Рождественский (Филиппов) пост

Статья
Рождественский пост называется еще Филипповым, так как перед началом его, 14/27 ноября, празднуется память св. апостола Филиппа.

Цит. в сокращении по: Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Лекции по литургике
для 3 класса. Загорск. Лавра. Академия. 1984. С. 151-153

Праздник Рождества Христова принадлежит к числу двунадесятых. Ни один
из двунадесятых праздников не празднуется Церковью с таким торжеством,
как праздник Рождества Христова. Считая Рождество Христово второй
Пасхой (в древних типиконах под 25 декабря (7 января) значилось: «Пасха. Праздник
тридневный»), церковный устав назначает перед праздником пост,
начинающийся с 15 ноября (по старому стилю), по продолжительности равный
предпасхальному, то есть посту св. Четыредесятницы, и поэтому этот пост
называется «малой Четыредесятницей». Рождественский пост называется еще
Филипповым, так как перед началом его, 14/27 ноября, празднуется память св.
апостола Филиппа.

Апостол Филипп, икона Византия

По строгости же своей он уступает Великому и Успенскому и приравнивается
к Петрову посту (исключая последние дни). Подробные предписания
относительно поста указаны в Типиконе под 14/ 27 ноября. Наиболее строгое
воздержание, «сухоядение», (воздержание от вареной пищи) — назначается в
понедельник, среду и пятницу во все седмицы поста, во вторник же и четверг
этих седмиц, если случится полиелейный святой, то разрешается вино и рыба.
Употребление рыбы разрешается также в субботы и воскресенья поста, а также
в остальные седмичные дни, если случится двунадесятый праздник или
храмовой.

В последние же дни поста — с 20 по 24 декабря (по новому стилю
— со 2 по 6 января; примеч. составителя) — Устав усиливает строгость поста
и в эти дни воспрещается вкушение рыбы даже в субботу и воскресенье.
Наиболее строгим воздержанием освящается последний день поста, 24
декабря/6 января, известный под именем СОЧЕЛЬНИК. Само название
происходит, как полагают, от слова «сочиво», то же, что «коливо», — каша из
вареных зерен риса или пшеницы; (вкушать «сочиво» или «коливо» положено
в канун праздника только после литургии, которая соединяется с вечерней,
следовательно, после вечерни Рождественской, когда уже начался церковный
день Рождества).

Таким образом, часть сочельника 24 декабря/6 января проходит в полном неядении. Этот строгий пост ослабляется, если сочельник
приходится в субботу или воскресенье (тогда вкушение пищи разрешается
ранее вечера — «по отпусте литургии», которая совершается утром).
Есть глубокие основания для назначения такой своеобразной пищи в канун
Рождества Христова. Если сочиво есть то же, что и коливо, то предложение
его в последний день предпразднства Рождества Христова сближает этот день
с другими днями, когда полагается вкушение колива.

Именно благословение колива для вкушения положено уставом в дни памяти мучеников и других святых и в дни поминовения усопших. В рождественский сочельник сочиво, или коливо, вкушается в честь Того, Которому по рождении волхвы принесли свои дары, и в Котором прозрели явившегося Спасителя мира, имеющего
по смерти три дня пребыть Своим Пречистым Телом во гробе и со славою
Воскреснуть из мертвых. Спаситель пришел на землю, родился на ней для
спасения людей Своими страданиями и Крестной смертью. Поэтому в
сочельник полагается на церковных службах петь ирмосы, подобные ирмосам
Великой Субботы: «Волною морскою…».

Икона Страшный Суд. Середина XVI в.

Проводя пост беззаконно, христианин отрицается Матери Церкви

Цит. по: Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Симфония по творениям
святителя Тихона Задонского. М., 1995. — Приложение к магистерской
диссертации. С. 753-755.

