Методы православного воспитания в современной системе образования

Статья

Православная педагогика на протяжении длительной истории своего
существования разработала разнообразные методы, часть из которых
используется современной системой образования.

Метод наставления (научения)

Этот метод состоит в том, что дети слышат от своих воспитателей определенные правила деятельности.

В первых христианских и дореволюционных русских школах детей
наставляли, опираясь на Священное Писание, творения святых отцов и
специально написанные для них произведения. Даже для научения грамоте
педагогами использовалось Евангелие, на уроках обучения письму детям
давали прописи, состоящие из изречений Священного Писания. Душа ребенка
постепенно привыкала к этому полезному для души чтению, находя в нем
опору для себя на всю последующую жизнь.

Метод предостережения

Предостережение — это наставление, обращающее внимание детей на недостоинство и вредные последствия некоторых предметов и действий. Этот метод основан на возрастных
особенностях детей, на том, что дети неопытны, опрометчивы и любопытны,
к тому же нежны и слабы. То, что не наносит ущерба взрослому, может быть
весьма вредным и опасным для ребенка. Удалить от детей все вредоносное
невозможно. Поэтому необходимо, чтобы дети постепенно сами привыкли
различать вредное и опасное от хорошего и доброго. Для этого пользуются
предостережением.

Метод ограждения от соблазнов

Соблазны препятствуют духовному
совершенствованию человека. Соблазн проявляется двояко: как ложная
мысль, ложное учение или как безнравственное действие. Соблазн
возбуждается через зрение и слух. Дурной пример родителей, педагогов,
взрослых является причиной бедственного состояния детей. Главные средства
к избежанию соблазнов — ограждение от них детей.

Необходимо предохранять детей от сближения с предметами и
обстоятельствами, которые могут произвести на их сердце вредное
впечатление. Детей удаляют от всего того, что может возбудить в них
недобрые, злые мысли, чувства и действия (шумные общественные зрелища,
игры, соблазнительные художественные сочинения и пр.). Их ограждают
также от общения с людьми антиобщественного поведения, в случае
необходимости — даже от общения с лицами другого возраста и пола с тем,
чтобы те своим поведением, нравами, даже своим внешним обликом не могли
возмутить тихое и чистое детское сердце.

Метод примера

Предостерегая детей, оградив детское сердце от
соблазнов, родители и воспитатели используют особые средства для
насаждения и укоренения добродетелей. Первым из них после устного и
письменного наставления является пример благочестия, который показывают
в своей жизни воспитатели.

Святитель Исидор Пелусиот

Особое внимание уделяет доброму поведению наставника св. Исидор
Пелусиот. Наставнику «надлежит быть скромным в наружности, и в голосе, и
во взоре, и в походке».

Христианские наставники своим примером побуждали детей с ранних лет
не только изучать Слово Божие, но и исполнять нравственные законы,
изложенные в Евангелие. Таким образом, то, что дети слышали из уст своих
воспитателей, они видели в самой их жизни, то, что им преподавалось устно,
появлялось самим опытом наставников. Устное наставление озаряло ум, а
жизнь воспитателей действовала на сердца детей.

Православная педагогика говорит о необходимости обращения к примерам
жизни великих людей, прежде всего, святых. В книгах и на примерах
религиозно-нравственного содержания ребенок найдет удовлетворение всем
высшим потребностям своего духа, здесь он встретит указание на то, как надо
жить и к чему стремиться. По мнению С. А. Рачинского, жития святых — это
«живое училище благочестия», крепкой веры, неумирающей надежды и
любви, готовой на все страдания. Это — практическая школа христианского
подвига и самоотвержения.

Картина Н. П. Богданова-Бельского «Устный счет» (1895 г.)
Картина Н. П. Богданова-Бельского «Устный счет» (1895 г.) Народная школа С. А. Рачинского.

Имея перед собой высочайший образец жизнь Иисуса Христа,
православный педагог стремится подражать Ему. Могучая действенность
нравственного примера, в свою очередь, привлекает учеников и побуждает их
к подражанию.

Метод приспособления (к лицу, времени, возрасту, степени развития
ребенка)

Метод приспособления (сообразности) хорошо известен современным педагогам.

Как он использовался в традиционной русской школе, можно проследить
на примере знакомства детей со Священным Писанием и святоотеческим
наследием.

Сначала детям преподавали устно, а затем позволяли читать, но не все
тексты, а лишь те, которые приближены к пониманию детей. Это
способствовало наполнению детского сердца высокими чувствами.

По замечанию Иоанна Златоуста, самое наставление для «первого
возраста» должно быть кратким, ибо «нежные умы» не могут усвоить
пространного учения. В дальнейшем, по мере взросления ребенка, также
необходимо сообразовываться с его возрастными и личными особенностями,
приспосабливать педагогические воздействия к времени, месту,
обстоятельствам воспитания.

Святитель Иоанн Златоуст

Метод воздержания (ограничения)

Этот метод вытекает из необходимости уметь подчинить низшее — высшему, тело духу.
Для достижения этого детей приучают к скромности в одежде, к
умеренности, воздержанию и простоте в пище и питии. По мнению святых
отцов, невоздержанность является причиной не только физических
расстройств и болезней, но и началом и причиной душевных болезней.
Для детского возраста необходимы особые распоряжения относительно не
только количества и качества пищи. Но и времени сна и бодрствования.
Чтобы помочь детям упорядочить беспорядочные движения сердца и
воображения, их сызмальства приучают к трудолюбию.

