бывают большие потрясения, чтобы разбудить его от этого сна.

Пастырь должен открыть свое сердце пред духовником, не скрывая от него ни единого греха. Но если кто утаивает их и не говорит на исповеди, то хоть и слышит от духовника «прощаю и разрешаю», но Дух Святой как Сердцеведец не простит и не разрешит его.

От Бога не уйдешь. Нужно жить с Ним; но, чтобы жить с Ним, нужно оставить грех, потому что грех есть самое ужасное зло в мире.

Св. Ефрем Сирин

Св. Ефрем Сирин говорит: «Если какой человек сделает что-либо недозволенное и держит в себе это скрытно, то скрытностью своей более радует внушившего сие беса, нежели самим делом» (1).

Пастырю Церкви необходимо также знать самому и разъяснять пасомым чрезвычайную важность таинства Исповеди при смущении помыслов. Иногда случаются помышления неверные и хульные на Бога или на Пресвятую Богородицу, на святых, на Святые Тайны, на иконы и т. д. Такие помыслы могут неожиданно возникнуть в любое время, даже во время молитвы или богослужения. Такие злые помышления, возникающие помимо нашего желания, есть внушение врага рода человеческого — диавола. Их надо презирать, как бы их и нет. Не допускать смущения и скорби, ибо этого добивается диавол, но следует открыть их духовнику на исповеди.

В Патерике повествуется, как один брат смущаем был хульными помыслами, но стыдился исповедовать их. Часто ходил к старцам с намерением исповедать свои мысли, но когда приходил, стыд запрещал ему сделать это. Авва Пимен, к которому также неоднократно заходил этот брат, прозрел его борьбу и однажды сказал: «Чадо, сколько раз приходишь ко мне с помыслами, и снова со скорбью уносишь с собой, не исповедав их. Скажи мне, что тебя беспокоит?» Брат со стыдом отвечал: «Хульные мысли, и стыжусь высказать их!» Как только это произнес брат, тотчас почувствовал облегчение. Старец же сказал ему: «Чадо, когда придет к тебе хульный помысл, говори: я этой мысли не соизволяю, хула твоя на тебе да будет, диавол, помысла твоего не хочет душа моя. Всякие же мысли, — продолжал старец, — которые душа не хочет, не долго задерживаются, но скоро как дым исчезают». Брат, приняв совет, отошел, благодаря Бога (2).

Исповедь облегчает душу не только от хульных помыслов, но и от всего, что ее тяготит, от всего, чем пастырь мог согрешить в своей жизни. Св. Иоанн Златоуст говорит: «Будем во грехах своих не людей стыдиться, но убоимся, как должно, Бога, Который и ныне видит дела наши, и в будущем веке накажет непокаявшихся». За утаенные грехи пастырь еще здесь, на земле, во время предсмертной болезни, мучим бывает злой силой, а по смерти подлежит мучению во аде. Об этом есть много сказаний у святых отцов. Кто может скрыть свои грехи от Бога? Адам хотел скрыться в деревьях рая; пророк Иона хотел бежать в другой город, но встретил Господа в бушующем море. «Камо пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего камо бежу?» — взывал Псалмопевец.

От Бога не уйдешь. Нужно жить с Ним; но, чтобы жить с Ним, нужно оставить грех, потому что грех есть самое ужасное зло в мире. От него пастырь, как и всякий человек, терпит всякие бедствия здесь на земле, через него он лишается вечного блаженства.

Необходимо обратить внимание и на роль искушений в жизни пастыря и пасомых. Причина искушений заключается в том, что, во-первых, враг рода человеческого стремится воспрепятствовать пастырю в устроении Царства Божия на земле; во-вторых, пастырь, как и каждый христианин, должен вести борьбу за свободу духа от страстей. И пастырю не следует смущаться искушениями, ибо посредством их, как железо в огне, он испытывается в вере, любви и смирении. Св. апостол Иаков пишет: «Всяку радость имейте, братие моя, егда во искушении впадаете различна… Блажен муж, иже претерпит искушение, зане искусен быв приимет венец жизни…» (Иак. 1, 2—12). Поэтому искушения имеют большое значение для духовного возрастания пастыря, если только он ведет борьбу с ними, ибо «аще и внешний наш человек тлеет, обаче внутренний обновляется по вся дни» (2 Кор. 4, 16).

