Святая Пятидесятница

Статья

В этот двунадесятый праздник воспоминается и прославляется сошествие
Святого Духа на апостолов в виде огненных языков (Деян. 2, 1-4).

Название Пятидесятницы этот праздник получил, во-первых, потому, что
он праздновался еще в ветхозаветной Церкви, во-вторых, потому, что этот
праздник приходится на 50-й день после Воскресения Христова. Сошествие
Святого Духа на апостолов есть «свершение» нового, вечного Завета Бога с
человеком.

Дух Святой в день Пятидесятницы явился в мир видимым образом и
ощутительно для человеческой души — с дарами спасающей благодати.

В день Пятидесятницы на общество учеников, как начало Церкви
Христовой, сошел Святой Дух, и оно стало как бы единым телом, оживленным
душой. С этого времени Церковь Христова стала расти через усвоение и
присоединение к себе других душ.

Чрезвычайное благодатное действие произвел Дух Святой на учеников
Христовых и апостолов: они совершенно переменились, стали как бы другими
людьми; они почувствовали в себе такую любовь к Богу и людям, о какой
раньше представления не имели (1).

Это было излияние любви Христа в их сердца Духом Святым. Они
почувствовали в себе силу и дерзновение все делать, всю жизнь отдать для
славы Божией и спасения людей.

Святой Дух приводит в бытие («осуществляет») и оживотворяет всю тварь;
в Нем все живет и движется: «вся бо созданная яко Бог Сый укрепляет,
соблюдает во Отце Сыном же» (2).

Святым Духом подаются глубина дарований, богатство славы, боговедения
и премудрости. Им подается всем источник Божественных сокровищ,
святость, обновление, обожение, разум, мир, благословение и блаженство, ибо
Он есть Жизнь, Свет, Ум, Радость, Любовь и Благость (3).

«Вся подает Дух Святый, точит пророчествия, священники
совершает, некнижныя мудрости научи, рыбари
богословцы показа, весь собирает собор церковный…» (4).

В день Пятидесятницы впервые явственно открылась тайна Божественного
Существа, тайна Святой Троицы. Догмат о Святой Троице является основным
в христианстве. Он объясняет все дело искупления грешного человечества. На
вере в Триединого Бога зиждется все христианское вероучение.

Все наше богослужение — общественное и частное — начинается с
прославления Пресвятой Троицы. Молитвы ко Святой Троице сопровождают
человека от появления его на свет до смерти. Первые слова, которые Церковь
обращает к только что родившемуся младенцу, — «Во имя Отца, и Сына, и
Святаго Духа». В таинстве Крещения Церковь возрождает младенца «во имя
Отца, и Сына, и Святаго Духа». В таинстве Миропомазания полагается на него
«печать дара Духа Святаго». С отроческого возраста кающемуся отпускаются
на исповеди грехи его «во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». Во имя Святой
Троицы совершается таинство Брака. Наконец, молитва иерея при погребении
усопшего: «Яко Ты еси Воскресение…» заканчивается обращением ко Святой
Троице.

Праздник Пятидесятницы, по словам церковных песнопений, есть праздник
«попразднственный», конечный (5). Он есть завершение всех великих
праздников — от Благовещения Пресвятой Богородицы, до Пасхи и
Вознесения Господа Иисуса Христа. Праздник Пятидесятницы есть славный
конец долгого, крестного, тернистого пути спасения мира Богочеловеком
Христом, день рождения Церкви Христовой, в ограде которой совершается
спасение людей благодатью Святого Духа.

История праздника

Праздник Пятидесятницы установлен самими апостолами. По сошествии
Святого Духа апостолы ежегодно праздновали день Пятидесятницы и
заповедали воспоминать его всем христианам (1 Кор. 16,8; Деян. 20,16). Уже
в Постановлениях Апостольских (кн. 5, гл. 20) есть прямая заповедь
праздновать Св. Пятидесятницу: «Спустя десять дней по Вознесении бывает
пятидесятый день от первого дня Господня (Пасхи), сей день да будет великим
праздником. Ибо в третий час сего дня Господь Иисус послал дар Святого
Духа». Праздник Пятидесятницы под названием дня Святого Духа от самых
первых времен праздновался Церковью торжественно. Особенную
торжественность ему придавал обычай Древней Церкви совершать в этот день
крещение оглашенных (отсюда — песнопение литургии: «Елицы во Христа
крестистеся…»). В IV веке были составлены св. Василием Великим читаемые
на вечерне до сих пор коленопреклонные молитвы. В VIII веке св. Иоанн
Дамаскин и св. Косма Маиумский составили в честь праздника многие
песнопения, которые и теперь поет Церковь.

Особенности богослужения

На великой вечерне среди стиховных стихир — впервые после Великой
Субботы — поется стихира: «Царю Небесный…» (она же поется на утрени, по
50-м псалме, и на хвалитех, на «И ныне»). По «Ныне отпущаеши», на «Бог
Господь» и в конце утрени — тропарь праздника, глас 8-й:

«Благословен еси, Христе Боже наш,
Иже премудры ловцы явлей,
низпослав им Духа Святаго,
и теми уловлей вселенную,
Человеколюбие, слава Тебе».

