Препоподобный Архипп (Шестаков, 1825-1896) ‒ глинский старец из
купеческого рода, с юности пренебрегавший земными благами. В обители 5
лет ночевал на полу в пекарне, трудился в молчании, юродствовал и терпел
упрёки. Приняв схиму, стал мудрым прозорливым наставником, утешавшим
братию и обличавшим козни лукавого против многих из них. Его называли
«одним из древних старцев».
Преподобный Архипп (Шестаков) [1], в миру Афанасий († 27 сент. 1896 г.).
Родился в купеческой семье в слободе Ездоцкой Старооскольского уезда
Курской губернии (1825). В характере Афанасия рано обнаружилось
пренебрежение земным благополучием: он бесплатно отпускал товар
беднякам во время дежурства в торговой лавке отца, деньги презрительно
называл железом, спал без подушки, стремился к уединению, не любил
хорошо одеваться. За эти «странности» Афанасий не раз терпел скорби в
семье. Однажды он тайно ушел в Киев, однако его догнали, поколотили и
привели домой; спустя время он спрятался в погребе у одного родственника:
тот держал убежище Афанасия в тайне, пока семья не дала согласие написать
беглецу увольнительную бумагу.
В 1852 г. Афанасий пришел в Глинскую пустынь и стал работать в пекарне
(где 5 лет ночевал на полу, пока не был определен в келью). Когда кто-либо
из послушников допускал нерадивость, его работу с охотой доделывал
Афанасий, считая при этом, что совершил не подвиг, а лишь благодарно
использовал случай заботы о ближнем; готовясь к работе, подвижник клал в
рот щепку, чтобы не празднословить (если его втягивали в пустой разговор,
отвечал: «Прости, Бога ради, я ничего не знаю», — и начинал громко читать
Иисусову молитву); иногда он юродствовал: рассыпал муку, разливал воду,
ронял на пол тесто: чтобы смиренным терпением упреков и тумаков
умертвить в других страсть гневливости. Если же на него гневались
несправедливо, — просил прощения, чтобы внушаемая бесом вражда не
нашла себе места в душе собрата.
В 1869 г. Афанасий был пострижен в мантию (с именем Архипп). Как
опытного в пекарне его хотели назначить старшим, но он уклонился, назвав
себя неразумным. В 1885 г. о. Архипп принял схиму; его освободили от
послушания при пекарне, оставив за ним только чтение Псалтири по
благодетелям монастыря (однако и после этого схимник нередко ночью
являлся на помощь пекарям). В 1890-х гг. преподобный Архипп был 1-м
начальником Дальнего скита Глинской пустыни. В этот период во всей
полноте раскрылись его духовные дарования. «Чудный он у нас, — говорила
братия, — сам едва ходит, а когда надобно утешить другого, прибежит
веселый, запоет о смерти, ободрит словом, видя его, невольно сам
ободришься». По данной ему прозорливости старец видел козни лукавого
против многих из братий и вовремя предупреждал об опасности: в одних
случаях он старался дать наставление деликатно (не поучая, а будто
нуждаясь в совете), в других — мог обличить открыто (при этом его
существо излучало отеческую любовь). Преподобный Илиодор говорил о
нём: «Это один из древних старцев живет в наше время».

Поучения преподобного Архиппа
(Источник: Православный церковный Глинский календарь 1997-2011 гг.)
● Великий вред от празднословия: слово — дар Божий. Все ничто, если не
научишься, когда сказать и когда молчать. Говори тихо и не смейся. В келлию
к себе никого не зови и сам ни к кому не ходи. Мышь, когда сидит в норе, не
уловляется кошкой, а как только выйдет, уловляется, так и нас ловит враг
спасения. Монаху надо жить в скудости. Когда хвалят, нужно плакать, а когда
укоряют и ругают, тогда грехи снимают.
● Помни смертный час: ах, умереть надо, а смерть грешнику люта!
● Все терпи: будут тебя ругать — молчи, будут бить — молчи, молись за
обидчиков, смиряй себя постоянно и спасешься.
