Подготовительные Недели Великого поста

Статья
Четыредесятницу предваряют четыре подготовительные недели

Четыредесятницу предваряют четыре подготовительные недели, а именно:
Неделя (без седмицы) о мытаре и фарисее, Седмицы и Недели: о блудном сыне, мясопустная и сыропустная (“сырная”).

В продолжение подготовительных Недель Церковь приучает верующих к подвигу поста постепенным введением воздержания. После сплошной седмицы, следующей за Неделей (воскресением) о мытаре и фарисее, она восстанавливает пост среды и пятницы; затем возводит христиан на высшую ступень подготовительного воздержания запрещением вкушать мясную пишу
и дозволением употреблять лишь сырную.

Такое особое приготовление к посту Четыредесятницы унаследовано нами от древнего установления Церкви. Так, уже знаменитые проповедники IV века — святители: Василий Великий, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский и другие оставили нам беседы и слова, сказанные ими относительно поста еще не наступившего, а только ожидаемого. В частности, у них находим беседы, произнесенные ими в каждую из названных подготовительных Недель.

Каноны и многие песнопения, в которых раскрывается значение подготовительных Недель, также относятся к древнему периоду: в VIII-IX веке Феодор и Иосиф Студиты составили службы на Недели: о блудном сыне, мясопустную и сыропустную, а в IX веке Георгий. Митрополит Никомидийский, — канон на Неделю о мытаре и фарисее (1).

Общее понятие о подготовительных неделях

Приготовляя верующих к св. Четыредесятнице, Церковь в своих службах, по ее собственному выражению, поступает как вождь, ободряющий мудрым и благовременным словом своих воинов на брань. Поэтому в приготовительных службах она не забывает сказать все то, что может расположить верующих к посту, покаянию и духовному подвигу.

В своих священных воспоминаниях она восходит и к первым дням мира и человека, к блаженному состоянию прародителей и их падению, чтобы показать начало греха и пробудить сокрушение о грехах, — и ко времени пришествия на землю Сына Божия для спасения человека, чтобы обратить нас к Богу.

Для пробуждения чувства покаяния и сокрушения о грехах она уже в приготовительные недели начинает петь на утрене перед каноном умилительные стихиры: “Покаяния отверзи ми двери… На спасения стези настави мя, Богородице… Множество содеянных мною лютых…”.

С другой стороны, для той же цели, как бы ассоциируя 70-тидневный период великопостной Триоди с 70-летним пребыванием Израиля в плену Вавилонском, Церковь в некоторые приготовительные Недели оплакивает духовный плен нового Израиля пением 136 пс.: “На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом…”.

Неделя о мытаре и фарисее

Неделя о мытаре и фарисее

Свое наименование эта подготовительная Неделя получила потому, что на ней читается Евангельская притча о мытаре и фарисее (Лк., зач. 89), из которой видим, что мытарь вышел из храма более оправданным, чем фарисей.

Приготовляя к посту и покаянию, Церковь примером мытаря указывает на истинное начало, основание покаяния и всякой добродетели — смирение, а примером фарисея — на главный источник греха, препятствие к покаянию и добродетели — гордость. Гордость разрывает связь, общение с Богом, общение любви, делает человека богоотступником, замкнутым в своей
греховной, эгоистической воле, препятствует развитию добра в человеке.

Об этом говорится и в песнопениях службы: “Тщеславие отщетеваст (наносит убыток) богатство правды, смирение же расточает (рассеивает) страстей множество” (2).

Превосходный путь к прославлению показал Бог Слово, Сам смирившийся до немощнейшего состояния человеческой природы (“до зрака раба”), и всякий, кто Ему подражает, смиряясь, прославляется (3).

Поэтому в песнопениях Недели Церковь призывает отвергнуть (отринуть) высокохвальную горды ню и призывает приобретать, стяжевать “высокотворное смирение” и умиление (4). <…>

Приготовляя к посту и покаянию, Церковь примером мытаря указывает на истинное начало, основание покаяния и всякой добродетели — смирение, а примером фарисея — на главный источник греха, препятствие к покаянию и добродетели — гордость.


