Игумен Филарет (в миру Фома Данилевский), возродитель Глинской пустыни, родился на Украине в 1777 году. В юношеском возрасте посетил с одним протоиереем Киево-Печерскую Лавру.
Настоятель Дальних пещер предложил Фоме остаться у него келейником и канонархом, что и определило дальнейший жизненный путь будущего игумена.
В 1802 году Фома поступил в Софрониеву пустынь. В том же году пострижен в мантию с именем Филарет. 8 февраля 1803 года рукоположен в иеродиакона и назначен на должность уставщика Софрониевой пустыни. В 1806 году представлен к рукоположению в иеромонаха и получил новое, более сложное послушание – благочинного монастыря.
6 июня 1817 года иеромонах Филарет принял настоятельство в Глинской пустыни. Укрепляемый помощью свыше, отец Филарет за годы своего настоятельства в полном смысле преобразил Глинскую пустынь и внешне, и духовно.
Заботясь о высоте нравственно-подвижнической жизни братии, он постепенно начал вводить в Глинской пустыни строгий общежительный устав по образцу Святой Афонской Горы. Отец Филарет привел обитель в цветущее состояние через утверждение в ней старчества. Глинская пустынь стала одной из тех редких обителей, где старческое окормление было утверждено уставом.
В течение 1821 – 1825 годов отец Филарет совершил четыре поездки в Петербург, во время которых прославился как поборник Православия и ревностный защитник монашества, выступая против еретических лжеучений.
Под руководством старца Филарета воспиталось целое поколение опытных подвижников. Двенадцать учеников отца Филарета были назначены настоятелями в другие святые обители.
Духовные и внешние преобразования, осуществленные в период настоятельства игумена Филарета, положили начало систематической и плодотворной благотворительной деятельности, о которой было записано в уставе Глинской пустыни.
20 января 1829 года отец Филарет был награжден золотым наперсным крестом из кабинета императора Николая I (весом 15 золотников). 14 марта 1839 года возведен в сан игумена.
Ревностная попечительность о спасении братии побудила отца Филарета составить «Поучение к новопостриженному монаху». Это сочинение представляет собой сокровищницу духовных советов не только для иноков, но и для всякого православного христианина. В июне 1824 года последовал императорский указ – «Поучение к новопостриженному монаху» разослать во все епархии. «Поучение к новопостриженному монаху» переиздавалось трижды вместе с еще одним поучением отца Филарета «Новоначальному перед постригом» под общим названием «До и после пострига. Поучения монахам Глинского игумена Филарета». Перу отца Филарета принадлежат и другие труды.
До самой кончины игумен Филарет ревностно исполнял свои настоятельские обязанности. Последнюю Божественную литургию он совершил в Неделю Торжества Православия Великим постом 1841 года. 31 марта 1841 года Игумен Филарет скончался. В тот день совершалось празднование Иверской иконе Божией Матери, которую он получил в благословение при переходе на настоятельство в Глинскую пустынь.
Полное жизнеописание преподобного Филарета читайте в книге «Глинский патерик», М. 2019 г. схиархимандрита Иоанна (Маслова).

Наставления преподобного Филарета
Мы, христиане, имеем долг идти вслед Спасителя. Взирая на страдания и смерть Его, должны всегда понуждать худшее покорить лучшему и плоть поработить духу, чтобы сделать себя по образу и подобию Божию. Образ – в душе человеческой, подобие же – в добродетелях…
- Кто совершенно покорит себя воле Божией (через послушание старцам и старшим). Тот свою волю во всем оставит, тому и не бывает скорби, ибо врагу места там нет. Своевольным же и непокорным враг никогда не дает покоя и будет всегда наводить смущение. Что сделается не так, как хочется, все Богу неугодным вмени (т. е. свое хотение и желание) и мирен будешь, и враг не будет тревожить. В сем понудь себя и узнаешь душевную пользу: мир и благодать Господня управит твою жизнь во спасение.
- Всегда смиряйся, стараясь от сокрушенного сердца называть себя грешным и непотребным рабом.
