Тот храбр и мужественен, кто умеет побеждать самого себя

Статья
Мужество в отношении к самому себе. Это нравственная крепость духа, высшая степень самообладания.

Святитель Амвросий Медиоланский различает два проявления мужества:

  1. Мужество в подвигах военных и мужество «в скромных трудах частного
    домашнего подвижничества», то есть в отношении к другим людям и в
    отношении к самому себе [1].
  2. Мужество в отношениях с другими людьми — решимость и способность
    осуществлять требования справедливости. Этот вид мужества проявляется и
    в военных подвигах, и в общественном служении, в делах любви к Родине.

В 1434 году князь Димитрий Шемяка опустошил страну Вологодскую;
несчастные жители бежали из своих жилищ и скитались в лесах, не зная, где
приклонить голову, многие умирали с голоду. Толпы разоренных стекались
за пищей в обитель преподобного Григория Пельшемского, и он помогал им,
насколько мог. Одушевляясь любовью к Отечеству, он решился сказать
правду Шемяке.

«Князь Димитрий, — говорил пустынник, — ты творишь дела не
христианские. Ступай лучше в страны языческие, к людям, не знающим
Бога. Христианские вдовы и сироты вопиют против тебя перед Богом.
Сколько людей гибнет из-за тебя от голода и стужи, и если не прекратишь
междоусобия, кровопролития и насилия, то сам скоро лишишься и славы, и
княжения!»

Шемяка, рассерженный правдой, приказал сбросить святого Григория с
высокого моста на лед реки. Сильно разбившись, преподобный несколько
часов лежал без чувств. Наконец он пришел в себя и, с трудом встав с
места, сказал окружавшим его: «У немилостивого князя и слуги
немилостивы, но скоро погибнут они, несчастные».

Как ни жесток был Шемяка, но опомнился, уступил обличениям Григория
и оставил Вологду. Это мужественное ходатайство святого за несчастных
усилило в народе уважение к преподобному и его обители [2].

Мужество в отношениях с другими людьми — решимость и способность осуществлять требования справедливости.

Преподобный Ефрем Сирин так говорит о важности мужества: «Кто
благодушествует и мужается в опасности, тот, если и умирает, умирает
доблестно, а если остается жив, делается славным. Поэтому если и смерть
доблестна, и жизнь прославлена, то мужественный приобретает выгоды,
равно как и малодушный получает себе в удел двоякое зло, потому что и
смерть его позорна, и жизнь его бесславна» [3].

Преподобный Исидор Пелусиот пишет: «Того признаю истинно
мужественным, кого не привела злокозненность врагов. Ибо многих
одолевают подобные обстоятельства. А он и в неблагоприятных
обстоятельствах оказывается неуловимым, и напасти переносит благодушно,
и козни обращает в случай к приобретению славы. Он не унижается до
раболепного угодничества, но держится такого образа мыслей, который
выше всего, что ни злоумышляют другие» [4].

2. Мужество в отношении к самому себе. Это нравственная крепость духа,
высшая степень самообладания. В этом смысле мужественным можно
назвать только того,

  • кто победил ветхого человека «с его страстями и похотями»;
  • кто не смущается различными невзгодами, изменчивостью обстоятельств
    и прелестью мира;
  • кто всегда сохраняет спокойствие и хладнокровие [5].

«Поистине тот храбр и мужествен, кто умеет побеждать самого себя,
воздерживаться от гнева, не увлекаться ничем суетным; в бедах не скорбит, а
в счастии не гордится; для кого перемена внешних, житейских обстоятельств
не что иное, как некоторый ветер» [6].

Образцом проявления истинного мужества служат для святителя Амвросия
христианские мученики и подвижники, которые заградили уста львов, угасили
силу огня, притупили острие меча, победили немощи (см.: Евр. 11, 33-34),
«которые не полками одерживали победы, не силой одолевали врагов своих,
но в собственном смысле торжествовали над ними одной своей добродетелью» [7].