Седмица и Неделя о блудном сыне

Мурильо Бартоломе Эстебан (1618-1682). Возвращение блудного сына.

В эту Неделю Евангельской притчей (Лк., зач. 79), от которой получила свое название и сама Неделя, Церковь показывает нам пример неисчерпаемого милосердия Божия ко всем грешникам, которые с искренним раскаянием обращаются к Богу, в этом случае благодать исходит к ним во сретение, лобзает их, украшает и помогает им в достижении спасения.

“Познаим, братие, таинства силу, от греха бо ко отеческому дому востекшаго (опять пришедшего) блуднаго сына преблагий Отец предусрет лобзает, и паки Своей славы познание (отличия) дарует; и таинственное вышним (силам) совершает веселие, закалая тельца упитаннаго, да мы достойно сожительствуем (будем обитать вместе) заклавшему человеколюбному Отцу и славному Заколению, Спасу душ наших” (5).

Церковь учит, что истинная полнота и радость жизни заключается в благодатном союзе с Богом и постоянном общении с Ним (“да достойно сожительствуем”). Удаление от этого общения служит, напротив, источником всевозможных бедствий и унижений.

Таким образом, показав в Неделю о мытаре и фарисее истинное начало покаяния, Церковь теперь раскрывает всю силу его: при условии истинного смирения и раскаяния со стороны человека-грешника для милосердия Божия возможно прощение самых тяжких грехов.

И потому ни один грешник в дни приближения времени покаяния не должен отчаиваться в благодатной помощи и помиловании Отца Небесного. <…>


Седмица и Неделя мясопустные

Седмица после Недели (воскресенья) о блудном сыне и заключающая ее Неделя (воскресенье) называются мясопустной по той причине, что на этой Неделе заканчивается вкушение мяса. Само воскресенье называется еще “мясопуст” (то есть — отпуск, лишение, прекращение вкушения мяса). Неделя мясопустная называется также Неделей о Страшном суде, так как о нем читается в этот день на литургии соответствующее Евангелие (Мф., зач. 106).

В субботу мясопустную перед воспоминанием Страшного суда Христова, на котором предстанут все живые и умершие, Церковь совершает поминовение “всех от Адама и до днесь усопших во благочестии и правой вере”.

По неисповедимому Своему Промыслу Бог предопределил разную кончину людям. “Подобает же ведати, — говорится в Синаксаре мясопустной субботы, — яко не вси в пропасти впадающий, и во огнь, и в море, и глаголемыя пагубы, и студени (холод) и глад, по повелению Божию сие страждут: сия бо (ибо таковы) суть Божия судьбы, ихже ова (когда одним смерти) бывают по благоволению (Божию), ова (другим) же по попущению: другая же (смерти) и ведения ради и прещения (грозного предупреждения), и уцеломудрения иных бывают”.

В эту субботу Церковь, по своему человеколюбию, особенно молится о тех умерших, которые по тем или иным причинам не получили церковного отпевания или церковной молитвы, — «узаконенных псалмов и песнопений памяти не получиша» (6).

Мысль о конце нашей жизни, при воспоминании об отшедших уже в вечность, отрезвляюще действует на каждого, кто забыл о вечности и прилепился всей душой только к тленному и мимотекущему.

“Приидите прежде конца, вси братие, персть нашу видяще … и яко прах человек, снедь червием и тление, яко сухия кости наша всяко (вовсе) не имущия дыхания. Во гробы вникнем: где слава? где доброта (красота) зрака? где благоглаголивый (красноречивый) язык? где брови? или где око? — вся прах и сень: темже пощади, Спасе, всех нас” (7). <…>


Седмица сырная и Неделя сыропустная

Изгнание Адама и Евы из рая. Фреска.

