О посте по творениям святителя Тихона Задонского

Статья
Пост необходим для человека, как средство к совлечению ветхого человека, угашению пламени страстей и изъятию из себя греховного жала, которое постоянно препятствует нормальной жизни духа в человеке.

Цит. по: Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Святитель Тихон Задонский и его учение
о спасении. М., 1995. С. 288-290

(В скобках ссылки на творения св. Тихона 6-го изд. СПб., 1899. Первая цифра — том, вторая — страница).

О Посте

На пути духовного восхождения к Богу существенную помощь христианину
оказывает подвиг поста. Своей целью он имеет религиозно-нравственное
оздоровление души человека и, по учению Православной Церкви, является
весьма ценным лекарством от духовных недугов. Сам Христос Спаситель,
приготовляя Себя к великому служению роду человеческому, начал совершать
Свой подвиг именно с поста. Поэтому и все те, которые желают идти по Его
стопам, непременно должны полагать пост в основу своего спасительного
делания. Пост необходим для человека, как средство к совлечению ветхого
человека, угашению пламени страстей и изъятию из себя греховного жала,
которое постоянно препятствует нормальной жизни духа в человеке. Пост
очищает душу и тело, делает христианина способным к принятию Бога в свое
сердце, потому что только «чистии сердцем Бога узрят» (Мф. 5, 8). Кроме
того, он является сильным оружием против лукавых духов, которые, по словам
Самого Господа, «изгоняются только молитвою и постом» (Мф. 17, 21).

Литургия Преждеосвященных даров

Пост необходим для человека, как средство к совлечению ветхого человека, угашению пламени страстей и изъятию из себя греховного жала, которое постоянно препятствует нормальной жизни духа в человеке.


Святитель Тихон Задонский, в своих творениях раскрывая сущность
христианского спасения, большое внимание уделяет этой добродетели. Хотя
пост, как телесный — воздержание от пищи, так и духовный — воздержание
от всякого зла, является трудным подвигом, но без него спастись христианину
невозможно (4:144). «Он полезен нам, — пишет святитель, — яко служит нам
ко умерщвлению сграстей» (4:182). Говоря о телесном посте, как о
воздержании от определенного рода пищи, святой отец отмечает, что следует
иметь воздержание даже в постной пище, которую нужно принимать не для
угождения похотям плоти, а для подкрепления телесных сил, по повелению
Господню: «Внемлите же себе, да не когда отягчают сердца ваша
объядением и пиянством и печалъми житейскими» (Лк. 21, 34) (3:243). Пища,
подаваемая Богом, не должна служить для бесчинной роскоши или объедения,
но ее должно употреблять так, чтобы человек был способен совершать
благословенные труды во славу Божию, а также для пользы и спасения не
только самого себя, но и ближних (3:245).

Покаянный канон Андрея Критского в храме

Хотя пост, как телесный — воздержание от пищи, так и духовный — воздержание от всякого зла, является трудным подвигом, но без него спастись христианину невозможно.

С другой стороны, святитель Христов указывает и на опасность
неумеренного поста, который также может служить препятствием на пути ко
спасению. Воздержание в пище, конечно, надежное средство к духовно-
нравственному возрастанию, но оно должно быть умеренным и непременно
соразмеряться с телесными силами христианина, иначе может послужить
причиной к ослаблению его деятельности и принести вред. Кроме того,
чрезмерный пост делает человека бессильным, расслабленным, а тело,
приходя в изнеможение, отрицательно влияет и на деятельность духа.

Поскольку пища есть дар Божий, то перед принятием ее христианин должен
испрашивать благословение у Бога и по вкушении воздавать благодарение
Ему. Принятие же пищи без благословения Божия является хищением дара
Божия, и человек в этом случае приравнивается вору, который касается чужого
добра без воли хозяина (3:244).