Мужество в отношении к самому себе. Это нравственная крепость духа, высшая степень
самообладания.

Об истинной силе мужества можно рассказать мальчикам и на примере из
жизни святого папы Льва Великого.

Святой Лев Великий

Святой Лев жил в V столетии и был папою, или патриархом, в Риме. Он
называется Великим за благочестие, ревность против ересей, за
красноречие и мужество свое. Неоднократно он спасал Рим от разорения.

В 452 г. Рим был полностью окружен варварами под предводительством
Атиллы. Сам император Валентиниан, страшась варваров, хотел бежать
из Рима. Папа Лев проявил огромное мужество, когда сам пошел к варварам
и покорил их своим великодушием. «Ты победил почти всю Вселенную, —
говорил Лев Атилле, — теперь просим тебя, победи самого себя-милостью к
другим. Ты достиг высшей степени человеческого величия; теперь не
остается тебе ничего, как уподобиться Богу, который милует смиренных и
покорных».

Нравственная крепость духа, способность убеждать, личное мужество
и бесстрашие победили Атиллу без оружия. Предводитель варваров собрал
свое войско и ушел от стен города. «Когда Лев говорил со мною, я видел —
два светлые мужа держали предо мною обнаженные мечи, грозя мне
смертью, если я не послушаю архиерея Божия», — рассказывал Аттила,
когда удивлялись тому, что он пощадил Рим. Ту же нравственную победу
одержал Лев Великий и в 455 году, внушив милосердие жестокому
завоевателю Гензериху.

Таким образом, мужество святитель Амвросий Медиоланский
рассматривает прежде всего не как проявление физических данных, но как
силу нравственную, которая необходима для борьбы с грехами, для
внутренней работы по самосовершенствованию в добре. Эта добродетель
проявляется в миролюбии, в терпении и кротости [8].

Подобное понимание мужества можно дополнить высказываниями других
святых отцов:

«Мужество есть не что иное, как твердость в истине» [9].

«Дело мужества и в том, чтобы управлять пятью чувствами и не
допускать, чтобы через них осквернялся наш внутренний человек, то есть
дух, или внешний, то есть тело» [10].

«Мужество состоит в том, что человек вооружается против прежде
сделанных грехов, молит Бога о даровании ему прощения в них, молит Бога,
чтобы они не возобновлялись ни в его уме, ни в сердце, ни в действиях» [11].

Большую помощь в воспитании мужества оказывают чтения житий
святых, примеры подвигов мужественных людей.

Говоря о мужестве, как твердости в истине, нельзя не вспомнить святи-
теля Марка Ефесского, величайшим мужеством которого была сохранена
чистота Православия во время Флорентийской унии. О святителе Марке
Ефесском один из его современников говорил: «Он надеялся победить всех
противников своих одною силою Истины. Он знал, что Истина непобедима.
Ее можно скрыть, но придет время и она воссияет». Эти слова мы можем
прочитать в его Житии. Вот отрывок из него:

«Святитель Марк Ефесский (в миру Мануил Евгеник) родился около 1391-
1392 года в Константинополе. Родители будущего святителя происходили
из знатного и состоятельного рода.

Нравственный облик Марка передают нам его современники: “Живя в
столице, он был чужд ее жизни, ибо ничто его не связывало с нею.
Глубокочтимый всеми, он не только не искал почестей, но и не желал их”.

Когда он совершал Божественную литургию, то исполнялся весь
божественного вдохновения: “Он казался весь вне себя, весь исполнен света,
весь посвящен Богу, вне земли, как бы некий ангел во плоти”.

В 1437 году се. Марк поставляется в митрополита Ефесского. Приняв
Ефесскую митрополию, святитель Марк недолго был со своей паствой: 24
ноября 1437 года в составе многочисленной делегации он отправился в
Италию на Ферраро-Флорентийский собор. <…>

Собор по вопросу соединения Восточной и Западной Церквей был
торжественно открыт в кафедральном храме Феррары 9 апреля 1438 года.
Глава греческой делегации император Иоанн VIII Палеолог смотрел на унию
как на акт политический, позволявший Византии рассчитывать на помощь
Запада в борьбе с турками.

