Семья, Государство и Церковь — основные субъекты воспитания

Статья

Достичь цели православного воспитания, решить его задачи, выполнить его
требования возможно лишь при условии, если в воспитательный процесс
будут включены все субъекты воспитания. В России традиционно субъектами
воспитания являлись семья, государство и Церковь.


Семья.

Особое место православная педагогика отводит семье. Брак в
христианстве получил свое высшее духовное значение. В учении Христовом
указаны нравственные обязанности мужа и жены, раскрыты отношения между
родителями и детьми.

О важности семейной жизни не только для каждого человека, но и для государства и общества святитель Филарет Московский пишет: «Семейство древнее государства. Государство образовалось из семейств. Поэтому жизнь семейная в отношении к жизни
государственной есть некоторым образом «корень дерева».

Таинство брака в христианском понимании— это благословленный Богом
союз мужа и жены. Цель брака заключается в том, чтобы освятить этот
союз, сделать его духовным, священным, укрепить в сердцах мужа и жены
единомыслие на пути к спасению.

Главный совет по сохранению семьи, который дают в своих творениях
святые отцы, — снисходить к недостаткам («немощам») друг друга, «терпеть
любовью», соблюдать согласие и мир. Прочность брачных союзов, по учению
глинского старца иеромонаха Порфирия, зависит от чистоты сердца и доброты
нравов.

В России семья традиционно является одним из важнейших институтов
воспитания. Церковь совершила многовековой труд по облагораживанию
самого понимания семьи, семейного воспитания, по созданию из языческой
семьи — семьи православной. Именно в Православии сформировался новый
образ и новое понимание семьи. Церковь воспитала в народе восприятие
семьи как малой церкви — с соответствующим православным укладом
жизни, с христианскими нормами воспитания детей.

А. Красносельский. Бабушкины сказки. 1866

В древний период истории России государство нормативно закрепляло
необходимость православного поведения в семье, соответствующего
отношения к семейной жизни. Принципы формирования русской
православной семьи, православного воспитания детей изложены еще в XVI
веке в «Домострое» — своде житейских правил и наставлений, отразившем
принципы патриархального быта. Много внимания уделено этому вопросу в
трудах святителей Тихона Задонского, Игнатия (Брянчанинова), Феофана
Затворника, святого праведного Иоанна Кронштадтского, оптинских и
глинских старцев.

Таким образом, семья представляет собой самую естественную основу для воспитания детей. Первая забота родителей, пишет святитель Тихон Задонский,— научить детей жить по-христиански.

О важности семейной жизни не только для каждого человека, но и для
государства и общества святитель Филарет Московский пишет: «Семейство
древнее государства. Государство образовалось из семейств. Поэтому жизнь
семейная в отношении к жизни государственной есть некоторым образом
«корень дерева».

Чтобы дерево зеленело, цвело и приносило плод, замечает святитель
Филарет, необходимо, чтобы корень был крепок и приносил дереву чистый
сок. Чтобы жизнь государственная сильно и правильно развивалась,
процветала образованностью, приносила плод общественного благоденствия,
необходимо, чтобы жизнь семейная была крепка благословенной супружеской
любовью, священной родительской властью, детской почтительностью и
послушанием, чтобы вследствие этого из «чистых стихий» семейной жизни
естественно возникали столь же «чистые начала жизни государственной»,
чтобы с почтением к родителям родилось и росло благоговение к властям,
чтобы любовь ребенка к матери была подготовкой любви к отечеству,
чтобы «простодушное домашнее послушание подготовляло и
руководствовало к самоотвержению и самозабвению в повиновении законам
и власти».

В процессе воспитания чрезвычайно велик пример матери, так как он
является первым для ребенка. Нравственная сила женщин в деле воспитания
вообще очень велика. Поэтому исторически в Православии особое внимание
обращалось на воспитание девиц и их подготовку к жизни.

Хотя власть государственная может исправлять частные недостатки и
пороки жизни семейной, но тем лучше для государства, чем меньше нужны
эти исправления, чем более «здравых членов» семейство представляет в
распоряжение государства, чем вернее приготовлена и сбережена «домашняя
честность» и доброта для подвигов на поприще общественной жизни.

