РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

Статья
(25 декабря ст. стиль/7 января нов. стиль)

История праздника

Установление празднования Рождества Христова относится к первым
векам христианства. До IV века в Восточных и Западных Церквах праздник
Рождества Христова праздновался 6 января, был известен под именем
Богоявления и вначале относился собственно ко Крещению Спасителя.

Основная и первоначальная цель установления праздника — воспоминание
и прославление события явления во плоти Сына Божия. Но была и другая
причина и цель установления праздника. Несколько раньше, чем в
Православной Церкви, празднование Крещения ввели у себя еретики-гностики
(евиониты, докеты, василидиане), потому что они придавали самое большое
значение в жизни Спасителя Его Крещению. Так, евиониты учили, что Иисус
был сын Иосифа и Пресвятой Девы Марии и что Христос соединился с Ним
при Крещении; докеты признавали во Христе человеческую природу только
призрачной; наконец, василидиане не признавали воплощения и учили, что
«Бог послал свой Ум, первое истечение Божества, и он, как голубь, сошел во
Иордане на Иисуса, Который до того был простой человек, доступный греху»
(Климент Александрийский). Но ничто так не увлекало христиан в ересь,
особенно в гностицизм, как богослужение гностиков, полное гармонических и
красивых песен. Нужно было гностическому празднику противопоставить
свой, такой же.

Основная и первоначальная цель установления
праздника — воспоминание и прославление события
явления во плоти Сына Божия.

И вот, Православная Церковь установила и у себя торжественный праздник
Крещения Господня и назвала его Богоявлением, внушая мысль, что в этот
день Христос не стал впервые Богом, а только явил Себя Богом, представ как
Единый от Троицы, Сын Божий во плоти. Чтобы подорвать лжеумствования
гностиков относительно Крещения Христова, Церковь стала присоединять к
воспоминанию Крещения воспоминание и Рождества Христова. И, таким
образом, в IV веке по всему Востоку Крещение и Рождество праздновались в
один день, а именно 6 января, под общим именем Богоявления.

Первоначальным основанием для празднования Рождества Христова 6 января
(как и Крещения) служило не историческое соответствие этого числа дню
рождения Господа Иисуса Христа, который и в древности в точности не был
известен, а таинственное понимание соотношения между первым и вторым
Адамом, между виновником греха и смерти и Начальником жизни и спасения.
Второй Адам — Христос, по таинственному созерцанию Древней Церкви,
родился и умер в тот же день, в который сотворен и умер первый Адам, — в
шестой, ему соответствовало 6 января, первого месяца года.

Праздник Рождества Христова был впервые отделен от Крещения в
Римской Церкви в первой половине IV века (при папе Юлии). Перенесением
праздника на 25 декабря Церковь имела в виду создать противовес языческому
культу солнца и предохранить верующих от участия в нем. Перенесение
праздника на 25-е число и торжественное его богослужение имело своей
целью поставить противовес языческим суевериям и тем самым обратить
сердца людей к познанию истинного Бога. Известно, что у римлян на 25
декабря падал языческий праздник в честь зимнего солнцеворота — день
(рождения) явления непобедимого солнца, которого не могла одолеть зима и
которое с этого времени идет к весне. Этот праздник обновляющегося «бога
солнца» был днем разнузданных увеселений народа, днем забав для рабов и
детей и пр. Таким образом, сам по себе этот день был как нельзя более
приличен для воспоминания события Рождества Иисуса Христа, Который в
Новом Завете называется Солнцем Правды, Светом мира, Спасителем людей,
Победителем смерти.

Рождество Христово. Икона. Афон

Празднование Рождества Христова 25 декабря в Восточной Церкви было
введено позже, чем в Западной, а именно — во второй половине IV века.
Впервые раздельное празднование Рождества Христова и Крещения Господня
было введено в Константинопольской Церкви около 377 года по указанию
императора Аркадия по обычаю Римской Церкви и благодаря энергии и силе
красноречия святого Иоанна Златоуста. Из Константинополя обычай
праздновать Рождество Христово 25 декабря распространился по всему
православному Востоку.

Установление празднования рождества Христова 25 декабря имело еще и
другое основание. По мысли отцов Церкви III и IV вв. (св. Ипполит,
Тертуллиан, св. Иоанн Златоуст, св. Кирилл Александрийский, блаж.
Августин), 25-е число декабря месяца исторически более всего соответствует
дню самого рождения Господа Иисуса Христа.