● Ученость не спасет, а послушание и смирение.
● <…> Необходимо… подумать о вечности. Твори милостыню. посты,
молитву, кайся, сокрушайся о грехах, читай священные и душеполезные
книги, и скорбь твоя заменится радостью о Господе. Тогда болезнь свою
будешь нести благодушно. Бог силен послать тебе и полное выздоровление,
только не прогневляй Его. Чтение слова Божия, крестное знамение и частое
призывание имени Иисуса Христа: «Господи, Иисусе Христе. Сыне Божий,
помилуй мя грешного» прогоняют все злые помыслы. Так всегда надобно
восставать против помыслов, чтобы не породили злого желания и греховного
дела.
● Лучше всего дураком быть, да надобно уметь им сделаться.
● Путей спасения много, каждый идет своим путем. Кто открытым прямым
путем, кто закрытым путем смирения. Трудны все пути. Трудно не обижаться,
когда тебя оскорбляют, а надобно все терпеть.
Не скорби. Матерь Божия каждый шаг твой видит и запишет, ничто не
пропадет.
● Зазвонят в церковь, — как на пожар беги. Надо принуждать себя.
● Грех есть злейшее зло из всех зол. Он удаляет нас от неизреченного
благодатного света Божия, который радостью исполняет все наше существо, а
может радоваться грешник? Нет. Все его удовольствия не по Богу еще более
заставляют тосковать. Грешить и оставаться без наказания еще худшее зло.
Кто, согрешая, не кается, не терпит наказания, того ожидает немилостивый суд
Божий.
● Чтение слова Божия, крестное знамение и частое призывание имени Иисуса
Христа: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного»
прогоняют все злые мысли. Так всегда надобно восставать против помыслов,
чтобы не породили злого желания и греховного дела.
● Чтобы далась Иисусова молитва, надо поститься. Читать молитву можно
лежа: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного»,
«Владычице моя Пресвятая Богородице Дево, спаси мя грешного.
● Преподобный всегда перед собой имел раскрытый гроб. На гробе о Архиппа
была маленькая надпись «Все наше тут».
● На вопрос «Как поживаешь, старец?» о. Архипп ответил: «Боюсь мук
вечных, боюсь геены огненной, скрежета зубовного, червя неусыпаемого!..»
● Научитесь терпению, послушанию и молитве, и Господь облегчит труды
ваши.
● О. Архипп зажег свечу и держа свою руку на огне, медленно говорил: «Этот
огонь ничто в сравнении с тем огнем, который будет жечь грешников на том
свете. Этот огонь временный, а тот вечный, того огня нам надобно бояться».
● Старец вообще учил прежде всего делом не прилепляться к земному, не
надеяться на богатство, знатность или славу; помнить смерть, ад; Царство
Небесное, уготованное праведным, и муки вечные, уготованные грешникам.
Словесно отец Архипп наставлял чаще молиться Богу, помнить Его, ходить в
храм Божий, соблюдать посты, каяться в грехах, избегать пустословия,
праздности, трудом порабощать страсти. В частности, его советы и
наставления были кратки, но разнообразны. Боримым страстями и впадавшим
в смертные грехи отец Архипп говорил: “Там что? Подумай!” — или: “Тут
хорошо, а что будет по смерти? Умрешь, что в гробу будет?” Зная, что
пересыщение рождает плотские вожделения и делает язык многоречивым, а
при многословии трудно избежать греха, отец Архипп советовал иметь
воздержание в пище. Еще говорил: “Милостыня очищает всякий грех” (Тов.
12, 9). Лучше дать, чем взять. При этом с выписки по-славянски читал: “Егда
Фома Апостол взя злато у некоего царя для построения палат в Индии и разда
нищим, и паки взя и паки разда, тогда царь посла уведати и не обрете
построения, всади его в темницу. И бе видение цареву брату, яко таковые
палаты Фома устроил царю в Царствии Небесном. Возрадовался зело царь и
отпусти Фому с великой честью”. После наставления о. Архипп клал
несколько поклонов о здравии посетителей, просил их приложиться к иконе,
окроплял святой водой, давал им нравоучительные листики, книжечки,
молитвы, крестики, смесь трав или кусочки хлеба.
