Сущность православного воспитания и назначение человека

Статья
Вопрос о понимании человека является главным для педагогики как науки о воспитании и обучении, образовании человека.

Вся земная жизнь человека, по свидетельству святителя Игнатия
Брянчанинова, должна быть школой для приготовления к вечности. Поэтому
для разработки концепции православного воспитания, определения его
сущности и цели, формулирования его оснований и принципов, выявления
основных категорий необходимо еще раз вернуться к вопросу о назначении
человека в его православном понимании.

В учении о спасении достаточно подробно раскрыта природа человека.
Согласно этому учению, человек предстает в трех своих состояниях: в
естественном, неестественном и вышеестественном. Православная педагогика
имеет дело с человеком в неестественном, падшем состоянии, опирается на
знание его свойств в естественном, райском состоянии, все свои средства
употребляет на то, чтобы вывести его из неестественного состояния и
привести в состояние естественное и вышеестественное.

Вопрос о понимании человека является главным для педагогики как науки
о воспитании и обучении, образовании человека. Этот вопрос неразрывно
связан с представлением об идеальном образе человека.

«Человек — тот, кто познал себя, кто познал свое значение, свое состояние,
свое назначение».

Нет ни одного вопроса, который представлял бы для человека большую
важность, чем этот: в чем состоит истинное назначение человека? Решением
этого вопроса обусловливается каждое действие человека, вся его
деятельность.

Человек был создан как существо высокого достоинства и особого
назначения. Он должен был охранять первобытную природу и поддерживать
в ней порядок. Бог предназначил его быть посредником между всем созданием
и Самим Собой.

Бог определил человеку не только великую роль в мироздании, но и
предназначил его для вечного единения с Собой, для вечного блаженства.
Однако после грехопадения человек утратил свое высокое достоинство и
естественное состояние.

Земная жизнь дана человеку как школа, как возможность нравственно
совершенствовать качества своей души: очищать ее от страстей и развивать
лучшие свойства ее богоподобной природы. Участь человека определяется
прежде всего тем, как он относится к цели своего земного существования. В
Богооткровенном учении Бог открыл человеку его назначение, цель его жизни,
его правильное отношение к миру.

Земная жизнь дана человеку как школа, как возможность нравственно совершенствовать качества своей души: очищать ее от страстей и развивать лучшие свойства ее богоподобной природы.

Цель жизни человека — постоянное совершенствование в добре, развитие
всех духовных сил, направление их к Богоуподоблению, единение с Богом.
Эту цель святые отцы характеризуют как единую, непреходящую. Святой авва
Исаия так говорит о цели жизни. Бог хочет, чтобы человек был во всем Ему
подобен. Он пришел в мир, «чтобы переменить неестественное состояние
наше на естественное». Бог показал нам «закон чистый» с какой целью? Чтобы
человек вернулся в естественное состояние, в каком создал его Бог.

Восстановление в человеке образа Божия понимается как образование
человека.

А. Нуракишева. Праведный Иоанн Кронштадтский.

Если «главная цель действования — цель жизни выпускается из виду, — пишет
святой Иоанн Кронштадтский, — является множество частных целей, почти
столько, сколько есть у каждого человека страстей или прихотей. В душе
происходит странная работа, следствием которой бывает, по-видимому, какое-
то созидание: видишь материалы для построения, начало, средину и конец
дела, а на самом деле концом всего выходит — ничто».

Каждый художник рисует, прежде всего, образец предполагаемого
произведения. Так должен поступать и педагог. Ему необходимо иметь
истинное представление о том, каким должен быть совершенный человек, а
уже затем рассмотреть, каким он является на самом деле.

Высочайший идеал чистоты и святости воплотил в Своей личности, в Своей
жизни и деятельности Христос, стремиться к Которому есть цель жизни
каждого человека.

С. Ефошкин. Христос и дети.

Добродетели Богочеловека отражаются в жизни святых, которых
Православная Церковь, канонизируя, представляет для подражания и
общественного почитания. Жизнь святых — поистине восхитительное зрелище.

Знакомясь с ними, каждый человек может воочию видеть, как люди
различного возраста и разных состояний, сами по себе слабые, возвысились и
укрепились Божественною Благодатью, стали поистине «новыми людьми» —
людьми с новыми, вышеестественными свойствами.

Высочайший идеал чистоты и святости воплотил в
Своей личности, в Своей жизни и деятельности
Христос, стремиться к Которому есть цель жизни
каждого человека.

Если бы каждый человек своею жизнью соответствовал этой «идее» Бога о
человеке, то чем было бы все человечество!? Оно одушевлялось бы духом
любви и стремилось «соединенными силами» к своему общему назначению.
Как же пришел человек в свое настоящее состояние? Обратимся опять к
учению о спасении.

Изгнание Адама и Евы из рая

Первый человек, Адам, после грехопадения утратил свое естественное
состояние, праведность и святость, которыми Бог украсил его, он подвергся
повреждению по телу и душе и — как следствие этого — стал смертен.

Преемственно грех Адамов и его вредные последствия переходят на всех
людей. Как потомки Адама, люди по природе подвержены многим трудам и
скорбям и, наконец, смерти. Хотя человек и в своем настоящем,
неестественном состоянии, имеет многие способности, но их первоначальное
согласие разрушено: ум говорит одно, сердце влечется к другому, а воля
настолько ослаблена, что не может направить человека по нужному пути.

По удалении от Бога беспорядок господствует как во внутреннем составе
каждого человека, так и в жизни целых сообществ и государств. Подтверждает
сказанное всемирная история. Она показывает в предоставленном самому себе
человеке и человечестве следующие примеры:

  • самые жалкие заблуждения в понятиях о Боге, о бессмертии, о достоинстве и назначении человека;
  • опустошительные взрывы человеческих страстей, низких похотей, алчного корыстолюбия и разрушительной гордости;
  • беспрестанно волнующееся море всякого рода скорбей и бедствий;
  • наконец, бессилие человека уничтожить зло, распространившееся повсюду.

Все это может наблюдать и педагог не только во «внешнем мире», но и в
повседневном педагогическом процессе.

Хотя были и есть воспитатели, которые не хотят видеть в детях ничего,
кроме ростков доброго, все же подобный взгляд обнаруживает изъяны знаний
о человеке. «Кто защищает страсти как естественные, — пишет святой Макарий
Великий, — тот переменил Истину Божию во лжу свою».

Преподобный Макарий Великий Египетский

Кто внимательно наблюдает над детьми, тот согласится, что уже с ранних
лет обнаруживаются в них не только слабость, легкомыслие и недостаток
опыта, но и беспорядочное желание удовольствий, склонность к тщеславию, к
зависти и другие дурные наклонности. Это происходит потому, что ребенок
рождается в неестественном состоянии, с ростками зла. Эти ростки очень
скоро и страшно размножаются, если им не противопоставить постоянное и
твердое противодействие. Хотя эта наклонность к плохому в разных людях
видоизменяется в зависимости от многих причин, но тенденция остается
неизменной.

Но каким бы хорошим ни казался ребенок по своим природным свойствам,
необходимо, чтобы он получил должное воспитание.

Воспитание — это руководство человеком для достижения им своего
назначения. Оно должно образовывать все способности человека в
соответствии с этим назначением.

Воспитание — это намеренное влияние на воспитанника с определенной
целью, а сущность православного воспитания определяется его целью.

Н.В. Маслов,
президент Фонда святого благоверного князя Александра Невского,
ректор Московской педагогической академии,
доктор педагогических наук.

Журнал «Глинские чтения»

Оцените статью
Московская педагогическая академия
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.