- Понуждай себя считать меньшим и худшим всех в добродетелях и недостаточным в познании духовного делания…
- В умномысленном делании и молитве наиболее состоит истинный подвиг монашества; в нем бывает истинное познание духовных вещей и Бога.
- Более всего надобно стараться иметь чистую совесть и делать всё, как пред очами Божиими. Со страхомитрепетомспасениесвоесоделовайте,говорит Апостол. (Флп. 2,12)
- Сколько можно не давайте даже входа в сердце скверным мыслям, — от сих бо исходища живота (Притч. 4, 23). Соблюдая чистоту сердечную, можем сохранить и телесную. Тогда сподобимся пети песнь нову, ееже никтоже может навыкнути, токмо тии, иже суть с женами не осквернишася; зане девственницы суть (Апок. 14, 3).
- Во всем предписанном (для спасения) требуется разсуждение. Всякий, ищущий спасения пусть следует умеренности (не слишком горячо браться и не охладевать в принятых подвигах ради спасения. Ибо то и другое не полезно. Лучше малое исполнить как следует, чем много с небрежением. Золотая середина святыми отцами названа царским путём), а более — совета предуспевших в делании и боговедении, и Сам Господь управит жизнь таковых.
- Не слишком горячо браться и не охладевать в принятых подвигах ради спасения. Ибо то и другое не полезно. Лучше малое исполнить как следует, чем многое с небрежением. Золотая середина отцами названа царским путем.
- Многия козни враг душ наших простирает на подвижников Христовых, и десными, и шуиями тщася уловить во всех путях трудолюбия, молитвы и богомыслия; посему, хранение ума — важное дело.
- Истинно хотящий спастися, — внимай себе. Подобает тебе стараться о внимании и молиться о устроении души своей, чтобы душевная храмина твоя созидалась на камне веры, а не на песке колебания и неустройства. Посему сначала приучи ум различать греховныя мысли, всеваемые врагом спасения, и прогоняй их молитвою.

Если случится влечение какой страсти, прилежно ищи причины. Найдя её, смири себя, и страсть отойдёт.
Отчего многие обуреваются страстями? Оттого, что не искусны в познании причины приходящих страстей.
Когда страсти молоды, не пустили корней в уме и в сердце, легко побеждаются, а после без посторонней помощи их не одолеешь.
Труден путь спасения и тесны врата в Царствие для неимеющих доброго произволения, для порабощенных страстями, но для ревнующих ничего нет тягостного, им иго Господне благо и бремя Его легко.
Благоустроенные монастыри сохраняют и умножают (богоугодным житием иноков) благодать Божию в Русской Церкви. Истинные монахи из глубины своего уединения светят миру простым образом богоугодного жития своего и живым действенным словом спасительной истины.
Где согласие и повиновение друг другу о Господе, там радость, мир, любовь и всякое благо.
Для спасения требуется рассуждение.
Всякий ищущий спасения, пусть следует умеренности а более совета предуспевших в делании и боговедении, и Сам Господь управит жизнь таковых. Не слишком горячо браться и не охладевать в принятых подвигах ради спасения. Ибо то и другое не полезно. Лучше малое исполнить как следует, чем многое с небрежением.
Золотая середина святыми отцами названа царским путем.
Как исповедал, так ради Господа и понеси охотно все скорби и тесноты, во всем «трезвись и злостражди, яко добр воин Христов» (2 Тим. 2.3); ибо Сам Господь Бог «нас ради обнища, богат сый в милости» (2 Кор. 8,9), да и мы обогатимся Царствием Его. Подражая Господу, терпи все ради Его и преуспевай в исполнении заповедей Его день и ночь. Сам Господь сказал:
«Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет» (Мф. 16, 24). Взять крест значит быть всегда готовым даже до смерти на всякое исполнение заповедей Господних: алкать и томиться жаждою, принимать досады и укоризны, поношения и гонения и всякие скорби, которыми достигается истинная жизнь по Боге.
- Пот, проливаемый монахом на послушании, при усердном труде и внимании к своему сердцу, имеет в очах Божиих такое же спасительное значение для трудящегося, какое имеет кровь, пролитая и проливаемая мучениками.
