Перейти к содержимому

О Духе Святом

Статья

Святый Дух сошел на апостолов не только для того, чтобы воодушевить их на труды и руководить ими в беспримерном в истории Церкви подвиге. Он сошел для того, чтобы оставаться в Церкви Христовой до конца мира. И как это радостно и утешительно для нас!

Апостолы получили право и власть не только раздавать дары Святаго
Духа верующим, но и передавать это право своим преемникам — епископам
и священникам. Каждый священнослужитель Православной Церкви, по
преемству от святых апостолов, получил в Таинстве священства эту власть
раздавать верующим благодатные дары Святаго Духа.

Получив первый дар Святаго Духа в Крещении, православный христианин
много раз за свою жизнь восполняет и умножает благодатные дары в
таинствах церковных, необходимых для духовного роста, а также в обрядах,
священнодействиях Церкви, через слово Божие и молитву.

Как сад растет и цветет только тогда, когда освежается влагой, так и душа
каждого из нас зреет для жизни вечной только тогда, когда ее орошает
благодатный дождь Святаго Духа. И мы, православные люди, всю свою
жизнь живем под этим небесным дождем. «Святым Духом всяка душа
живится». Без этой благодатной помощи Святаго Духа спасти себя для
вечности мы не можем. Святый Дух — это спутник всей нашей земной
жизни… И потому праздник в честь и славу Святаго Духа — близкий, родной
и дорогой каждому из нас. Мы вспоминаем и прославляем славу и силу
Святаго Духа.

Ах, какая это сила! Могучая, не знающая преград, воистину Божественная
сила! Эта сила рождает веру в сердце человека, перерождает человеческую
душу, растит великих подвижников христианства и ведет каждого из нас по
пути вечного спасения.

М. Врубель. Сошествие Святого Духа

День Святаго Духа напоминает нам и о первой апостольской проповеди в
этот день. Апостол Петр говорил ее перед многотысячной толпой. Из книги
Деяний Апостольских мы знаем, как народ, слушавший эту первую
проповедь, умилялся, вздыхал, плакал и как под ее воздействием около трех
тысяч человек приняли Крещение и стали первым зерном Святой Церкви
Христовой. Это — действие силы Святаго Духа через проповедь слова
Божия.

Мы знаем и о последующих действиях этой силы через апостольскую
проповедь: как вскоре же вошло в ограду Святой Церкви пять тысяч и как
верующих более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и
женщин (Деян. 5, 14). А ведь проповедь апостольская вовсе не была
беспрепятственной. Напротив, весь языческий и иудейский мир
противопоставил ей все, что только могли: и силу убеждений своих
философов, и подкуп, и кровавые гонения на христиан и проповедников
христианства. Христиан жгли и умерщвляли тысячами, и кровь убитых была
семенем, из которого вырастали тысячи новых христиан. Церковь чудесно
ширилась и росла через проповедь слова Божия. Об этом воздействии
проповеди учит и св. апостол Павел: вера от слышания, а слышание от слова
Божия (Рим. 10, 17).

Сила Святаго Духа обнаруживала себя не только в апостольской
проповеди, но и в проповедях их преемников, она неиссякаема — эта
Божественная сила! Мы все знаем о потрясающей силе проповеди св. Иоанна
Златоуста. Когда он говорил в своем антиохийском храме, замирала жизнь в
городе: люди из учреждений, школ, с базаров, отовсюду сходились в
Церковь, чтобы послушать златоустого проповедника. И сколько тысяч
людей он привел ко Христу!

Икона «Сошествие Святого Духа»

Тысячу лет назад наши предки в Древней Руси приняли христианскую
веру. Под действием проповеди слова Божия они со слезами радости
принимали Крещение, и огоньки веры стали распространяться по всему лицу
тогдашней нашей страны. Жители Киева, Новгорода, Владимира жадно
слушали проповедников христианской веры и становились православными.

По мере расширения границ нашей страны проповедь слова Божия
распространялась и по ее окраинам, покоряя человеческие сердца.

Дух Святый через проповедь слова Божия рождает веру. Так было, так и
есть, потому что Дух Святый есть дух живым и действуяй.

