Священник – пастырь как субъект воспитания

Статья
Главная черта пастырского духа—сострадание немощам людей, скорбь об их недостатках, согрешениях и пламенное желание приблизить их к Богу

Духовность русских священников является важным источником, ведущим народ к нравственному совершенствованию. Согласно учению святых отцов, пастырь «обязан быть воспитателем, исправлять поведение».

«Пастырское делание обнимает исполнением трех главных обязанностей: проповеди слова Божия и проповедания христианского учения, священнослужения и нравственного руководства или воспитания прихожан или пастырской попечительности о душах людей, вверенных его заботам» (схиархимандрит Иоанн (Маслов). На Руси священники традиционно являлись святыми вождями нравственности.

Священнику должны быть хорошо известны начала истинно христианского воспитания. Его высокое звание требует, чтобы он:

  • как в общественных своих поучениях, так и в частном собеседовании поучал родителей их обязанностям, обращал их внимание на ошибки и всегда умел подать им добрые советы;
  • как учитель благочестия и как воспитатель детей, действовал на них сильно и благотворно.

«Главная черта пастырского духа—сострадание немощам людей, скорбь об их недостатках, согрешениях и пламенное желание приблизить их к Богу.

Искренность и сострадание к ближним настолько сближает священника с паствой, что он прекрасно понимает ее духовные запросы. Истинный пастырь носит в душе своей все то, чем нравственно живут его пасомые, сливает их духовные нужды со своими, скорбит и радуется с ними, как отец с детьми. Истинный пастырь стремится, чтобы люди «имели жизнь и имели с избытком».

На Руси священники традиционно являлись святыми вождями нравственности.

Остановимся на некоторых методах православного воспитания.

Метод наставления (научения). Этот метод состоит в том, что дети слышат от своих воспитателей определенные правила деятельности.

В первых христианских и дореволюционных русских школах детей наставляли, опираясь на Священное Писание, творения святых отцов и специально написанные для них произведения. Даже для научения грамоте педагогами использовалось Евангелие, на уроках обучения письму детям давали прописи, состоящие из изречений Священного Писания. Душа ребенка постепенно привыкала к этому полезному для души чтению, находя в нем опору для себя на всю последующую жизнь.

Метод предостережения. Предостережение — это наставление, обращающее внимание детей на недостоинство и вредные последствия некоторых предметов и действий. Этот метод основан на возрастных особенностях детей, на том, что дети неопытны, опрометчивы и любопытны, к тому же нежны и слабы. То, что не наносит ущерба взрослому, может быть весьма вредным и опасным для ребенка. Удалить от детей все вредоносное невозможно. Поэтому необходимо, чтобы дети постепенно сами привыкали различать вредное и опасное от хорошего и доброго. Для этого пользуются предостережением.

  • Предостережение должно быть умеренным. Им нужно пользоваться только там, где оно оказывается необходимым. Частые предостережения остаются бесполезными.
  • Необходимо избегать всякого преувеличения. Если дети рано или поздно распознают обман, они перестанут верить наставникам и родителям.
  • Предостерегая, надо «применяться» к внутренней расположенности детей, к тому, что не все на всех производит одинаковое впечатление. Лучше объяснять с помощью примеров. Особенно предостережение действует на воспитанника, если ему указывают на его собственный опыт.
  • Предостережения всегда должны быть делаемы ласково, с благоразумным применением к обстоятельствам. Такие предостережения дети принимают охотно.
  • Предостережения не должны выходить за рамки опыта детей. Детей необходимо предостерегать только в общих выражениях.

Душа ребенка постепенно привыкала к этому полезному для души чтению Священного Писания, находя в нем опору для себя на всю последующую жизнь.

Метод ограждения от соблазнов. Соблазны препятствуют духовному совершенствованию человека. Соблазн проявляется двояко: как ложная мысль, ложное учение или как безнравственное действие. Соблазн возбуждается через зрение и слух. Дурной пример родителей, педагогов, взрослых является причиной бедственного состояния детей. Главное средство к избежанию соблазнов — ограждение от них детей.

Необходимо предохранять детей от сближения с предметами и обстоятельствами, которые могут произвести на их сердце вредное впечатление. Детей удаляют от всего того, что может возбудить в них недобрые, злые мысли, чувства и действия (шумные общественные зрелища, игры, соблазнительные художественные сочинения и пр.). Их ограждают также от общения с людьми антиобщественного поведения, в случае необходимости — даже от общения с лицами другого возраста и пола с тем, чтобы те своим поведением, нравами, даже своим внешним обликом не могли возмутить тихое и чистое детское сердце.

В этой связи необходимо отметить, что в настоящее время возрастает количество классов с раздельным обучением мальчиков и девочек.

Молитва в церкви

Метод примера. Предостерегая детей, оградив детское сердце от соблазнов, родители и воспитатели используют особые средства для насаждения и укоренения добродетелей. Первым из них после устного и письменного наставления является пример благочестия, который показывают в своей жизни воспитатели. «Лучше можно научить дитя примером, нежели словами», — пишет святой Иероним. При этом нужно помнить, что дурные примеры влияют отрицательным образом. Они производят более сильное воздействие, чем добрые.