Император считал, что договориться с Западом не только возможно, но
и необходимо. Поэтому он, призвавший в свои ряды такого выдающегося
ревнителя Православия, как святитель Марк, требовал избегать на соборе
острой полемики с латинянами по богословским вопросам. Он надеялся, что
за туманными формулировками можно будет найти приемлемый для всех
компромисс. Римский папа Евгений IV преследовал другие цели. Во-первых, он
хотел с помощью унии поднять свой престиж, пошатнувшийся в
католическом мире в условиях противостояния с Базельским собором, а во-
вторых, желал подчинить себе Православную Церковь. <…>

Свою позицию перед началом работы комиссии св. Марк изложил в Слове
Римскому папе Евгению IV. <…>

Святитель Марк подчеркивал, что чистота Православия должна быть
сохранена и что переговоры могут окончиться неуспехом, если Рим не
пойдет на известные уступки, отказавшись от неизвестных Древней Церкви
новшеств, которые были введены в догматику и богослужебную практику
Западной Церкви и явились причиной раскола.

В ходе обсуждения святитель Марк ссылался на постановления Третьего
Вселенского собора, прямо запрещавшие подобные изменения и призывал
латинян признать свои заблуждения. Однако католические ораторы,
ощущавшие уязвимость своей позиции, применяли различные уловки, чтобы
оправдаться. Они даже предоставили подложную рукопись Деяний
Седьмого Вселенского собора. <…>

В начале января 1439 года состоялось последнее заседание собора в Ферраре,
на котором была прочитана папская булла о перенесении с собора во
Флоренцию. Флоренция стала местом, где, по выражению св. Марка,
латиняне сбросили свои маски в отношении и даже в обращении с
православными представителями. Православные греки оказались в тяжелом
положении: измученные, страдающие от лишений, подвергающиеся
различным притеснениям, не имеющие средств для возвращения на родину,
сознающие, в каком ужасном положении находится Византия. Им
предлагалось фактически “продать” Православную Церковь за щедрую
помощь и государству, и самим греческим делегатам на Соборе, вплоть до
обещания направить крестовый поход против турок. <…> Святитель Марк
Ефесский остался по существу в одиночестве. <…>

Святой Марк был единственным участником Собора, не поставившим
своей подписи под актом унии и фактически отстоявшим Православие.
Последнее доказывается тем фактом, что римский папа, узнав о
категорическом отказе святого Марка Ефесского подписать акты собора,
признал это полным провалом унии».

Источники:

  1. Скурат К. Е. Труды по патрологии. 2006. С. 467.
  2. Троицкий патерик, М., 1896. С. 39-40.
  3. Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина. М., 1887. Ч. 5. С. 86
  4. Творения святого Исидора Пелусиота. М., 1860. Ч. 3. С. 187.
  5. Скурат К.Е. Труды по патрологии. 2006. С. 468.
  6. Там же.
  7. Скурат К. Е. Великие учителя Церкви. Святитель Амвросий, епископ Медиоланский. Богословие. Этика.
  8. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Лекции по пастырскому богословию. М„ 2007. С. 193.
  9. Преподобный Антоний Великий. Добротолюбие. М., 1883. Т. I. С. 110.
  10. Авва Евагрий. Добротолюбие. Т. I. С. 634.
  11. Отечник, избранные изречения святых иноков и повести из жизни их, собранные епископом Игнатием (Брянчаниновым). СПб., 1903. С. 220.

    Н.В. Маслов,
    президент Фонда святого благоверного князя Александра Невского,
    ректор Московской педагогической академии,
    доктор педагогических наук.

    Оцените статью
    Московская педагогическая академия
    Добавить комментарий

    Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

    Перейти к содержимому