История праздника
Праздник Успения Богоматери установлен Церковью с давних времен. О нем упоминается в сочинениях блаженного Иеронима, блаженного Августина и Григория, епископа Турского. В IV веке он уже повсеместно праздновался в Византии. По желанию византийского императора Маврикия, одержавшего победу над персами 15 августа, день Успения Богоматери (с 595 г.) сделался праздником общецерковным.
Но первоначально праздник совершался не в одно время: в одних местах — в январе месяце, в других — в августе. Так, на Западе, в Римской Церкви (в VII в.) 18 января праздновалась «Кончина Девы Марии», а 14 августа — «Взятие на небо». Общее празднование Успения 15 августа в большинстве восточных и западных Церквей устанавливается лишь в VIII — IX вв.
Основной целью установления праздника было прославление Богоматери и Ее Успения. К этой основной цели в IV —V веках присоединяется и другая — обличение заблуждений еретиков, посягавших на достоинство Богоматери, в частности, заблуждения коллиридиан, еретиков IV века, отрицавших человеческую природу Пресвятой Девы (вследствие чего отрицавших и Ее телесную кончину).
В V веке написаны стихиры на этот праздник св. Анатолием, патриархом Константинопольским, а в VIII веке — два канона св. Космою Маиумским и преп. Иоанном Дамаскиным.
Литургическое освещение праздника
Церковно-богослужебное раскрытие исторического события Успения Божией Матери основано на древнехристианских преданиях. Отслоение зерна истины от сомнительных или неправдоподобных вымыслов в сказании об Успении Пресвятой Богородицы совершили в своих литургических творениях, посвященных празднику, такие авторитетные песнописцы Православной Церкви, как: св. Анатолий, патриарх Константинопольский (V в.), св. Герман, патриарх Константинопольский (VIII в.), св. Феофан Начертанный, митрополит Никейский (IX в.), св. Косма Маиумский (VIII в.) и преп. Иоанн Дамаскин (VIII в.). Они изображают событие Успения Богоматери в подробностях, критически взвешенных, общепринятых в Церкви и соответствующих беспримерному величию и достоинству Матери Бога Слова.
Богослужебные песнопения праздника раскрывают смысл следующих моментов данного события: 1) собрание апостолов в Иерусалиме, 2) последнюю беседу их с Божией Матерью, 3) преставление и погребение Богоматери и 4) явление Её апостолам на третий день после погребения.
В обычном порядке вещей люди не знают времени окончания своей земной жизни. Но святым Господь иногда открывает эту тайну для их душевной пользы. Подобное извещение о дне Своего преставления получила в откровении Пресвятая Богородица. Ей, по Божию повелению, явился Архангел Гавриил и возвестил о времени Ее успения. При этом Архангел вручил Божией Матери райскую светоносную ветвь со словами: «Радуйся, Благодатная! Тебя, Божию Невесту, призывает в Божественный Чертог Небесный Жених для бесконечного боголепного веселия» (1).
Получив откровение, Божия Матерь пребывала в обычных молитвах и посте и ожидала наступления дня отшествия в загробный мир с радостью (2)
Для служения Владычице при погребении Господь ко дню бессмертного Успения Своей Пречистой Матери чудесно собрал в Иерусалим сонм апостолов (3).
Самовидцы и слуги Слова в это время, рассеявшись по различным странам, проповедовали всюду Святое Евангелие. В один из дней Божественная сила, по Христову повелению, вдруг единовременно восхитила апостолов на воздух в местах их проповеди и по воздушной широте на легких облаках перенесла к Иерусалимскому дому апостола Иоанна Богослова, где жила Божия Матерь (4). В числе прибывших в Иерусалим церковное предание упоминает, кроме святых апостолов из числа 12, Тимофея, Дионисия Ареопагита и Иерофея (5) из числа 70.
По Божию Промыслу, очевидцам Господня Вознесения надлежало быть и свидетелями восшествия на Небо Пречистой Матери Господа (6).
Собравшиеся Христовы ученики после благоговейнейшего приветствия Богоматери узнали от Нее о цели их собрания в Иерусалиме и горько плакали. Утешая их, Пресвятая Богородица говорила: «Чада Господа и Сына Моего! Радости Моего отшествия к Богу не претворяйте в плач слезами вашими. Вот, Я отхожу превыше мира Ходатаицей о вас пред Богом. С вами же Я всегда буду в мире… А вы погребите Мое Тело в Гефсиманской веси» (7). И еще молитвенно сказала: «Сыне и Боже Мой! Тех, Которых Ты дал Мне, сохрани во веки» (8).
