Святитель Амвросий Медиоланский различает два проявления мужества:
- Мужество в подвигах военных и мужество «в скромных трудах частного
домашнего подвижничества», то есть в отношении к другим людям и в
отношении к самому себе [1]. - Мужество в отношениях с другими людьми — решимость и способность
осуществлять требования справедливости. Этот вид мужества проявляется и
в военных подвигах, и в общественном служении, в делах любви к Родине.

В 1434 году князь Димитрий Шемяка опустошил страну Вологодскую;
несчастные жители бежали из своих жилищ и скитались в лесах, не зная, где
приклонить голову, многие умирали с голоду. Толпы разоренных стекались
за пищей в обитель преподобного Григория Пельшемского, и он помогал им,
насколько мог. Одушевляясь любовью к Отечеству, он решился сказать
правду Шемяке.
«Князь Димитрий, — говорил пустынник, — ты творишь дела не
христианские. Ступай лучше в страны языческие, к людям, не знающим
Бога. Христианские вдовы и сироты вопиют против тебя перед Богом.
Сколько людей гибнет из-за тебя от голода и стужи, и если не прекратишь
междоусобия, кровопролития и насилия, то сам скоро лишишься и славы, и
княжения!»
Шемяка, рассерженный правдой, приказал сбросить святого Григория с
высокого моста на лед реки. Сильно разбившись, преподобный несколько
часов лежал без чувств. Наконец он пришел в себя и, с трудом встав с
места, сказал окружавшим его: «У немилостивого князя и слуги
немилостивы, но скоро погибнут они, несчастные».
Как ни жесток был Шемяка, но опомнился, уступил обличениям Григория
и оставил Вологду. Это мужественное ходатайство святого за несчастных
усилило в народе уважение к преподобному и его обители [2].
Мужество в отношениях с другими людьми — решимость и способность осуществлять требования справедливости.
Преподобный Ефрем Сирин так говорит о важности мужества: «Кто
благодушествует и мужается в опасности, тот, если и умирает, умирает
доблестно, а если остается жив, делается славным. Поэтому если и смерть
доблестна, и жизнь прославлена, то мужественный приобретает выгоды,
равно как и малодушный получает себе в удел двоякое зло, потому что и
смерть его позорна, и жизнь его бесславна» [3].
Преподобный Исидор Пелусиот пишет: «Того признаю истинно
мужественным, кого не привела злокозненность врагов. Ибо многих
одолевают подобные обстоятельства. А он и в неблагоприятных
обстоятельствах оказывается неуловимым, и напасти переносит благодушно,
и козни обращает в случай к приобретению славы. Он не унижается до
раболепного угодничества, но держится такого образа мыслей, который
выше всего, что ни злоумышляют другие» [4].
2. Мужество в отношении к самому себе. Это нравственная крепость духа,
высшая степень самообладания. В этом смысле мужественным можно
назвать только того,
- кто победил ветхого человека «с его страстями и похотями»;
- кто не смущается различными невзгодами, изменчивостью обстоятельств
и прелестью мира; - кто всегда сохраняет спокойствие и хладнокровие [5].
«Поистине тот храбр и мужествен, кто умеет побеждать самого себя,
воздерживаться от гнева, не увлекаться ничем суетным; в бедах не скорбит, а
в счастии не гордится; для кого перемена внешних, житейских обстоятельств
не что иное, как некоторый ветер» [6].
Образцом проявления истинного мужества служат для святителя Амвросия
христианские мученики и подвижники, которые заградили уста львов, угасили
силу огня, притупили острие меча, победили немощи (см.: Евр. 11, 33-34),
«которые не полками одерживали победы, не силой одолевали врагов своих,
но в собственном смысле торжествовали над ними одной своей добродетелью» [7].
Мужество в отношении к самому себе. Это нравственная крепость духа, высшая степень
самообладания.
Об истинной силе мужества можно рассказать мальчикам и на примере из
жизни святого папы Льва Великого.

Святой Лев жил в V столетии и был папою, или патриархом, в Риме. Он
называется Великим за благочестие, ревность против ересей, за
красноречие и мужество свое. Неоднократно он спасал Рим от разорения.
В 452 г. Рим был полностью окружен варварами под предводительством
Атиллы. Сам император Валентиниан, страшась варваров, хотел бежать
из Рима. Папа Лев проявил огромное мужество, когда сам пошел к варварам
и покорил их своим великодушием. «Ты победил почти всю Вселенную, —
говорил Лев Атилле, — теперь просим тебя, победи самого себя-милостью к
другим. Ты достиг высшей степени человеческого величия; теперь не
остается тебе ничего, как уподобиться Богу, который милует смиренных и
покорных».
Нравственная крепость духа, способность убеждать, личное мужество
и бесстрашие победили Атиллу без оружия. Предводитель варваров собрал
свое войско и ушел от стен города. «Когда Лев говорил со мною, я видел —
два светлые мужа держали предо мною обнаженные мечи, грозя мне
смертью, если я не послушаю архиерея Божия», — рассказывал Аттила,
когда удивлялись тому, что он пощадил Рим. Ту же нравственную победу
одержал Лев Великий и в 455 году, внушив милосердие жестокому
завоевателю Гензериху.
Таким образом, мужество святитель Амвросий Медиоланский
рассматривает прежде всего не как проявление физических данных, но как
силу нравственную, которая необходима для борьбы с грехами, для
внутренней работы по самосовершенствованию в добре. Эта добродетель
проявляется в миролюбии, в терпении и кротости [8].
Подобное понимание мужества можно дополнить высказываниями других
святых отцов:
«Мужество есть не что иное, как твердость в истине» [9].
«Дело мужества и в том, чтобы управлять пятью чувствами и не
допускать, чтобы через них осквернялся наш внутренний человек, то есть
дух, или внешний, то есть тело» [10].
«Мужество состоит в том, что человек вооружается против прежде
сделанных грехов, молит Бога о даровании ему прощения в них, молит Бога,
чтобы они не возобновлялись ни в его уме, ни в сердце, ни в действиях» [11].
Большую помощь в воспитании мужества оказывают чтения житий
святых, примеры подвигов мужественных людей.