На утрени, по полиелее, величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и
чтим Всесвятаго Духа Твоего, Егоже от Отца послал еси Божественным учеником Твоим».

Прокимен: «Дух Твой благий наставит мя на землю праву». Евангелие —
от Иоанна, зач. 65-е. «Воскресение Христово видевше…» не поется. Канонов
два: св. Космы Маиумского «Понтом покры…» и св. Иоанна Дамаскина
«Божественным покровен…». К тропарям припев: «Пресвятая Троице, Боже
наш, слава Тебе».

По 3-й песни — седален праздника, по 6-й песни — кондак, гл. 8-й:
«Егда снизшед, языки слия,
разделяше языки Вышний:
егда же огненный языки раздаяше,
в соединение вся призва,
и согласно славим Всесвятаго Духа» и икос.

На 9-й песни вместо «Честнейшую…» поется припев:
«Апостоли сошествие Утешителя зрягце удивишася, како в виде огненных
язык явися Дух Святый» (6).

Затем — ирмос 1-го канона. Тот же припев поется к тропарям обоих
канонов. После 9-й песни — (на катавасию) ирмос второго канона:
«Радуйся, Царице, матеродевственная славо: всяка бо удобообращательная
благоглаголивая уста витийствовати не могут,
Тебе нети достойно: изумевает же ум всяк Твое
Рождество разумети. Темже Тя согласно славим».
(Этот же ирмос служит задостойником на литургии). «Свят Господь Бог
наш» не поется (7).

На литургии — антифоны праздника. Входный стих: «Вознесися,
Господи, силою Твоею, воспоем и поем силы Твоя».
Вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся» (8). Прокимен:
«Во всю землю изыде вещание их…». (Этот прокимен поется до отдания — см.
Типикон). Апостол — Деян., зач. 3-е. Евангелие — от Иоанна, зач. 27-е.
Причастен: «Дух Твой благий наставит мя на землю праву».
Задостойник: ирмос «Радуйся, Царице…» (поется до отдания праздника).
В конце литургии, после возгласа: «Спаси, Боже, люди Твоя…», в первый
раз после Великой Субботы поется: «Видехом свет истинный…». Отпуст —
праздничный (см.: Служебник).

К особенностям службы Пятидесятницы относится и то, что великая
вечерня в день Пятидесятницы обычно совершается сразу же после литургии.
На вечерне к обычным прошениям великой ектении присоединяются особые
прошения. Вход бывает с кадилом (но если служит архиерей, то вход
совершается с Евангелием), и поется великий прокимен: «Кто бог велий…».
Особенностью вечерни является то, что на ней читаются три молитвы св.
Василия Великого с коленопреклонением (колена преклоняются впервые
после Пасхи) (9). Священник читает их в царских вратах на коленях, лицом к
народу.

Первая молитва читается сразу же после входа и пения великого прокимна
«Кто бог велий…». Вторая — после сугубой ектении «Рцем вси…». Третья —
после «Сподоби, Господи…».

В первой молитве, возносимой Богу Отцу, верующие исповедуют свои
грехи, испрашивают прощения их и благодатной небесной помощи против
козней вражиих. Во второй молитве верующие просят дарования им Духа
Святого, наставляющего и укрепляющего их в соблюдении заповедей Божиих
для достижения блаженной жизни. В третьей молитве, обращенной к Сыну
Божию, исполнившему все смотрение (домостроительство) спасения
человеческого рода, Церковь молится об упокоении усопших отцев и братий
наших (10).

После каждого чтения бывает сокращенная малая ектения, начинающая
прошением: «Заступи, спаси, помилуй, возстави и сохрани нас, Боже, Твоею
благодатию».

После молитв произносится просительная ектения: «Исполним вечернюю
молитву…» и поют стиховные стихиры. Окончание вечерни — обычное, но
отпуст — особый (см. Служебник).

Вечерня в день Пятидесятницы совершается сразу после литургии для того,
чтобы народ в трезвенном и благоговейном состоянии, не расходясь по домам,
присутствовал при чтении на вечерне указанных возвышенных молитв св.
Василия Великого (впервые совершаемом с коленопреклонением со дня
Пасхи).

С древних времен сохраняется обычай в праздник Пятидесятницы
украшать храмы и жилища зеленью (ветвями деревьев), растениями и цветами.
Этот обычай был соблюдаем еще с ветхозаветной Церкви в праздник
Пятидесятницы (Лев. 23,10-17; Числ. 28,26). Очевидно, так была убрана и
Сионская горница, где Дух Святой в день Пятидесятницы сошел на апостолов.
С того времени, по обычаю апостолов, и христиане украшают храмы и дома
зелеными древесными ветвями и цветами. Эти украшения напоминают также
ту священную дубраву, где патриарх Авраам удостоился принять Триединого
Бога под видом трех странников.

Вместе с тем, деревья и цветы вечно обновляющейся природы указывают
нам на таинственное обновление душ наших силою Святого Духа, служат
напоминанием и призывом к духовному обновлению и к жизни во Христе,
Господе н Спасителе нашем (Ин., гл. 15).

