Сретение Господне

Статья
Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа 2/15 февраля

История праздника

Праздник Сретения Господня становится известным на Востоке с IV века, а на Западе — с V века при папе Геласии II (494 г.).

В VI веке при императоре Юстиниане I (в 543 г.), по откровению одному угоднику Божию, установлено праздновать праздник с особой торжественностью, с крестным ходом и со свечами — в память избавления жителей Константинополя и его окрестностей от моровой язвы и землетрясения в Антиохии. В память этого события в некоторых обителях совершается перед литургией крестный ход и бывает лития с пением стихир праздника и канона.

Установлено праздновать праздник с особой торжественностью, с крестным ходом и со свечами — в память избавления жителей Константинополя и его окрестностей от моровой язвы и землетрясения в Антиохии.

Празднование Сретения отнесено ко 2 февраля по той причине, что 2февраля — сороковой день от Рождества Христова (25 декабря) (1).

Литургическое освещение праздника

Церковно-богослужебное воспоминание Сретения Господня основывается на известном из Евангелия (Лк. 2, 21-39) историческом событии.

Церковь в этот праздник прославляет Богомладенца Иисуса и Его Пречистую Матерь-Деву, принесшую в храм сорокадневного Первенца-Сына для посвящения Богу Отцу.

Песнопения праздника составлены святыми Константинопольскими патриархами Германом и Анатолием, святым Андреем, архиепископом Критским, святым Космой Маиумским, преподобным Иоанном Дамаскиным и Андреем Пирром.

Эти авторы, на основе Евангельской истории Сретения Господня, раскрывают догматическое учение о Божественной высоте Богомладенца Христа и величии Богоматери. В составленных ими стихирах объяснены причины посещения храма Богородицей с Богомладенцем в сороковой день (в частности, очищение Пречистой Девы-Матери по введенному тогда законом обычаю) и, по сравнению с Евангелием, подробнее изложены пророческие слова праведного Симеона Богоприимца о Кресте Христовом.

Авторы песнопений влагают в уста Пресвятой Богородицы обращение к праведному Симеону, известное из Евангелия, перед его восприятием Богомладенца на руки. Стихиры праздника изображают также изумление бесплотных Ангелов при созерцании Богомладенца на руках Богоматери и старца Симеона.

По законному требованию, все еврейские дети — первенцы мужеского пола — в сороковой день после рождения представлялись в храме Лицу Божию и посвящались на служение Богу.

Сретение Господне

Используя отмеченные нами исторические факты, воссоздадим целостную картину события Сретения Господня в литургическом описании праздника.Наступил сороковой день по Рождестве Христовом.

Пресвятая Богородица Мария, исполняя предписание Моисеева закона, в этот день принесла Богомладенца Иисуса в Иерусалимский храм.

По законному требованию, все еврейские дети — первенцы мужеского пола — в сороковой день после рождения представлялись в храме Лицу Божию и посвящались на служение Богу. При этом родители приносили за первенцев узаконенную пророком Моисеем жертву очищения и уплачивали небольшой денежный взнос, освобождавший новорожденных от постоянного пребывания на службе при храме (2).

Сопровождавший Богоматерь Иосиф Обручник, опекун Богомладенца, — так же, как и обычные родители, — принес за Него в храм установленную денежную плату и в жертву очищения Богоматери — двух голубиных птенцов.По словам святого Андрея, архиепископа Критского, два голубиных птенца в настоящем случае символизировали будущее возглавление Спасителем новозаветной Церкви из иудеев и язычников (3).

Христос родился от Девы Марии богомужно, без скверны, и Пречистая не нуждалась в очищении. Она была чистой Голубицей и нескверной Агницей. Но, как смиреннейшая Раба Господня, принесшая пред Лицо Божие Своего Богомладенца — Агнца и Пастыря, — Она Сама благоволила стать внутри церкви вместе с обычными женами (4).