При последней беседе Божией Матери с апостолами не могли удержаться от плача также святой апостол Иоанн Богослов и многие честные жены, собравшиеся к этому дню в его доме. Исполненный скорби, апостол Иоанн говорил Пречистой: «Куда отходишь, Мати? Возьми к Твоему Божественному Сыну и меня, Твое чадо. После Твоего преставления преставь и меня к родившемуся от Тебя, чтобы мы вместе предстояли Господу во славе, как и при Кресте страданий» (9).
Подобным образом, проливая слезы, и жены восклицали: «Матерь Вышнего Бога! Как перенесем болезнь разлуки с Тобой? Не оставь нас сиротами без Твоей Матерней любви и попечения. Твое отшествие — нам скорбный плач» (10). Пресвятая Богородица всех утешала, обещая быть их всегдашней Молитвенницей и по успении.
Но вот настало возвещенное свыше время отшествия Ее из этого мира болезней и печали. Апостолы и многие из иерусалимских христиан окружили одр, на котором Она благолепно возлежала. Лик Всесвятой Госпожи блистал светом и радостью. Вдруг кровля дома святого Иоанна Богослова от нестерпимых лучей небесного света как бы раскрылась. Перед одром Богоматери явился Сам Господь Спаситель, окруженный многочисленными Ангельскими силами и сопровождаемый душами святых праотцев, пророков и праведников. Пречистая в умилении привстала, молитвенно воздела руки к Нему, насколько могла, поклонилась и с любовью тихо промолвила:
«Славлю Тебя, Сын Мой, и Твое крайнее благосердие. Поклоняюсь славе Твоего величества. Песнословлю державу Твоего Божества, Твое снисхождение и человеколюбие. Что Тебе воздам Раба Владыке? Что Тебе ныне принесу на небеса, если не душу и тело?» (11).
Господь в ответ на слова Богоматери сказал: «Прииди, Ближняя Моя, прииди, Прекрасная Моя! Прииди, Матерь Моя, в Божественную радость и Царство — туда, где споклоняемы Отец, Сын и Дух Святой» (12).
Исходившую из тела Богоматернюю душу Спаситель принял на Свои живоначальные длани. Как Дева-Матерь не оставила Его на Кресте, так Он, исполняя Сыновний долг, не оставил Свою Матерь в час Ее преставления (13).
Бездыханное Богоприятное тело Богоматери, молниеносно сиявшее Божественным светом явно для апостольского взора, трепетно покрыли священными крыльями Херувимы. Тогда пришло в исполнение преобразовательное осенение Ковчега Завета литыми из золота Херувимами. Вместо того здесь, в Сионской горнице, живые Херувимы приосенили Ковчег Бога Слова — Пресвятую Богородицу (14).
Святые апостолы при виде преставления Богоматери и радовались, и плакали, и с любовью лобызали Ее пречистое тело, благоухавшее небесным миром. Всесвятой лик Пречистой дышал благодатью и жизнью, как у мирно спящей, и озарял боголепным сиянием прощавшихся с Нею (15).
Апостол Петр, со слезами взирая на тело Богоматери, громко сказал: «О, Дева! В Тебя вселился Господь — Наслаждение будущей жизни. Как же я вижу Тебя прямо и недвижно распростертой? Прилежно молись Твоему Сыну и Богу о спасении невредимым Твоего стада» (16).
Из уст прочих апостолов невольно вырывались подобные же восклицания, сопровождаемые обильными слезами. «Пречистая, — восклицали они, — как предадим Тебя, Матерь жизни, гробу?» (17). «Увы нам! Недолго мы имели Тебя утешением…, ныне же видим подъявшей смерть по закону естества. Как погребем Тебя, Дева, или какими обовьем плащаницами? Какими руками прикоснемся к Твоему нетленному телу? Как понесем всетяжкое сиротство?»