День Святого Духа

Песнопения в этот день — те же, что и в Пятидесятницу, только на малом
повечерии поется канон Святому Духу.

Всенощного бдения на день Святого Духа не полагается, но на практике в
этот день совершается такая же служба, как и в день Святой Пятидесятницы.
Полиелея нет. Великое славословие.

«Честнейшую» не поется, поется ирмос 9-й песни.
На литургии поются изобразительны. Произносится входный стих, как в
день Пятидесятницы, но вместо «Елицы…» — «Святый Боже…». Отпуст —
праздника Пятидесятницы.


Праздник Пятидесятницы имеет 6 дней попразднства. Отдание праздника
бывает в следующую субботу. На литургии до отдания праздника по входе —
«Приидите, поклонимся… Спаси ны, Утешителю Благий, поющия Ти:
Аллилуиа».

Седмица по Пятидесятнице, как и Светлая — сплошная (отменяется пост в
среду и пятницу). Такое разрешение поста бывает не по причине
наступающего Петрова поста и не для того, чтобы мы приступили к этому
посту, насытившись мясоядением, но в честь Святого Духа, пришествие
Которого мы только что праздновали в течение двух дней (в воскресенье и
понедельник), и в честь семи даров Святого Духа.

Наконец, разрешение поста установлено и в честь Святой Троицы.
Один из церковных писателей XIII века пишет: «Разрешаем пост на
седмице по Пятидесятнице в честь Спаса нашего Иисуса Христа, ибо Дух
Святый равночестен Отцу и Сыну и по благоволению Их совершилось
таинство нашего воссоздания и воссияло нам просвещение богопознания».

День Пятидесятницы есть начало существования на земле Святой Церкви
Христовой

Обетование о ниспослании Святого Духа исполнилось в день Пятидесятницы,
когда Он сошел в виде огненных языков на всех апостолов, собравшихся
в одном доме (Деян. 2, 1-4), а в их лице — и на всех верующих во имя Его
Пресвятое, и на всякую плоть. Благодатное излияние Утешителя соделало
апостолов носителями Троического Божества, а также чудесно изменило их
ум, волю и чувство и придало их слову огненную силу, против которой никто
не мог устоять. Святой Дух даровал апостолам глубочайшее ведение
Божественной премудрости и напомнил им то учение, которое было преподано
Самим Спасителем, когда Он был с ними на земле. Дух Святой соделал
апостолов безбоязненными и духовно сильными. Так, в день Пятидесятницы
проповедь апостола Петра многим присутствовавшим открыла сердца к
уразумению Божественной истины, после чего они приняли крещение. Таким
образом, день Пятидесятницы, или день Сошествия Святого Духа, есть начало
существования на земле таинственного и благодатного тела Христова — Его
Святой Церкви (11).

Примечания:

  1. Пятидесятница, седален по полиелее; 1-й канон, песнь 5-я, ирмос; 2-й канон, песнь 6-я.
  2. Октоих, степенны: 3-го гласа, 1-й и 2-й антифон и 2-го гласа, 2-й антифон.
  3. Октоих, степенны: 6-го гласа, 3-й антифон; 7-го гласа, 1-й и 3-й антифон, 4-го гласа, 3-й
    антифон, 3-го гласа, 2-й антифон; 1-го гласа, 2-й антифон; 5-го гласа, 2-й антифон
  4. Пятидесятница, великая вечерня, 3-я стихира на «Господи, воззвах».
  5. Пятидесятница, седален по 1-й кафизме.
  6. Припев этот помещен в «Обиходе нотного пения» (часть 2-я) (см.: К. Никольский. Цит.
    труд. С. 652).
  7. По Уставу, канон Пятидесятницы, как и Недели ваий, не имеет особых праздничных
    припевов на 9-й песни. Это — потому, что оба эти праздника приходятся на воскресный
    день, в который в древности никогда не опускалась песнь Богородицы («Честнейшую…»).
    В дальнейшем в церковной практике вошло в употребление перед ирмосом петь указанный
    выше припев, который заимствован, по всей вероятности, из нотного «Обихода» (часть 2-
    я).
  8. Пятидесятница — один из пяти великих праздников, когда Трисвятое на литургии
    заменяется крещальной песнью: «Елицы во Христа крестистеся…», которая поется
    также в праздники: Пасхи и Пасхальной седмицы, Рождества Христова, Крещения
    Господня, в Лазареву субботу и в Великую Субботу — всего 12 раз в году.
  9. См.: 20-е правило Первого Вселенского Собора и 90-е правило Трулльского Собора.
  10. В третьей молитве встречается слово «вресноту», что означает «подлинно»,
    «действительно», «истинно»; оно происходит от имени существительного «ресь-нота»,
    или «pec-нота», означающего «пристойность», «достоинство», «истинность»,
    «действительность».
  11. Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. Статьи разных
    лет/схиархимандрит Иоанн (Маслов) — М., 2003. С. 198-199

Схиархимандрит Иоанн (Маслов)
Лекции по литургике, М., 2002, с. 305-312

Оцените статью
Московская педагогическая академия
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.