Старец иеромонах Василий (в миру Владимир Тимофеевич Кишкин), широко
известный подвижник, родился в 1745 году в деревне Клюшниково
Фатежского уезда Курской губернии. В семилетнем возрасте он поступил в
Саровскую обитель. Затем подвизался в Киево-Печерской Лавре, из которой
перешел в Миропольскую обитель Харьковской губернии Сумского уезда.

Здесь в 15-летнем возрасте был пострижен в ангельский образ. В 1764 г. он
переселился в Коренную пустынь. После 1780 года о. Василий со своими
учениками несколько лет жил на Святой Афонской Горе, затем в Нямецком
монастыре в Молдавии.
Он стал одним из последователей преподобного Паисия Величковского.
Вернувшись в Россию около 1800 г., о. Василий как носитель идей старца
Паисия оказал помощь многим монастырям в их духовном устроении.
В 1800 г. старец Василий поселился в Белобережской пустыни и был ее
настоятелем до 1804 года. Эта обитель стала одним из центров духовного
движения, возникшего в России под влиянием идей преподобного Паисия
(1). При о. Василии в Белобережской пустыни подвизался будущий
Оптинский старец Лев (Наголкин) (2).
Впоследствии о. Василий совершил «большой подвиг странствования» (3).
Он жил в Свенском, затем Рыхловском монастыре, «оттуда предпринял нечто
вроде миссионерского пути и прошел до Дона, был в Ливнах, Задонске,
Воронеже» (4), был также начальником Кременецкого монастыря. «Отец
Василий оставался в каждом монастыре столько времени, сколько нужно
было для водворения там строгого устава» (5). Наконец, он вернулся в
Коренную пустынь, а в 1816 г., стремясь к безмолвию, перешел в Глинскую
(6). Здесь вместе с братией он молился Матери Божией о даровании обители
духовно-опытного настоятеля. По молитвам старцев в 1817 году настоятелем
Глинской пустыни был назначен известный подвижник о. Филарет
(Данилевский). С радостью встретил о. Василий старца Филарета и всячески
содействовал ему «в деле духовного руководства и введения строгого
Афонского устава» (7). Подпись о. Василия, входившего в состав старшей
братии обители, находим на документах Глинской пустыни двадцатых годов
XIX века (8). В Глинской пустыни многие обращались к старцу за советом.
Одним из его учеников был инок Е-ий, благородного происхождения,
который при поступлении в Глинскую пустынь внес в пользу обители
значительный вклад. После пострига в монашество он вел себя строго, как
подобает монаху. Но затем начал много думать о себе, презирать всех,
перестал подчиняться монастырскому уставу. О. Василий, видя, что Е-ий
погибает от гордости, помолился о нем Богу и, смиренно поклонившись
гордецу в ноги, обратил к нему свою душеспасительную беседу. Это так
сильно подействовало на инока, что он преклонил перед старцем свою голову
и усиленно просил принять его под духовное руководство. Отец Василий
сказал ему: «Если ты истинно желаешь, чтобы я принял и усыновил тебя, то
повелеваю снять с себя монашескую одежду, одеться в простую и поступить
на черные работы» (9). Через некоторое время старец Василий повелел ему
стоять у святых врат Глинской пустыни, кланяться всем входящим и
выходящим, прося мысленно их молитв. Инок Е-ий во всем повиновался
повелениям старца, за короткое время стяжал высокую добродетель
смирения. На предложение старца принять прежнюю иноческую одежду и
успокоиться от трудов труженик отвечал: «Благодарение воздаю тебе, отче,
что ты воскресил мою душу. Я никогда не ощущал в себе такой душевной
отрады и умиления, как чувствую в себе ныне, а потому умоляю тебя
оставить меня в таком положении и при указанном тобою послушании» (10).
По благословению о. Василия инок пробыл в послушании у святых врат до
самой кончины и восприял венец послушания.