(18). «Открой, Мати Божия, Твои чистые очи и посмотри на Твоих чад! Открой, Пресвятая, уста и дай нам благословение… Как умерла Ты, обожившая естество смертных? Ты почила, а не умерла, пробудившись в лучшей, бессмертной жизни. Богородица Дева! При виде Тебя бездыханной ослабевает наш дух. Радость наша, Богородица! Проповедание наше, Богородица! Куда отходишь от нас? Куда проставляешься ныне, оставив птенцов на земле? Богоотец Давид! Ныне при исходе Матери нашего Бога будь с нами и воззови ныне к Божиим Ангелам: «Возьмите врата, чтобы благолепно принять Божию Матерь! Пречистая! Вспомни в Небесном Цар- стве о нас, славящих Твое успение» (19).
Апостольский сонм, такими и подобными многими словесными обращениями излив свои чувства и оплакав разлучение свое с Богоматерью, приготовил Ее тело к погребению. Погребальный одр апостолы приняли на свои рамена и торжественно понесли в Гефсиманскую гробницу. Это была высеченная из камня пещера, вход в которую закрывался большим камнем.
На пути к пещере апостолы воспевали священные погребальные псалмы и другие песнопения, предначинаемые апостолами Петром и Иаковом, первым Иерусалимским епископом. В них прославлялось Божие промышление в Богоматернем Успении. Апостольскому пению явно для слуха участников погребальной процессии вторил невидимый ангельский хор (20).
Торжественная обстановка погребения Божией Матери вызвала вспышку злобы в сердцах иудеев, ненавистников христианства. Один из ярых врагов первохристианского общества, некто Аффоний, иудейский священник, пламенея сатанинской злобой, — подбежал к погребальным носилкам, на которых износилось тело Богоматери. Он схватил носилки за край, намереваясь опрокинуть их. В это мгновение невидимая сила Божия отсекла кисти его рук, а сам он, ослепнув, с криком ужаса и боли упал на землю.
Пораженный чудесной Божией карой и пришедший в сознание греха своего, Аффоний стал каяться пред всеми в своем замысле. Плача и исповедуя Божию Матерь Богородицей, он просил указания у апостолов, как ему загладить свой грех, тогда апостол Петр научил его просить прощения у Божией Матери и приложить обрубленные части рук к отсеченным кистям. Аффоний последовал апостольскому повелению и тотчас получил исцеление (21).
Так Господь наказал иудейскую дерзость и сохранил честь Своего одушевленного Кивота (22).
Достигнув Гефсиманской пещеры, апостолы погребли здесь тело Богоматери и ко входу в пещеру, по еврейскому обычаю, привалили большой камень (23).
Богоматерняя же душа была торжественно вознесена Господом на небо, во «Святая святых» (24). Божия Матерь, это земное Небо, вселилась на небесной и нетленной тверди для бесконечного радостного созерцания славы Сына Божия (25). Восход Ее души к Небу происходил в ангельском окружении и среди славословий старейших ангельских сил и душ праведников (26).
Бесплотные духи, приникая друг ко другу, восклицали к превышним ангельским ликам: «Вот, приходит Всецарица Богоотроковица, приимите ваши надвратия и премирно подымите Матерь присносущного Света. Приимите Родившую Творца неба и земли» (27).
«Чрез Нее явилось людям всеобщее спасение. Мы не можем взирать на Нее и воздать Ей подобающую честь. Ее превосходное величие выше всякого разумения» (28).
При восхождении в Горний мир Державной Царицы неба и земли ужас и трепет объял воздушных духов тьмы. Свет славы Ее, молниевидно прошедший даже до ада, привел в трепет сатану. Он с плачем и стенанием взывал: «Что мне и Тебе, Матерь Божия?» (29)
Среди ликующего пения небожителей Богоматерняя душа возступила на Небесный круг и достигла прекрасного горнего Иерусалима. Ее, как Царицу и Владычицу, принял престольный город Вседержителя. Прерадостно вошла Она в его нерукотворенные храмы и отсюда вознесена была превыше небес, в благолепие Божие. Приблизившись к Престолу Пресвятой Троицы, где страшный и неприступный свет, Богоматерь, падши, рабски поклонилась Божеству. Сын и Бог почтил Ее во Святая святых Неба благодатию высокопрестольной славы, посадив одесную Себя (30). Видя величие Царицы Небесной, горние чины припали пред Ней, как пред Своей Владычицей (31).
