Поучение в неделю мясопустную

Статья
Памятование о великом дне Суда Христова всегда служило утешением и укреплением для истинных последователей Христовых на тернистом пути, ведущем в Царствие Божие

Святая Церковь постепенно, в течение нескольких седмиц, приготовляет
нас к предстоящим подвигам Великого поста. Из сегодняшнего Евангельского
чтения о Страшном суде мы видим, что Господь сколь милосерд, столь же и
правосуден. Это напоминание о Страшном суде Божием, по учению Святой
Церкви, является одним из самых действенных средств к пробуждению нас от
сна греховного.

Памятование о великом дне Суда Христова всегда служило утешением и
укреплением для истинных последователей Христовых на тернистом пути,
ведущем в Царствие Божие, укрепляло святых мучеников в неимоверных
страданиях за имя Христово, вдохновляло пустынников на тяжелую и
мужественную борьбу с собственными страстями, услаждало труды великих
пастырей Церкви.

Мысль о Страшном суде побуждала грешников к искреннему покаянию,
соделывала разбойников и мытарей избранными сосудами благодати Божией.

И вот ныне Святая Церковь перед наступлением дней поста и покаяния снова
представляет перед нашим духовным взором образ Страшного суда Божия.
«Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святии Ангелы с
Ним: тогда сядет на престоле славы Своей» (Мф. 25, 31). Если Сын Божий
приходил однажды на землю в смиренном образе раба для спасения падшего
человека, то в день Судный Он придет во славе, которую имел прежде
сложения мира. И придет Он для того, чтобы произвести Свой Страшный суд
над родом человеческим. Мы знаем из Священного Писания, что Господь,
придя на землю, много пострадал и не имел места, где главу приклонить, был
гонимым, страждущим, распятым; но во второе и славное пришествие
Христово мир увидит Его окруженным тьмами тем ангелов и архангелов,
херувимов и серафимов.

Мысль о Страшном суде побуждала грешников к
искреннему покаянию, соделывала разбойников и
мытарей избранными сосудами благодати Божией.

Мы увидим Законодателя, заповеди Которого мы многократно нарушаем;
узрим Сердцеведца, Которому известны не только все наши дела, но и мысли,
все наши желания; увидим нелицеприятного Судию, Который воздаст
каждому по делам его.

В день Страшного суда вместе с праведным Судией явятся и все святые
Ангелы. Как свидетели верные и неподкупные, они представят и раскроют все
дела, совершенные нами от рождения и до смерти, все наши слова и намерения
сердечные.

Второе пришествие Иисуса Христа. Икона.

В этот последний день пред лицом страшного Судии и святых Его Ангелов
все мы предстанем такими, какими застанет нас час смертный.

И если во время земной жизни под действием злого духа многое скрывается
от наших глаз и даже изглаждается из памяти, покрываясь как бы пеленою, то
в книге жизни пишется все, и ничто не исчезает бесследно, ничто не забыто и
не скрыто пред очами всеведущего Судии. В страшный час Суда все оживет в
нашей совести, прошедшее сделается настоящим и явным, перед нашим
взором предстанет полная картина нашей жизни — внешней и внутренней.

Воскреснут в нашей памяти заблуждения детства, греховные порывы юности,
предстанут нашему взору пороки зрелости и старости со всеми их плодами. Не
скроются от нас и праздные слова и даже тайные мысли нашего сердца:
стыдные пожелания, нечистые помыслы, праздные мечтания — все
обнаружится пред всевидящим оком Божиим. Кроме того, мы дадим отчет не
только в том, что сделали доброго, но и в том, что могли и должны были
сделать, но не сделали.

Во время земной жизни под действием злого духа многое скрывается от наших глаз и даже изглаждается из памяти, покрываясь как бы пеленою, то в книге жизни пишется все, и ничто не исчезает бесследно, ничто не забыто и не скрыто пред очами всеведущего Судии. В
страшный час Суда все оживет в нашей совести, прошедшее сделается настоящим и явным, перед нашим взором предстанет полная картина нашей жизни — внешней и внутренней.

Особенно будем мы наказаны за то, что не помогали нашим ближним в их
горе и несчастье, не позаботились вовремя подсказать им и тем самым
удержать их от греха. При жизни нам было даровано от Бога столько даров
естественных и благодатных, но мы по своей беспечности не воспользовались
ими, как должно, и остались бесплодными смоковницами. Все, что нам
кажется теперь невинным и в чем мы ни каялись, предстанет на Суде
Христовом в наше обвинение.

Дадим мы ответ пред Богом и за грехи наших близких, которых мы
соблазнили. Нашему взору предстанут невинные дети, соблазненные нашим
плохим примером, советом или растленными нашими речами. Как спрашивал
Творец Каина: «Где есть Авель, брат твой?», так же Он спросит и нас и
повторит те же слова, которые были сказаны первому братоубийце: «Голос
крови брата твоего вопиет ко Мне». Перед нами предстанут не только наши
мнимые добродетели, но откроется их истинный источник. Господь раскроет
их пред нашими глазами, как они есть, и мы увидим их оскверненными
нечистыми побуждениями, честолюбием, своекорыстными целями. «Кто
выдержит день пришествия Его и кто устоит, когда Он явится? — говорит
пророк. — Ибо Он — как огонь расплавляющий и как щелох очищающий. И
сядет переплавлять и очищать серебро… и золото» (Малах. 3, 2—3).