Говоря о мужестве, как твердости в истине, нельзя не вспомнить святи-
теля Марка Ефесского, величайшим мужеством которого была сохранена
чистота Православия во время Флорентийской унии. О святителе Марке
Ефесском один из его современников говорил: «Он надеялся победить всех
противников своих одною силою Истины. Он знал, что Истина непобедима.
Ее можно скрыть, но придет время и она воссияет». Эти слова мы можем
прочитать в его Житии. Вот отрывок из него:
«Святитель Марк Ефесский (в миру Мануил Евгеник) родился около 1391-
1392 года в Константинополе. Родители будущего святителя происходили
из знатного и состоятельного рода.
Нравственный облик Марка передают нам его современники: “Живя в
столице, он был чужд ее жизни, ибо ничто его не связывало с нею.
Глубокочтимый всеми, он не только не искал почестей, но и не желал их”.
Когда он совершал Божественную литургию, то исполнялся весь
божественного вдохновения: “Он казался весь вне себя, весь исполнен света,
весь посвящен Богу, вне земли, как бы некий ангел во плоти”.
В 1437 году се. Марк поставляется в митрополита Ефесского. Приняв
Ефесскую митрополию, святитель Марк недолго был со своей паствой: 24
ноября 1437 года в составе многочисленной делегации он отправился в
Италию на Ферраро-Флорентийский собор. <…>
Собор по вопросу соединения Восточной и Западной Церквей был
торжественно открыт в кафедральном храме Феррары 9 апреля 1438 года.
Глава греческой делегации император Иоанн VIII Палеолог смотрел на унию
как на акт политический, позволявший Византии рассчитывать на помощь
Запада в борьбе с турками.
Император считал, что договориться с Западом не только возможно, но
и необходимо. Поэтому он, призвавший в свои ряды такого выдающегося
ревнителя Православия, как святитель Марк, требовал избегать на соборе
острой полемики с латинянами по богословским вопросам. Он надеялся, что
за туманными формулировками можно будет найти приемлемый для всех
компромисс. Римский папа Евгений IV преследовал другие цели. Во-первых, он
хотел с помощью унии поднять свой престиж, пошатнувшийся в
католическом мире в условиях противостояния с Базельским собором, а во-
вторых, желал подчинить себе Православную Церковь. <…>
Свою позицию перед началом работы комиссии св. Марк изложил в Слове
Римскому папе Евгению IV. <…>
Святитель Марк подчеркивал, что чистота Православия должна быть
сохранена и что переговоры могут окончиться неуспехом, если Рим не
пойдет на известные уступки, отказавшись от неизвестных Древней Церкви
новшеств, которые были введены в догматику и богослужебную практику
Западной Церкви и явились причиной раскола.
В ходе обсуждения святитель Марк ссылался на постановления Третьего
Вселенского собора, прямо запрещавшие подобные изменения и призывал
латинян признать свои заблуждения. Однако католические ораторы,
ощущавшие уязвимость своей позиции, применяли различные уловки, чтобы
оправдаться. Они даже предоставили подложную рукопись Деяний
Седьмого Вселенского собора. <…>
В начале января 1439 года состоялось последнее заседание собора в Ферраре,
на котором была прочитана папская булла о перенесении с собора во
Флоренцию. Флоренция стала местом, где, по выражению св. Марка,
латиняне сбросили свои маски в отношении и даже в обращении с
православными представителями. Православные греки оказались в тяжелом
положении: измученные, страдающие от лишений, подвергающиеся
различным притеснениям, не имеющие средств для возвращения на родину,
сознающие, в каком ужасном положении находится Византия. Им
предлагалось фактически “продать” Православную Церковь за щедрую
помощь и государству, и самим греческим делегатам на Соборе, вплоть до
обещания направить крестовый поход против турок. <…> Святитель Марк
Ефесский остался по существу в одиночестве. <…>
Святой Марк был единственным участником Собора, не поставившим
своей подписи под актом унии и фактически отстоявшим Православие.
Последнее доказывается тем фактом, что римский папа, узнав о
категорическом отказе святого Марка Ефесского подписать акты собора,
признал это полным провалом унии».

Источники:
- Скурат К. Е. Труды по патрологии. 2006. С. 467.
- Троицкий патерик, М., 1896. С. 39-40.
- Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина. М., 1887. Ч. 5. С. 86
- Творения святого Исидора Пелусиота. М., 1860. Ч. 3. С. 187.
- Скурат К.Е. Труды по патрологии. 2006. С. 468.
- Там же.
- Скурат К. Е. Великие учителя Церкви. Святитель Амвросий, епископ Медиоланский. Богословие. Этика.
- Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Лекции по пастырскому богословию. М„ 2007. С. 193.
- Преподобный Антоний Великий. Добротолюбие. М., 1883. Т. I. С. 110.
- Авва Евагрий. Добротолюбие. Т. I. С. 634.
- Отечник, избранные изречения святых иноков и повести из жизни их, собранные епископом Игнатием (Брянчаниновым). СПб., 1903. С. 220.
Н.В. Маслов,
президент Фонда святого благоверного князя Александра Невского,
ректор Московской педагогической академии,
доктор педагогических наук.