Если же пастырь сребролюбив, самонадеян и т. д., то лишь только потому, что он не ведет борьбы с искушениями. Каждое искушение, прежде чем оно выразится во внешней жизни пастыря, начинается с греховного помысла. Пастырю, который по своему положению в этом мире обязан быть беспорочным, более всего необходимо быть внимательным к своим помыслам, чтобы не дать им претворяться в дела, а затем в пороки. «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить» (1 Пет. 5,8). «Не будем спать… но будем бoдрствовать и трезвиться» (1 Сол. 5, 6). Сам Спаситель указал на необходимость борьбы с помыслами, когда сказал, что блуд совершается даже тогда, когда кто «смотрит с вожделением» (Мф. 5,28), то есть наслаждается блудными помыслами.

Постоянно бодрствуя, пастырь избежит многих падений (а он обязан хранить себя от падений, чтобы не быть соблазном для пасомых), если будет вести борьбу с искушениями и прежде всего с греховными помыслами. Пастырь должен хранить себя и от рассеянности, потому что рассеянность ума дает повод к возникновению греховных помысла.

Имея целью своей жизни и деятельности спасение душ человеческих, искоренение из них всякого зла и приближение их к Богу, пастырь делает все возможное, чтобы устранить препятствия для них на пути к Царству Небесному. Но истинным руководителем и пастырем может стать только тот, кто сам научился преодолевать эти препятствия, то есть искушения, кто в борьбе с ними постоянно нравственно совершенствуется.

Архиепископ Антоний (Храповицкий)

Архиепископ Антоний (Храповицкий), раскрывая значение духовного подвига пастыря для воздействия его на пасомых, приводит в своем труде слова одного старца, который, благословляя молодого иеромонаха на общественную деятельность, сказал: «Поезжай, работай, но духовной жизни не оставляй и помни, что никогда ты не сделаешь добра ни больше, ни меньше, чем сколько будет его в тебе самом» (3).

Напротив, нежелание преодолевать искушения отрицательно влияет на паству и разрушительно действует на все дело устроения Царства Божия на земле. Таким образом, пастырь, преодолевая искушения, примером своей жизни приводит ко спасению и пасомых. Об этом высоком значении жизни пастыря говорит св. Иоанн Златоуст: «О какая требуется от пастыря высота жизни! Как она одна сильна для того, чтобы вести нас в Царство Небесное!» (4). Поэтому пастырь всеми силами должен стараться поддерживать в себе мужество и дерзновение против бесплотного врага, непрестанно искушающего его. Тогда он только может быть обличителем пороков людских, истинным служителем Всевышнего Бога и продолжателем дела Христова. <…>

Святитель Григорий Богослов

Пастырю необходим правильный способ воздействия на паству. «Для иных нужен бич, — говорит св. Григорий Богослов, — для других узда. Для одних полезна похвала, для других укоризна, но та и другая во время» (5). Пастырю необходима большая чуткость и наблюдательность при руководстве людьми различного характера и воспитания. Человек — это своего рода цветок, охотно распускающийся в тихую полночь и увядающий от прикосновения грубых рук, поэтому к каждому из пасомых у истинного пастыря есть свой подход.

«Управлять человеком, сим хитрейшим и изменчивым животным, — говорит св. Григорий Богослов, — есть, по моему мнению, искусство из искусств и знание из знаний» (6).