С этого времени Богоматерь во славе предстоит Престолу Сына Своего и Бога и с Ним вечно царствует. Она — Красота в Господней деснице, облеченная в солнце и благодатно сияющая всей вселенной (32).
После всего вышесказанного становится понятным смысл богослужебных выражений о том, что погребение Божией Матери стало лествицей к Богу, сущему вверху ее, и что Пресвятая — живой престол Божий — взошла на горний Престол Божий, превыше небес (33).
Пречистое тело Божией Матери почивало в погребальной пещере около трех дней. Гефсимания была для Нее местом лишь трехдневного упокоения.
Один чудесный случай, промыслительно устроенный Богом, привел апостолов и всех христиан к уверению в факте воскрешения и преображения Господом Спасителем Богоматернего тела, применительно к пророчеству Давида: «Воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и Кивот Твоей Святыни» (Пс. 131, 8).
Вот что повествует церковное предание об этом событии.
Среди апостолов, собравшихся в Иерусалим на погребение Божией Матери, по Божию смотрению, отсутствовал апостол Фома. Божественная сила восхитила его в Иерусалим позднее прочих апостолов. Он прибыл сюда из Индии, где проповедовал Евангелие, в то время, как Божия Матерь уже два с половиной дня почивала в гробнице. Узнав об обстоятельствах Успения Пресвятой Богородицы, апостол Фома долго и горько плакал и скорбел о том, что не удостоился быть при последних минутах земной жизни и погребении Пречистой и не получил Ее благословения.
Сострадая ему и желая его утешить, апостолы направились с ним к пещере, в которой покоилось Богоматернее тело. Чтобы апостол Фома имел возможность проститься с Божией Матерью, они отвалили камень от входа гробницы. Все апостолы вошли в нее. Но каково было их изумление, когда вместо тела Пресвятой Богородицы они увидели на смертном ложе одни погребальные пелены и пояс Пречистой, и для них стало очевидным чудо воскрешения Господом Своей Пресвятой Матери для жизни на Небе во плоти» (34).
Пораженные этой чудесной неожиданностью, святые апостолы по возвращении в Сионский дом апостола Иоанна Богослова некоторое время пребывали в молитве. Уже к вечеру они сели за общую трапезу, чтобы подкрепиться пищей. По своему обыкновению на главном месте за столом они всегда полагали отдельный хлеб в честь и память Господа Спасителя. Такой хлеб лежал на переднем месте застолья и в этот раз. По окончании трапезы, когда апостолы возносили этот хлеб вверх со словами: «Господи Иисусе Христе, помогай нам», вдруг пред их очами разверзлась кровля дома, и их взорам в воздухе предстала Божия Матерь в небесной славе, окруженная бесчисленным сонмом Ангелов и святых. Из уст Пречистой послышался сладостный голос: «Радуйтесь! Я с вами во все дни» (35). Апостолы в умилении пали пред Богоматерью и воскликнули радостно: «Пресвятая Богородица, помогай нам!»
В соответствии со свидетельствами богослужебных песнопений честное тело Богоматери не видело тления во гробе. Приняв погребение, как смертная, Пречистая восстала вседействием духа, как Божия Матерь, и с преображенным телом прешла от земли на Небо (36).
В силу происхождения от смертных родителей, Она имела естественную человеческую кончину, но гроб сделался для Нее лествицей к Небу, Гефсимания — местом веселия и сияния (37).
На земле Бог Слово опочивал 9 месяцев во чреве Матери Своей по плоти, как младенец. Ныне же на Небе Матерь Божия опочивает и вселяется в Боге. Она в предстоянии Троичному Божеству веселится, видя на Божием Престоле всенепорочное и обоженное Тело Сына Своего и Господа (38).
Все сказанное об Успении Богоматери и внутреннем значении его можно обобщить в форме такого заключительного положения: Успение Божией Матери, выражаясь библейски, есть взимание от земли на Небо преславного града Господня, восхождение чистого и всесвятейшего Божьего образа к Первообразу, приятие Небом Божией тьмочисленной святой Колесницы (39). Оно есть отлет из земного гнезда уязвленной любовью к Богу Чистой Голубицы для облетания Божьего Престола и вместе положение в Божии руки таинственной Книги, в которой написано Божие Слово (40).
