Культура речи и риторическая грамотность педагога

Статья

Аристотель считал, что риторика помогает человеку в общении, в
самораскрытии личности, в достижении поставленной цели.
Риторика развивает коммуникативную компетенцию, основанную на
понимании правил функционирования языка, способность объективно
анализировать свою и чужую риторическую деятельность. Обучая
школьников риторике, педагог формирует речевую индивидуальность,
мыслительную активность, ибо мышление и речь неразрывно связаны между
собой. Наука риторика опирается на такой основополагающий закон
общения, как диалогичность. Это не только умение вступать в контакт со
своими слушателями, владеть техникой поддержания внимания, но и
способность устанавливать доверительные, уважительные отношения с
аудиторией. Это воспитывает такие важные качества, как умение слушать,
достигать в нужное время компромиссов, быть терпимым, ставить себя на 71
место другого.

Хотелось бы обратить внимание еще на один важный аспект в формировании
коммуникативных умений школьников на занятиях риторикой — это аспект
нравственный. Этос (поведение, образ мыслей), то есть этические,
нравственные основания речи, — одно из фундаментальных понятий
риторики. Еще в древности культуре считалось, что верить можно лишь
человеку добродетельному, не запятнавшему себя неблаговидными
поступками. Очень важно и в наше время, как мы учим и кого мы обучаем
влиятельному слову. Если риторика понимается как технология и не
сопровождается установкой нравственной, то мы можем породить опасных
людей. Древние говорили о риторике: «Не дадим же это опасное оружие в
руки недостойных». Убеждать, воздействовать словом не должны люди
бездуховные, безнравственные, именно поэтому задачей риторики является
не только обучение речемыслительным, коммуникативным навыкам, но и
формирование, воспитание человека, способного отвечать за свое слово
перед собой и обществом. Такое понимание слова и отношение к речи
должно воспитываться в детях с самых ранних лет.

Риторика преобразует личность через слово: ведь речь, способность и
умение говорить высвечивает человека, отражает его взгляды, его
нравственный потенциал. Недаром в одном из определений говорится, что
«риторика — это наука о воспитании гражданина своей страны».

Мы наблюдаем это на примере политической сферы, где от умения
высказываться, оппонировать, находить допустимые компромиссы, вступать
в диалог зависит решение многих, важных для каждого вопросов. Учить
всему этому необходимо уже в школе, ведь именно здесь формируется
речевая и риторическая культура будущих политиков, юристов,
журналистов, менеджеров — тех профессий, которые связаны со сферой
общения.

Обучение риторике начинается со знакомства с историей ораторского
искусства, что является одной из интересных страниц в истории
человеческой культуры, обогащает учеников духовно. Далее следует
освоение теоретических знаний, накопленных этой древней и уважаемой
наукой. Риторические знания позволяют грамотно выстраивать речевое
произведение с точки зрения ораторской цели. Целеполагание определяет
целый свод правил, которым должен руководствоваться оратор при разного
рода выступлениях. Грамотное ораторское выступление предполагает умение
выстроить материал сообразно его характеру, теме, приводимой
аргументации. Риторика учит выражаться ясно. При этом оратор должен
заботиться о чистоте, правильности, логичности, точности, богатстве и
выразительности речи. Важно умение оценивать ситуацию и тип аудитории,
учитывать ее особенности и интересы, уметь использовать приемы
привлечения внимания слушателей. Грамотное ораторское выступление — это
гармоничное сочетание его содержания и формы, умение владеть собой, быть
в постоянном взаимодействии с аудиторией, донести до слушателей
нравственное содержание.

Обучение речевому мастерству происходит в реальной практической
деятельности: в постоянных выступлениях, самоанализе, анализе
риторических выступлений.

Убедительная речь особенно важна для пастыря, педагога.

Схиархимандрит Иоанн (Маслов) обращал внимание на то, что «истинный
пастырь более всего заботится о том чтобы заложить в глубине сердца
слушателя сознание неотразимой правды и абсолютной чистоты
проповедуемого учения. Для этого ему необходимы не только большие
теоретические знания, но и собственная жизнь. Хотя пастырь говорит
красноречиво, но если предписываемые им правила жизни не оправдываются
его собственной жизнью, то слушающие не могут понимать проповедуемого в
строгом смысле и применить к себе».

Таким образом, риторическое образование позволяет формировать высокую
культуру общения как в публичной сфере, так и в межличностном общении.
Учитель, повышая свою речевую и риторическую грамотность способствует
становлению гражданской позиции ученика, обогащает его духовно.

Меньшенина С.В.
кандидат педагогических,
преподаватель риторики
Журнал «Глинские чтения»

Оцените статью
Московская педагогическая академия
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Перейти к содержимому