Схиархимандрит Андроник (в миру Алексей Андреевич Лукаш), маститый старец, великий молитвенник и смиренный труженик на ниве Христовой, родился 12 февраля 1889 г. в селе Луппа Лохвицкого уезда Полтавской губернии. В 1905 г. поступил в Глинскую пустынь. В 1921 г. принял монашеский постриг с именем Андроник. Глубоко переживал закрытие монастыря. Своей строгой иноческой жизнью обратил на себя внимание епископа Павлина (Крошечкина), Курского викария, который взял его себе в келейники и в 1922 г. рукоположил во иеродиакона. В 1923 г. был сослан на Колыму на 5 лет. По амнистии вернулся из ссылки раньше срока. В 1926 г. рукоположен в сан иеромонаха. Через год, во время тяжелой болезни, пострижен в схиму с оставлением прежнего имени. В 1939 г. во второй раз был осужден.

В 1948 г. вернулся в Глинскую пустынь. Был назначен благочинным и ризничим монастыря. 5 мая 1955 г. возведен в сан схиигумена. Велик был духовный авторитет старца Андроника. Не только братия, но и сам настоятель обители архимандрит Серафим (Амелин) исповедовались у него.
После вторичного закрытия обители в 1961 г. переселился в Тбилиси под непосредственное попечение бывшего насельника Глинской пустыни митрополита Тетрицкаройского Зиновия (Мажуги), который очень любил и почитал старца. В Грузии продолжил свое старческое служение.
Совершал богослужения и исповедовал в тбилисском храме святого Александра Невского. Тесна была духовная связь отца Андроника со всеми Глинскими иноками, которые часто писали ему и навещали его. В 1963 г. митрополит Зиновий возвел отца Андроника в сан архимандрита.
Схиархимандрит Андроник (Лукаш) преставился ко Господу в Тбилиси 21 марта 1974 г. Прах отца Андроника предал земле митрополит Зиновий (Мажуга), в схиме Серафим.
Полное жизнеописание преподобного Андроника в книге схиархимандрита Иоанна (Маслова) «Глинский патерик». М., 2019.

Поучения преподобного Андроника
● Господь — сердцеведец, призови Его крепкой сердечной верой, и Он, Всеблагий, всегда тебе поможет. А больше всего всегда старайся и дела, и жизнь свою предавать всецело святой воле Божией.
● Молися почаще и говори: «Не яко аз хощу, а яко Ты, Отче». Матерь Божию нужно просить. Она никогда не оставит. Нужно только крепко веровать.
● Нужно думать и помнить каждую минуту о смерти. Как ложишься спать, думай: «Легли многие и не встали: заснули — и на вечность».
● Поручитесь Матери Божией – Она вас всегда и везде спасет!
● Те, кто причащается каждый день, — эти люди в прелести. Это не нужно, это от лукавого. Причащаться надо только один раз в месяц. Нужно приготовиться к причастию, отсекать своеволие, чтобы причастие было во спасение, а не в осуждение. Каждый день причащаться может схимник, монах больной, седмичный священник…
● Священникам надо почаще каяться. Людей исповедуем часто, а сами не каемся. Каждый день исповедываться, что есть на совести.
● Некоторые священники, когда нет вина, совершают литургию на соках. Это грех. Это недопустимо.
● Во время литургии на жертвеннике и на престоле нужно, чтобы обязательно горели свечи; если не горят, то смертно согрешает иерей.
● Если в храме есть ковры, на которых изображены кресты, то такие ковры нужно убрать… На кресте был Господь распят, а мы ходим, топчем.
● Мужайтесь, и да крепится сердце ваше среди докучливых и иногда устрашающих искушений. Добро всегда иметь Господа пред собою и в Его присутствии всегда находиться в непрестанной молитве… Господи, посылаешь ми скорби, прошу: пошли и терпение. Господи помилуй, Господи помилуй, Господи прости, помоги мне, Господи, Крест Твой понести.
● Матерь Божию нужно просить, Она никогда не оставит. Только нужно крепко веровать…Поручитесь Матери Божией – Она всегда и везде спасет!
● Если в храме есть ковры, на которых изображены кресты, то такие ковры надо убрать… на кресте был Господь распят, а мы ходим, топчем. Однажды в Глинскую пустынь прислали дорогой ковер, а на нем большой крест, но сразу заметили и убрали…