И вот первый пример — святые апостолы. В день сошествия Святаго Духа
они сделались совсем иными: из боязливых, колебавшихся, мало
понимавших истины веры они стали пламенными и неустрашимыми
проповедниками слова Божия. Они знали, что идут навстречу не только
издевательствам и насмешкам, но и темничному заключению, пыткам и
кровавой смерти; их ничто не могло остановить в их подвиге.

Великая, перерождающая людей сила Святаго Духа проявлялась и
проявляется во все века истории Христовой Церкви. Какая сила, как не эта,
великую блудницу Марию Египетскую подняла на такую высоту святости,
при виде которой изумлялись современники, изумляются и потомки! Что, как
не сила Святаго Духа, переродила и другую блудницу — Евдокию, которая
остановилась в одной горнице со святым мужем и, случайно услышав его
молитву, обратилась ко Христу и пошла противоположным путем: не по
ступеням греха, в бездну гибели вечной, а по ступеням жизни во Христе, все
выше и выше к Небу.

Дух Святый восстанавливает нашу падшую природу, возрождает ее и со-
зидает в нас нового человека, созданного по Богу в правде и в преподобии
истины (Еф. 4, 24).

Преподобные Сергий и Серафим, сумевшие сохранить неповрежденными
от дней младенчества и детства первые дары Святаго Духа, уже в юности
своей шли путем подвигов, освящаемые и усовершаемые в этих подвигах
христианского самоотвержения под непосредственным руководством и при
содействии Божественного Наставника — Животворящего Духа Святаго. И
какой духовной красотой они сияли к концу своей земной жизни! Их души
были чистыми храмами Духа Святаго. Оптинские, Глинские, Саровские
старцы привлекали к себе тысячи людей, приходивших для беседы с ними,
для того, чтобы раскрыть праведным старцам свои наболевшие души. И
какой силой они раздавали утешение этим людям? Силою Святаго Духа.

Русский верующий народ, в течение тысячи лет питающийся
благодатными дарами Святаго Духа, воспитывал в себе под этим
воздействием склонность к подвижничеству, к строгому соблюдению постов,
любовь к паломничеству. Из всех православных Церквей самая
продолжительная служба совершается в Русской Церкви. И русские
верующие люди с усердием простаивают многие часы за богослужением в
храмах, нередко душных от переполнения их народом.

Все это — проявление силы Святаго Духа, великой, могучей,
Божественной. Она ведет нас по пути к вечному спасению. Дух Святый через
слово Божие указывает нам путь к вечной жизни. Он укрепляет нас на этом
пути. Он и утешает в минуты опасностей.

Наша Церковь называет Святаго Духа нашим Просветителем, потому что
через Него преподаются нам истины веры, просвещается ими наш ум и
согревается ими сердце наше.

Икона «Сошествие Святого Духа на апостолов»

Он — наш Освятитель, потому что Его благодатными дарами освящается
наша душа. Дух Святый сообщает всем силам и способностям человека
новое, духовное направление — к Богу, к добру, к святости, дает человеку
духовную крепость и силу, очищает нас от греха и скверны, попаляет в нас
терния греховные. Дух Святый «устрояет душу «горй», направляя ее к
Царству Небесному.

Он — наш Утешитель, потому что в Нем — источник утешения
православного христианина во всех его жизненных испытаниях. Он посещает
души наши в минуты сердечного сокрушения нашего о грехах, оживляя в нас
надежду на милосердие Божие. Он утешает скорбящие души Своим
благодатным Божественным дыханием, посылает в них мир и преданность
воле Божией.

Мы называем Духа Святаго Утешителем. «Царю Небесный, Утешителю,
Душе истины… прииди и вселися в ны», — обращаемся мы к Нему в своей
молитве. Им, Духом Святым, вдыхается в нашу душу радость веры, радость
жизни о Господе, Им она возгревается и укрепляется. И надо прежде всего
заботиться о том, чтобы с помощью Духа Святаго соединиться с Господом
верою, любовию, молитвою, покаянием, причащением Святых Тайн Тела и
Крови Его, исполнение Его святой воли, чтобы Он был в нас и мы в Нем; где
Господь, — там вся полнота вечной, никогда не умаляющейся радости.

Митрополит Николай (Ярушевич)

Оцените статью
Московская педагогическая академия
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.