- «Не дети бывайте умы, — сказал … апостол; — но злобою младенствуйте» (1 Кор. 14, 20). Что же значит «младенствовать злобой»? Младенец незлобив: если будет обесчещен, не гневается, и если почтен будет, не тщеславится. Кто у него что возьмет, он не печалится: младенствует злобой, не мстит за оскорбление не ищет славы.
- … Если хочешь приблизиться к Богу и получит воздаяние. постарайся во имя Божие, сколько можешь. нести свой, подражая нас ради преклонившему небеса сошедшему на землю, воплотившемуся Духом Святым с той Девы Мэрии Господу Иисусу Христу, от нечестивых иудев нашего ради спасения многое претерпевшему распятия и смерти. Хочешь истинно спастися и быть со Христом в Царствии Небесном — последуй Христу и святым последователям Его…
- Страшливый да не исходит на брань, ибо воины царя земного, ратуя против врагов, за стыд себе вменяют не только бегство с поля битвы, но даже и раны, получаемые ими не лицом к лицу. Так и воины Христовы, приемля и терпя раны от супостата лицом к лицу, через искушения, наносимые им, этим доказывают свое мужество.
- Прежде же всего и более всего (необходимо) быть огражденным православной верой во все догматы Вселенской Церкви, переданные ей от апостолов, богопроповедников и от святых отцов, ибо жительствующим так великое воздаяние (будет): жизнь нескончаемая и обитель несокрушимая у Отца и Сына и Святого Духа — Единосущного Триипостасного Бога.
- Мучимые и в плену держимые страстями, мы нередко в недоумении вопрошаем сами себя, отчего претерпеваем это? Ведать надлежит, что такие пленения бывают с нами по причине отступления нашего от созерцания Бога
Кто что любит, тот с тем непрестанно и быть желает и отвращается от всего, что препятствует соводворяться и сообщаться с любимым предметом. Ясно, что Бога любящий всегда вожделевает с Ним с (Богом) пребывать и беседовать. Достигается же сие нами чистою молитвою. Об ней и следует нам пещись, сколько есть сил, ибо он присвояет нас Владыке нашему.
- Хочешь истинно спастись и быть со Христом в Царствии Небесном — последуй Христу и святым последователям Его: будь готов терпеть все, оставь свое, хотя и благое, мудрование, не надейся на себя, со страхом и трепетом совершай путь свой по совету духовных отцов (надобно разуметь старца- руководителя в жизни духовной или духовника), объявляя им свои немощи и прося их молитв. Всегда смиряйся, стараясь от сокрушенного сердца называть себя грешным и непотребным рабом. Если так поступишь и этим благоугодишь Господу, то заслужишь похвалу и прославишься перед ангелами и человеками, как верный воин Христов, и наследуешь Царствие Небесное со всеми святыми.
- Взять крест, значит быть всегда готовым даже до смерти на всякое исполнение заповедей Господних: алкать и томиться жаждою, принимать досады и укоризны, поношения и гонения и всякие скорби, которыми достигается истинная жизнь по Боге.
- Закон вечного Бога должен быть вечен, не изменяем временем или мнением плотского человека; но сам человек, хотящий спастись, обязан подчинить себя закону Господню. Апостолы учились у самого Подвигололожника нашего Христа Спасителя. От них, преемственно, учились все святые. И теперь, кто хочет быть святым, должен учиться у святых, иначе как он святым будет! Для этого святые отцы оставили нам свои писания. Кто их держится и, по совету преуспевших в духовной жизни, исполняет, тот на верном пути, а противоположное сему само собою ясно.

- Кто со Христом не распинает страстей своих, кто не жертвует за истину жизнью со Христом и Его мучениками, — тот не составляет собою храма Христова, тот не есть христианин, хотя и носит сие священное имя…
- …Единственно воля наша или содействует или препятствует нам спастися. Хочешь ли что доброе сделать? Делай. Не можешь? Желай, и это вменится тебе, как дело. Итак, мало-помалу человек сам собою привыкает делать или доброе или злое. Если бы это было не так, то ни один разбойник не спасся бы. Но мы знаем, что не только один, но и многие разбойники просияли святостью.
