«Когда люди впадают в тяжелую беду, — писал митрополит Антоний (Храповицкий), — и не видят выхода из нее ни в окружающих условиях жизни, ни в тех учениях и идеях, коими они привыкли руководствоваться, то, оглядываясь туда и сюда, они силятся вспомнить тех учителей и пророков, которые в свое время старались вразумить их…».
Одним из духовных учителей XX века был наш современник, схиархимандрит старец Иоанн (Маслов) — магистр богословия, историк, архивист, филолог, духовный пастырь. Его документальное наследие представлено 96 трудами, из которых 60 опубликовано. Обращение к богатейшему литературно-богословскому творческому наследию Иоанна (Маслова) ныне, как никогда, востребовано и отвечает государственным и общественным чаяниям. Стало традицией ежегодное проведение Глинских чтений. Его труд «Симфония по творениям Святителя Тихона Задонского» (М., 1996) рекомендован Федеральным экспертным советом Министерства образования Российской Федерации в качестве пособия учителям школ в деле нравственного воспитания учащихся, а экспертный совет Комитета по печати Российской Федерации принял решение о тиражировании этого труда для общеобразовательных школ России.
В полной мере способности отца Иоанна (Маслова) как выдающегося исследователя, историографа раскрылись в гигантской научной работе по реконструкции, анализу документального наследия Глинской пустыни и воссозданию истории обители. Архив Глинской пустыни оказался утраченным в 1918 году. Рассеянный безбожной властью по десяткам архивохранилищ, частным коллекциям и собраниям, этот архив как бы «восстал из пепла» и вновь обрел свое существование в виде документального собрания старца Иоанна. Работа по реконструкции, описанию архивного наследия Глинской пустыни не имеет аналогов. Исследованы архивные комплексы практически всех центральных архивов, десятков областных хранилищ, библиотечные со- брания, приобретены копии, собраны личные архивы… Реконструированный архив Глинской пустыни ныне насчитывает 4,5 тыс. листов документов с XVII в. до наших дней. Большинство источников не опубликовано и ждет своего изучения.
Итогом всеобъемлющего анализа выявленного огромного и разностороннего корпуса источников явился ряд фундаментальных трудов Иоанна (Маслова), среди которых: «Преподобный Амвросий Оптинский и его эпистолярное наследие»; «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении»; «Симфония по творениям Святителя Тихона Задонского»; «Глинский патерик» (содержит описания житий 140 глинских старцев за XVIII- XX вв.); «Лекции по Пастырскому богословию»; «Глинская пустынь. История обители и ее духовно-просветительная деятельность в XVI— XX веках» и другие.
Стенд с выставки Первого Конгресса общественного просветительского движения России, который состоялся в Москве 23-24 сентября 2008 года.
Более 800 наименований опубликованных и неопубликованных работ и документов использованы в работе «Глинская пустынь. История обители и ее духовно-просветительная деятельность в XVI—XX веках»: справочники, энциклопедии, монографии общего характера, в широком объеме законы, постановления, распоряжения, архивные источники, личные собрания и документальные коллекции духовных и светских учреждений. Эта докторская диссертация стала редкостной книгой о старчестве. Но не только о старчестве. Ее содержание представило читателю широкую панораму событий отечественной истории и многих явлений русской жизни XVI—-XX вв., которым Дана глубочайшая богословская оценка. В книге 10 глав. В них подробно освещена патриотическая, духовно-просветительская и благотворительная деятельность обители за весь период ее существования. Приложением к работе явился восстановленный отцом Иоанном архив обители, утраченный в 1918 году. Посвятив магистерскую диссертацию истории этой обители, старец ввел в научный оборот, донес до нас бесценную сокровищницу духовного наследия. По свидетельству Святейшего Патриарха Алексия II, глинские старцы «совершали наивысший христианский подвиг: живя вне мира, они служили миру». Глинская Рождество-Богородицкая пустынь пронесла неугасшей Свечу Истины через все века богоборческих лихолетий (петровские, екатерининские, ленинско-хрущевские…).
Схиархимандрит Иоанн (Маслов) в МДА, защита диссертации.
Литературно-богословское, историческое наследие схиархимандрита Иоанна (Маслова) открывает неведомый для многих из нас, современников XX века, духовный мир. Его труды позволяют не только познать малоизвестные исторические факты и явления из биографии века, но и постичь всю их глубину.
Концептуальный подход отца Иоанна как ученого и историографа к анализу фактов и явлений истории принципиально отличен от общепринятого в официальной исторической науке. В отличие от теории материалистического понимания цивилизационных процессов истории, основанной на рационалистическом мышлении в плоскости линейно-горизонтального анализа, его историческая концепция зиждется на категориях духовности, цельности, неисчерпаемой глубины, гармонии, понимании и раскрытии смысла человеческой истории как следствия духовно-нравственного состояния каждого человека и всего общества.
Труды Иоанна (Маслова) раскрывают глубины духовно-исторического бытия. Сейчас это особенно важно. Ибо, как констатирует игумен Дамаскин (Орловский), утрата христианского мировоззрения, страха Божия привела к понижению качества исторических источников, к искаженному изложению исторического процесса, которое проявилось в XIX столетии в работах даже известных историков.
После петровского времени у части общества появились свои ценности и ориентиры, которые эта часть общества начала усиленно утверждать, и исторические записи стали приобретать субъективный, произвольный характер, всегда появляющийся, когда деятель занят не поисками истины, а утверждением во что бы то ни стало своей правоты. Так были написаны многие книги по истории России, которые должны были доказать на ее примере правоту европейских теорий. Игумен Дамаскин отмечает, что «там, где нет тотального уничтожения народа, где нет проведения политики смены цивилизации, содержания смысла жизни народа, там нет существенной проблемы в воспроизведении исторических событий и сохранении исторической памяти. Но где это произошло или происходит, там народ стоит перед опасностью утраты памяти о своем прошлом, за которой может последовать разрушение самосознания народа и его гибель. И во второй половине 70—80-х годов XX века стало ясно, что несмотря на всеобщую грамотность и огромные технические возможности печатных средств, основная часть нашей истории вряд ли когда-нибудь будет положена на бумагу и может исчезнуть со смертью свидетелей и участников исторического процесса».
Именно поэтому труды историографа и ученого Иоанна (Маслова), равно как и все неисчерпаемое историко-богословское наследие и устное церковное предание, должны быть включены в систему официального исторического знания как имеющие исключительное неповторимое значение для истинного знания и сохранения Памяти Отечества.
Признание исключительной содержательности историко-документального наследия схиархимандрита Иоанна (Маслова) обращает нас к задаче огромной важности — реконструкции, изданию и исследованию историко-культурного наследия тех, чьи архивы были расхищены жестокими богоборческими временами.
Иноземцева З.П., кандидат исторических наук, председатель секции личных фондов центрального совета Российского общества историков-архивистов
Источник: Духовно-нравственное воспитание в системе образования Российской Федерации. М., 2002, с. 68-71