Это пастырь особенно должен учесть на исповеди, когда пасомые раскрывают перед ним сокровенные дела и всю свою душу. Тогда пастырю большую нужно иметь мудрость и духовный опыт, чтобы врачевать души и налагать наказание не просто по мере прегрешений, но исследовав намерение согрешающих. Здесь пастырь особо остро чувствует необходимость духовной жизни, необходимость духовного опыта и собственной духовности, а не душевности в пастырской деятельности. «Как многие надмеваются и впадают в отчаяние о своем спасении, потому что не могут перенести горьких лекарств, так иные, не получив наказание, равносильное грехам, впадают в беспечность, делаются гораздо худшими и еще более грешат», — говорит св. Иоанн Златоуст (7).

Душевный пастырь не сможет правильно разрешить многочисленные трудные вопросы этого попечительства, дать правильное врачевство пришедшему к нему и вместо того, чтобы врачевать человеческие души и вести их ко спасению, будет духовно губить их. Он окажется не в состоянии быть истинным духовным пастырем, окажется слепцом, ведущим слепого, которые оба упадут в яму.

Примечания

  1. Прп. Ефрем Сирин. Творения. Сергиев Посад, 1912. Т. 3. С. 406.
  2. Врачевство духовное на смущение помыслов. Киев, 1911. С. 15.
  3. Архиеп. Антоний (Храповицкий). О православном пастырстве. М„ 1906. С. 86.
  4. Св. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 12. М., 1901. С. 20.
  5. Еп. Кирилл Мелитопольский. Пастырское богословие. СПб, 1858. С. 160.
  6. Христианское чтение. 1842. С. 14.
  7. Св. Иоанн Златоуст. О священстве. СПб, 1872. С. 24.

Святитель Димитрий Ростовский об ответственности пастыря пред Богом

Цит. по: Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Лекции по пастырскому богословию. Загорск. Академия. Лавра. 1969—1970. С. 349—353.

Святитель Димитрий Ростовский

Таинство исповеди, учит святитель Димитрий, есть таинство Божие; поэтому никому не должна быть известна эта тайна, кроме самого всеведущего Бога и духовного отца, как свидетеля и слушателя дел, исповеданных устами кающегося (1). «Если бы какой властелин, — разъясняет далее св. отец, — или суд гражданский, или еще кто-либо принуждал иерея сказать какой-либо грех своего духовного сына; если бы угрозами, муками и смертью устрашал и

убеждал открыть чей-либо грех, то иерей должен скорее умереть и мученическим венцом венчаться, нежели разрушить печать исповеди и тайну Божию предать известности, объявляя о грехах своего духовного сына. Ибо лучше отцу духовному за необъявление исповеди принять временную смерть от людей, убивающих тело, души же не могущих убить, нежели быть наказан- ным от Бога за объявление вечной смертью» (2).

Священника, открывающего грехи, поведанные ему на исповеди, святитель Димитрий называет «богопротивником, разорителем тайны Божией, насильником печати Святого Духа» (3). Он говорит, что «таковой… Страшному суду Божию и вечной казни подпадает, и ждет его вечная мука с Иудой предателем Христовым… Такой духовник не духовник, но Иуда, Христов предатель, более же того, сам сатана, клеветник братии нашей» (4). Святой отец говорит, что такой пастырь-духовник сам лишается Царствия Небесного и идет в вечную муку, а также лишает спасения тех, кто исповедуется у него. Тщетность спасения для исповедающихся, учит святитель, происходит по той причине, что, услышав всенародное обличение от отца духовного, христианин больше не будет вполне откровенно и чистосердечно исповедоваться во грехах своих. От этого его душа остается неисцеленной и если случится умереть в таком состоянии, то он погибнет во веки (5).

