Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь. Гравюра XIX века.
В течение почти четырех веков одно из важных мест среди православных духовных обителей занимала Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь Курской епархии. Глинская обитель с момента своего возникновения была средоточием церковной жизни. Пустынь славилась строгостью истинно подвижнического устава, высотой духовной жизни своих насельников, особой силой религиозно нравственного воздействия на народ, для которого всегда была “идеалом христианского богослужения и местом духовного подвига” (1). Это отмечали многие иерархи Русской Православной Церкви, считая Глинскую пустынь истинной школой монашеского делания, “школой Христовой” (2).
История убедительно свидетельствует, что на протяжении 1000-летия (с момента Крещения Руси и до начала XX века) Православие, являясь духовной и нравственной основой жизни общества, определяло развитие русской педагогики. Церковь была главным субъектом воспитания русского народа. Еще святой Владимир при каждой церкви повелел открыть школу. Школы существовали и до официального принятия христианства, но христианство перестраивает их организацию, а главное — в корне изменяет содержание воспитания и образования. В Киевской Руси совместными усилиями государства и Церкви создаются конкретные формы образования (школы), которые получили название «ученье грамоте», «ученье книжное», «училище». Преподавали в училищах священнослужители. Основу содержания образования составляло Православие. Обучение грамоте шло по алфавиту, созданному святыми Кириллом и Мефодием, обучение чтению — по Псалтири (изучался церковнославянский язык).
Каждый преподаваемый предмет (грамматика, риторика, литература и т. д.) нес в себе христианское содержание и способствовал формированию христианского мировоззрения.
Совместные усилия Церкви и государства в деле развития воспитания и образования были столь успешны, что привели к широкому распространению школ на Руси. Православие как основа древнерусского воспитания и образования сделало Русь одной из самых образованных стран в мире.
Одним из важнейших институтов воспитания является семья. Церковь совершила многовековой труд по облагораживанию самого понимания семьи, семейного воспитания, по созданию из языческой семьи — семьи православной. Сформировался новый образ и повое понимание семьи. Церковь воспитала в народе восприятие семьи как малой Церкви, с соответствующим православным укладом жизни, с христианскими нормами воспитания детей. В деле воспитания русского народа велико значение монастырей. В стенах монастырей православная педагогика нашла свое полное воплощение и завершение. Научный интерес к системе воспитания, которая там сложилась, обусловлен теми высокими результатами, которые она достигла, явив миру многие и многие примеры отечественных подвижников благочестия, светильников веры, героев Отечества.
Василий Осипович Ключевский называет монастырь «практической школой благонравия», в которой, кроме религиозно-иноческого воспитания, главными житейскими науками являются умение отдать всего себя на общее дело, навык к усиленному труду и привычка к строгому порядку в занятиях, помыслах и чувствах.
Могучим центром духовного просвещения была знаменитая Глинская пустынь, известная своей просветительской деятельностью. Преподобный Серафим Саровский называл Глинскую пустынь истинной школой Христовой. Традиции обители, уклад монастырской жизни, высота нравственного строя способствовали созданию целостной педагогической системы обители. Здесь воспитывали не только взрослых. Старцы пустыни создали при монастыре училище для мальчиков (Дом трудолюбия), они проводили в монастыре курсы для педагогов, разрабатывали программы, методики преподавания, издавали духовно-нравственную литературу.
Совместные усилия Церкви и государства в деле развития воспитания и образования были столь успешны, что привели к широкому распространению школ на Руси. Православие как основа древнерусского воспитания и образования сделало Русь одной из самых образованных стран в мире.
Начиная с Крещения Руси и до XVIII века замечательными русскими педагогами являлись выдающиеся деятели Русской Православной Церкви: Иларион, митрополит Киевский, преподобные Феодосий Киево-Печерский и Нестор Летописец, преподобная Евфросиния Полоцкая, святитель Кирилл Туровский, святители Петр и Алексий Московские, преподобный Сергий Радонежский и его ученики, преподобный Максим Грек, святитель Геннадий Новгородский, преподобный Иосиф Волоцкий, священномученик Патриарх Ермоген, Патриарх Филарет (Романов).
Реформы XVIII века положили начало светскому образованию в России. Однако обучение религии по-прежнему обязательно входило в состав учебного курса образовательных учреждений. Традиционное отечественное направление в образовании и воспитании никогда не переставало развиваться в России.
