Теория образования и воспитания

Статья
Современная педагогика всё чаще исходит из представления о «чистом листе» детской души, полагая, что достаточно благоприятной среды, чтобы ребёнок сам собой вырос добрым и нравственным. Предлагаемая статья возвращает нас к опыту христианской антропологии и святоотеческой практики, утверждающих: человек приходит в мир уже «испорченным» первородным грехом, и потому образование и воспитание становятся не прихотью, а объективной необходимостью. С самых первых дней взрослые обязаны вмешиваться, направлять и укрощать врождённые страсти, закладывая в душе ребёнка прочный «пласт добра», который определит его путь на всю последующую жизнь.

ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Н. В. Маслов, доктор педагогических наук

Земная жизнь дана человеку для улучшения качеств его души¹.
Поэтому «вся земная жизнь, – по свидетельству святителя Игнатия (Брянчанинова), – должна быть школой совершенствования»².

Существует ложная теория, которая предполагает, что «в сердце человеческом нет никакой изначальной порчи, нет ни одной природной порочной склонности: человек является на свет существом совершенным»³.

«Не так учит Слово Божие, не так…» – отвечает на этот вопрос христианская антропология и святоотеческая педагогика.
«Кто умеет отгрехать прежде греха первородного? Никто, хотя бы один день был на земле»⁴.

«Губительные следствия первородного греха распространились на весь род человеческий, в том числе и на младенцев. Передача склонностей людей ко греху осуществляется путём естественного рождения»⁵.

Кто внимательно наблюдает за детьми, тот согласится, что уже с ранних лет обнаруживаются в них не только слабость, легкомыслие и недостаток опыта, но и беспорядочное желание удовольствий, жадность, склонность к зависти и другие дурные наклонности.

Так, блаженный Августин пишет:
«Нельзя укорять и винить младенцев за слабость их членов; но и душевные свойства подлежат укору. Например, с требованиями слез требовать чего-нибудь вредного, сердиться и сетовать на неподвластных себе, на старших себя, даже на родителей своих и других, за то, что они не слушаются младенческих прихотей; драться и кусаться, стараясь по возможности преодолеть то, что не выполняют вредоносных требований. А я видел сам завистливого ребёнка: он ещё не говорил, а между тем смотрел злобными глазами на своего молочного брата с какою-то злобною горечью и досадою»⁶.
Это происходит потому, что ребёнок уже рождается в неестественном, испорченном состоянии, с ростками зла. Эти ростки очень скоро размножаются, если им постоянно и твёрдо не противодействовать.

Хотя наклонность к плохому в разных людях видоизменяется в зависимости от многих причин, но тенденция остаётся неизменной.

Итак, сами свойства и природа ребёнка свидетельствуют о том, что он нуждается в исправлении и совершенствовании.
Таким образом, образование и воспитание – объективная необходимость.

«Ясно, что при таком состоянии детской природы педагог, воспитатель не имеют никакого права предоставлять ребёнка, даже на самых первых порах, самому себе»⁷.
Они должны «сразу выдвинуть на первое место в душе ребёнка силы и наклонности добрые, отодвигая, по возможности, возможность проявления начал злых»⁸.

«Первые впечатления особенно сильно врезаются в душу ребёнка, ещё ничем не занятую, чрезвычайно нежную и на всё отзывчивую. Пусть же эти первые впечатления будут непременно добрые; пусть, благодаря старанию и умению родителей, воспитателей, педагогов этот первый слой их – основной, самый крепкий, не редко сохраняющийся всю жизнь человека, столько выдерживающий множественные влияния противоположного характера, – будет непременно здоровым, чистым, нравственным»⁹.

Самые яркие впечатления детства не стираются.
«Греческая история рассказывает, что Александр Македонский, будучи могущественным царём… долго не мог освободиться от некоторых недостатков в характере и походке, которыми заразился ещё в детстве от своего учителя Леонида»¹⁰.

Святитель Иоанн Златоуст подчёркивает, что «возраст нежный скоро усваивает себе то, что ему говорят, и, как печать на воске, в душе детей отпечатывается то, что они слышат. А между тем и жизнь их тогда начинает склоняться либо к пороку, либо к добродетели. <…> Если в самом начале… отклонить их хоть немного и направить на лучший путь – то на будущее время это уже обратится им в навык и как бы в природу, и они уже не так удобно и по своему произволу будут уклоняться к худшему, потому что навык будет притягивать их к делам добрым»¹¹.

Таким образом, детей необходимо совершенствовать – образовывать и воспитывать.


Примечания-источники

¹ Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. М., 1995. С. 268.
² Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Лекции по пастырскому богословию. М., 2007. С. 243.
³ Педагогика древних отцов и учителей Церкви. Киев, 1897. С. V.
⁴ Блаженный Августин. Исповедь. Кн. 1, гл. 7.
⁵ Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. М., 1995. С. 174.
⁶ Блаженный Августин. Исповедь. Кн. 1, гл. 7.
⁷ Педагогика древних отцов и учителей Церкви. 1897. С. 12.
⁸ Там же.
⁹ Там же. С. 13.
¹⁰ Творения блаженного Иеронима Стридонского. Ч. 3. С. 6.
¹¹ Святитель Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Иоанна. Ч. 1. 1862. С. 34-35.


Н.В. Маслов,
президент Фонда святого благоверного
князя Александра Невского,
ректор Московской педагогической академии,
доктор педагогических наук.

Оцените статью
Московская педагогическая академия
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.