Метод награды

Для того чтобы детей не только удерживать от плохих
поступков, но и поощрять их к точному исполнению своих обязанностей,
употребляются награды.

За всякий труд педагог должен уметь поблагодарить ученика, должен уметь
утешить и ободрить его выражением своей признательности.

Здесь особенно уместно обратиться к опыту старцев.
«Спаси, Господи, за святое послушание. Благодарю», — так обычно
говорили старцы своим воспитанникам. Эти краткие слова настолько
действовали на последних, что, по их признанию, в их сердца вливалась новая
благодатная сила, которая возбуждала еще большую ревность к выполнению
своих обязанностей. Если при этом кто-либо из учеников терпел неудачу или
случайно портил что-нибудь, старец зачастую, вместо выговоров и обличений,
благодарил и утешал провинившегося, говоря: «Кто в деле, нельзя без того,
чтобы чего не испортить».

Вместе с тем, поощряя детей, следует остерегаться приучить их все делать
ради награды. Педагог должен говорить детям, чтобы они вели себя хорошо
из чувства долга, а на получаемые награды смотрели как на знак благоволения.
Одобрение — высокая награда, благоволение, доброе отношение родителей и
воспитателей — высочайшая.

Метод угрозы (наказания)

Святые отцы говорят, что воспитывать должна
одна любовь, а любовь требует не только ласковости, но и строгости. Той и
другою необходимо удерживать человека на прямом пути.

Священномученик Киприан Карфагенский

Сщмч. Киприан Карфагенский отмечает, что любовь в воспитании должна
быть разумной, она должна не покрывать пороки учеников, но искоренять их.
«Кто согрешающего нежит льстивыми ласками, тот только более располагает
его ко греху, и не подавляет преступлений, а питает их. Но кто строгими
советами изобличает и вместе наставляет, тот содействует спасению».
Православная педагогика предъявляет ряд требований к наказанию.

  • Наказание не должно быть опрометчивым. Кто наказывает часто и без
    крайней нужды, тот делает наказания недейственными.
  • Наказания необходимы тогда, когда в воспитаннике берут верх чувства, а ни
    доводы разума, ни естественные последствия дурного поступка не могут его
    остановить. Наказание необходимо тогда, когда словесным вразумлением
    нельзя призвать воспитанника к порядку.
  • В наказании необходима мера благоразумной строгости.
  • Нельзя употреблять такие наказания, которые более вредны, чем полезны.
    Наказание не должно вредить здоровью, подавлять в воспитаннике чувство
    стыда и чести, возбуждать какое-либо вредное чувство (например, презрение,
    жестокосердие и др.).
  • Наказание должно быть сообразно с виной и свойствами провинившегося и
    его товарищей.
  • Лучшими являются наказания, которые вытекают из самого проступка. В та-
    ком случае кажется, что воспитанник сам себя наказывает.
  • Степень наказания необходимо определять по тому, каким оно должно быть,
    чтобы произвести желаемое действие. Надо не за «равное воздавать равным»,
    а наказывать так, чтобы исправить воспитанника и предохранить его от
    будущих проступков. Поэтому маловажные, но обратившиеся в привычку
    проступки, иногда требуют более сильного наказания, чем проступок,
    который воспитанник совершил нечаянно — был вовлечен в него
    обстоятельствами вопреки своему расположению.
  • Если наказание уже объявлено, необходимо его осуществить, чтобы не
    показать воспитаннику примера непостоянства и не возбудить в нем надежды
    на ненаказанность.
  • При выборе наказания нужно учитывать личные качества провинившегося,
    его физическое состояние, темперамент, возраст, пол, звание,
    чувствительность и прежнее с ним обращение.
  • Необходимо предусматривать, какое впечатление произведет наказание на
    товарищей наказываемого. Оно должно послужить для них спасительным
    предостережением. При этом надо опасаться, чтобы чрезмерным унижением
    одного не произвести огорчения или даже ропота в других.
    Суммируя сказанное, можно сказать, что проступок, оставленный без
    наказания, бывает причиной другого проступка. Угроза наказания удерживает
    человека. Наказание — это предостережение для него. За плохие поступки
    следует наказывать. Необходима такая степень наказания, чтобы она привела
    к желаемому результату. При выборе наказания следует обращать внимание
    на особенности наказуемого.

Словесные методы воздействия

В православной педагогике им туделяется особое место.

Слова есть видимое обнаружение ума. Педагог должен соблюдать в них меру и порядок, уметь вовремя молчать и кстати говорить. Педагог должен говорить благоразумно и обдумывать каждое свое слово.

Голос должен быть естественным, не слишком громким, не слишком
тихим. В беседах нельзя допускать оскорбительных и соблазнительных слов,
злоречия, осуждения, непристойных шуток. Речь педагога должна быть
краткой, ясной, одушевленной, благовременной. Она должна покорять
истиной. Словесные методы являются особым средством нравственного
воздействия на учеников.

Н.В. МАСЛОВ доктор педагогических наук, президент общества
«Наследники Александра Невского»
Источник: Журнал «Глинские чтения, ноябрь-декабрь, 2006

Оцените статью
Московская педагогическая академия
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.