Особое внимание в своих произведениях и письмах преосвященный
епископ Феофан уделяет на раскрытие внутренних расположений сердца, его
страстей и борьбе с ними. «Цель — Царствие Небесное, — учит святитель, —
но чтобы быть достойным войти в Царствие, надо очиститься от страстей и от
всего худого. Как без этого очищения дверь в Царствие не отворится, то оно
должно быть для вас ближайшей целью» (1).
Основываясь на учении святых отцов, епископ Феофан ярко раскрывает,
что страсти — начало ада, ибо перейдя по смерти в вечность, они будут вечно
терзать душу томительными мучениями. Страсти нельзя считать каким-либо
легким помышлением или желанием, скоро возникающим и быстро
исчезающим. Они глубоко входят в душу, откуда нелегко их изгнать. Страсти,
по причине своей неестественности, мучат душу, подобно змее, сидящей
внутри. Пока здесь на земле, где есть возможность удовлетворять страсть, она
временно может молчать. По смерти же, лишившись удовлетворения, она
будет томительно терзать душу. Преосвященный владыка призывает очистить
себя здесь на земле от мучительных страстей, объявить им борьбу, не взирая
на болезненный труд.
Оружием для борьбы с грехом и страстями являются пост, уединение,
бдение, хранение чувств, поклоны, хождение в храм, чтение Слова Божия,
послушание и молитва. Основные же приемы духовной борьбы, по учению
епископа Феофана, таковы. «Во-первых, — пишет он в одном из писем, —
восстановить неприязнь к ним; во- вторых, оттолкнуть ненавистью и гневом,
как врагов, и, в-третьих, поразить молитвой к Господу, Ангелу Хранителю и
Владычице Богородице и к святой…, имя коей вы носите… Второе средство
против этих бурлений… — говение, исповедь и святое причащение» (2).
Необходимым условием внутренней духовной жизни является постоянная
сосредоточенность и внимательность ко всем своим действиям и, особенно,
словам. Епископ Феофан предостерегает беречь свой ум от рассеяния, ибо это
вносит нестроения в духовную жизнь. «Блюдитесь, — пишет он, — от
рассеяния внимания ума, от пристрастия сердца к каким-либо предметам и
обременения воли многозаботливой попечительностью. Рассеянность,
пристрастие и многозаботливость — три злейших врага внутренней жизни»
(3). Святитель убеждает не допускать этих врагов внутрь своего сердца, чтобы
они не заглушили в них духовной жизни.
Этот единственно правильный путь смиренной, постоянно устремленной к
Богу внутренней духовной жизни является обязательным для каждого
христианина, какой бы образ жизни он ни проводил: монашеский или
мирской. Правда, епископ Феофан как бы делает различие между монахами и
мирянами, когда говорит: «Монахам дело — помыслы очищать; а у мирян
главное — намерения при делах исправные держать; а уж до чистоты куда им.
И Бог не взыщет» (4).
Но среди многочисленных писем преосвященного владыки нет ни одного
письма к мирскому лицу, в котором бы он не указывал на необходимость
внимательности и сосредоточенности в делах житейских, необходимость
исполнения евангельских заповедей, а при нарушении этих норм богоугодной
жизни, очищения путем покаяния, познания своей немощи и смирения пред
Богом и людьми. Таким образом основы духовной внутренней жизни
являются одинаковыми и обязательными как для мирянина, так и для монаха.
«Цена (жизни) зависит не от того, — пишет епископ Феофан, — что делается,
а от того, в каком духе делается» (5).
Примечания
- Собрание писем святителя Феофана. М., 1898. Вып. 1, п. 185. С. 105.
- То же. Вып. 5, п. 785. С. 10.
- Еп. Феофан. Внутренняя жизнь. М., 1893. С. 30.
- Собрание писем… Вып. 7, п. 1223. С. 128.
- Там же. Вып. 7, п. 928. С. 1
Цит. по: Схиархимандрит Иоанн (Маслов.)
Лекции по пастырскому богословию.
Загорск. Академия. Лавра.
1969-1970. С.407-409.