Особенности богослужения
Праздник Успения Пресвятой Богородицы принадлежит к числу двунадесятых праздников. К достойнейшему празднованию его верующие приготовляются двухнедельным постом, которой называется Успенским, или постом Пресвятой Богородицы, и продолжается с 1 по 14 августа. Этот пост по строгости занимает первое место после Великого поста (запрещается вкушение рыбы, но разрешается вареная пища без растительного масла, кроме суббот и воскресений, когда разрешается и растительное масло). Он установлен из подражания Божией Матери, Которая всю жизнь и особенно время перед Своим Успением проводила в посте и молитве. Пост перед Успением в августе месяце существовал уже в V веке. В XII веке на Константинопольском Соборе (в 1166 г.) постановлено поститься две недели перед праздником Успения Пресвятой Богородицы (и только в праздник Преображения разрешать вкушение рыбы) (41).
В Успенский пост, как и в посты Петров и Рождественский, в дни, не отмеченные никаким праздником, положено по Уставу (Типикон, 3 и 4 августа) петь «Аллилуиа» вместо «Бог Господь», а также читать молитву св. Ефрема Сирина с поклонами и часы вместо литургии. «Аллилуиа» и великие поклоны не бывают в дни предпразднства, попразднства и сам праздник Преображения (с 5 по 13 августа). Поэтому в течение всего поста такое постное богослужение возможно только 2 раза: 3 и 4 августа.
На всенощном бдении праздника читаются три паримии — те же, что и на Рождество Богородицы (о таинственной лествице, виденной патриархом Иаковом; видение пророком Иезекиилем затворенной восточной двери храма; о доме и трапезе Премудрости).
На литии на «Бог Господь» и в конце утрени — тропарь праздника (глас 1-й).
«В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша».
Вынос плащаницы совершается на всенощном бдении. По одной практике, выносят плащаницу через царские врата при пении тропаря праздника на «Бог Господь». Опуская кафизмы и малую ектению, хор сразу поет «Хвалите имя Господне…». По другой практике, плащаницу выносят также через царские врата, но после прочтения кафизм и малой ектении, то есть на полиелее. Настоятель идет с Евангелием под плащаницей. После «Хвалите имя Господне…» — величание и каждение всего храма, все ос- тальное — своим чередом.
Величание праздника:
«Величаем Ты, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим успение Твое».
Прокимен (глас 4-й) «Помяну имя Твое…». Евангелие от Луки, зач. 4-е;
«Слава»: «Молитвами Богородицы…», «И ныне» — то же. «Помилуй мя, Боже…» и стихира: «Егда преставление Пре- чистаго Твоего тела…». Канонов — два: первый — «Преукрашенная Божественною славою» 1-го гласа св. Космы Маиумского (VIII в.) и второй — «Отверзу уста моя…» (4-го гласа) преп. Иоанна Дамаскина (VIII в.), тропари на 12, ирмосы обоих канонов по дважды.
На 9-й песни вместо «Честнейшую» поется припев и ирмос 1-го канона (служащие задостойником на литургии).
Припев: «Ангели успение Пречистыя видевше, удивишася, како Дева восходит от земли на Небо».
Ирмос: «Побеждаются естества уставы в Тебе, Дева Чистая: девствует бо рождество (рождение остается девственным) и живот предобручает смерть (и смерть обручается с жизнью); по рождестве Дева и по смерти жива, спасавши присно, Богородице, наследие Твое».
Этот же припев поется ко всем тропарям 1-го канона. К тропарю второго канона — другой припев: «Величай, душе моя, от земли на небо честное преставление Божией Матери».
На литургии — все то же самое, что и на праздник Рождества Божией Матери, за исключением воскресных дней, потому что на Рождество Божией Матери (в воскресенье) прокимен, Апостол и Евангелие читаются прежде Недели пред Воздвижением, затем — Апостол и Евангелие рядовые и праздничные, а на Успение (в воскресение) — только воскресные и праздничные.
Задостойник: «Побеждаются естества уставы…» с припевом.
Кондак: «В молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь, к животу престави, во утробу Вселивыйся приснодевственную».
Праздник Успения Пресвятой Богородицы имеет один день предпразднства (14 августа) и 8 дней попразднства. Отдание его совершается 23 августа.