Из рассматриваемых в настоящей службе стихир и тропарей, посвященных
Рождеству Христову, наиболее древними, надо полагать, являются 1-я стихира
на «Господи, воззвах», кондак и икос. Кондак и икос составлены в VI веке св.
Романом Сладкопевцем. Им составлены 24 икоса, из которых современная
служба сохраняет лишь первые два (кондак и икос). Тропарь и светилен
праздника также весьма древне.

Икона Рождества Христова. Вифлеем

Уже в VII-VIII вв. известны Минеи со службами Рождеству Христову в
целом их виде. В X веке имелись уже службы предпразднства и попразднства.
А в XI-XII вв. служба, посвященная Рождеству Христову, принимает на
востоке такой вид в изменяющихся ее частях, как и современная служба.

Составителями современной службы на Рождество Христово являются, в
основном, песнотворцы VI —IX веков: св. Роман Сладкопевец (кондак и икос),
св. Андрей Критский (стихиры на хвалитех), св. Герман, патриарх
Константинопольский (ряд стихир на «Господи, воззвах» и стихиры на литии),
св. Иоанн Дамаскин (многие из стихир вечерни, канон), св. Косма Маиумский
(канон) и другие.

Пещера Рождества Христова в Вифлееме

ВОПЛОЩЕНИЕ ХРИСТОВО И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ДЕЛЕ СПАСЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

«Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение»

Эти благодатные слова Евангелия не стареют и никогда не могут устареть
в сознании людей. И если в земной жизни есть нечто кратковременное,
случайное и преходящее, то есть беспрерывная смена событий в человеческой
жизни, падения и восстановления царств, племен, народов, семейной,
общественной и государственной жизни, то облагодатствованный ум
человека, просветленный руководством веры, видит и находит в этих
евангельских словах вечные и непререкаемые законы. Это такие явления, то
есть законы природы, определенные Богом, которые действовали и будут
действовать до второго пришествия Христа Спасителя. О них нужно помнить
всегда и особенно в такие минуты, когда, переживая, как теперь конец года и
стоя перед годом новым, мы, естественно, должны испытывать самих себя:
стоим ли мы в вере Христовой?

Спасительные слова, воспетые небожителями в час рождения Богочеловека
о славе Богу, о мире на земле, о благоволении в человецех, звучат со времени
воплощения Сына Божия и доныне.

Совершилось Боговоплощение, открылась тайна Богочеловечества. Люди
мало задумываются над этой тайной, мало проникают в глубокое,
неизмеримое значение ее для жизни христианского мира. Мы настолько
привыкли к этим словам, что не придаем большого значения этому
всеспасительному событию. Наше сердце вместо благодарности Богу остается
холодным и бесчувственным. Как человек привыкает к жизни природы — к
круговращению земли и к мировому закону тяготения, и уже не обращает на
это внимания, так и многие из нас относятся к воплощению Сына Божия
бесчувственно, формально. Но стоит только на один миг представить себе
прекращение действия закона всемирного тяготения, и мы ясно увидим перед
собой ожидаемую вследствие этого мировую катастрофу. То же самое можно
сказать и о тайне боговоплощения. Без нее нет смысла жизни на земле. Время
пришествия в мир Христа явилось гранью двух миров — древнего и нового.

Человечество от поворотного пункта ветхозаветного периода движется по
совершенно иному руслу, от «века предуставленному».

Иконостас храма Рождества Христова в Вифлееме

Совершилось Боговоплощение, открылась тайна
Богочеловечества. Люди мало задумываются над этой
тайной, мало проникают в глубокое, неизмеримое
значение ее для жизни христианского мира.

Рождество Иисуса Христа. Икона

С тех пор как помнит себя человек, живя на земле, он постоянно стремился и
стремится, как растение к солнцу, к Богу. Его богоподобная душа испытывает
тоску по небу. Только при свете этой мысли и этого факта ему становятся
понятными все проявления духовной жизни и истории человечества. Человека
никогда не удовлетворяла только естественная животная жизнь. Он не только
томительно искал приблизиться к Божественному началу, но и желал
соединения с ним. Без этого он не смог осмыслить свое существование. Только
таким внутренним чутьем можно объяснить себе, что христианство является
Божественным началом. И поэтому сошедшая с неба истина, принятая
людьми, предназначенными к вечной жизни, и восторжествовала, в конце
концов, не только над гонениями, но и над всеми языческими культами. Образ
Христа стал вечным и победоносным. Именно это и отвечало тайным запросам
человеческой души, которая по природе — христианка. Водимые звездою шли
к Нему цари и мудрецы, волхвы от Востока и несли Ему свои дары, тем самым
положив начало тесному единению всех людей в Церкви Христовой,
независимо от их социальной или национальной принадлежности.