«Один из братий без благословения старца возложил на себя пост. Зная
хорошо по опыту, что телесные подвиги постничества иногда возбуждают и
самообольщение, и в то же время желая испытать его смирение, о. Василий в
случившийся праздник приказал повару: «Когда придет к тебе постник за
пищею, то откажи ему и укори его хорошенько». Повар так и поступил.
Постник, сознавая себя обиженным, разгневался на повара и, проклиная его,
ушел в свою келлию. Вот узнал об этом старец и, призвав к себе постника,
сказал ему: «Я предупреждал тебя, брат, что нужно страсти убивать, а не
тело; прежде подобает заповеди творить, а потом дары Богу принести» и
повелел, чтобы без уважительной причины не вкушать пищи до времени,
определенного уставом: за трапезу непременно ходить и с благодарностью
вкушать предлагаемое, соблюдая умеренность и оставляя место Святому
Духу, удерживаться от своеволия, последствия которого гибельны и
неисчислимы. Ученик поклонился старцу и просил у него прощения» (11).
«По дару прозорливости о. Василий мог видеть состояние души каждого и
предугадывать последствия его жизни. Так, он сказал об одном младенце:
«Сей сосуд будет не освящен», а о другом: «А сей будет драгоценный
аромат»… и все это в свое время сбылось.

Одна странница рассказала братии Глинской пустыни следующее: «Во время
пребывания моего здесь я приходила к о. Василию принять от него
благословение и испросить молитв. Старец благословил и дал мне просфору.
С верою приняв от него просфору, я помыслила соблюсти сию святыню для
исцеления немощей моих; но эта мысль моя не ускользнула от прозорливого
старца; он тотчас же приказал мне съесть просфору; я съела, а о. Василий,
еще раз благословив меня, пошел к себе».
Один из купцов, посещавших Глинскую пустынь, рассказывал: «Однажды по
домашним обстоятельствам, я был у о. Василия в келлии. После
продолжительной беседы старец повел меня к своему ученику в пустыньку,
где была пасека и несколько колодок меду. Пустынник, пожелав нас
угостить, предложил свежего меду. Старец Василий, в свою очередь, просил
меня откушать меду. Я сказал ему: «Прости, батюшка, по болезни желудка я
не могу есть меду». Старец приподнялся со своего места; помолясь Богу,
благословил мед и приказал мне, отложив всякое сомнение, есть мед и сам со
мной вкушал. Что же из этого вышло? Вместо болезни я почувствовал в
своем желудке большое облегчение и с того времени, по молитвам старца о.
Василия, стал совершенно здоров».
Близ Глинской пустыни жил некто Д.С. Бровцын, любивший посещать
обитель. Он питал великую веру к о. Василию. В одно время Бровцын привел
к старцу двух своих детей и просил благословить и помолиться Богу о
здравии их. Благословляя детей его, старец протяжным голосом сказал: «Бог
благословит в небесную страну». Бровцын смутился. «Батюшка, – сказал он,
– я желаю и прошу тебя помолиться Богу, чтобы Господь продлил чадам
моим жизнь». Отец Василий тем же тоном отвечал: «Немного поживут».
Слова старца не замедлили исполниться: в том же году дети Бровцына
умерли» (12).
Более десяти лет подвизался старец Василий в Глинской пустыни. В 1827 г.
он перешел в Площанскую пустынь, которая также была одним из центров
учения преподобного Паисия Величковского на Юге России. У о. Василия и
в этой обители было много учеников. Так, будущий Оптинский старец
Макарий (Иванов) имел здесь с ним многократные душеспасительные беседы
(13). Старец Василий скончался в Площанской пустыни 27 апреля 1831 года
(14).
Примечания:
- Четвериков Сергий, прот. Молдавский старец Паисий Величковский. Его
жизнь, учен® и влияние на православное монашество. Изд. 2-е. Париж, 1988.