Но наряду с этим святой отец советует никогда не забывать изречение
Господне: «Не о хлебе единем жив будет человек, но о всяком глаголе,
исходящем изо уст Божиих» (Мф. 4, 4; Лк. 4, 4). Христианин должен более
думать о пище душевной, нежели о телесной. Как тело без пищи обречено
бывает на смерть, так и душа, не подкрепляемая пищей — словом Божиим,
погибает от духовного голода (2:8). Христианину следует «довольствоваться
тем, чем немощь телесная укрепляется, и не чреву, но Богу угождать, и не тело
утучнять, но душу бессмертную питать словом Божиим, псалмы и песньми
духовными увеселять, и, приемля пищу сию, поминать о пище вечного живота,
к которому путь пресекает невоздержание пищи и пития употребление»
(3:244). Таким образом, каждый подвизающийся в деле своего спасения
должен гораздо больше внимания уделять посту духовному, нежели его
внешней стороне, потому что «телесный пост без духовного ничтоже есть»
(4:182). Истинный пост есть не только воздержание от пиши, но, главным
образом, обуздание всех своих чувств. Только такой пост спасителен для
человека и угоден Богу. «Якоже убо налагаеши пост чреву твоему, — пишет
святитель, — наложи и злым мыслям и прихотям твоим. Да постится ум твой
от суетных помышлений, да постится память от злопомнения, да постится воля
твоя от злого хотения» (4:182).

Поскольку пища есть дар Божий, то перед принятием ее христианин должен испрашивать благословение у Бога и по вкушении воздавать благодарение Ему. Принятие
же пищи без благословения Божия является хищением дара Божия, и человек в этом случае приравнивается вору, который касается чужого добра без воли хозяина.

Крестопоклонная неделя в храме

Другими словами, воздержание должно проявляться во всех душевных и
телесных чувствах человека, и прежде всего выражаться в обуздании языка,
действие которого часто бывает губительно как для души, так и для тела,
потому что «язык — неудержимое зло, он исполнен смертоносного яда» (Иак.
3,8).

Поэтому христианину подобает следить за своим языком и удерживать
его от многоречия, злоречия и особенно от всепагубной клеветы (4:182—183);
благодаря этому он сможет легко избежать многих грехов (4:163). Однако без
помощи Божией, только своими усилиями сделать сие невозможно, и потому
христианину как можно чаще следует обращаться к Богу со смиренной
молитвой:

«Положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о
устнах моих» (Пс. 140, 3). И Господь не замедлит подать Свою помощь для
исправления сердца и удержания языка от зла, но и более того — научит, как
и что говорить и о чем должно молчать (2:125). И только таким путем
последователь Христов сможет исполнить повеление Господне: «Удержи
язык твой от зла, и устне твои, еже не глаголати льсти» (Пс. 33, 14).

Таким образом, пост, по учению святителя Тихона Задонского, весьма
успешно помогает христианину в деле угождения Богу и спасения души.
Великая польза от него несомненна. Он делает человека умеренным, трезвым,
молчаливым и целомудренным. Разум истинно постящегося христианина,
подчас незаметно для него самого, становится светлым, способным ясно
судить о предметах духовных.

Великий пост. В храме

Пост весьма успешно помогает христианину в деле угождения Богу и спасения души. Великая польза от него несомненна. Он делает человека умеренным, трезвым, молчаливым и целомудренным.

Такой человек отчетливо слышит голос своей совести, который постоянно
ограждает и удерживает его от нарушений закона Божия, управляет его
поведением.

Сердце его становится вместилищем святых чувствований и
чистых желаний, становится «доброй сокровищницей», из которой, по слову
Господню, человек «износит все доброе» (Лк. 6, 45). Посредством подвига
поста воля укрепляется в добре, делается твердой и устремляет человека к
делам богоугодным Таким образом истинный пост, к которому призывает
святой отец всех идущих по пути ко спасению, вспомоществует духу
владычествовать над телом и тем самым делает христианина все более
духовно совершенным, так что он действительно становится «храмом
Божиим», в котором живет Дух Святой (1 Кор. 3, 16).

Избранные письма о Великом посте

Прииде пост, мати целомудрия!

Время Великого поста очень драгоценно для нашего спасения. Но мы по
своей лености не ценим это. А проводим свою жизнь в лености и беспечности
и тем самым не созидаем свое спасение, а, наоборот, уходим «на страну
далече».

Беспечная жизнь помогает человеку порвать связь с Богом и перейти
к другому властелину — диаволу, который день ото дня омрачает наш ум и
делает его бессильным в борьбе со грехом. И если человек не опомнится и не
восплачет о своем бедственном состоянии, то для него и вечность будет
тяжелой и мучительной. Хотя мы умом это и понимаем, но победить грех и
порвать связь с диаволом у нас не хватает ни решительности, ни силы.
Беспечность и лень уничтожают в нашей душе все доброе и святое.