По учению святителя Димитрия «тайна святого покаяния есть (как сказано) тайна, запечатленная Богом. Как тот, который тайну царя земного, написанную на свитке и запечатанную царской печатью, дерзнет самовластно разрушить и, прочитавши, поведать всем прочим, подлежит лютым мукам и смертной казни, — так и иерей, нарушая тайну исповеди, запечатленную печатью Царя Небесного, и отдавая во всеобщее сведение грех исповедавшихся, подпадает мукам и казням не только вечным в аде, но и здесь временным» (6). «О духовник неискусный, — восклицает святитель, — … ведь предал Бог забвению исповеданные человеческие грехи, ибо Иезекииль говорит в пророчестве своем: «Если грешник покается, то не вспомянутся больше никогда грехи его». А ты, окаянный иерей, помнишь и вспоминаешь грехи твоих детей духовных, когда не должно их вспоминать, и чрез это делаешься противником Бога. Он прощенные однажды грехи не вспоминает во веки веков, ты же дерзаешь вспоминать их. Каких казней ты достоин за это!?» (7)

Ростовский архипастырь поучает пастырей, чтобы они свое высокое звание духовника не превращали в повод к тщеславию и гордости. Духовничество даровано священнику от Бога для того, чтобы послужить спасению человеческому, а не для суетного превозношения и излишнего властительства над духовными детьми. «Для чего же тебе, — обращается святитель к пастырю, — еще нужно хвалиться твоей духовностью? Какая похвала в омовении кого от болота? Какая честь в том, чтобы очищать чужой двор от гноя? Какая слава в том, чтобы отирать чей-либо кал? Ведь когда ты слушаешь грехи твоего духовного, которые он пред тобой исповедует Богу, когда ты, разбирая их властью иерейской, данной тебе от Бога, разрешаешь его, омываешь его от болота, очищаешь гной от душевного двора его и отираешь кал от совести его, то какое тебе в этом тщеславие и гордость?» (8).

Св. Димитрий призывает иереев, чтобы всячески заботились о спасении душ человеческих; как днем, так и ночью, потому что во время грозного испытания каждому из них придется дать равный отчет о всех, о каждом равно спросит от иерея Сам Владыка Христос (9).

По мысли святителя, иерею подобает как можно чаще исповедоваться, очищая покаянием не только смертные и великие согрешения, но и малые.

«Как один большой камень, — учит св. Димитрий, — будучи привязан к вые человека, погрузит его в воду, так и песок, хотя и мелкий сам по себе, но если им будет насыпан полный мешок и привязан к вые человека, также погрузит человека в бездну, как и большой камень» (10).

Ничто не может служить оправданием пастырю, не желающему очистить свою душу покаянием. «Если ты служитель Божий, — заключает св. отец, — если ты пастырь словесных овец, если ты учитель, то будь по жизни своей непорочным, как ангел Божий» (11). «Будь, о пастырь, образом добродетелей для овец твоих и тогда ты сможешь научить их» (12).

Примечания

  1. Св. Димитрий, митрополит Ростовский. Творения. Т. 1. С. 155.
  2. Там же.
  3. Там же. С. 154.
  4. Там же. С. 155.
  5. Там же. С. 156.
  6. Там же.
  7. Там же.
  8. Там же. С. 157.
  9. Там же. С. 158.
  10. Там же. С. 163.
  11. Там же. С. 930.
  12. Там же.

Святитель Тихон Задонский об осторожности пастырей во время исповеди

Цит. по: Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. М., 1995,- Магистерская диссертация. С. 108.

Святитель Тихон Задонский

Святитель Тихон напоминает священникам самые главные христианские правила. Так, он советует заниматься размышлением о своем служении и богомыслием воспитывать в душе страх Божий, постоянно чувствовать пред собой вездесущего Бога, удаляться от неприличных пиршеств и собраний, не взирать на плохие действия своих собратьев, но постоянно внимать учению Христову и с ревностью исполнять свои обязанности, с умилением, страхом и благоговением совершать святые Тайны, в исповеди быть осторожным, чтобы излишней снисходительностью не привести кающегося к беспечной жизни, а излишней строгостью — в отчаяние.

Наставления пастырям Глинского старца схиархимандрита Андроника Цит. по: Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Глинская пустынь. М., 1992. С.96.

Преподобный Андроник (Лукаш)

Священникам надо почаще каяться. Людей исповедуем часто, а сами не каемся. Хорошо каждый день исповедовать, что есть на совести.

Схиархимандрит Иоанн (Маслов)

Оцените статью
Московская педагогическая академия
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.