В связи с этим, воздавая должную честь Богоматери, святой Косма Маиумский вдохновенно призывает: «Притечем к Богородице и воззрим на держимого Ею Сына Божия». При созерцании Его и бесплотные духи удивленно говорили друг другу: «Ныне мы видим чудное: Создавший Адама вносится, как младенец; Невместимый вмещается на руках; Сущий в неописанных Отчих недрах описуется плотью» (5).

Священная и Неискусобрачная Дева Мария, держа девственными руками Богомладенца — Создателя всех младенцев, — показала подзаконной Церкви Законодавца, предобручавшего Себя новозаветной Церкви. Высшаясвятилища храма, Сама освятила Своим вхождением церковные чертоги (6).

Ветхозаветный храм отверз перед Нею и Богомладенцем свои светлые входы и приготовил им дары боголепной хвалы (7).

Конечно, без озарения Святым Духом никто из евреев не мог в это время естественно провидеть в Назаретской Деве Богоматерь и в младенце Иисусе Сына Божия, давшего Моисею закон на Синае (8).

Но эта великая тайна была свыше открыта двум Иерусалимским праведникам-духоносцам: Симеону Богоприимцу и Анне Пророчице. Они проразумели, по внушению Святого Духа, в Богомладенце Небесного Человека и Бога Слова во плоти, пришедшего спасти младенца умом — падшего Адама (9).

В лице Девы Марии их богоозаренным духовным очам предстала Владычица Богородица, чистое Жилище Богу, небесная Дверь, херувимский Престол, живая Скиния Господа, Его многосветлый Чертог (10).

Прп. Андрей Рублев. Сретение Господне

Принесение Богомладенца Иисуса Пречистой Девой в храм эти праведники поняли не как исполнение долга очищения, но как способ уверения людей в истинном приятии Спасителем плоти от Девы (11).

Христос, как Господь, очищающий всех людей от грехов и сохранивший пречистою Свою Матерь — Деву, не нуждался в жертве очищения (12).

Симеон Богоприимец и Анна Пророчица, движимые Святым Духом, встретили святое семейство во внутреннем дворе Иерусалимского храма. Из церковных песнопений видно, что праведный Симеон был маститый старец, предочистивший душу святой жизнью и делами благочестия. Он происходил из священнического рода и, вероятно, за обилие благодатных дарований назван в одной праздничной стихире «Святителем» (13).

Анна Пророчица, дочь некоего Фануила из колена Асирова, подобно праведному Симеону, была преподобная и целомудренная подвижница, угождавшая Богу постом и молитвою день и ночь. Ей тогда было от роду 84 года (14).

Когда праведный Симеон подошел в храме к Пресвятой Деве и с величайшим благоговением смотрел на Нее и на Богомладенца, Она сказала ему: «Симеон, носитель несказанных тайн! Приими на руки, как младенца, Господа славы и спасения мира, … на Которого ты надеялся. Он — Божественное утешение Израиля, Владыка закона и Исполнитель законного порядка» (15).

Старец поклонился до земли Богоматери и сказал: «Радуйся, Чистая! Ты, как престол, держишь Бога и носишь Огнь… Боюсь объять Бога-Младенца… Правда, Исаия некогда очистился принятием от Серафима углем. Ты же подаешь мне носимого Тобою Невечернего Света… Страшусь обнять моими руками Превечное Слово, рожденное от Отца» (16).

Принесение Богомладенца Иисуса Пречистой Девой в храм эти праведники поняли не как исполнение долга очищения, но как способ уверения людей в истинном приятии Спасителем плоти от Девы.

Филипп де Шампань. Сретение Господне

С этими словами Симеон, трепеща, простер престарелые руки, взял в объятия первовечное воплощенное Отчее Слово и облобызал Его. Он обнимал и лобызал Того, Которого трепещут небесные силы (17).

Затем старец в последующих словах исповедал Богомладенца Владыкой жизни и смерти и пророчески возвестил о грядущем страдании Его на кресте, смерти, воскресении и просвещении Им спасаемых народов (18).