После испытания совести и дел каждого человека последует отлучение
грешников от праведников: «И отделит одних от других, как пастырь
отделяет овец от козлов» (Мф. 25, 32).

Икона «Страшный суд», Новгород, 15 век.

В земной жизни не всегда удается распознать, кто искренне служит Богу, а
кто притворно, потому что и в Церкви Христовой, как на ниве растут «вкупе
плевелы и пшеница», но в день Страшного суда Божия все откроется в
настоящем виде, сделается очевидным для каждого человека. Судия мира
представит взору каждого все то, что им было сделано, т. е. добро и зло, после
чего уже нетрудно будет отличить овец от козлищ. И если доселе слабости и
пороки были тщательно скрываемыми нами, то теперь все они обнаружатся и
станут известными всем, и знавшие нас увидят и ужаснутся. Сердцеведец
раскроет пред всеми наше сердце, в котором гнездится множество пороков,
скверных помыслов и дел. Именно эти грехи, содеянные нами против самих
себя или наших ближних, будут терзать нашу совесть. День Суда Божия
положит конец всем беспорядкам. Праведный Судия не будет разбирать узы
родства и дружбы: Он беспристрастно отделит добродетель от порока,
пшеницу от плевел и поставит овец одесную Себя, а козлищ ощую. И вполне
может случиться так, что добродетельный отец станет по правую строну, а
порочный сын — по левую; добродетельный супруг окажется на стороне
праведников, а порочная супруга в сонме грешников, богобоязненный
мирянин вознесется на небо и будет ликовать вместе с Ангелами, а
недостойный служитель алтаря сойдет во тьму кромешную.

День Суда Божия положит конец всем беспорядкам.
Праведный Судия не будет разбирать узы родства и
дружбы: Он беспристрастно отделит добродетель от
порока, пшеницу от плевел и поставит овец одесную
Себя, а козлищ ощую.

Добродетель восторжествует и оправдает творивших ее, удостоит их
блаженной участи. Это им изречет праведный Судия радостные слова:

«Приидите… ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня;
был странником и вы приютили Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и
вы посетили Меня, в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25, 34—36).

После этого праведный Судия произнесет свой страшный приговор и на
находящихся по левую сторону: «Идите от Меня проклятые в огонь вечный,
уготованный диаволу и ангелам его, ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть;
жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг,
и не одели Меня; болел и в темнице, и не посетили Меня» (Мф. 25, 42—43).

Тогда они скажут: «Господи, когда мы видели Тебя… и не послужили Тебе?»
Господь ответит им, что, не оказав милости своим ближним, они презрели Его
Самого. Для них личное благополучие и греховное увлечение плоти были
дороже Царствия Божия. Забыв свое назначение, они погрязли в тине греха и
беззакония и потому понесут должное наказание.

«И пойдут сии, — сказано в Евангелии, — в муку вечную, а праведники в
жизнь вечную» (Мф. 25, 46). Это решение будет окончательное и
бесповоротное, для праведников — чаемое и радостное, а для грешников —
плачевное и горестное.

В. М. Васнецов. Пришествие Иисуса Христа.

Таким образом, главным условием вхождения в жизнь вечную Господь
ставит милость по отношению к нашим ближним, которых Спаситель именует
Своими меньшими братьями. Это те люди, с которыми мы живем и общаемся
и которым подчас мы не считаем нужным помочь в их нуждах и скорбях.

Иногда, прикрываясь благочестивыми предлогами и намерениями, мы
отказываем ближним в самом необходимом. Наглядным подтверждением
этому служит следующий пример, приводимый в душеспасительных книгах.

Одна благочестивая и богобоязненная женщина молилась Богу, чтобы Он
пришел в ее дом видимым образом и она смогла насладиться Его беседой.

Господь, Который, как говорит Псалмопевец, слышит молитвы праведных,
обещал в назначенный день посетить ее. Эта женщина с великой радостью
стала готовиться к встрече с Богом. Убрала свой дом, зажгла свечи и так
прождала до самого вечера, но Гостя все не было. Прошло еще несколько
минут, и вдруг стучит в окно старушка и просит оказать ей милость. Женщина
отказала ей в этом, сказав, что ждет дорогого Гостя. Через некоторое время
обратился к ней старичок; эта женщина и его не приютила.

Затем она вышла из дому на улицу, чтобы там встретить Бога, и
неожиданно видит ребенка, лежащего на земле, окровавленного и плачущего.

И здесь она не склонилась к состраданию и любви, оправдывая себя тем, что
ждет Бога. Когда она вернулась в свой дом, опечалившись, что Господь не
посетил ее, к ней был голос Божий: «Я дважды приходил к тебе, и ты не
приняла Меня; а третий раз видела Меня окровавленного и не оказала Мне
помощи». Вот что значит оказать милость нашим братиям: принимая участие
в их бедах, мы служим Самому Христу. Поэтому мы должны стараться
проводить свою жизнь так, чтобы она была полезной для других.

Поспешим, отцы, братия и сестры, к доброделанию, пока есть еще время
благоприятное, пока сияет день спасения, поспешим омыть слезами истинного
покаяния грехи свои, чтобы в страшный день Судный всем нам соделаться
причастниками вечного блаженства в обителях Отца Небесного.

Аминь.

Схиархимандрит Иоанн (Маслов)

Источник: Православный церковный Глинский календарь на 1998 год. М., 1997. С. 248-251

Оцените статью
Московская педагогическая академия
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.