Что же нам остается делать, как избавиться от смерти духовной? На это мы
находим множество указаний в книгах св. Отцов, которые дают нам советы и
указывают путь к Богу через слезное покаяние. Постараемся и мы отстать от
злых наших беззаконий и омыть душу слезами. И Господь примет нас, как
блудного сына, как блудницу и мытаря. Трудно отстать от грехов, от порочной
жизни, но с помощью Божией все возможно. Нужно только взмолиться к
Нему, попросить Его в помощь. Ведь все в Его руках — и жизнь и смерть, и
Он поможет нам и укрепит нас в борьбе со злом.

Возлюбленные о Господе, будем стараться шествовать спасительным
путем к вечному Иерусалиму, хотя это и трудно, но с помощью Божией
возможно.

С любовью о Господе,
архимандрит Иоанн (Маслов).
15 марта 1987 г.

Да благословит тебя Господь провести свято Святую Четыредесятницу!

Это время очень благоприятно в деле нашего спасения. Но от нас самих
зависит и жизнь и смерть. Конечно, если мы будем хоть в какой-то мере
прилагать свои усилия, то оно всегда увенчается успехом. Господь подаст
Свою руку с небесе Святого жилища Своего всякому ищущему Его. Ведь Он
Сам сказал: просите и дастся Вам, ищите и обрящете. С нашей стороны
требуется постоянный контроль над нашими действиями, поступками и даже
мыслями.

Такого внимательного человека Бог никогда не отринет и, более
того, Он будет всегда помогать ему в преодолении всевозможных искушений.
Унывать не следует, потому что это приводит душу в расслабление и
беспечность. Нужно научиться или же приучить себя к терпеливому
перенесению всех скорбей и болезней, и, более того, считать себя вполне
заслуживающими этого и даже по сравнению с нашими грехами еще даже и
малым.

Размышляя так, человек приобретает спокойствие в своей душе и тем
самым станет на спасительный путь Христова смирения. <…>

С любовью о Господе,
архимандрит Иоанн (Маслов)
22 марта 1987 г.

Милость Божия да будет с Вами во все дни жизни Вашей!

Поздравляю Вас со святыми днями Великого Поста. Желаю Вам провести
их в воздержании духовном и телесном, и встретить с радостью Светлое
Христово Воскресение.

Дни, годы летят очень быстро, и каждая минута приближает нас к вечности.
Но вечность для каждого человека будет зависеть от его жизни, то есть для
одних она окажется радостной и вожделенной, а для других мучительной и
безотрадной. Все будет зависеть от той жизни, какую человек проводит на зем-
ле, то есть за святую жизнь получит на небе блаженство, а за порочную —
вечные мучения. Милосердный Господь, избави нас от такой участи. Будем
почаще испытывать самих себя, где мы находимся, и с помощью Божией
удаляться от всего греховного и порочного. И только тогда, когда мы очи-
стимся от скверны и пороков, которые преграждают нам путь к небу, можно в
какой-то мере надеяться на помилование.

Душа, приобретшая Бога, живя на земле, уже имеет в себе зародыш вечной
жизни, и наоборот — погрязшая в тину греховную уготовляет тем самым для
себя место во тьме и сени смертной. Возлюбленные о Господе, облечемся в
ризу спасения, восприимем на себя спасительное иго Христово и понесем его
с радостью, без ропота во смирении сердца. Именно этого от нас и требуют
заповеди Христовы и святая Церковь. Да поможет нам Господь приобрести
смирение, послушание, любовь друг к другу и доброе и отзывчивое сердце к
нуждам наших ближних. <…> Храни Вас Господь.

Архимандрит Иоанн (Маслов)
24 февраля 1988 г.
Жировицкий монастырь.

Великий пост в Глинской пустыни

Цит. по: Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Глинская пустынь как центр духовного просвещения и возрождения старчества. (1942-1961). М. 1992. С. 85

“… Великим постом постились очень строго, по Типикону. В первую неделю поста старцы три дня вообще ничего не вкушали, а молодые монахи и послушники не ели ничего вареного”.

Из наставлений схиархимандрита Иоанна (Маслова)

40-ДНЕВНЫЙ ПОСТ УСТАНОВЛЕН
В ПОДРАЖАНИЕ ХРИСТУ.

ПОСТ ТЕЛЕСНЫЙ БЕЗ ДУШЕВНОГО
НЕ ПРИНОСИТ ПОЛЬЗЫ.

Оцените статью
Московская педагогическая академия
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.