О чувстве ответственности в браке

Статья

Счастлив тот, кто вырос и сформировался в полной родительской семье, кого
провожают в вечность родные и близкие люди. Так завершается полный круг
земной жизни, и эта жизнь, данная нам от Бога, проходит в семье,
основанной на официальном браке и освещенном Церковью.

Создавая семью, человек создает свой мир, который включает в
сотворенный мир на основе любви. Христианин — миротворец, его
жизнедеятельность пронизана верой, надеждой, любовью. Семья зиждится на
духовном единении, а не на физическом, иначе человеку было бы
безразлично, с кем жить.

Духовное и физическое единение в браке — великое счастье, не видимость не обман, а полноценная и подлинная жизнь. Человек находит свое счастье
в браке и через брак; через того человека, который от Бога, как и он сам.

Сказано: оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и
будут два одною плотью (Мф. 19, 5). Библейская заповедь не прелюбодействуй проходит через всё учение Нового Завета. Соблюдение заповедей —
вопрос жизни и бытия. Во время венчания христиане подпадают не под
закон, а становятся под благодать.

Наше обновление и духовное возрождение, как считал митрополит Иоанн
(Снычев), произойдет через воцерковление общества. Об этом он писал в
своем труде «Посох духовный». Бесценную россыпь поучительных
наставлений по вопросам семьи, семейного воспитания, порядочности,
ответственности мы находим в наследии схиархимандрита Иоанна
(Маслова).

Наша жизнь поддерживается практикой любви, а в браке — особенно. Не
оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий
другого, исполнил закон (Рим. 13, 8). В христианстве признается величайшей
ценностью созидающая сила любви: а пребывают сии три: вера, надежда,
любовь; но любовь из них больше (1 Кор. 13, 13). «Любовь из двух сердец
делает одно», — говорится в «Симфонии по творениям святителя Тихона
Задонского», составленной схиархимандритом Иоанном (Масловым).

Как писал И.А. Ильин в книге «Путь духовного обновления», семья есть первый,
естественный и в то же время священный союз, в который человек вступает в
силу необходимости. Он призван строить этот союз на любви, на вере и на
свободе, научиться в нем первым совестным движениям сердца.

Брак, основанный на свободе волеизъявления, предполагает
ответственность супругов друг перед другом и, особенно, перед детьми
Свобода без ограничений, то есть без личной ответственности, приводит к
потворству плоти. Блуд, нечистота, распущенность, пьянство и разгулы не
приведут в Царство Божие. Забота о близких, о домашних, о своих детях —
важнейшие христианские требования. Если же кто о своих и особенно о
домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного (1 Тим. 5,8).
Для современной семьи не утратили своего значения такие нравственные
добродетели, как девичья честь, целомудрие, женская гордость, мужская
порядочность, ответственность, открытость, надежность. Они поднимают
любовь на тот уровень проявления, который отгоняет любой страх. Для
формирования этих абсолютных нравственных ценностей необходимо
подключить православную педагогику. В начале третьего тысячелетия
христианину надо оставаться человеком и благодарить Бога за счастливый
брак. Однако к браку следует себя готовить.

С семьи начинается воспитание человека. В семье ребенок получает
первые трудовые навыки. У него формируется умение ценить и уважать труд
взрослых; в семье ребенок приобретает опыт коллективных оценок, что
следует делать, как поступать, а от чего отказываться; у него развивается
потребность долга и заботы о близких и родных людях; он учится разумному
потреблению материальных благ. Кроме того, накапливается опыт общения с
братьями и сестрами (если они есть), осознается значение и ценность денег.

В семье, растет человек не только физически, но, прежде всего, духовно. На
эту сторону духовного воспитания ребенка в семье особо обращал внимание
И.А. Ильин. Он писал о том, что в действительности человеческая семья, есть
целый остров духовной жизни. Семья, внутренне спаянная любовью и
счастьем, есть школа душевного здоровья, уравновешенного характера,
творческой предприимчивости. Так из духа семьи и рода, из духовного и
религиозного осмысленного восприятия своих родителей и предков родится
и утверждается в человеке чувство собственного характера и здоровой гражданственности.

Напротив, презрение к прошлому, к своим предкам и,
следовательно, к истории своего народа, порождает в человеке безродную,
безотечественную, рабскую психологию. А это означает, что семья —
первооснова Родины.

Супружеское счастье — очень ёмкое понятие. Оно содержит в себе
бесконечный спектр переживаний, рождаемый взаимной близостью всех
членов семьи друг к другу.

В официальном браке все объединены открыто и честно. Нет необходимости
что- то скрывать, ловчить, опасаться. Полнота счастья, душевная гармония,
щедрость чувств — все это от духовного и телесного единения. А раз так, то
возрастает избирательность любви (к своему единственному, своей
единственной). Любовь и ответственность (долг) — не только основные
мотивы для создания семьи, но и основа её продолжительности, так как брак
имеет смысл лишь тогда, когда он достаточно длителен. Брак полноценен
лишь в том смысле, если он представляет собой стабильный, надежный союз
для супругов и в особенности для детей. Как бы ни складывались условия
жизни в обществе, взаимоотношения в семье супруги должны выстраивать
сами. Душевного комфорта в браке и семье не создадут ни государство, ни
общественные институты. Рецепт можно получить от специалистов, но
взаимоотношения супругам надо налаживать только самим. Грамотный
человек обязан знать, что есть семейное счастье, семейная тайна, наука для
двоих, куда постороннему вход закрыт. Для многих молодых семей бедой
является их невоспитанность, неподготовленность к семейной жизни.

Неподготовленность к семейной жизни так же опасна, как и
профессиональная некомпетентность. Кто хочет получить все блага для себя
целиком и сразу за счет другого в семье, тот поступает не только эгоистично,
но и опрометчиво.

Отношение к браку либо обдуманное, серьезное, взвешивающее все «за» и
«против», либо легкомысленное, вызванное «обстоятельствами», выгодой,
удобством, в корыстных целях. В прошлых веках в России к браку
относились очень серьезно. К сожалению, многие юноши и девушки
испытывают себя на «знание жизни со всех сторон», отбросив нормы
приличия и стыда «как ветхость старины глубокой».

Брак и семья, если они полнокровные — это то социальное пространство, то
социальное убежище, которое спасает современного человека от бездушия,
жестокости, насилия меркантильного мира. Кто поможет снять стресс? Кто
поймет душу человека?

Ответ прост — духовник в храме, супруги дома, в своей семье. Однако в
семье такое состояние происходит при взаимности, согласии, эмоциональной
близости, верности, душевности, заботе.

Очень важен в семье авторитет матери и отца. Родители для детей —
«зеркало», в которое они смотрятся ежедневно. И они видят себя в нем либо
спокойными, радостными, счастливыми, умиротворенными, либо, напротив,
настороженными, притихшими, скованными, озлобленными. Какую
атмосферу создавать в своей семье, зависит от отца и матери. Ничто не
заменит в семье родного отца и родную мать. Они дали жизнь, они остаются
опорой. Отцовство и материнство — великое предназначение человека. К
сожалению, не все родители выполняют эту социальную функцию в полную
меру.

Л.Н. БОРОВЫХ,
доцент Владимирского
государственного университета
Журнал «Глинские чтения»

Оцените статью
Московская педагогическая академия
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.