Пост вместе с телесным должен быть и душевный

Есть пост телесный, как видим; есть пост и душевный. Телесный пост есть,
когда чрево постится от пищи и пития: душевный пост есть, когда душа
воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Изрядный постник есть, кто
удерживает себе от блуда, прелюбодеяния и всякия нечистоты. Изрядный
постник есть, кто воздерживает себе от гнева, ярости, злобы и мщения.
Изрядный постник есть, кто наложил языку своему воздержание, и удерживает
его от празднословия, сквернословия, буесловия, клеветы, осуждения, лести,
лжи и всякаго злоречия. Словом: добрый постник есть, кто от всякаго
удаляется зла. Видишь, христианине, пост душевный! (4:182).

Пост телесный без душевнаго не приносит пользу

Полезен нам ПОСТ телесный, яко служит нам ко умерщвлению
СТРАСТЕЙ; но пост душевный неотменно нужен так, что и телесный пост без
него ничтоже есть. Многие постятся телом, но не постятся душею; многие
постятся от пищи и пития, но не постятся от злых помыслов, дел и слов: и
какая им от того польза? Многие постятся чрез день и два и более, но от гнева,
злопомнения и мщения поститься не хотят; многие воздерживаются от вина,
мяса, рыбы, но языком своим людей, подобных себе, кусают: и какая им от
того польза? (5:182).

Пост истинный есть воздержание от зла

Истинный бо и прямый пост есть воздержание от всякого зла. Аще убо
хощеши, христианине, чтобы тебе пост полезен был: то, постяся телесно,
постися и душевно, и постися всегда. Якоже убо налагаешь пост чреву твоему:
наложи злым мыслям и прихотям твоим. Да постится УМ твой от суетных
ПОМЫШЛЕНИЙ; да постится ПАМЯТЬ от злопомнения; да постится ВОЛЯ
твоя от злаго хотения; да постятся ОЧИ твои от худаго видения — «отврати
очи твои, еже не видети суеты»; да постятся УШИ твои от скверных песней и
шептаний клеветнических; да постится ЯЗЫК твой от клеветы,
ОСУЖДЕНИЯ, кощунства, лжи, лести, сквернословия, и всякаго праздного и
гнилого слова; да постятся руки твои от убиения и хищения чуждаго добра; да
постятся ноги твои от хождения на злое дело. «Уклонися от зла; и сотвори
благо» (Пс. 33, 15; 1 Петр. 3, 11). Се есть христианский пост, каковаго Бог наш
от нас требует! Покайся убо, и, воздерживая себе от всякаго злаго слова, дела
и помышления, поучайся всякой добродетели: и будеши всегда пред Богом
постится (4:182—183).
Многие постятся много, да явятся человеком постящимися, и потому Богу
угодити не могут (1:72).<…>
Многие мнятся быть нечто: часто постятся, но без любви нет пользы (2:50).
<…>
Пост без любви христианской ничто же суть (2:43). <…>

Проводя пост беззаконно, христианин отрицается Матери Церкви

Слушают ли христиане сладких и любезных матере своей церкве песней?
Ах, жалко! ах, стыдно нам! «Сыны родих», простирает она Божий и жалобный
глас, «сыны родих и вознесох, тиижде отвергошася мене». Сыны родих
купелию пакибытия, напоих млеком Божия слова, воспитах таинства веры,
одеях одеждою нетления, утвердих надеждою вечнаго живота. «Слыши небо,
и внуши земле: сыны родих и вознесох, тиижде отвергошася мене!» А как
отвергошася сыны сии матере своея, слышите. Она приказывает в тии дни
более благоговеть, а тии более безчинствуют; она приказывает
воздерживаться, а тии более страстям предаются; она определяет пост, а тии
более объедаются и пьянствуют; она приказывает очищать телеса и души, а
тии более оскверняют; она приказывает страсти отлагать, а тии более
прилагают; она предлагает покаяние, а тии более свирепеют (1:40).

Источник: Схиархимандрит Иоанн (Маслов). ПОСТ. М., 2001, 26-29,91-95

Оцените статью
Московская педагогическая академия
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.