Трудись над очищеньем жизни свято

Статья
Святитель Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский, богослов, один из трех Вселенских святителей, близкий друг и сподвижник Василия Великого. Дни памяти: 7 февраля, 12 февраля (Собор трех святителей)

За свои замечательные богословские творения св. Григорий получил от
Церкви почетное наименование Богослова и вселенского учителя, а за
способность проникать мыслью до самых глубоких тайн веры и выражать
непостижимые ее истины с прозрачной ясностью и строгой точностью
Церковь в одной из молитв называет его умом самым высоким. Проповеди
его насыщены такой поэзией, что многие фразы из них были использованы
(св. Иоанном Дамаскиным и другими) для праздничных песнопений.

Свт. Григорий Богослов. Фрагмент Мозаика Киевского Собора Святой Софии, XI в

Нетленные частицы мощей св. Григория до сих пор источают дивное
благоухание.

Святитель Григорий Богослов оставил после себя богатое литературное
наследие, состоящее из 245 писем, 507 стихотворений (написанных подчас в
подражании Гомеру в формах гекзаметров, пентаметров, триметров) и 45
«Слов».

Святители Григорий Богослов и Василий Великий. Роспись ц. св. Георгия Диасорита на о-ве Наксос, Греция. XI в.

ПИСЬМО К ВАСИЛИЮ ВЕЛИКОМУ

Св. Василия, который против собственного желания рукоположен в сан пресвитера,
примером своим поощряет к терпению и увещевает к ревностному исполнению
обязанностей нового сана (364 г.).

Хвалю начало твоего письма. Да и что твое не заслуживает похвалы? И ты
взят в плен, как и я, включен в список, потому что оба мы принужденно
возведены в степень пресвитерства, хотя домогались и не этого. Ибо
достовернее всякого другого можем засвидетельствовать друг о друге, что
нам по сердцу философия тихоходная, которая держится низу. Но хотя,
может быть, и лучше было бы, если б не случилось с нами этого, или не
знаю, что и сказать, пока не уразумею домостроительства Духа, однако же,
поскольку уже случилось, как мне по крайней мере кажется, надобно
терпеть, особенно приняв во внимание время, которое у нас развязало языки
многим еретикам, надобно терпеть и не посрамить как надежду возложивших
на нас свое упование, так и собственную жизнь свою.

Святитель Григорий Богослов

ТРУДИСЬ НАД ОЧИЩЕНЬЕМ ЖИЗНИ СВЯТО

Кто непрестанно ум созиждет храмом Богу,
Царя — нетленную основу — в сердце обретет.
Весь мир оставив и земное бремя растворив,
К небесной жизни свой направим парус.
Познай себя: каким и из чего, о, доблестный, ты сотворен —
И Первообраза удобно красоты достигнешь.
Кто легок сам в себе — колеблется и дней движенье наблюдает,
Но при благом настрое сердца нескончаем пред тобою длится день.
Когда не видишь пагубность греха, ты слеп, хотя отверсты очи.
Тот зряч, кто ясно видит вражий осторожный след.
Для человека блага настоящей жизни чужды
И добродетель составляет истинную жизни суть.
Прекрасен ум, всегда отверстый слову Бога,
Законов Неба веденье он тем приобретет.
В горниле подобает испытанье злату — добродетель крепнет в скорбех,
Ведь скорбь бывает часто легче невредимости плотской.
Направлен Богом, ты ищи предмет стремлений совершенней —
Святая Троица да будет главной из твоих забот.
Вот то начало, что приводит к доброму концу:
Трудись над очищеньем жизни свято.

Переложение священника Александра Коблова

Свт. Григорий Богослов. Миниатюра Гомилий свт. Григория Назианзина.
Византия. 1136-1155 годы. Монастырь св. Екатерины на Синае


Всякий грех есть смерть души.

Бог всегда был, есть и будет, или, лучше сказать, всегда есть; ибо слова: «был
и будет» означают деления нашего времени и свойственны естеству
преходящему; а Сущий – всегда.

Смерть [установлена] – в пресечение греха, чтобы зло не стало бессмертным.
Закон мученичества таков, чтобы как, щадя гонителей и немощных, не
выходить на подвиг самовольно, так, вышедши, не отступать; потому что
первое есть дерзость, а последнее – малодушие.

Не должно унижать ученость, как рассуждают о сем некоторые [христиане];
а напротив того, надобно признать глупыми и невеждами тех, которые,
держась такого мнения, желали бы всех видеть подобными себе, чтобы в
общем недостатке скрыть свой собственный недостаток и избежать
обличения в невежестве.

Те, которые преуспели или в делах, оставив слово [красноречие], или в слове,
оставив дела, ничем, как мне кажется, не отличаются от одноглазых, которые
терпят большой ущерб, когда сами смотрят, и еще больший стыд, когда на
них смотрят.

Мысль, не высказывающая себя словом, есть движение оцепеневшего.
Как пламень по истреблении им вещества не сохраняется, но угасает вместе с
тем, что горело, так и страсть сия [плотская] не продолжается после того, как
увянет воспламенившее ее.

Легче заимствовать порок, нежели передать добродетель.

Учение есть пища и для питающего.

Бог творит все как хочет, а человек – как может.

Безумен, кто в богатстве забудет друга.

Злой человек и в богатстве живет неправедно.

Нам вверен был рай, чтоб насладиться; нам дана была заповедь, чтобы,
сохранив ее, заслужить славу, – дана не потому, что Бог не знал будущего, но
потому, что Он постановил закон свободы. Мы обольщены, потому что
возбудили зависть; пали, потому что преступили закон; постились, потому
что не соблюли поста (…). Мы возымели нужду в Боге, воплотившемся и
умерщвленном, чтобы нам ожить. С Ним умерли мы, чтобы очиститься; с
Ним воскресли, потому что с Ним умерли.

Старайся всякому делать добро, а не себе одному.

Не красота всякой женщины – золото, но ум и молчание.

Праведная жена – богатство дому и спасенье мужу.

Дурная жена в дому подобна злой вьюге.

Добрая жена любит труд и спасает от зла.

Пугливый муж пугливые мысли имеет.

Мудрым решения ночью приходят.

Мужу, в беду попавшему, не сотвори зла – и тебя не постигнет зло.

Никто о себе не скажет: я злодей.

Лучше смолчать, чем худое молвить.

Говорящий плохое – всегда в убытке.

Изрекать могут многие – понимают не все.

Одного невозможно избыть человеку: стремленья к женщине.

Ссоры любящих длятся недолго.

Не суди по виду, суди по делам.

Не сыскать ни одной жизни, без печали прошедшей.

Многих, творящих зло, оправдает их чин.

Беседы, долго идущие, пожирают жизнь.

Душе израненной доброе слово – лекарство.

Святитель Григорий Богослов,
архиепископ Константинопольский

Оцените статью
Московская педагогическая академия
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

  1. Наталья

    Прекрасно ! 🙏

    Ответить
Перейти к содержимому