О наказании за нераскаянные грехи (прп. Лев Оптинский)

Статья
Из истории отечественного пастырства Оптинский старец Леонид (в схиме Лев) о наказании за нераскаянные грехи

В Оптину пустынь в 1829 г. прибыл иеросхимонах Лев, который и положил
начало духовного руководства как братии, так и мирян, обращавшихся к нему.
Своей святой жизнью, мудростью. Прозорливостью, даром исцелений,
милосердием к страждущим, прямыми и смелыми обличениями людей
порочных о. Леонид приобрел общую любовь и глубокое почитание. К нему
стали приходить люди всех классов и состояний, и все получали от него
духовную пользу, совет и утешение в горе.

Не увлекаясь стремлением к мнимому высокому жительству, не ища прежде
времени велиих дарований Божиих, о. Леонид сперва сам шел, а потом
духовных своих детей вел безопасным путем, указанным в писаниях
богомудрых наставников монашества, которые учат, что новоначальному
христианину, подвижнику, прежде всего должно заботиться о познании себя
и об укрощении своих страстей.

В. Арсени. На исповеди

Посему о. Леонид особенно обращал зоркое внимание на душевные страсти
тех, кто к нему обращался, и научал всех следить за ними, не действовать по
внушению их, а, призывая Божию помощь, противостоять им. Прежде всего
же не оправдывать их и познавать свою душевную немощь, к благим
начинаниям не примешивать тщеславия, человекоугодия или другого какого-
либо нечистого побуждения, а искренне и с чистым произволением,
нелукавою простотою и беззлобием служить Единому Господу.

Свою духовную мудрость старец Леонид прикрывал крайней простотой
слова и простотой обращения и часто растворял наставления свои
шутливостью, которая казалась иногда неуместной, но всегда оправдывалась
самим делом. Через это он часто и посреди собрания мог прилагать духовные
врачевства к тайным душевным ранам различных страждущих. А сверх того,
доставлял свободный доступ к себе всем.

Благодатной силою наставлений о. Леонида умиротворены были многие
семейства; люди, проводившую порочную жизнь, наставлены на путь истины;
многие раскольники обращены к Православной Церкви. Победа над бесами,
конечно, одержана была о. Леонидом после победы над своими страстями.

Никто не видел его возмущенным от страстного гнева и раздражения. В самые
тяжелые дни его жизни никто не слыхал от него нетерпения и роптания. Никто
не видел его в унынии. Нельзя было не дивиться его всегдашней веселости.

Спокойствие, младенчество евангельское и христианская радость никогда не
оставляли человеколюбивого старца.

Оптинский старец Леонид (в схиме Лев) (1768-1841)

Однажды отец игумен Моисей [настоятель Оптиной пустыни — примеч.
составителя], проходя по монастырю, увидел огромную толпу народа перед
келиею старца Леонида, между тем, как из Калуги недавно последовало
повеление никого не пускать к нему. Отец игумен вошел в келию. «Отец
Леонид, — сказал он, — как же Вы принимаете народ? Ведь владыка запретил
принимать». Вместо ответа старец, отпустив тех, с кем занимался, велел
келейникам своим внести к себе калеку, который в это время лежал у дверей
его келии. Они принесли и положили его пред ним. Игумен с недоумением
смотрел на это. «Вот, — начал свою речь отец Леонид, — посмотрите на этого
человека. Видите, как у него все члены телесные поражены. Господь наказал
его за нераскаянные грехи. Он сделал то и то, и за все это он теперь страдает:
он живой в аду. Но ему нужно помочь. Господь привел его ко мне для
искреннего раскаяния, чтобы я его обличил и наставил. Могу ли я его не
принять? Что Вы на это скажете?»

Преподобный Лев Оптинский

Слушая о. Леонида и смотря на лежащего перед ним страдальца, отец
игумен содрогнулся.

«Но преосвященный, — промолвил он, — грозит послать Вас под начал».

«Ну, так что же? Хоть в Сибирь меня пошлите, хоть костер разводите, хоть на
огонь поставьте, я буду все тот же Леонид. Я к себе никого не зову, а кто
приходит ко мне, тех гнать от себя не могу. Особенно в простонародии многие
погибают от неразумия и нуждаются в духовной помощи. Как могу презреть
их вопиющие душевные нужды?»

Отец игумен Моисей ничего не мог на это возразить и молча удалился,
предоставляя старцу жить и действовать, как укажет ему Сам Господь Бог.

Схиархимандрит Иоанн (Маслов)
Источник: Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Лекции по пастырскому
богословию. Загорск. Академия. Лавра. 1969—1970 гг.

Оцените статью
Московская педагогическая академия
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.