Образ Христа стал вечным и победоносным. Именно
это и отвечало тайным запросам человеческой души,
которая по природе — христианка.

Во все века ничто не могло удовлетворить человека вне богообщения.
Философское учение древних мудрецов после пришествия на землю Сына
Божия оказалось несостоятельным. Внешнее устроение жизни общества в
целом изменилось коренным образом. Нравственные запросы человека,
основанные на Вечной Правде и Откровенной Истине, обнаружились во всей
своей полноте. Языческий мир не мог удовлетворить их ни в своих
религиозных культах, ни в философии, ни в культуре, ни в различных видах
искусства. Нравственная потребность не могла быть заменена и правом,
которого никакое государственное законодательство не могло слить с
нравственным началом. В языческом мире, вследствие отсутствия истинного
учения о Боге, в жизни людей ощущалась некая пустота, холодность и
бесцельность. Только с воплощением Сына Божия смысл жизни людей
приобрел непреходящую ценность и значение. «Свершилось чаяние языков»,
исполнились заветные ожидания всех людей. Бог соединился с человеком и
возвел его снова на небо.

Рождество Христово. Икона преп. Андрея Рублева

Совершилась преславная тайна вочеловечивания Божества. Отныне в лице
Богочеловека соединились навеки божественное начало с человеческим. И эта
спасительная тайна, светоносная и животворящая, приемлется просвещенным
умом и глубокой верой. Такая вера в корне преобразует жизнь людей. Жизнь
общества, построенного на основах веры, представляет свободное
согласование и гармонию божественного и человеческого начала. Отныне
благородные усилия человеческой мысли не беспомощны, а святые искания
истины не тщетны. Отныне не всуе живут в нас возвышенные запросы совести,
святая жажда вечной правды. Все это находит ответ, помощь и удовлетворение
в Том, Кто сказал о Себе, что Он есть Путь и Истина и Жизнь.

Совершилась преславная тайна вочеловечивания
Божества. Отныне в лице Богочеловека соединились
навеки божественное начало с человеческим. И эта
спасительная тайна, светоносная и животворящая,
приемлется просвещенным умом и глубокой верой.

В христианстве не подавляются запросы человеческого духа, напротив, они
получают высший смысл и высшее освещение в Боге. В Церкви Христовой все
обновляется в духе истины. Чем выше царит над миром Божественное начало,
тем полнее самая земная жизнь. Чем выше солнце над землею, тем более оно
освещает и согревает землю. Чем большая воздается слава в вышних Богу, тем
не только прочнее мир на земле, но и крепче становится благоволение в
человецех.

Так созидается богочеловеческое общество, в задачу которого должно
входить свободное вероисповедание и любовь к Богочеловеку. Потому что
Христа необходимо каждому человеку принять и внешним и внутренним
образом. Только принятие каждым человеком в свое сердце Христа сможет
облагородить мир и дать ему правильное понятие и направление во всех
сферах жизни. Именно эта истина станет способна водворить мир на земле и
объединить все народы во единый и прочный союз с Богом. Свет Христов,
просвещающий каждого человека, грядущего в мир, одухотворит сердца
людей и, более того, сделает их способными любить друг друга и проявлять
заботу о благополучии каждого человека.

Так созидается богочеловеческое общество, в задачу
которого должно входить свободное вероисповедание
и любовь к Богочеловеку. Потому что Христа
необходимо каждому человеку принять и внешним и
внутренним образом.

Христианство в этой области сделало и по сей день делает очень много. Оно
облагородило мир и направляет его к спасительному началу жизни во Христе.
Бесподобный и вековечный евангельский образ: царство Божие, действуя в
человечестве, проникает в него, как закваска в тесто. Все это поднимает дух,
пробуждает совесть и направляет все силы человека на борьбу с греховным
началом. Нравственные болезни века отрицательно действуют на все стороны
человеческой жизни. Чтобы избежать их, надо быть последователями великой
Истины, пришедшей во плоти и воспетой Ангелами: «Слава в вышних Богу, и
на земли мир, в человецех благоволение».

5 мая 1988 г.

Схиархимандрит Иоанн (Маслов)

Источники:

  1. Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Лекции по литургике. М., 2002, с.123-125
  2. Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении.
    Статьи разных лет. М., 1995, с. 399-401
Оцените статью
Московская педагогическая академия
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.