Смотри на все просто

Статья
Из поучений преподобного Амвросия Оптинского Память 10/23 октября

Помощь Божия

Батюшка иногда объяснял стихи псалмов, например: “Аще не Господь
созиждет дом, всуе трудишася зиждущие”, – это значит: если Господь не
благословил что, то напрасно будут труды: “всуе бде стрегий”, и ничего не
устережет, напрасно рано будет вставать тот человек, не пойдут дела его без
благословения Божия.

Помыслы

От того дремлешь в церкви и не слышишь службы, что помыслы бродят туда
и сюда.

Если помысл будет говорить тебе: “Отчего ты этому человеку, который
оскорбил тебя, того-то и того-то не сказала?” – То скажи своему помыслу:
“Теперь поздно говорить, – опоздал”.

Помыслы те надо говорить, которые беспокоят. Иной помысл целый день
приражается, и ничего; а другой в раз оцарапает, – тот и нужно говорить.
Когда найдет день, что будто хорошо живешь – весело и покойно; а вдруг
сделается беспокойство, и помыслы начнут тебя смущать; тогда скажи себе:
что-ж ты теперь смущаешься? а помнишь, когда была покойна.

Если придут хульные помыслы и осуждающие других, то укоряй себя в
гордости и не обращай на них никакого внимания.

Вопрос: “Что значит: “Повергни немощь свою пред Богом?” Ответ: “Когда
нападут помыслы и не в силах бороться, тогда сказать: “Господи, Ты видишь
немощь мою, я не в силах бороться, помоги мне!”

О. Амвросий говорил: “Помыслы самомнения непременно надо открывать. У
нас был один брат, у которого были эти помыслы, но он батюшке Макарию
почему-то их не говорил, а кому-то из братии высказал, и те тоже батюшке
не сказали. Он вышел из монастыря и застрелился”.

Один говорил батюшке: “Бывают помыслы, что вы, батюшка, мне
доверяете”. На это он ответил: “А я тебе притчу расскажу. Одного
пустынника выбрали архиереем, он долго отказывался, но они настояли.

Тогда он и подумал: я не знал, что я достоин, верно есть что-нибудь у меня
хорошее. В это время явился ему ангел и говорит: “Рядниче (рядовой монах),
что ты возносишься, там люди нагрешили и им нужно наказание, вот оттого
и выбрали, что хуже тебя не нашлось”.

Человека постоянно смущают греховные помыслы; но если он не соизволяет
им, то не бывает в них виновен.

Батюшка говорил часто: “Как ни тяжел крест, который несет человек, но
дерево, из которого он сделан, выросло на почве его сердца, – и батюшка,
показывая на сердце, прибавил, – древо при исходищах вод; воды (страсти)
бурлят там.

“Вы жалуетесь на брань мысленную, – отвечал старец в одном из писем. –
Хотя совершенно невозможно избежать этой брани ни в каком месте, но ее
острота и сила притупляются при правильном образе жизни и удобном к
тому месте”.

Бывает крест мысленный, – смущают иногда человека греховные помыслы;
но человек не бывает в них виновен, если не соизволяет им. И старец
приводил пример: “Одна подвижница долгое время обуреваема была
нечистыми помыслами. Когда же явившийся ей Господь отогнал их от нее,
она воззвала к Нему: “Где Ты был доселе, о сладкий мой Иисус? – Господь
ответил: “Был в твоем сердце.” – Она сказала: Как же это могло быть? ведь
сердце мое было исполнено нечистых помыслов.” И сказал ей Господь:
“Потому разумей, что Я был в твоем сердце, что ты никакого расположения
не имела к нечистым мыслям, а более старалась избавиться от них, но, не
имея возможности, болезновала о сем, – и этим уготовила Мое место в
сердце твоем”.

Послушание

Общее послушание паче всего содействует к избавлению от гордости. На
общем послушании человек обучается духовному искусству, если захочет, и
когда на вещи смотрит просто, многое принимая за шутку.

Пост

Один противник поста сказал батюшке: “Не все-ли равно Богу, какая пища?”
На это старец ответил: “Не пища имеет значение, а заповедь; Адам изгнан из
рая не за объядение, а за вкушение, только за вкушение запрещенного.
Почему и теперь в четверг или вторник можно есть, что хочешь, и не
наказывается за это, а за среду и пятницу наказывается, потому что чрез
послушание вырабатывается покорность”.

Похвала

Когда хвалят, то на это не обращать внимания, не отвечать и не спорить.
Пусть хвалят, а только самому сознавать в себе, стоишь ли ты похвалы, или
нет. Если будешь противоречить, то выйдет лицемерие; ведь тонкое чувство
удовольствия от похвалы все-таки есть в тебе; да и те, которым ты будешь
противоречить, не поверят тебе, поэтому когда хвалят, не говори ничего,
опусти глаза, и молчи.

Похвала не на пользу. Ужасно трудна похвала. За прославление, за то, что
здесь все кланяются, тело по смерти испортится, – прыщи пойдут. У аввы
Варсонофия написано: “Серид какой был старец, а и то по смерти тело
испортилось.

Сказать хвалящей: не хвали, а то после рассоримся. Св. Лествичник велит
опасаться таких людей. Лучше принять злословившего человека.

Правда

По Божьему суду, неправда совершенного успеха иметь не может. Сказано в
псалмах: “Солга неправда себе”. – Зло всегда забегает вперед, только не
одолевает. – Каин родился прежде Авеля и Исав прежде Иакова, но старшие
не только не имели успеха, а и погибли. Сказано в псалмах: “Правда Божия,
яко горы Божии”, а правда человеческая, видно, не как горы, но как холмики.
Сказано негде: “Правда избавляет от смерти”; хотя за правду Крестителю
Господню и голову отрубили, но это не лишило его почитания выше всех.

