Поучение на Страстную седмицу

Статья

ЧЕРТОГ ТВОЙ ВИЖДУ, СПАСЕ МОЙ

Цит по: Журнал Московской Патриархии, 1970. № 4. С. 30-31

Возвышенны все песнопения наших церковных служб, ибо в них мы
призываем Бога, просим, благодарим и славословим Его. Но наиболее глубоко
проникают в сердца молящихся песнопения Великого поста, в которых
выражены воздыхания и вопли души, осознавшей всю тяжесть содеянных
грехов, скорбящей об утрате чистоты и райского блаженства. Великопостные
песнопения вызывают раскаяние в грехах, воодушевляют верующего на
подвиги поста, к умерщвлению страстей и очищению сердца.

Особенно благотворное воздействие на душу оказывают песнопения
Страстной седмицы. Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды
не имам, да вниду в онь; просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя,
— молится христианское сердце Богу, милующему грешников.

Великопостные песнопения вызывают раскаяние в грехах, воодушевляют верующего на подвиги поста, к умерщвлению страстей и очищению сердца.

Вникнем в смысл этих слов. Чертог Спасов — место особенного
присутствия Вездесущего Бога. Бог всюду: на небе и на земле, на всяком
месте владычества Своего, но Чертог Спасов есть Небо, где Бог во свете
живет неприступнем (1 Тим. 6, 16), восседая на Престоле Славы Своей в
окружении множества воинств Небесных (Дан. 7,10; Апок. 5, 11). Из Чертога
Небесного сошел на землю Христос, туда же восшел по Воскресении Своем и
воссел одесную Бога, и оттуда Он вновь придет во Славе Своей судить живых
и мертвых.

В Чертоге Спасове пребывают с Господом во Свете и Славе Его, сияют яко
солнце (Мф. 13, 43) все праведники. Некоторые из них еще во время своей
земной жизни удостаивались видения чудного Чертога Божия.

В Чертоге Спасове пребывают с Господом во Свете и Славе Его, сияют яко солнце (Мф. 13, 43) все праведники. Некоторые из них еще во время своей земной жизни удостаивались видения чудного Чертога Божия.

Апостол Павел «был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых
человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12, 4).

Святой Андрей, Христа ради юродивый, удостоился однажды такого видения.
Прекрасный юноша, сшедший с горних обителей, держал в руке три венца.
Святой Андрей, подойдя к юноше, спросил: «Продаешь ли венцы эти? Сам я
хотя и не могу купить, но я пойду и скажу господину моему, и он даст тебе за
них столько золота, сколько хочешь». На это юноша отвечал: «Поверь мне, что
если бы ты принес золото всего мира, то и тогда я не отдал бы ни тебе, ни
другому кому ни одного венца, ибо они не от мира сего суетного, но из
сокровищ Небесных. Все сокровища мира не стоят и одного венца райского»
(Четьи-Минеи, 2 октября). Как свет солнца превосходит всякий земной свет,
так Чертог Небесный превосходит всю красоту земную. Свою обитель
Господь отдает людям, и Сам призывает в нее: «Приидите, благословенные
Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф.
25, 34). Но вот беда: не готовы мы к тому, чтобы явиться в Небесный Чертог
Господень — одежды не имам, да вниду в онь. Живя беспечно, согрешая
беспрерывно, мы уклонились от благодати Божией, обнажили свою душу и
теперь не имеем одежды — чистоты души и жизни христианской — чтобы
войти в святые обители Господа. Какими только греховными сквернами ни
обременена душа наша: леность, сластолюбие, празднословие, осуждение,
клевета, самолюбие, честолюбие, корыстолюбие, зависть, ненависть. Пороки
совлекли с нас одежду брачную, одежду жизни вечной, и одели в одежды
греховные, а в одежде беззакония — как явимся Богу нашему? Однажды, учит
нас Спаситель в Своей притче, один человек — царь устроил «брачный пир
сына своего, и послал рабов своих звать званых на брачный пир», но те не
захотели прийти. Он послал другой раз, но те опять не пришли. Тогда царь
приказал рабам «идти на распутия и звать на пир всех, кого найдут». Рабы
исполнили приказание своего господина, «и брачный пир наполнился
возлежащими. Царь, вошедши посмотреть возлежащих, увидел там
человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг, как ты вошел
сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав
ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и
скрежет зубов. Ибо много званых, а мало избранных» (Мф. 22, 2— 14). Чтобы
не случилось подобного с нами, «возвратимся от беззакония нашего,
сотворить суд и правду» (Иез. 33. 19), облечемся в светлую одежду спасения,
и «как мы носили образ перстного, будем носить образ Небесного» (1 Кор. 15,
49). Но где же взять эту одежду? Ее подает Спаситель наш Господь Иисус
Христос. Поэтому в Великопостном песнопении мы и обращаемся к Нему:
«Просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя». Он, Милосердный,
даровал нам эту одежду в таинстве Крещения, дал «залог Духа в сердца наши»
(1 Кор. 1, 22), чтобы быть нам «чадами Божиими» (Ин. 1, 12), ибо все, «во
Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3, 27).


Крещение сняло с нас первородный грех и сделало нас чистыми и невинными
пред Богом. Но наша беда в том, что, облекшись во Христа в таинстве
Крещения, мы опять запутываемся в грехах, опять забываем Христа, живем
«по обычаю мира сего, по воле князя,., действующего в сынах противления»
(Еф. 2, 2).

Крещение сняло с нас первородный грех и сделало нас чистыми и невинными пред Богом. Но наша беда в том, что, облекшись во Христа в таинстве Крещения, мы опять запутываемся в грехах, опять забываем Христа.

И Святая Церковь, как заботливая мать, напоминает нам о высоком
предназначении христианина, указывает на наше удаление от Бога, и мы
сокрушенно взываем к Нему: «Светодавче, спаси мя!». И Милосердный
Господь, зная немощь нашу, даст нам средство вновь облечься в одежду
спасения. Средство это — покаяние и причащение Святых Христовых Таин.
Слезами покаяния, как вторым Крещением, мы омываем скверну с души
своей, а причастившись Святых Таин, вновь облекаемся во Христа, ибо Он
сказал: «Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает, и Аз в нем»
(Ин. 6, 56). Правая вера, чистая и добродетельная жизнь во Христе — вот
одежда нашей души, необходимая, чтобы войти в Чертог Спасов.

Милосердный Господь, зная немощь нашу, даст нам средство вновь облечься в одежду спасения. Средство это — покаяние и причащение Святых Христовых Таин.

Облечемся же, «якоже избран нии Божии, в смиренномудрие, кротость,
долготерпение и любовь» (Кол. 3, 12). Из глубины наших сердец возопием к
Богу вместе со всей Церковью: «Просвети одеяние души моея, Светодавче, и
спаси мя, и введи в Твой Небесный Чертог».

Аминь.

Схиархимандрит Иоанн (Маслов)
Из наставлений схиархимандрита Иоанна (Маслова)

ПОСТ ИСТИННЫЙ ЕСТЬ ВОЗДЕРЖАНИЕ ОТ ЗЛА

Оцените статью
Московская педагогическая академия
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.