Чин погребения Божией Матери в древнем богослужении
В некоторых местах в виде особого чествования праздника совершается отдельная служба погребения Богоматери. Особо торжественно она совершается в Иерусалиме, в Гефсимании (на месте предполагаемого погребения Богоматери). Эта служба погребения Божией Матери в одном из греческих изданий конца XIX века (Иерусалим, 1885 г.) носит название «Священное последование на преставление Пресвятой Владычицы нашей и Приснодевы Марии». Она открыта в рукописях (греческих и славянских) не ранее XV века и составлена несколькими греческими песнопевцами сравнительно поздних времен, среди которых имя великого ритора Еммануила. Служба совершается по подобию службы утрени Великой Субботы, и основная часть ее — «Похвалы», или «Непорочны», — представляет собой очень искусное подражание великосубботним «Похвалам». В XVI веке она была широко распространена на Руси. Потом эта служба была почти забыта.
В синодальный период (в XIX в.) чин погребения Божией Матери совершался у нас в немногих местах: в Московском Успенском соборе; в Киево-Печерской Лавре, в Костромском Богоявленском монастыре и в Гефсиманском скиту (близ Троице-Сергиевой Лавры).
В Киево-Печерской Лавре он не составлял отдельной службы, а совершался («Непорочны» с припевами, разделяющиеся на три статии) на всенощном бдении праздника перед поли- елеем.
В Гефсиманском же скиту возле Троице-Сергиевой Лавры при митрополите Московском Филарете праздновался, кроме Успения, и праздник Воскрешения и взятия на Небо (с телом) Богоматери — 17 августа; накануне, на всенощном бдении, совершалось Иерусалимское последование.
В Троице-Сергиевой Лавре (согласно рукописному Уставу Лавры 1645 года) этот чин в древности совершался на всенощном бдении праздника (после 6-й песни канона): читались статии, затем следовали антифон, прокимен и Евангелие.
В Иерусалиме же, в Гефсимании, эта служба погребения совершается патриархом и в наши дни — накануне праздника, утром 14 августа (42).
В настоящее время Иерусалимское «Последование на престав- леение Пресвятой Богородицы», или «Похвалы», получило снова распространение у нас во многих кафедральных и приходских храмах. Служба эта совершается обычно на 2-й или 3-й день праздника.
Полный чин погребения Богоматери по Иерусалимскому «Последованию» помещен в книге «Церковная Служба на Успение Божией Матери (43), в виде всенощного бдения (великая вечерня и утреня), на котором не поются лишь полиелей и величание. В «Богослужебных указаниях на 1950 год» также помещен «Чин погребения», но в нем вместо великой вечерни дано последование малого повечерия (по подобию службы Великой Субботы) и после него — утреня с «Похвалами» (по Иерусалимскому «Последованию»).
Особенности всенощного бдения с чином погребения
Возглас: «Слава Святей…», псалом 103-й, «Блажен муж…». «Господи, воззвах» — 8 стихир: 3 из Минеи и 5 из Иерусалимского «Последования».
«Слава, и ныне» — стихира праздника. (Если погребение совершается в субботу, то на «Слава» — стихира праздника, на «И ныне» — догматик текущего гласа). Вход. Прокимен, глас 2: «Воскресни, Господи, в покой Твой…». Стих: «Клятся Господь Давиду…». Паримии три, которые читались на самый праздник. На литии — 6 стихир (из Минеи). На стиховне — 4 стихиры со своими стихами (из Минеи). На благословении хлебов — тропарь праздника (трижды).
Далее — утреня с «Похвалами» по Иерусалимскому «Последованию».
Примечания:
- Похвалы, статия 1-я, 8-й и 9-й стихи; Акафист Успению Божией Матери, 1-й и 4-й икосы.
- Похвалы, статия 2-я, 86-й стих.
- Малая вечерня, 1-я стихира на «Господи, воззвах», утреня, 2-й канон, 3-я песнь, 2-й тропарь.
- Акафист Успению Божией Матери, 5-й кондак; малая вечерня, 4-я стихира на «Господи, воззвах»; 1-я стихира на литии; утреня, 1-й канон, 5-я песнь, 1-й тропарь.
- Акафист Успению, 2-й кондак.
- Успение, великая вечерня, 1-я стихира на литии.
- Похвалы, 2-я статия, стихи 112-й и 113-й; Успение, утреня, светилен по 9-й песни канона.
- Успение, утреня, 1-й канон, 8-я песнь, 2-й тропарь.
- Похвалы, статия 3-я, стихи 137-й, 138-й, 140-й.