Особое внимание уделяется доброму поведению наставника. Наставнику

«надлежит быть скромным в наружности, и в голосе, и во взоре, и в походке».

«Если хочешь быть светом, — учит он, — не терпи шутливости и смехотворства, чтобы не научить многих бесчинию». Он советует наставнику быть осторожным и не заводить знакомств с людьми плохого поведения.

Святитель Григорий Богослов

«Или вовсе не учи, — писал святитель Григорий Богослов, — или учи доброй жизнью. Иначе будешь одной рукой притягивать, другой отталкивать… Всякое слово можно оспаривать словом, но жизнь чем оспоришь!» Он предостерегал от дурного примера, который гораздо сильнее, чем добрый, оказывает влияние на окружающих и без всяких трудов усвояется ими.

Одобрение — высокая награда, благоволение, доброе отношение родителей и воспитателей – высочайшая.   

Христианские наставники своим примером побуждали детей с ранних лет не только изучать Слово Божие, но и исполнять нравственные законы, изложенные в Евангелии. Таким образом, то, что дети слышали из уст своих воспитателей, они видели в самой их жизни, то, что им преподавалось устно, пояснялось самим опытом наставников. Устное наставление озаряло ум, а жизнь воспитателей действовала на сердца детей.

Дети в церкви

Имея перед собой высочайший образец — жизнь Иисуса Христа, пастырь и педагог стремится подражать Ему. Могучая действенность нравственного примера, в свою очередь, привлекает учеников и побуждает их к подражанию.

Метод воздержания (ограничения). Этот метод вытекает из необходимости уметь подчинить низшее — высшему, тело — духу.

Для достижения этого детей приучают к скромности в одежде, к умеренности, воздержанию и простоте в пище и питии. По мнению святых отцов, невоздержанность является причиной не только физических расстройств и болезней, но и началом и причиной душевных болезней.

Для детского возраста необходимы особые распоряжения относительно не только количества и качества пищи, но и времени сна и бодрствования.

Чтобы помочь детям упорядочить беспорядочные движения сердца и воображения, их сызмальства приучают к трудолюбию.

Метод награды. Для того чтобы детей не только удерживать от плохих поступков, но и поощрять их к точному исполнению своих обязанностей, употребляются награды.

За всякий труд педагог должен уметь поблагодарить ученика, должен уметь утешить и ободрить его выражением своей признательности.

Здесь особенно уместно обратиться к опыту старцев.

«Спаси, Господи, за святое послушание. Благодарю», — так обычно говорили старцы своим воспитанникам. Эти краткие слова настолько действовали на последних, что, по их признанию, в их сердца вливалась новая благодатная сила, которая возбуждала еще большую ревность к выполнению своих обязанностей. Если при этом кто-либо из учеников терпел неудачу или

случайно портил что-нибудь, старец зачастую, вместо выговоров и обличений, благодарил и утешал провинившегося, говоря: «Кто в деле, нельзя без того, чтобы чего не испортить».

Вместе с тем, поощряя детей, следует остерегаться приучить их все делать ради награды. Педагог должен говорить детям, чтоб они вели себя хорошо из чувства долга, а на получаемые награды смотрели как на знак благоволения. Одобрение — высокая награда, благоволение, доброе отношение родителей и воспитателей — высочайшая.

Метод угрозы (наказания). Святые отцы говорят, что воспитывать должна одна любовь, а любовь требует не только ласковости, но и строгости. Той и другою необходимо удерживать человека на прямом пути.

Святой Киприан Карфогенский

Святой Киприан Карфагенский отмечает, что любовь в воспитании должна быть разумной, она должна не покрывать пороки учеников, но искоренять их.

«Кто согрешающего нежит льстивыми ласками, тот только более располагает его ко греху, и не подавляет преступлений, а питает их. Но кто строгими советами изобличает и вместе наставляет, тот содействует спасению».

Проступок, оставленный без наказания, бывает причиной другого проступка. Угроза наказания удерживает человека. Наказание — это предостережение для него. За плохие поступки следует наказывать. Необходима такая степень наказания, чтобы она привела к желаемому результату. При выборе наказания следует обращать внимание на особенности наказуемого.

Дети в церкви

Словесные методы воздействия. Слова есть видимое обнаружение ума. Пастырь — педагог должен соблюдать в них меру и по рядок, уметь вовремя молчать и кстати говорить. Он должен говорить благоразумно и обдумывать каждое свое слово. Голос должен быть естественным, не слишком громким, не слишком тихим. Речь должна быть краткой, ясной, одушевленной, благовременной. Она должна покорять истиной. Словесные методы являются особым средством нравственного воздействия на учеников.

Христианское воспитание обнимает как физическую природу человека, так и духовную: но духовное воспитание оно ставит выше физического, ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит (Мк. 8, 36). Не собирайте себе сокровищ на земле… но собирайте себе сокровища на небе… ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше… Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6,19, 21, 33). А Царствие Божие не пища и не питие, но праведность и мир, и радость во Святом Духе.

Н.В. Маслов, президент Фонда святого благоверного князя Александра Невского,
ректор Московской педагогической академии,
доктор педагогических наук.
Журнал: «Пастырь»

Оцените статью
Московская педагогическая академия
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.