Последняя подготовительная к св. Четыредесятнице Неделя (седмица) называется сырной, а в просторечии — масленой, масленицей, так как в эту седмицу употребляется скоромная пища (сыр, масло и яйца); и еще потому, что в саму Неделю (в сыропустное воскресенье) заканчивается перед началом Великого поста употребление молочной (сырной) пищи.

Сырная седмица. Начиная с понедельника сырной седмицы (следующей за мясопустной Неделей), в Триоди помещаются уже на каждый день стихиры, трипеснцы и целые каноны, соединяемые со службами святому Минеи и Октоиха.

Песнопениями сырной седмицы Церковь подготавливает нас к подвигу святого поста, полагая “начало умиления и лукавых дел отсечение” (8). Своим богослужением в сырную седмицу она внушает нам, что эта седмица есть уже “преддверие покаяния”, “предпразднство воздержания”, седмица “предочистительная”.

В сырные среду и пятницу разрешается вкушение молока и яиц (Типикон, гл. 33) (9).

В песнопениях всей этой седмицы св. Церковь приглашает нас к особому воздержанию, напоминая нам о грехопадении прародителей, происшедшем от невоздержания.

В среду и пятницу сырной седмицы литургии по Уставу не бывает (10), за исключением тех случаев, когда с этими днями совпадет Сретение Господне или храмовой праздник. <…>

Особенно широко используется, во время поста, чтение Псалтири, которая наиболее благоприятно способствует возбуждению молитвенного и покаянного духа. Во все церковные службы вводится молитва св. Ефрема Сирина с великими поклонами.

Общее понятие о великопостном богослужении

В богослужении в великопостный период Церковь отлагает всякую торжественность. И прежде всего, она не совершает самого торжественного христианского богослужения — полной литургии в седмичные дни Великого поста, кроме суббот и воскресений. Вместо нес полагается по средам и
пятницам литургия Преждеосвященных Даров. Почти прекращается в седмичные дни пение, как выражение радостного состояния духа, и отдается предпочтение чтению, содержание которого соответствует великопостным дням.

Вместо радостного благовествования Евангелия Христова, верующим предлагается чтение из ветхозаветных писаний. Особенно широко используется чтение Псалтири, которая наиболее благоприятно способствует возбуждению молитвенного и покаянного духа. Во все церковные службы вводится молитва св. Ефрема Сирина с великими поклонами.

Наконец,дневные церковные службы — третий, шестой и девятый часы — Церковь соединяет с вечерней для указания времени, до которого должен простираться дневной пост.

Великий пост охватывает собою дни св. Четыредесятницы и дни последующей за ней Страстной седмицы.

Вечерня сыропустной Недели

Св. Четыредесятница и ее богослужение начинается с вечерни сыропустной Недели (воскресенья). Сыропустное воскресенье называется еще Прощеным воскресеньем.
Вечером в сыропустное (прощеное) воскресенье, а также и во все последующие воскресенья св. Четыредесятницы, кончая 5-ым воскресеньем, совершается вседневная вечерня с определенными особенностями (11). <…>

Чин прощения

Прощенное воскресение. Чин прощения.

После отпуста вечерни (12) (в сыропустное воскресенье) совершается чин, или обряд, «Прощения» (13). На аналоях пред солеей, с правой стороны, кладутся иконы Спасителя и Божией Матери. Настоятель творит земные поклоны перед ними и лобызает их.

Затем, обратясь к присутствующим, он обычно произносит слово, затем испрашивает прощения своих грехов у причта и народа со словами:

“Благословите мя, отцы святии и братие, и простите ми, грешному, елика согреших в сей день и во все дни жизни моея: словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы”.

После этого он кланяется до земли. Все отвечают ему земным поклоном и говорят: “Бог да простит ти, отче святый. Прости и нас грешных и благослови… ”. Священник произносит: “Благодатию своею Бог да простит и помилует всех нас” (14).

