Сошествие Святого Духа на апостолов и верующих плоды сего – начатки
естества духовного – мученики и святые. И это не только в первенствующей
Церкви, но, по милости Божией, и в нашей отечественной. «Якоже плод
красный спасительного сеяния приносит и земля Российская» (тропарь
святым). Священный Собор установил (или, вернее, восстановил), и ныне мы
впервые празднуем Всем святым, в Российской Церкви воссиявшим от начала
и до наших дней. И это празднование имеет глубокий смысл и значение.

В службах церковных святые Божии нередко называются звездами
путеводными. Как по звездам небесным в мраке ночном путники направляют
свой путь, так и мы, ныне сбившись с истинного пути, должны направлять
путь свой, взирая на этих небесных человеков, со вторых небес мерцающих и
указующих нам, какого пути нам держаться. И святители и правители, и воины
и мирные жители, и богати и убозии, и монахи и мирские люди, и старцы и
юноши, и девы и жены – все в сонме русских святых найдут себе наставников
и руководителей, лишь бы не ленились взирать на жития их и подражать им.
И к этому нас ныне и призывает Церковь. Но этим не ограничивается смысл
празднования святым. В Церкви Христовой нет смерти в собственном смысле.
Наш «Бог несть Бог мертвых, но Бог живых» (Мф.22:32). И святые Божии, хотя
и умерли видимо и телом, но живут духом, почему не порывается и связь
духовная их с нами, сущими на земле. Печальники и заступники при жизни
своей за землю Русскую, за своих современников, они и по исходе своем
память о нас творят, «не забывают, как и обещались, посещать чад своих» (из
тропаря преподобному Сергию). И не здесь ли, не в этом ли любовном
желании святых небожителей принимать участие в радостях и горестях нас на
земле сущих – кроется между прочим и объяснение того современного и
тягостного явления, что ныне, во времена всяческого утеснения и гонений,
мощи святых подверглись хулениям и поруганиям.

Иные из виновников сего сами свидетельствуют, что они ожидали от мощей
знамения, вразумления, наказания, но сего не произошло, и значит, какие же
это святые. Род сей грешный и прелюбодейный ищет знамения, как при
Христе, и не дано ему. Ведь и Христу говорили: «Если Tы Сын Божий, сойди
с креста» (Мф.27:40). Но Христос не сошел, ибо Ему надлежало пострадать,
совершить крестный подвиг по неизреченной любви к людям. Взирая на
Христа, Который, вместо предлежавшей Ему радости, «претерпел крест,
пренебрегши посрамление» (Евр.12:2), – и наши святые, зная, как тяжко
страдает наша Русская земля, возжелали еще раз страдать с народом Божиим,
с нами, своими соотчичами, и терпеть за имя Христово поношение от врага
рода человеческого и его клевретов. Не будем сим смущаться.
В Апокалипсисе говорится: зверю попущено было говорить хулу на Бога, хулить имя Его и
живущих на небе и победить их (см.: Откр.13:5–7), убить двух свидетелей
Божиих (см.: Откр.11:3–11). Верим, что воскреснут и восстанут и кости наших
святых, нами в небрежении рассыпанные, а с ними и по их предстательству и
ходатайству за нас грешных очистится, обновится и восстанет ныне поникшая
Русская земля.

Вси святые земли Русской, молите Бога о нас.
Святитель Тихон (Белавин),
патриарх Московский и всея Руси.
1919 год