● Утешая скорбящих и унывающих, он учил терпению и правой вере, ибо
начальная причина скорбей и уныния происходит от неверия в пекущийся о
нас Промысл всемогущего, милосердного человеколюбивого Бога.
● Призывание имени Сладчайшего Иисуса: «Господи, Иисусе Христе, Сыне
Божий, помилуй мя грешного», прогоняет злые помыслы, просвещает ум,
согревает сердце. «Чаще читай».
●Послушание не умирает, терпи и получишь награду. Послушание паче поста
и молитвы. Тому человеку рай будет, кто послушание исполняет.
● Злоба никогдаже ижденет злобу. Аще кто тебе зло творит, твори ему добро.
● Какой монах, когда из монастыря в монастырь ходить будет.
● И бык трудится, и бык смиряется: надо во всем иметь рассуждение.
● Придя в монахи, не говори о мирском, а о монастырском. Говори
необходимое, а то – новости одному, тот другому, пятому, десятому…для
других вред и для тебя. От разговоров теряются чувства (умиление, страх
Божий и про.). Когда спрашивают, отвечай коротко: одно-два слова. Будь
молчалив; даже глупый, когда молчит, кажется мудрым.
● Не думайте все так пройдет. Господь взыщет все. Будьте справедливы, не
обижайте никого, избегайте всяких греховных пожеланий.
● Через вино он (враг) находит возможность вовлечь инока в другие пороки,
заставляя нарушить обеты послушания, нестяжания и целомудрия.
● Молись и клади поклоны после утрени; спрашивай себя, проживешь ли этот
день.
● О. Архиппа одна инокиня спрашивала, согласится ли ей жить вместе с одной
монахиней. «Она как к тебе расположена?» – «Да ничего». –«Любит?» —
«Любит», -отвечала инокиня. «Надо знать: как любит? Истинно любит – живи
с ней».
● Не унывай, слава Богу за все… Господь милостив…
● Людям, могущим благотворить: «Что дашь, то твое, что не дашь – не твое».
● Келейник просил у старца благословить ему чугунный крест. Старец не
благословил, несмотря на неотступную просьбу. «Тебе не полезно», — сказал о.
Архипп. Келейник уверял, что он носить креста не будет, а просит только для
памяти. Но не получил просимого. Так мудрый подвижник боялся дать
ближнему то, что при ревности не по разуму может послужить не во спасение
души, а на обольщение, превозношение и погибель.
● О. Архипп требовал читать по церковному одинаковым ровным голосом.
Нельзя читать в церкви держась гражданского выговора, с ударением на букву
«а», чего славянский язык не терпит.
● Не унывай, Матерь Божия тебя утешит.
● Терпи, все пройдет, надейся на Бога, избавит; молись, Матерь Божия
поможет; надо терпеть, с чем туда явимся?
● Пришел ты в монастырь, надо на утреню ходить, на акафисты, не все сладко
есть; приучай себя ко всему; от чревоугодия спать хочется, от сна страстные
помыслы рождаются. Домашние попечения оставь, да и свое рассуждение, а
то мы люди ученые – рассуждать любим… Таким трудно спастись, такие
скоро уходят, а кто смиряется, ничего не знает, тому легче в монастыре… Ты
скорбей понес много; если будешь покоряться. То поживешь еще!
● Мы не можем поститься и подвизаться, как древние: будем есть, трудиться
и смиряться, и Бог помилует нас.
● Трудно не обижаться, когда оскорбляют, но надобно все терпеть.
● Монаху надо жить в скудости. Когда хвалят, нужно плакать, а когда укоряют
и ругают, тогда грехи снимают.

Храм и врата построены игуменом Филаретом в 1826-1831 гг. Фотография начала 20 века.
Полное жизнеописание преподобного Архиппа читайте в книге
схиархимандрита Иоанна (Маслова) «Глинский патерик». М., 2019. С. 338-387