С. 254. - Великий старец иеросхимонах Лев Оптинский / Жизнеописание
отечественны! подвижников благочестия 18 и 19 веков. Октябрь. М., 1909. С.3 - Строитель отец Василий, настоятель Белобережской пустыни /
Жизнеописание отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков.
Апрель. М., 1908. С. 262. - Там же.
- Муравьев А.Н. Путешествия по святым местам. Ч. 2. 1900. С. 293.
- Жизнеописание игумена Филарета, возобновителя Глинской
общежительной пустыни Курской епархии. Одесса, 1905. С. 39-40. - Там же.
- ЦГИА. Ф 797. Оп. 2. Д. 7829. Л. 2, 42 об.
- Строитель отец Василий, настоятель Белобережской пустыни /
Жизнеописание отечественных подвижников благочестия 18-19 веков.
Апрель. М., 1908. С. 279-280. - Там же. С. 280.
- Жизнь старца Василия (Кишкина) и ученика его монаха Арсения
Белобережской обители. Одесса, 1904. С. 62. - Строитель отец Василий, настоятель Белобережской пустыни /
Жизнеописани отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков.
Апрель. М., 1908. С. 286-287. - И.Л. Сказания о жизни и подвигах блаженной памяти старца Оптиной
пустыни иеромонаха Макария. М.,1861. С. 5. - Жизнь старца Василия (Кишкина) и ученика его монаха Арсения
Белобережской обители. Одесса, 1904. С. 75.
Литература:
Жизнь старца Василия Кишкина и ученика его монаха Арсения Белобережской обители. Одесса, 1904.
Строитель отец Василий, настоятель Белобережской пустыни // Жизнеописание отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков.Апрель. С. 249–259.
Инок Арсений, присный ученик старца Василия // Там же. С. 295.
Схимонах Федор и другие ученики Паисия Величковского // Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Ноябрь. М., 1919.
Великий старец иеросхимонах Лев Оптинский // Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Октябрь. М., 1909.
Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Октябрь. М., 1909. С. 105.
Муравьев А.Н. Путешествия по святым местам. Ч. 2. 1900. С. 293.
Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского. Изд.Козельской Введенской Оптиной пустыни. М., 1847. С. 15, 17.
Жизнеописание настоятеля Козельской Введенской Оптиной пустыни архимандрита Моисея. М., 1882. С. 23, 35.
Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Изд. 2-е испр. и доп. СПб., 1862. С. 29.
И.Л. Сказание о жизни и подвигах блаженной памяти старца Оптиной пустыни иеросхимонаха Макария. М., 1861. С. 5.
Жизнеописание игумена Филарета, возобновителя Глинской общежительной пустыни Курской епархии. 3-е доп. и вновь перераб. изд. Одесса, 1905. С. 39–40, 121.
Четвериков Сергий, прот. Молдавский старец Паисий Величковский. Его жизнь, учение и влияние на православное монашество. 2-е изд. Париж, 1988.С. 279.
Спасо-Илиодоровский скит Глинской пустыни… Одесса, 1899. С. 8.
Архивные документы:
Житие старца Площанской пустыни строителя Белобережской пустыни
Василия (Кишкина Владимира Тимофеевича). Рук. 2-й пол. 19 в. (Автор
повести – монахиня Борисоглебского монастыря Ангелина) // ОР ГБЛ, ф. 214.
ОПТ-284. 182 л.
Жизнеописание старца Василия (Владимира Тимофеевича Кишкина). Рук. 2-
й пол. 19 в. // ОР ГБЛ, ф. 214. ОПТ-285. 132 л.
По прошению Курской епархии Глинской пустыни строителя иеромонаха
Филарета о возвращении во владение оной пустыни лесной дачи // ЦГИА, ф.
797, оп. 2, д. 7829, л. 2, 42 об.
Схиархимандрит Иоанн (Маслов)
Глинский патерик. М., 2019. С. 92-95