Поучение в Неделю Крестопоклонную

Статья
Для примирения человека с Богом нужно было кому-либо понести тяжесть заслуженного за грехи наказания Божия.

Сегодня Святая Церковь чтит Святой Крест Господень, тот Крест, на котором Христос Спаситель принес Себя в жертву за спасение рода человеческого.

Возлюбленные отцы, братия и сестры, сегодня в Евангельском чтении мы с вами слышали такие слова, сказанные Христом Спасителем: «Возьми крест свой и по Мне гряди».

Прежде чем приступить непосредственно к разъяснению этих слов, вспомним о тех событиях, которые привели весь род человеческий к крестоношению.

В раю не было ни скорбей, ни болезней. Они появились после того, как первые люди нарушили заповедь Божию, вкусив от запрещенного древа плод. И поэтому в лице падшего Адама все мы достойно и праведно осуждены Богом на труды, болезни, скорби и бедствия. «Проклята земля в делах твоих, — изрек правосудный Бог преступному человеку, — в печалех снеси тую во вся дни живота твоего» (Быт. 3, 17). С тех пор не было на земле ни одного человека, который бы не испытывал в своей жизни скорбных обстоятельств.

Кроме того, человек, живя на земле, непрестанно согрешает и этим самым вносит в окружающий нас мир постоянные беспорядки и нестроения, чем также огорчает Милосердного Бога и удаляется от Него на страну далече.

О возвращении человека к Богу, о примирении его с Высшим Существом уже не могло быть и речи, если бы Сам Господь ни сжалился над Своим созданием и ни послал Своего Единородного Сына для его искупления.

Для примирения человека с Богом нужно было кому-либо понести тяжесть заслуженного за грехи наказания Божия. А так как сделать этого никто из сотворенных существ не мог, то Сам Единородный Сын Божий, по воле Бога Отца, по Своей благости воспринял на Себя грехи всех людей и умер за них позорной смертью на кресте. Таким образом, Крест, после распятия на нем Христа Спасителя, стал для нас знамением нашего искупления от греха и избавления от власти диавола. Святитель Иоанн Златоуст о Древе Крестном говорит следующее: «Диавол чрез древо одолел Адама. Христос Древом же препобедил его (т. е. диавола), и то древо низвело нас во ад, а это Древо вывело нас оттуда» (Св. Иоанн Златоуст. «Беседа в Великий Пяток»). Без Креста, без крестной смерти Спасителя не было бы ни прощения, ни помилования, ни примирения с Богом. Крест, по словам святителя Иоанна Златоуста, есть ключ рая. Вот почему для верующего человека Крест стал предметом радования и поклонения.

Крестопоклонная неделя Великого поста. Крест в алтаре.

Вся жизнь христианина запечатлевается крестом, от самого рождения до смерти. При совершении Таинства крещения на нас возлагается священнослужителем крест, который мы должны носить всегда на своей груди, не снимая его ни при каких обстоятельствах нашей жизни. Как воин без оружия во время войны остается незащищенным и даже подвергается смертельной опасности от врага, так и христианин, нс носящий на своем теле креста Господня, подвергает свою душу той же участи от врага рода человеческого — диавола.

Вся жизнь христианина запечатлевается крестом, от самого рождения до смерти.

Крест для христианина является непобедимым оружием. Святая Церковь в своих песнопениях воспевает: «Господи, оружие на диавола Крест Твой дал еси нам: трепещет бо и трясется не терпя взирати на силу его». Таким образом, крест ограждает христианина во всех обстоятельствах его жизни и он же, если мы того заслужим, будет увенчивать и нашу могилу.

Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная

Кроме внешнего креста, мы должны еще нести и крест внутренний. Сын Божий говорит: «Кто не несет креста своего и не идет во след за Мною, тот не может быть Моим учеником» (Лк. 14, 27). Что же это за крест, который мы должны нести? Это — жизненный путь наш, путь скорбей, бедствий, страданий, горя, нередко преследующих человека с детства до самой смерти. Этот крест является уделом каждого человека на земле. И притом у каждого из нас есть свой крест, который мы должны нести, хотим ли мы этого или нет.

Кроме внешнего креста, мы должны еще нести и крест внутренний.