Св. патриарх Герман, представляя Симеона Богоприимца носящим Господа Иисуса Христа, не может удержаться от восклицания и говорит в одной стихире: «Симеон! Скажи, Кого ты в Церкви носишь на руках? К Кому простираешь обращение? Это — Бог Слово, воплотившийся ради нас» (19).

И как было не изумляться патриарху-песнопевцу, когда ужасались этого зрелища сами Ангелы, видя Бога Слова во плоти сидящим и восклоняющимся на старческих руках, как на престоле и херувимской колеснице (20).

Между тем, праведный Симеон, держа Господа в объятиях, вдохновенно произнес следующие бессмертные слова: «Владыка! Ныне Ты с миром отпускаешь меня к тому блаженству (за гробом). Мои глаза увидели тайну, сокрытую от веков и явившуюся в конце дней. Я увидел в Тебе Свет, рассеивающий омрачение неверующих народов и дающий славу новоизбранному Израилю. Узрев моего Спасителя, я ныне освобождаюсь от уз земной жизни» (21).

Теперь, Господи, отпусти Твоего раба от союза с этой плотью к бесконечной, нестареющей жизни, ибо я видел Тебя — Жизнь всех» (22).

«Отпусти меня возвестить Адаму, что я в образе младенца видел Тебя, непременного превечного Бога и Спасителя… Я пойду принести благую весть находящимся во аде Адаму и Еве о том, что Бог, Избавитель земного рода, придет до ада. Он подаст прощение всем пленным и прозрение слепым» (23).

«Христе! Ты даровал мне радость Твоего спасения. Приими Твоего служителя, утружденного старостью» (24).

Гвидо да Сиена. Сретение Господне.1270 г.

Безмолвно выслушивалась всеми в храме приведенная речь старца праведника. Никто не находил слов к тому, чтобы прервать поток мыслей этого святого, прощающегося с земной жизнью. Только Богомладенец как бы вещал всем при общем молчании: «Не старец Меня держит, но Я держу его (в жизни на земле), так как он у Меня просит отпуска из нее» (25).

Старец в последующих словах исповедал Богомладенца Владыкой жизни и смерти и пророчески возвестил о грядущем страдании Его на кресте, смерти, воскресении и просвещении Им спасаемых народов.

Обращаясь к Пресвятой Деве, праведный Симеон предсказал Ей будущее о Богомладенце и Ее страданиях у Креста Христова. «Этот Отрок, — говорил старец Богородице, — будет знамением спора людей. Он лежит на падение и на восстание многих в Израиле: непокорным будет падением, верующим — восстанием» (26).

«Он положил Себя камнем преткновения и соблазна непокорным и нерушимым спасением верным» (27).

«И Твое сердце, Нетленная, пройдет оружие при виде Сына Твоего на Кресте» (28).Что касается пророчества прав. Анны Пророчицы о Христе Спасителе, то оно передается в общих чертах в каноне и стихирах праздника. Святая старица, по словам песнопевцев, проповедовала в храме о Богородице и Богомладенце, называя Его «Спасителем», «Избавителем Израиля», «Христом и Творцом неба и земли» (29).

Изложенное выше содержание богослужения на праздник Сретения Господня сосредоточивает внимание верующих на созерцании образов Богомладенца Христа и Его Пречистой Матери. Оно учит благодарно славить Спасителя и молитвенно призывать на помощь в спасении Богоматерь словами: «Богородице Дево, упование и благая Помощница христиан! Покрой, соблюди и спаси уповающих на Тебя от всякой нужды и печали» (30).

«О, Дева Мария! Просвети мою душу, крайне омраченную житейскими усладами» (31).В самой истории праздника образ Богоматери выступает в сиянии небесной чистоты, благодатного смирения и Божественного величия.