В XVIII-XIX вв. традицию педагогической деятельности Русской Православной Церкви продолжали: святители Димитрий Ростовский, Тихон Задонский, Мелетий Харьковский, митрополит Платон (Левшин), преподобный Серафим Саровский, игумен Филарет (Данилевский), святители Филарет, митрополит Московский, Игнатий (Брянчанинов), Феофан Затворник, преподобные Моисей, Лев, Макарий и Амвросий Оптинские, Глинские старцы и целая плеяда их воспитанников, святой праведный отец Иоанн Кронштадтский.
Таким образом, русская педагогическая мысль на протяжении почти целого тысячелетия и в практическом, и в теоретическом аспектах строилась на основе Православия. Отделение Церкви от государства, сознательный разрыв с православной традицией в жизни общества привели к утрате понимания истинной цели жизни человека, а потому и цели воспитания, лишили образование духовного содержания, исказили подлинную иерархию ценностей.
Русская педагогическая мысль на протяжении почти целого тысячелетия и в практическом, и в теоретическом аспектах строилась на основе Православия.
В XX веке была разорвана традиционно сложившаяся связь между Церковью и системой образования. Но пришло время, и Господь восстанавливает эту связь. Промыслительно последний старец Глинской пустыни — схиархимандрит Иоанн (Маслов) — собрал архив Глинской пустыни и в своих трудах сконцентрировал, обобщил духовное наследие Глинской обители, в том числе ее педагогическое наследие.
В трудах отца Иоанна, отражающих традиции Глинского старчества, содержится концепция православного воспитания (его цель, задачи, принципы, методы, средства), представлен понятийный аппарат православной педагогики («Симфония по творениям святителя Тихона Задонского»), методология перехода от богословских текстов к языку современной педагогики, собрана и систематизирована подробнейшая источниковедческая база трудов по православной педагогике (более 1000 источников). Все это привело к тому, что мы с Вами стали свидетелями воссоздания, утверждения в наши дни Глинской педагогической школы.

Тысячи учителей в России (в том числе находящиеся в зале) используют Глинское наследие в своей деятельности. «Симфония по творениям святителя Тихона Задонского» стала для многих педагогов настольной книгой, ее называют фундаментом современной педагогики. На основании Глинского наследия разрабатываются различные методические рекомендации по духовно-нравственному воспитанию как в начальной, средней школе, так и в ВУЗах, составляются хрестоматии, программы преподавания различных дисциплин, планы уроков. Проводятся многочисленные конференции, форумы, обобщающие опыт этой работы.
Большой вклад внесло Глинское наследие в развитие психолого-педагогической науки. Защищаются диссертации по трудам схиархимандрита Иоанна (Маслова), рассматривается значение педагогических воззрений Глинских старцев для развития современной педагогики.
Современные ученые (заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук Евгений Петрович Белозерцев; действительный член Российской академии образования, доктор философских наук Александр Аркадьевич Корольков) говорят о духовной преемственности, о просветительской традиции рода Масловых, что, по их мнению, является для современной педагогики фактом исключительным.

Таким образом, Глинская школа в современной педагогической науке позволяет преодолеть разрыв между системой образования и Церковью, который произошел в XX веке, так как вся деятельность этой школы основана на святоотеческом наследии. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II говорил, что «старцы Глинской пустыни совершили наивысший христианский подвиг: живя вне мира, они служили миру», и называл схиархимандрита Иоанна (Маслова) «величайшей личностью, к которой люди стремились и будут стремиться».
Министерство образования РФ рекомендовало его труды как учебно-методические пособия, как книги для учителя по духовно-нравственному воспитанию.Наша же с Вами задача — труд к труду прилагая, сохранять и приумножать отечественные традиции православной педагогической мысли.
Примечания:
1. РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д.2395. Л. 14.
2. Письма покойного миссионера архимандрита Макария, бывшего начальника Алтайской духовной миссии. Ч.2. М., 1860. С. 153. Курские епархиальные ведомости. 1900. №10. С. 149. РГИА. Ф. 796. Оп. 205.Д.639. Д. 14.
Источник: Журнал «ГЛИНСКИЕ ЧТЕНИЯ»