Затем настоятель берет напрестольный Крест. Все священнослужители в порядке старшинства прикладываются к иконам на аналое, подходят к настоятелю, целуют Крест, просят прощения и совершают лобзание.

После подходят миряне, прикладываются ко Кресту, целуют руку священника и испрашивают прощение у причта и друг у друга.

В древние времена египетские пустынники, сообразно со словами Евангелия (Мф., зач. 17), читаемыми за литургией в Прощеное воскресенье и призывающими прощать ближним согрешения и примириться со всеми, собирались в последний день сырной Недели для общей молитвы, и, испросив друг у друга прощение и благословение, при пении пасхальных стихир (как бы в напоминание ожидаемой Пасхи Христовой) расходились по окончании вечерни по дебрям и пустыням для уединенных подвигов в продолжение Четыредесятницы и собирались снова только уже в неделю Ваий.

И теперь, следуя древнему благочестивому обычаю, в Православной Церкви благочестивые сыны ее в знак примирения и прощения — молятся об умерших и посещают друг друга в продолжение сырной седмицы. А в (сыропустное) воскресенье за вечерним богослужением совершается обряд общего прощения в храме.

Во время обряда прощения принято петы “Покаяния отверзи мне двери”, “На реках Вавилонских…” и стихиры Пасхи: “Да воскреснет Бог…”, кончая в стихире “Воскресения день” словами: “простим вся воскресением” (“Христос воскресе” не поется). Пение стихир Пасхи служит как бы напоминанием того, что подвигом поста мы должны подготовить себя к достойной встрече
Воскресения Христова.

Примечания:

  1. Дебольский Г. Дни богослужения Православной Церкви. Часть 2, стр. 60.
  2. Неделя о мытаре и фарисее, канон, 2-й тропарь 3-й песни.
  3. Там же. канон, 1-й тропарь 4-й песни.
  4. Там же, канон. 4-й тропарь 3-й песни и 5-й тропарь 4-й песни.
  5. Неделя о блудном сыне, вечерня, стихира на “Господи, воззвах”.
  6. Синаксарь мясопустной субботы.
  7. Суббота мясопустная, 1-я хвалитная стихира.
  8. Понедельник сырной седмицы, трипеснец, 3-й тропарь 1-й песни.
  9. Подготавливая верующих к св. Чытыредесятнице, предочищая их души и тела к подвигам
    поста, Церковь, начиная с сырной седмицы и до Фомина воскресения, не совершает
    таинства Брака.
  10. Разъяснение см.: Сборник решений недоуменных вопросов. Вып. I. Киев. 1903, с. 139.
  11. См. Иоанн (Маслов), архим. Лекции по литургике для 3 класса. Загорск, Лавра.
    Академия. 1984. С. 259-260.
  12. В некоторых местах существует обычай на вечерне в Прошеное воскресенье вместо
    обычного отпуста читать священнику (лицом к народу) молитву: “Владыко
    Многомилостиве…” (при этом народ преклоняется до земли). Молитва эта помещена в
    Служебниках киевского издания.
    После окончания молитвы священник испрашивает прошения у народа и кланяется до
    земли; молящиеся отвечают также земным поклоном, а затем прикладываются ко Кресту,
    который держит священник (Еп. Пахомий, Устав праздничных служб на 1917 год).
  13. В церковной практике перед этим чином после отпуста вечерни прочитываются
    настоятелем две молитвы, помещенные в Требнике под заглавием: «Молитвы в начале
    поста Святыя Четыредесятницы».
  14. Служебник. Повечерие и полунощница. Киев, 1893, с. 38.
    Схиархимандрит Иоанн (Маслов)

Источник: Цит. в сокращении по: Иоанн (Маслов), архим. Лекции по Литургике для 3
класса. Загорск, Лавра, Академия. 1984, с. 232-264. 292-322, 324-344

Оцените статью
Московская педагогическая академия
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.