Значение и обязанности отцов в семье святитель Филарет определяет так:
«если отцы семейств свой дом «добре (хорошо) правят», если в своем
комнатном «владычестве» они правильно и рассудительно распоряжаются
употребляемой властью, опытным словом, добрым примером, если содержат
своих домашних в порядке и послушании, вселяют в них страх Божий, любовь
к ближним, верность к отечеству, если «бдительным смотрением» охраняют
их нравы, то, кроме того, что они через это исполняют долг, возлагаемый
природой и Богом (а следовательно, готовят сами себе плод семейных
утешений), кроме всего этого, таким «действованием они совершают
служение и в пользу государства, благие последствия которого могут
простираться даже до потомства».

Таким образом, семья представляет собой самую естественную основу для воспитания детей. Первая забота родителей, пишет святитель Тихон Задонский, — научить детей жить по-христиански.

Московский Кремль

Государство.

История педагогики свидетельствует, что государство в
христианских странах принимало деятельное участие в воспитании.
Принимались соответствующие законы и постановления, направленные на
нравственное совершенствование народа. В этих законах и постановлениях
проявлялась забота о целомудрии юношей и девушек.

Государство заботилось также о чистоте веры, препятствуя распространению
заблуждений, ересей, сект. Для христианского воспитания детей государство
открывало школы и училища. Таким образом, законы, постановления и
действия государства были направлены на обеспечение христианского
воспитания граждан.

В России государство всегда выполняло функцию субъекта воспитания.
Оно определяло политику в области воспитания и образования, формировало
воспитательные институты, начиная с XIX века нормативно закрепляло
содержание и организацию образования и воспитания во всех учебных
заведениях. Практически все крупные государственные деятели России (как и
ее духовные вожди) уделяли значительное внимание этому вопросу.

Православие стало основой русского воспитания и образования, сделало
Россию одной из самых образованных стран в мире. Обучение религии на
протяжении многих веков входило в обязательный состав учебного курса
образовательных учреждений. Традиционное православное направление в
образовании и воспитании никогда не переставало развиваться в России,
передаваясь через менталитет русского учителя, через содержание
образования.

Храм св. князя Игоря Черниговского в Переделкине

Церковь.

На протяжении веков о воспитании ревностно заботилась
Церковь, наблюдая за точным исполнением родителями и детьми взаимных
обязанностей в духе учения Христова.

Согласно православному учению, спасение совершается только в Церкви
Христовой. Церковь — духовная лечебница, в которой имеются все средства
для исцеления недостатков человека.

В первые века христианства Церковь открывала христианские училища и
школы, которые состояли под надзором епископов. Затем постепенно эта ее
функция перешла в ведение государства.

Православная Церковь на протяжении русской истории определяла все
стороны жизни народа, из века в век формировала русских людей духовно и
нравственно, учила их различению добра и зла. Важнейшую и
существеннейшую часть воспитания составляет богослужение Православной
Церкви. Об этом свидетельствуют не только выдающиеся церковные деятели,
но и такие известные русские писатели, как Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский и
другие.

Церковь и государство на протяжении веков заботились о духовном
совершенствовании народа и ступень за ступенью вели его к надлежащему
исполнению православных установлений.

Каково воздействие Церкви на человека? «Церковь,—пишет
схиархимандрит Иоанн (Маслов), — подает своим верным последователям
врачество духовное, способствует своим благодатным воздействием
изменению нравов, злых и порочных людей облагораживает, делает их
кроткими и любвеобильными. Врачуя душу, Церковь, в силу теснейшего
единения души и тела человека, оказывает целебное действие и на его
телесный состав». Таким образом, чтобы совершенствоваться, иметь
добродетели, нужно жить жизнью Церкви, усваивать ее многовековой опыт.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Святой праведный Иоанн Кронштадтский, обращаясь к педагогам, говорит:
«И в нынешнее время, и в прошедшее только те люди успешно совершили
свое умственное и нравственное воспитание, которые вверились Богу, жили
по Его заповедям, которые ныне живут по Евангелию и учению Церкви,
подчиняясь ее руководству».

История педагогики неоспоримо свидетельствует, что для успешности
процесса воспитания необходимо взаимодействие государства и Церкви.

Н.В. Маслов,
президент Фонда святого благоверного
князя Александра Невского,
ректор Московской педагогической академии,
доктор педагогических наук.

Оцените статью
Московская педагогическая академия
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.