Никто не свободен от этого крестоношения. И благо тому, кто несет этот крест безропотно, достойно христианина. Мы должны быть учениками Христовыми не по имени только, но и по жизни. Например, посетила нас тяжелея болезнь, или лишились мы своих родных, друзей и благодетелей, которых унесла неумолимая смерть, или кто-то нас напрасно поносит, или случается другая какая скорбь — мы не должны унывать и падать духом, но все терпеть и считать несчастье вполне заслуженным и даже малым по нашим грехам. Это — крест наш, доставшийся нам в сей жизни, его нужно взять и нести по примеру Спасителя.

Так ли мы поступаем в нашей жизни?

Конечно, нет.

Мы часто с вами ропщем, унываем, а подчас даже и отчаиваемся в своем спасении, жалуясь на тяжесть своего креста. Из наших уст очень часто слышатся слова: «О, как трудно жить, как много скорбей и горя окружает меня». А подчас мы с вами произносим и такие слова: «Прогневался на меня Господь, оставил Он меня» и т. д.

Это неверно. Господь никого не оставляет, но мы сами по своей греховности удаляем Его из своего сердца, а водворяем в нем злые пороки, которые терзают и угнетают нашу душу. Вот почему нам и бывает трудно нести иго Христово.

Крестопоклонная неделя Великого поста. Поклонение Кресту

В душеспасительных книгах на эту тему приводится следующий пример. Один человек, постоянно жалуясь на тяжесть своего жизненного креста, стал роптать и даже отчаиваться в своем спасении. Но, как говорит Слово Божие:

«Господь не желает смерти грешника». Желая вразумить этого человека, Он послал к нему ангела Своего, который привел его на то место, где находилось очень много крестов разной величины и тяжести, и сказал ему: «Выбери для себя крест, который ты смог бы нести без ропота». Тот стал выбирать, но все кресты оказались совершенно не по его силам. Тогда Ангел указал ему на самый маленький крестик, находящийся среди всех остальных. Этот человек обрадовался и стал просить, чтобы именно этот крест дали ему. Ангел же ответил, что это и есть тот самый крест, который он несет в своей жизни. «А все остальные кресты, — добавил небесный житель, — видимые нами, несут другие христиане и без ропота» После этого видения этот человек возблагодарил Бога и с тех пор стал с радостью переносить все испытания своей жизни.

И каждому из нас в жизни дается тот крест, который нам под силу, и поэтому мы не должны роптать, но за все благодарить Бога, подражая в этом Христу Спасителю.

По словам Святогорца, скорби являются нашими проводниками, ведущими нас в жизнь вечную. А отсутствие скорбей и служит вернейшим доказательством того, что за нашу нерадивую жизнь Господь лишил нас Своей милости.

3-я неделя Великого поста, Крестопоклонная. Вынос Креста

Путь в Царствие Божие тернист и труден. Священное Писание говорит, что «многими скорбими подобает нам внити в Царствие Божие» (Деян. 14, 22).

Безропотное несение жизненного креста не усиливает в нашей душе страданий, наоборот, облегчает их и, более того, смягчает самую очерствелую душу. Каждый подвиг благочестия проливает в наше сердце неизъяснимое утешение. Каждая победа над страстью сопровождается благодатным миром в душе и приносит радость нашему духу, с которой не могут сравниться все радости мира. За каждым делом любви и милосердия христианского следует услаждение сердца от Духа Святого, о котором не может иметь понятия человек, преданный плотским удовольствиям.

Каждому из нас в жизни дается тот крест, который нам под силу, и поэтому мы не должны роптать, но за все благодарить Бога, подражая в этом Христу Спасителю.

Только под крестом мы научается любить, жалеть и снисходить друг к другу. Тяжесть креста согревает и зажигает пламенем благодати наше сердце. Крест Христов — слава наша, похвала наша, победное знамя наше.

Таким образом, взирая ныне телесными очами на видимое изображение Креста Господня и усердно поклоняясь ему, как если бы это было само животворящее Древо, «на нем же распяся Христос, Царь и Господь», будем с сокрушенным сердцем и молитвенным воплем просить Владыку мира, да оградит Он нас благодатной силой Креста Своего от невидимых и видимых врагов наших и да укрепит на духовную брань с искушениями, неизбежными в сей жизни, чтобы усовершевшись в борьбе, удостоиться нам получить и победный венец славы, который воздаст Бог всем любящим Его.

Аминь.

Схиархимандрит Иоанн (Маслов)
Источник: Схиархимандрит Иоанн (Маслов). ВЕЛИКИЙ ПОСТ. М., 2000, с.14-18

Оцените статью
Московская педагогическая академия
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.