Весь Иерусалим всколыхнулся от вести о величайшем чуде воскрешения
Господом Иисусом Христом четверодневного мертвеца Лазаря.
Надо было встретить со славой невиданного миром Чудотворца,
сотворившего такое неслыханное чудо.

церкви святителя Николы со Усохи в Пскове. Государственный Русский музей
Народ, бывший в подчинении у римлян, не мог приготовить пышного
триумфа, и торжественный вход Господа Иисуса в Иерусалим носил совсем
иную печать, чем триумф римских императоров и полководцев. Эта святая
печать была за сотни лет предсказана пророком Захарией, так говорившим:
«Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь
твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и
на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах. 9:9).
Народ постилал свои одежды на дороге пред Иисусом, размахивая
пальмовыми ветвями, и в восторге восклицал: «Осанна в вышних!
Благословен Царь, грядущий во имя Господне! Мир на небесах и слава в
вышних!»
Господа Иисуса Христа встречали не как царя славы земной, а как духовного
Царя. Ему кричали «Осанна!», что значит «спаси же». В Нем видели
Спасителя и вождя к высшей славе.

(Италия)
Казалось бы, радостью должно было наполниться сердце Господа Иисуса, а
Он, глядя на Иерусалим со спуска горы, плакал, и обильные слезы струились
по ланитам Его. Он, Всеведущий Сын Божий, знал, что неверный народ
еврейский уже через пять дней будет кричать пред Понтием Пилатом:
«Распни, распни Его!»
Пред Его духовными очами развернулась страшная картина тягчайшего
наказания, которому подвергнет Отец Его Небесный этот жестоковыйный и
неверный народ за убийство Его. Он видел неописуемые ужасы осады и
разрушения Иерусалима римскими полководцами Веспасианом и Титом, и в
слезах говорил Он: «О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к
миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих; ибо придут на тебя дни,
когда враги твои обложат тебя окопами, и окружат тебя, и стеснят тебя
отовсюду. И разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе
камня на камне, за то, что ты не узнал времени посещения твоего» (Лк. 19:42-
44).
Видано ли было когда-нибудь на свете, чтобы царь, которого торжественно
встречал народ, обливался слезами? А ведь Иисуса встречали именно как
Царя.

Икона праздничного ряда Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря.
Страхом и злобой наполнились сердца врагов Его, и они сказали Иисусу:
«Слышишь ли Ты, что кричат Твои ученики? Запрети им». Они не понимали
того, что если ученики замолчат, то камни возопиют, как сказал им Иисус.
Пришли к Иерусалимскому храму, и здесь внезапно плачущее и кроткое
сердце Иисусово наполнилось царственным гневом. Как смеют осквернять
храм Его продажей животных и разменом денег?! Бичом изгнал Он
торжников из храма и опрокинул столы менял.
Но тут Его окружила толпа страдальцев и больных. И опять гнев Его
сменился кротостью и милосердием — и Он исцелил всех. Этим делом
милосердия закончился Его Вход в Иерусалим.
В благоговении и священном восторге склоним свои головы пред
Спасителем и Царем нашим. Не забудем никогда Его слов, обращенных к
Иерусалиму: «О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру
твоему».

Не забудем и Его священного гнева, сменившего Его слезы, и подумаем, не
урок ли это и для нас, среди которых тоже немало жестоковыйных.
Разве мало в жизни нашей дней посещения Божьего, которых мы не замечаем
и не сознаем, что они служат к миру и спасению нашему?
Многократны и многообразны дни посещения нашего Духом Святым. Когда
нужно бывает остановить нас на кривых путях наших, Он останавливает нас
тяжелой болезнью, потрясает смертью близких и любимых людей,
подвергает бесчестью или разорению имущества; смиряет нашу гордость
публичным унижением и оскорблениями. А более близких Ему и достойных
Он останавливает даже Своими тихими речами во сне и наяву.
Это ли не дни посещения нас Его, служащие к миру и спасению нашему?! И
как часто, вместо исправления путей своих, мы ропщем на Бога за эти
посещения! Это первый урок для нас.
А второй урок, преподанный Господом изгнанием торжников, состоит в том,
что даже в глубокой печали и горьких слезах мы внезапно должны
воспламениться гневом, если увидим или услышим поругание святыни.

Тогда внезапно печаль наша должна смениться священным гневом и, не
думая ни о какой опасности, даже опасности жизни нашей, должны мы смело
и без страха встать на защиту святыни.
Но часто ли бывает так? Не гораздо ли чаще низкое малодушие овладевает
нами, и не смеем мы слова проронить пред дерзкими богохульниками и
кощунниками?
Великий день Входа Господня в Иерусалим да напомнит нам Его слезы и
священный гнев, да не забудем никогда Его горьких слез и слов, обращенных
не только к Иерусалиму, но и к каждому из нас!
Да поставим целью жизни нашей последование Христу, ибо Сам Он сказал:
«Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет» (Ин.
12:26).
Последуем же за Христом, идя чрез тесные врата по узкому пути — и
упокоимся там, где сияет вечная слава Святой Троицы.
Аминь.
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий),
архиепископ Симферопольский и Крымский