- Прощением согрешений ближнему скорее всего достигается очищение немоществующей души нашей, ибо искушение попускается нам Богом, как духовное врачевство.
- Знай, что от пренебрежения малым и в сущности ничтожным переходим к пренебрежению великим. Кто начнет говорить: «Что за важность, если скажу слово? Что за важность, если съем эту безделицу? Что за важность, если я посмотрю на ту или другую вещь?» — тот впадает в худой навык и мало-помалу, попирая совесть, начинает пренебрегать великим и важным. Таким образом, закосневает во зле и находится в опасности прийти в совершенное нечувствие. Поэтому берегись пренебрегать малым, оно не малое, ибо через него образуется худой навык. Будем же внимать себе и заботиться о легком, пока оно легко, чтобы не стало тяжелым. Добродетели и грехи начинаются от малого и приходят к великому добру и злу.
- Благоустроенные монастыри сохраняют и умножают (богоугодным житием иноков) благодать Божию в Русской Церкви. Истинные монахи из глубины своего уединения светят миру простым образом богоугодного жития своего и живым действенным словом спасительной истины.
- Правильный спасительный путь человека узнается по терпению искушений и по постоянству исполнения заповедей.

- Рассуждение кроткого человека и во время огорчения предохраняет от смущения. Зная, что не без причины пришло к нему искушение от Бога, брата или кого-либо иного, но за прежнее свое оскорбление в ведении или неведении, он радуется, что теперь, ради терпения огорчения ему нашелся случай получить прощение прежде худо содеянного. Кроткий человек рассуждает, что если он не простит брату своему согрешений его, то и Отец Небесный не простит его Прощением согрешений ближнему скорее всего достигается очищение немоществующей души нашей, ибо искушение попускается нам Богом, как духовное врачевство.
- Правильный спасительный путь человека узнается по терпению искушений и по постоянству исполнения заповедей.
- Если против кого совесть обличает, иди со смирением и проси прощения без всякого оправдания, хотя бы и вины твоей, по-видимому, не находилось. От этого ты придешь в душевное преспеяние.
- Побуждай себя считать меньшим и худшим всех во всех добродетелях и недостаточным в познании духовного делания.
- История знамений и чудес, во все времена совершавшихся в Церкви Христовой, показывает, что рабы и угодники Божии, пред лицем Божиим писавшие иконы святых, переводя на убрус или доску Священные черты, в чистых душах их рождавшиеся, молитвою, пламенною ревностию к прославлению имени Божия и любовию к душам человеческим, призывали на дело рук своих благословение Божие, и помазав писанные ими иконы помазанием от Святого, которое имели в духе своем и слезами благоприятными в веществе, отверзали хляби небесные, чудодейственную благодать Божию источавшие им вскоре, а для будущности далекой, в своих произведениях они (благочестивые иконописцы) оставляли сокровенные ключи силы Божией, которую потомки долженствовали открыть верою и молитвою, соответствующею молитвам предшественников, уже ликующих в Небесном Царствии.
- Путь спасения в одном месте Святого Евангелия Иисусом Христом назван тесным и прискорбным, а в другом — игом благим и бременем легким (Мф. 7, 13 и 11, 30). Как же то и другое, кажущееся противоположным, видится в одном и том же? Так, по свойству своему (для плоти) путь сей жесток и труден, а по произволению совершающих его и по надеждам благим он вожделен, возлюбен и сладостен, паче нежели скорбен, для душ добролюбивых. Если Господь говорит: «Царствие Небесное нудится» (Мф. 11, 12), то говорит по ветхому человеку (по плоти, а не по духу). Если бы Царствие Небесное по природе нашей приобреталось с великим усилием, то никто бы не вошел в него; но как в нас от природы вложено стремление к добру и истине, то хотящим спастись (при споспешествующей благодати Божией) иго Господа благо и бремя легко в той мере, в какой они бренное тело с его страстями и похотями порабощают духу, стремящемуся любовью, правдой и святостью восстановить в себе потемневший образ Божий. Для таких Царствие Божие близ и внутрь есть, — они сами нудят себя возможно скорее достигнуть бесстрастия. Напротив, для не имеющих доброго произволения (порабощенных страстями) Царствие Небесное достигается с трудом (нудится), путь (спасения) скорбен и врата (в Царствие) тесны. Значит, единственно воля наша или содействует, или препятствует нам спастися.