Праздники

По воскресеньям не работать. А если праздник, например, Иоанна Златоуста
и т. п., то к вечеру можно поработать.

Кто праздники не почитает, тому нет удачи.

Приметы

Не надо верить приметам и не будут исполняться.

Промысел Божий

Без преданности Промыслу Божию не приобретешь покоя. Не смиряешься,
оттого и не имеешь покоя.

Батюшка кому-то сказал: “Иди, куда поведут, смотри, что покажут, и все
говори: “Да будет воля Твоя”.

Напрошенный крест трудно нести, а лучше в простоте предаться воле
Божией. “Не попустит бо Бог искуситися выше меры, но сотворит со
искушением и избытие”.

Судьбы человеческие – все в руках Божиих.
Батюшка говорил, что избранникам Своим особенно покровительствует Бог.
Кто отдает себя Промыслу Божию, о том особое попечение.

Верую, – что делается промыслительно от Господа, то делается к пользе
нашей душевной, если мы сами не захотим лишить себя этой пользы.
Старец часто говорил: “Слава и благодарение Всеблагому Промыслу Божию,
подающему нам многие и различные вины к пользе душевной и ко спасению,
которое стяжевается в терпении со смирением и покорностью Божией воле.
“Много мы с тобой думали и ничего не придумали; лучше будем полагаться
на всеблагой Промысел Божий, который силен все привести к полезному
концу, паче чаяния нашего”, – писал батюшка одной из своих духовных чад.
Понудимся призывать Божию помощь, исповедаясь в недостатке веры и
покорности воле Божией, отчего и не обретаем в себе достаточного терпения
во смирении к понесению встречающихся неудобств и сопротивлений, и
недоумений, а предаемся малодушию и расстройству внутреннему и
внешнему и даже некоторому безнадежию.

Простота

При разговоре о Дарьюшке-страннице, батюшка, вздохнув, сказал: “Да,
Господь почивает в простых сердцах! Золото везде видно и везде проглянет,
и даже в угловатости; а то другой, как не кудрявься, все не будет золото”.
Сказали: “Как Дарьюшка хорошо умерла!” Батюшка ответил: “От того и
кончина была хорошая, что жила хорошо. Как поживешь, так и умрешь”.
Жить просто значит не осуждать, не зазирать никого. Например, идет
Еликанида. Прошла, да и только. Это значит, думать просто. А то, при виде
проходящей Еликаниды, можно подумать о ней с худой стороны: она такая-
то, характер у нее такой-то. Вот уже это не просто.

Смотри на все просто.

Как это: “Возверзи печаль твою на Господа?” Ответ: “Это значит жить
просто и все упование возложить на Господа и не рассуждать, что кто сделал,
что и как будет. Царь Давид когда думал и рассуждал по-человечески, тогда
дошел до безнадежного состояния, ни в чем не находил себе отрады:
“поглумляшеся и малодушествова дух мой”. А когда возложил упование свое
на Бога, тогда был утешен: “помянух Бога и возвеселихся”.

Как поступать немощному, если случаются скорби от сплетен? Очень просто:
сознавать свою немощь, прибегать к самоукорению и смирению, и в
неприятных случаях более обвинять себя, а не других; и прежде всего
смотреть на вещи просто, что все мы люди, все человеки, всякий по-своему
видит, по-своему разумевает, по-своему судит и толкует. В этом судить нас
будет один Сын Божий, Которому Единому дана сия власть от Бога Отца.
Когда же оставим простоту и будем думать и толковать, что, и как, и зачем, и
для чего, и кто они, и как они, тогда и не будет просто, а выйдет мудрено,
паче же бестолково. Пойдут недоумения и недоразумения; не обойдется и без
жалобы; а скорби-то, скорби-то будут невыносимые.

Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного. – Где нет
простоты, там одна пустота.

Мудрость внешняя есть буйство пред Богом; ценна же истинная простота
душевная, которая есть матерь веры и смирения и нелицемерной любви.
Золото в простом слитке имеет свою цену, также оловянные фигуры свою.

Просфора

Если пьешь воду или лекарство до обедни, то не должно антидор или
вынутую просфору есть.

Просфору можно стоя есть, это дело благочестия; а кто сидя ест, того не
осуждать.

Прощение обид. “Отец Макарий, – рассказывал батюшка, – рассердился раз
на меня и выгнал из своей келии за одну барыню, зачем я ее принял, тогда
как он ее не принимал за то, что она долго не прощала обид другим.
Рассердился он больше на нее, а на меня так, кстати. И после этого еще
целые сутки ее не принимал; она очень плакала; тогда он ей говорит: “Сама
по два дня не прощаешь, а тут и суток вытерпеть не можешь.

Раздражительность

Никто не должен оправдывать свою раздражительность какой-нибудь
болезнью, – это происходит от гордости. А гнев мужа, по слову св. Апостола,
правды Божия не соделывает. Чтобы не предаваться раздражительности и
гневу, не должно торопиться.

Нетерпеливость и раздражительность обличают в нашем устроении
горделивость и немалое самолюбие, а нередко происходят от нашего
своеразумия и самочиния. В чьей душе закрадутся и утаятся они, оттуда мир
и спокойствие бегут, а мятежливость и смущение водворяются.

Рассеянность. Вопрос: “Когда сердита бываю, то молюсь рассеянно”. Ответ:
“Кто сердится, тот лишается покрова Божьего. Нужно молиться без
злопамятности”.

Цит. по: Схиархимандрит Иоанн (Маслов).
Преподобный Амвросий Оптинский
и его эпистолярное наследие. М., 2000.

Оцените статью
Московская педагогическая академия
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.