Правильное духовное руководство — условия успешности православного воспитания

Статья

Главным условием успешности православного воспитания является
правильное духовное руководство. «Никто не может сам научиться
человеческим наукам, накупив всевозможных книг, тем более невозможно
научиться науке духовной, которая называется наукой наук». Следовательно,
человеку, вступающему на путь спасения, необходимо духовное руководство,
которое возлагается на пастыря. Духовное руководство — руководство
нравственным усовершенствованием христиан — это одна из главных его
обязанностей.

В русской истории прослеживается тесная связь между духовным
руководством и внутренним состоянием общества. Периоды расцвета и
оскудения в нравственной жизни общества всегда были связаны с
возрастанием или умалением роли духовного руководства.

Человеку, вступающему на путь спасения, необходимо духовное руководство, которое
возлагается на пастыря. Духовное руководство — руководство нравственным усовершенствованием христиан — это одна из главных его обязанностей.

С точки зрения субъектов воспитания для успешности процесса воспитания
необходимо взаимодействие Церкви и государства. В России Церковь и
государство на протяжении веков ревностно заботились о духовном
совершенствовании народа, ступень за ступенью вели его к надлежащему
исполнению православных установлений.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский, раскрывая святоотеческое
видение успешности воспитания, обращается со следующими словами:
«И в нынешнее время, и в прошедшее только те люди успешно совершили
свое умственное и нравственное воспитание, которые вверились Богу, жили
по Его заповедям, которые ныне живут по Евангелию и учению Церкви,
подчиняясь ее руководству. Вот вам полезное замечание, все современные
педагоги! Наук-то у нас много, а дела выходит мало, у юношей наших в голове
много, а в сердце мало, мало, а часто — увы! — нет ничего! Жизнь-то не
соответствует образованию и науке».

Таким образом, святые отцы обязательным условием успешности
умственного и духовно-нравственного воспитания считали участие человека в
жизни Церкви.

Святые отцы учат, что спасение человека совершается только в Церкви
Христовой, в ней как в духовной лечебнице имеются все средства для
исцеления болезней, искоренения недостатков человека.
Каково воздействие Церкви на человека? Своим благодатным
воздействием она изменяет нравы, злых и порочных людей облагораживает.
Исцеляя душу, Церковь «в силу теснейшего единения души и тела человека,
оказывает целебное действие на тело и исцеляет его от болезней». Таким
образом, чтобы совершенствоваться, иметь добродетели, нужно жить жизнью
Церкви, усваивать ее многовековой опыт.

Святые отцы обязательным условием успешности умственного и духовно-нравственного воспитания считали участие человека в жизни Церкви.

Для правильного воспитания пастырю необходимо:
— умение пробудить в ученике недовольство своим состоянием;
— научить ученика возвыситься над своими недостатками.
Успешность процесса воспитания безусловно зависит от качеств пастыря,
воспитателя, педагога.

Способность сострадательно и духовно любить воспитанников составляет
само существо пастырства и учительства.

Любовь есть неодолимая сила, неотразимое оружие в руках духовного
наставника или педагога. Он должен любить не только хороших, послушных
учеников, но и тех, кто плохо себя ведет, плохо учится. Однако любовь должна
быть разумной, она должна не покрывать недостатки учеников, но искоренять
их.

Руководствуясь рассудительностью, истинный пастырь, педагог никогда
не поступит опрометчиво. Рассудительность увеличивает силу его
воспитательного воздействия. Она побуждает к знанию своих учеников,
условий их существования и воспитания, уровня и характера их умственного
и нравственного развития, их внутреннего расположения, душевных нужд.
По учению святых отцов, пастырю-нравоучителю необходимо быть
благоразумным, справедливым, мужественным и воздержанным. Мужество
не есть физическая мощь, но нравственная крепость духа. Воздержание,
прежде всего, состоит в спокойствии духа. Необходима также мудрость,
большая чуткость и наблюдательность при руководстве учениками с
различными характерами, способностями.

Мудрость пастыря должна проявляться и при наказании им учеников:
налагать наказание нужно не просто по мере проступка, но исследовав
намерение ученика.

Для успешности воспитания пастырь должен стараться:
— в душе каждого пасомого, воспитанника уметь раздуть «искру Божию»,
вызвать ее к жизни, к горению;
— всех своих воспитанников, их родителей принимать беспрепятственно;
к пастырю должен быть легок приход человека всяких убеждений;
— быть беспристрастным ко всем: бедным и богатым, красивым и
некрасивым. Он должен видеть в пасомых прежде всего их бессмертную душу;
— поставить себя в условия одинаковой близости ко всем и всех поставить
одинаково близко к себе.

Первым, главнейшим и непременным средством воспитательного
воздействия является личный пример пастыря-учителя, его добрая жизнь.
Этот метод является самым естественным и самым действенным.
Пастырь, воспитатель, педагог должен не только заботиться о чистоте своего
сердца, но обязан следить и за своим внешним поведением, чтобы не подать
поводов к соблазну. Ведь по внешнему виду и походке познается состояние
души человека. В движениях тела выражается состояние души. Душа
отражается в телодвижениях человека, как в зеркале.

Юный возраст особенно зависит от внешних впечатлений. Поэтому так
важно, чтобы пастырь-учитель проявлял истинное радушие, имел
дружелюбное лицо, благородный внешний облик и манеру поведения. Даже
голос должен быть естественный, не слишком громкий и не слишком тихий,
он должен быть чужд театральности.

Одежда издавна считалась одним из отличительных признаков
нравственных качеств человека. Костюмы — вещи бездушные, но сильно
действуют на душу.

Пастырь, воспитатель, педагог должен не только заботиться о чистоте своего сердца, но обязан следить и за своим внешним поведением, чтобы не подать поводов к соблазну.

Успешность процесса воспитания обусловливается и таким фактором, как
воспитание пастырем самих педагогов и воспитателей.

О необходимости «воспитывать воспитателей» пишет святитель Феофан
Затворник: «Нужнее всего… воспитывать воспитателей под руководством
таких лиц, кои знают истинное воспитание не по теории, а по опыту.

Образуясь под надзором опытнейших воспитателей, они опять передадут свое
искусство другим, последующим и т. п. Воспитатель должен пройти все
степени христианского совершенства, чтобы впоследствии в деятельности
уметь держать себя, быть способным замечать направления воспитываемых и
потом действовать на них с терпением, успешно, сильно, плодотворно. Это
должно быть сословие лиц чистейших, богоизбранных и святых. Воспитание
из всех святых дел самое святое».

В заключение приведу замечательные слова: «Главное не родить человека
на землю, а воспитать для неба ангелов».

Н.В. Маслов,
президент Фонда святого благоверного князя Александра Невского,
ректор Московской педагогической академии,
доктор педагогических наук.

Журнал: «Пастырь»

Оцените статью
Московская педагогическая академия
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.