Примечания:

1. Лебедев П. Наука о богослужении Православной Церкви, ч. II. М., 1895. С. 57.
2. Предпразднство Сретения Господня, утреня, канон, светилен предпразднства по9-й песни.
3. Сретение Господне, великая вечерня, 4-я стиховная стихира.
4. Предпразднство Сретения Господня, утреня, 1-я стиховная стихира; Сретение Господне, утреня, канон, 10-й припев на 9-й песни.
5. Сретение Господне, утреня, канон, икос по 6-й песни.
6. Предпразднство Сретения Господня, вечерня, 3-я стихира на «Господи, воззвах»; 2-яи 3-я стиховные стихиры; Сретение Господне, малая вечерня, 4-я стихира на «Господи, воззвах»; утреня, канон, 1-я песнь, 1-й и 3-й тропари.
7. Предпразднство Сретения Господня, вечерня, 1-я и 2-я стихиры на «Господи, воззвах».
8.Сретение Господне, великая вечерня, 4-я стихира на «Господи, воззвах»; 1-я стихира на литии.
9. Предпразднство Сретения Господня, утреня, канон предпразднства, Богородичен1-я песнь; 6-я песнь, 3-й тропарь; Сретение Господне, великая вечерня, 4-я стихира на «Господи, воззвах»; канон, 3-я песнь, 2-й тропарь.
10. Предпразднство Сретения Господня, утреня, канон предпразднства, Богородичен 1-й и 4-й песней; Сретение Господне, великая вечерня, 1-я стиховная стихира.
11. Сретение Господне, утреня, седален по полиелее.
12. Предпразднство Сретения Господня, утреня, канон предпразднства, Богородичен 8-й и 9-й песней.
13. Сретение Господня, великая вечерня, 2-я стиховная стихира.
14. Сретение Господне, утреня, канон, 9-я песнь, 1-й тропарь.
15. Великая вечерня, 4-я стиховная стихира; утреня, канон, 4-я песнь, 1-й и 2-й тропарь.
16. Малая вечерня, 2-я стихира на «Господи воззвах»; утреня, канон, 5-я песнь,1-3 тропари.
17. Малая вечерня, 1-я и 3-я стихиры на «Господи, воззвах»; 3-я стиховная стихира; великая вечерня, 7-я стихира на литии; утреня, седален после кафизмы. Предпразднство Сретения, вечерня, 4-я стиховная стихира.
18. Великая вечерня, 7-я стихира на литии; 2-я стиховная стихира.
19. Сретение Господне, великая вечерня, 1-я стихира на «Господи, воззвах».
20. Предпразднство Сретения Господня, утреня, канон, 7-я песнь, 3-й тропарь; Сретение Господне, утреня, канон, 4-я песнь, 2-й тропарь; 4-я хвалитная стихира.
21. Предпразднство Сретения Господня; утреня, 4-я стиховная стихира; Сретение Господне, утреня, 1-я хвалитная стихира.
22. Сретение Господне, великая вечерня, 1-я стихира на литии; утреня, седален по полиелее.
23. Сретение Господне, великая вечерня, 3-я стиховная стихира; утреня, канон, 7-я песнь, 1-й и 2-й тропарь.
24. Сретение Господне, утреня, канон, 9-я песнь, 2-й тропарь.
25. Сретение Господне, утреня, канон, 5-й припев на 9-й песни.
26. Предпразднство Сретения Господня, утреня, канон, светилен предпразднства по9-й песни; Сретение Господне, утреня, канон, 8-я песнь, 2-й и 3-й тропари.
27. Сретение Господне, утреня, канон, 6-я песнь, 1-й тропарь.
28. Сретение Господне, великая вечерня, 4-я стиховная стихира; утреня, канон, 7-я песнь, 3-й тропарь.
29. Предпразднство Сретения Господня, утреня, седален по 1-й кафизме; Сретение Господне, великая вечерня, 7-я стихира на литии; утреня, канон, 8-й припев на 9-й песни; 9-я песнь, 3-й тропарь.
30. Сретение Господне, утреня, канон, 1-й и 2-й припевы на 9-й песни; предпразднство Сретения Господня, утреня, канон, 9-я песнь, 1-й и 2-й тропари.
31. Сретение Господне, утреня, канон, 14-й припев на 9-й песни.

Схиархимандрит Иоанн (Маслов)
Источник: Лекции по Литургике. М., 2002., с. 88-94

Оцените статью
Московская педагогическая академия
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.