В нынешнем году наша страна отмечает две замечательные даты, которые не
должны оставить равнодушным ни одного человека, болеющего душой за
Россию. Это 80-летие Победы в Великой Отечественной войне и 645-летие
Куликовской битвы. Оба праздника напоминают нам о славных делах наших
предков, о силе русского духа, особенно ярко проявляющейся в минуты
испытаний, преисполняют наши сердца чувством великого уважения к
защитникам родной земли. В то же время они дают повод еще раз задуматься
об истоках русского героизма, о значении воинского подвига и о служении
Отечеству вообще.

Приличествует ли христианину браться за оружие и тем более
пользоваться им? Правильно ли поступает Церковь, освящая боевые корабли,
ракеты и военные самолеты? Эти вопросы не существуют для человека,
знакомого с трудами святых отцов и подвижников благочестия, с историей
Церкви. Но они существуют для колеблющихся, для тех, кто еще только
нащупывает путь к храму и кого пытаются сбить с толку враги Православия,
выдающие себя за поборников «истинного христианства».

Церковь давно знает ответ на эти вопросы. Воинский подвиг — это подвиг,
рожденный стремлением послужить ближним, защитить их от смертельной
опасности. Спору нет, христианство — это религия мира, и Церковь доказала
это всей своей историей. Но было бы грубейшим искажением христианского
вероучения утверждать, будто Церковь зовет к примирению со злом.
«Бог любит добродушный мир, и Бог же благословляет праведную брань, —
говорил святитель Филарет (Дроздов) на встрече с воинами в 1843 году. —
Ибо с тех пор, как есть на земле немирные люди, мира нельзя иметь без
помощи военной. Честный и благонадежный мир большею частью надобно
завоевать. И для сохранения приобретенного мира надобно, чтобы самый
победитель не позволял заржаветь своему оружию». Как злободневны эти
слова сегодня, когда наша страна подвергается беспрецедентному давлению
внешних сил!
Великий подвижник XX века схиархимандрит Иоанн (Маслов) в статье
«Миротворческое служение пастыря» писал: «Мир, который принес людям
Христос, основывается не на примирении с господствующими в мире злом и
силой греха, но на упразднении зла путем неослабной борьбы с ним». Наш
современник митрополит Симон (Новиков) говорит: «Святая Православная
Церковь за каждым своим богослужением молится о Вооруженных Силах.
Существует специальное прошение о властях и воинстве. Почему так? Да
потому, что от властей предержащих и воинства зависит в большей степени,
чем от кого-либо другого, судьба народа и государства, судьба людей,
наконец, сам драгоценный и священный дар человеческой жизни».

Истоки воинского подвига лежат в христианской любви к ближним, к
родному Отечеству. Нет для человека ничего естественнее, чем любовь к
родителям, братьям и сестрам, к членам своей семьи. А наше земное
Отечество, дарованное нам Богом, — та же семья, только большая. Любовь к
земле, на которой ты родился и вырос, к стране, которая тебя воспитала, к со-
отечественникам, с которыми ты разделяешь и радости и горести, выпавшие
на ее долю, — чувство, не только не противное христианству, но, напротив,
органично вытекающее из его человеколюбивой природы. Христианская вера
придает воинскому подвигу наивысший смысл, полагая в его основание
заповедь Спасителя: «Больши сея любви никтоже имать, да кто душу свою
положит за други своя» (Ин. 15, 13).

Вера Христова вдохновляла защитников Русской земли во время
Куликовской битвы, в период нашествия польских интервентов и
французских захватчиков, в боях с другими врагами нашего Отечества.
В войсках святого князя Димитрия Донского, которого благословил выступить
против полчищ Мамая Преподобный Сергий Радонежский, находилась
Донская икона Божией Матери, в ополчении Минина и Пожарского —
Казанский образ Пресвятой Богородицы, на Бородинском поле — Смоленская
икона Небесной Заступницы Святой Руси. На кораблях, находившихся под
командованием адмирала Феодора Ушакова, был установлен монастырский
порядок. Они носили имена святых и название христианских праздников.
Адмирал Ушаков напутствовал моряков словами: «Идя в бой, читайте 26, 50
и 90 псалмы, и вас не возьмет ни пуля, ни сабля!» Потому и не знал
благочестивый адмирал ни одного поражения в 43 морских баталиях,
которые он провел за годы своей службы. Ни один из его кораблей не был
потерян, ни один матрос не попал в плен к врагу. В последнее время
открывается все больше и больше свидетельств того, как способствовало
победе над немецко-фашистскими захватчиками возрождение православной
веры в русском народе в годы Великой Отечественной войны.
Подвиг служения Отечеству — это не только героизм на поле брани. Это
и неутомимая работа христианина над искоренением в себе греховных
наклонностей и привычек, это противостояние злу во всех его видах и
проявлениях, это повседневный, упорный, самоотверженный труд ради
общего блага, участие в делах милосердия. Христиане должны быть приме-
ром для окружающих в добросовестном исполнении гражданских
обязанностей, которое служит условием общественного благополучия.
Есть прямая зависимость между уровнем религиозности и нравственности в
обществе и его материальными достижениями. История показывает, что
времена религиозно-нравственного подъема всегда были и временами
наибольшего благополучия государств. И напротив: упадок веры и морали
неизбежно приводил к общественным нестроениям и губительно сказывался
на экономическом развитии и обороноспособности страны.

Христианину не пристало искать легких путей, он призван всеми силами
служить Отечеству на том месте, на которое он поставлен волей Божией.
Разве не совершают подвиг учителя, добровольно взявшие на себя миссию
духовно-нравственного воспитания школьников? Таких людей в нашей
стране множество, мы знаем их по Глинским чтениям. Они не боятся идти
против течения, бросать вызов греху и пороку, они готовы жертвовать своим
временем, здоровьем и материальным благополучием ради исполнения
общественного долга. Глубоко обеспокоенные падением нравственности
среди молодежи, они стараются делать все возможное, чтобы заронить в
души молодых семена веры и добродетели.
Один из самых ответственных видов служения обществу связан с
осуществлением государственной власти. Необходимость власти стала
очевидной вследствие грехопадения человека. Ее назначение — пресечение
зла и содействие общему благу. Христианин не должен сторониться участия
в государственной деятельности, но ему следует помнить, что представитель
власти обязан руководствоваться законами и нравственными принципами,
общественными интересами, а не карьеристскими побуждениями или
желанием извлечь из своего служебного положения материальную выгоду.
Духовных чад, занимавших высокие посты в государственном аппарате,
схиархимандрит Иоанн (Маслов) наставлял словами: «Нужно думать о
народе, чтобы люди не пострадали, а не бояться за свои портфели».
Смиренное сознание общественного долга и огромной ответственности
перед народом, твердые нравственные устои отличали таких выдающихся
правителей Русского государства, как великие князья Александр Невский,
Даниил Московский, Димитрий Донской, Андрей Боголюбский,
причисленные к лику святых Русской Православной Церковью.
«Будущее России в безупречной нравственности ее руководства», — учил
святитель Филарет (Дроздов). В правильности этих слов мы убеждаемся
ежедневно и ежечасно не только на положительных, но и на отрицательных
примерах. Каждый христианин, кем бы он ни был и где бы ни служил,
должен осознать, что он — воин Христов. Его обязанность — твердо стоять в
вере, бесстрашно проповедовать и защищать истину, во всеоружии
противоборствовать злу везде и всюду — в воинской части, в учебном классе,
в кабинете государственного служащего.
Н.В. Маслов,
президент Фонда святого благоверного
князя Александра Невского,
ректор Московской педагогической академии,
доктор педагогических наук.