- Хочешь ли что доброе сделать? Делай. Не можешь? Желай, и это вменится тебе как дело. Итак, мало-помалу человек сам собою привыкает делать или доброе, или злое. Если бы это было не так, то ни один разбойник не спасся бы. Но мы знаем, что не только один, но и многие разбойники просияли святостью. Кажется, великое расстояние между разбойником и святым, но чего как бы невозможно достигнуть по свойству плоти, то достигается произволением. Видим и слышим мы, как многие, без упования получить Царствие Небесное, переносят великий труд и часто не достигают своей цели. Нам ли ради небесных и вечных благ не потерпеть многое? При добром произволении стяжание добродетелей не тяжело, но более радостно, ради даваемого душевного покоя и будущего воздаяния.
- Страшливый да не исходит на брань, ибо воины царя земнаго, ратуя против врагов, за стыд себе вменяют не только бегство с поля битвы, но даже и раны, получаемые ими не лицом к лицу. Так воины Христовы, приемля и терпя раны от супостата лицом к лицу, чрез искушения наносимые им, этим доказывают свое мужество.
Монашеские наставления преподобного Филарета
«Монашеская мантия — образ смирения словом и делом. И много таковых есть, которые мнятся быти невежды словом, но не разумом (2 Кор. 11, 6).
При встрече друг друга предупреждайте поклоном, не останавливайтесь на монастыре для разговора и празднословия, а с молитвою и вниманием спешите по послушанию или в келью свою.
Кто совершенно покорит себя воле Божией (чрез послушание старцам и старшим), тот свою волю во всем оставит, тому и не бывает скорби, ибо врагу места там нет. Своевольным же и непокорным враг никогда не даёт покою и будет всегда наводить смущение. Что сделается не так, как хочется, что не так сделается, как хочется, всё Богу неугодным вмени (т.е. своё хотение и желание) и мирен будешь, и враг не будет тревожить. В сем понудь себя и узнаешь душевную пользу: мир и благодать Господня управит твою жизнь во спасение.
Понуждай себя считать меньшим и худшим всех в добродетелях и недостаточным в познании духовного делания.
Не показывай ума своего, особенно пред старшими.
Если против кого совесть обличает, иди со смирением и проси у него прощения без всякого оправдания, хотя бы и вины твоей, по-видимому, не находишь.
Колеблющихся, смущаемых на уход из обители, отец Филарет укреплял в подвигах и говорил: «Страшливый да не исходит па брань, ибо воины царя земнаго, ратуя против врагов, за стыд себе вменяют не только бегство с поля битвы, но даже и раны, получаемый ими не лицом к лицу. Так и воины Христовы, приемля и терпя раны от супостата лицом к лицу, чрез искушения наносимые им, этим доказывают своё мужество.
Сам великий молитвенник, имеющий от Бога дар непрестанно текущей в сердце молитвы Иисусовой, отец Филарет на основании святоотческих учений «способную братию» приучал к умному деланию, т.е. к трезвению от помыслов и молитве Иисусовой. Он говорил, что «в умномысленном делании и молитве наиболее состоит истинный подвиг монашества; в нем бывает истинное познание духовных вещей и Бога; в нем плоды плодов [трудов] наших (т.е. достижение высших степеней духовнаго совершенства и близости к Богу) и хранение их, как негде пишется от святых: не только нам подобает делать, и хранить плоды делания[й] наших, — хранить молитвою смиренномудрием.
С Божественным именем Иисусовым всаждается в серди страх Божий сей корень благих дел; верою в Иисуса иноки учатся обретать Его, послушание, терпение и кротость; Его смирение, чистоту и любовь, и удостаиваются иметь мир сердцах своих.
Молитва Иисусова научает монаха искать сердцем Бога, побуждая к послушанию, терпению, кротости, смирению. Она способно возрождать монаха (человека) духовно и вселяет мир и любовь к Богу и людям.
Источник:Православный церковный Глинский календарь1997-2011гг.