Монастырская система воспитания

Статья

Монастыри сыграли большую роль в воспитании русского народа в духе христианских идеалов. В стенах монашеских обителей нашла свое полное воплощение православная педагогика.

Монастыри справедливо называют практической школой благонравия. В монашеской обители инокам дается не только религиозное воспитание. Здесь формируются также умение отдать всего себя на общее дело, навыки к усиленному труду, привычка к строгому порядку в занятиях, помыслах и чувствах. Можно с полным основанием утверждать, что история русского монашества есть история успехов православного воспитания.

Монастыри сыграли большую роль в воспитании русского народа в духе христианских идеалов. В стенах монашеских обителей нашла свое полное воплощение православная педагогика.

В монастырях царил особый мир, где дух господствовал над плотью. Подвиги монахов, которых называли богатырями духа, производили неизгладимое впечатление на окружающих. Этим объясняется стремление едва ли не всех лучших людей допетровской Руси принять монашество.

«Монашество лучшим образом свидетельствует о благочестии народа», — писал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I. Не без основания поэтому нравственное состояние общества определялось духовно- нравственным состоянием монашества.

Монастырь оказывал воспитывающее влияние на общество, на жизнь русских людей прежде всего самим примером христианского подвига монашествующих. Обратимся к истории Глинской пустыни, подробно описанной в трудах схиархимандрита Иоанна (Маслова). С самого начала своего существования эта обитель занимала особое место среди русских монастырей. Глинская пустынь славилась высотой духовной жизни ее насельников. Это была одна из редких обителей, где старчество закреплялось уставом. Благодаря старческому окормлению в Глинской пустыни воспитался целый сонм выдающихся подвижников, которые удостоились таких даров Святого Духа, как прозорливость и способность исцеления от недугов.

Монастырь оказывал воспитывающее влияние на общество, на жизнь русских людей прежде всего самим примером христианского подвига монашествующих.

Преподобный Серафим Саровский называл Глинскую пустынь «великой школой духовной жизни».

Святитель Московский Филарет писал: «Глинская пустынь процветает благодатью». Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II охарактеризовал Глинскую пустынь как монастырь «особой духовной судьбы и значения».

Многие насельники пустыни не довольствовались исполнением трех обычных монашеских обетов — нестяжательства, целомудрия и послушания, а  брали  на  себя  дополнительные  обеты  (отшельничества,  особого

постничества, молчальничества, юродства во Христе). Об их успехах в духовном возрастании свидетельствует стремление большого числа монашествующих быть принятыми в число братии Глинской пустыни.

Строго аскетический уклад жизни иноков способствовал созданию целостной педагогической системы, которую можно назвать системой непрерывного православного образования и воспитания детей, подростков, юношества и взрослого населения. Глинские подвижники создавали школы и училища, разрабатывали учебные программы и методики преподавания, проводили курсы обучения для педагогов.

Высокие результаты, достигнутые системой воспитания в монастырях, привели к тому, что духовным идеалом русского человека практически на всем протяжении дореволюционной истории был монах-подвижник. Монастырский уклад пронизывал семейную и общественную жизнь большинства мирян. Наставлениями монахов пользовались лица всех званий и состояний. Под влиянием высоконравственной жизни монашествующих люди пробуждались от беспечности, изменяли свое поведение к лучшему.

Строго аскетический уклад жизни иноков способствовал созданию целостной педагогической
системы, которую можно назвать системой непрерывного православного образования и
воспитания детей, подростков, юношества и взрослого населения.

Богатейший опыт православного воспитания, накопленный в монастырях, заслуживает пристального внимания и всестороннего изучения. Сегодня, когда на Руси возрождаются традиции монашеской жизни, а общество испытывает острую потребность в укреплении духовных и нравственных начал, этот опыт приобретает особенно важное значение.

Н.В. Маслов, президент Фонда святого благоверного князя Александра Невского,
ректор Московской педагогической академии,
доктор педагогических наук.

Журнал «Русский инок»

Оцените статью
Московская педагогическая академия
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.