- Похвалы, статия 3-я, стихи 146-й, 149-й, 150-й, 151-й.
- Малая вечерня, 2-я стиховная стихира; Акафист, 1-й икос, 8-й кондак; Похвалы, статия 1-я, стихи 36-й и 37-й.
- Похвалы, статия 3-я, стихи 162-й, 167-й, 168-й, 169-й.
- Похвалы, статия 1-я, стихи 36-й и 37-й; Акафист Успению, 2-й икос, 3-я стихира на литии; утреня, 1-й канон, 4-я песнь, 3-й тропарь, 8-я песнь, 1-й тропарь, 9-я песнь, 1-й тропарь; 2-й канон, 8-я песнь, 2-й тропарь.
- Похвалы, статия 2-я, стих 98-й; утреня, 2-й канон, 4-я песнь, 3-й тропарь; Акафист Успению, 5-й икос.
- Успение, утреня, 1-й канон, 3-я песнь, 1-й тропарь; седален по 2-й кафизме; Похвалы, статия 1-я, стихи 13-й и 45-й.
- Успение, утреня, стихира по 50-м псалме.
- Похвалы, статия 2-я, стихи 109-й, 110-й, 114-й.
- Чин погребения Пресвятыя Богородицы. Похвалы или Иерусалимское последование на святое преставление Божией Матери, великая вечерня, 8-я стихира на «Господи, воззвах».
- Похвалы, статия 1-я, стихи 14-й, 15-й, 17-й, 18-й, 48-й, 53-й, 61-й, 62-й, 63-й, 64-й; статия 2-я, стих 90-й.
- Успение, великая вечерня, 4-я стихира на литии; Акафист Успению, икос 4-й.
- Акафист Успению, 4-й кондак и 4-й икос.
- Успение Божией Матери, утреня, 1-й канон, 3-я песнь, 2-й тропарь.
- Великая вечерня, 4-я стиховная стихира на «И ныне».
- Евр. 9, И.
- Утреня, 1-й канон, 4-я песнь, 1-й и 2-й тропари; Ис. 2, 2; Мих. 4,1.
- Малая вечерня, 1-я стихира на «Господи, воззвах»; великая вечерня, 3-я стихира на «Господи, воззвах», 4-я стиховная стихира на «И ныне».
- Великая вечерня, 4-я стиховная стихира на «И ныне».
- Великая вечерня, 4-я стихира на «Господи, воззвах».
- Похвалы, статия 2-я, стихи 99-й, 100-й, 101-й.
- Акафист Успению, 2-й и 8-й икосы, л. 19 и 25; Похвалы, 1-я статия, стихи 10-й и 39-й.
- Акафист Успению, кондак 12-й, л. 28.
- Там же, икос 12-й, л. 28 и 29.
- Похвалы, статия 1-я, стихи 68-й, 69-й и 71-й; статия 2-я, стих 74-й.
- Акафист, 3-й кондак и 3-й икос, л. 19; Похвалы, статия 2-я, стих 104-й.
- Акафист Успению, 6-й кондак.
- Похвалы, статия 1-я, стихи 12-й и 66-й.
- Успение Божией Матери, великая вечерня, 1-я стихира на «Господи, воззвах», утреня, 2-й канон, 3-я песнь, 1-й тропарь, седален по 2-й кафизме.
- Похвалы, статия 2-я, стихи 117-й, 118-й, 92-й.
- Там же, стихи 120-й, 122-й, 123-й.
- Там же, стихи 125-й и 126-й.
- Если праздник Успения случится в среду или пятницу — разрешение поста только на рыбу. Если в понедельник — разрешаются мирянам мясо, сыр, яйца, монахам — рыба, в другие дни — по обычаю.
- «Похвалы, или священное последование на святое преставление Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии» — под таким названием этот чин был напечатан впервые в Москве в 1872 г.; он совершался в Иерусалиме (в Гефсимании) и на Афоне; переведен с греческого проф. Холмогоровым в 1846 г., а позднее неправлен митрополитом Филаретом. Это последование совершалось и в Гефсиманском скиту (близ Троице-Сергиевой Лавры).
- Изд. Московской Патриархии, 1950.
Цит. по: Схиархимандрит Иоанн (Маслов).
Лекции по литургике.
М., 2002. С. 98-110