● Чадо мое о Господе. Знай себя и будет с тебя.
● Убей в себе страсти гордости, пиянство, убийство (здесь старец по убийством разумеет убиение ближнего своего словом, как про это сказано: «не убивал ли человека грубым словом». (Исповедь/наст. Кн. Бул. С. 1093), прелюбодейство, блуд и содомский грех, сребролюбие, честолюбие, зависть, ненависть к своему ближнему.
● Повинуйся своему наставнику как Христу и вопреки не смей ни говорить, ни делать, также и своему старцу и духовнику во всем будь послушный, кроткий и молчаливый.
● Будь доволен монастырской трапезой и монастырским уставом: «Ибо сон моея лености ходатайствует души моей муки».
● Не пей вина, в нем же есть блуд, и всякий смертный грех рождается от него.
● Не вкушай мяса, где бы не предложено было.
● Ежедневно открывай свои помыслы пред своим старцем.

● Послушание исполняй со страхом Божиим и большим вниманием, писано бо есть: послушание – рай, а осуждение – ад.
● Бойся трех вещей: когда умру, как умру, где обрящуся?
● Что в юности не посеешь, то в старости не пожнешь.
● Братия пришли к Авве ФИЛИКСУ в сопровождении нескольких мирян и спросили его, чтобы сказал им слово. Старец молчал, когда же они сильно упрашивали, сказал им: «Вы хотите слышать слово?». Старец сказал им: «Ныне нет слова». Когда братия спрашивали старцев и исполняли то, что старцы говорили им, тогда сам Бог наставлял их, как сказать слово; а ныне только спрашивают, но не делают того, что слышат. Потому Бог отнял у старцев благодать слова, и они не находят, что говорить; потому что нет исполняющего /слова их/. Братия, услышав это, вздохнули и сказали: «Помолись о нас, АВВА».
● Батюшка упрашивал всех находиться больше в храме. «Если кто имеет на это время, день и ночь молиться надо», говорил он. «А то книги читаем, а сами не исполняем, горе нам, если вдруг внезапная смерть постигнет».
● На вопрос, как спастись, Батюшка отвечал: «Будь глухой, немой и слепой в духовном виде и спасешься. Если монах – храни девство, если служитель Церкви, ни на кого не смотри, ибо и глазами можно осквернить душу».
● Батюшка сказал, что нет ничего хуже гордости, она хуже блуда и сребролюбия. Ибо через нее светлые ангелы могли сделаться бесами. Также и люди в своей гордости уподобляются демонам. Спросили демона: чего ты боишься? Он ответил: СМИРЕНИЯ. Приятнее Богу смирение грешника, чем гордость праведника.
● Что должен монах делать в КЕЛЬЕ своей? Он отвечает – плакать. Посади дерево и не поливай его, оно засохнет, так и монах, сидя в кельи. К молитвенному правилу он должен добавить слезы. Деревом разумею молитву, а подливание слезы. Как в молитве надо просить ГОСПОДА? «Даждь ми слезы и память смертную». Иначе АД нас ожидает.

● Что есть страх Божий? Ничего не делать по своей воле, пред человеки. Говорят: «Не бери», и не делай. Отсюда познается страх Божий. И еще, если человек на всяком месте ощущает присутствие Божие.
● …вы не скорбите, но предайтесь воле Божией, как Он управит вашей жизнью, так будет… как сказано: «без Мене не можете творити ничесоже». Крест, который приготовлен вам, и должны его понести, только чтобы это было не от вас, но по воле Божией. Один путь тернистый, но и другой тоже. Все может случится, но мы должны избирать лучший и удобоносимый Крест жизненный, как сказано: не все в монастыре спасутся и не все в миру погибнут, но получит каждый по делам своим.
● Если посмотреть на образ Приснодевы, то мы увидим, как Ее Лик сияет дивными добродетелями и совершенствами. А ведь и Она человек. Что же возвысило Ее на такую несравненную высоту? Отвечает один богомудрый проповедник – три величайшие добродетели: смирение, чистота и пламенная любовь к Богу, чуждая всякой любви земной. Она Сама исповедует, что «Господь призрел на смирение Рабы Своея». Следует и нам возлюбить и глубоко насадить в сердце боголюбезное смирение, а также стяжать всеусильными трудами чистоту сердечную – постом, молитвами, богомыслием, послушанием и достойным причащением Св. Тайн и возлюбить всем сердцем Бога и Творца и спасителя нашего. А если возлюбим Господа. То и в нас возвеличится Господь и возвеличит нас, как говорит от Лица Его Церковь: «Прославляющих Мя прославлю».

● Среди иноков (Глинской) обители не было ни вражды. Ни обмана, ни ссоры. Они даже не знали, что такое лесть.
Источник: Православный церковный Глинский календарь 1997-2011 гг.