Праздник Успения Богоматери установлен Церковью с давних времен. О
нем упоминается в сочинениях блаженного Иеронима, блаженного Августина
и Григория, епископа Турского. В IV веке он уже повсеместно праздновался в
Византии. По желанию византийского императора Маврикия, одержавшего
победу над персами 15 августа, день Успения Богоматери (с 595 г.) сделался
праздником общецерковным.
Но первоначально праздник совершался не в одно время: в одних местах —
в январе месяце, в других — в августе. Так, на Западе, в Римской Церкви (в
VII в.) 18 января праздновалась «Кончина Девы Марии», а 14 августа —
«Взятие на небо». Общее празднование Успения 15 августа в большинстве
восточных и западных Церквей устанавливается лишь в VIII —IX вв.
Основной целью установления праздника было прославление Богоматери и
Ее Успения. К этой основной цели в IV —V веках присоединяется и другая —
обличение заблуждений еретиков, посягавших на достоинство Богоматери, в
частности, заблуждения коллиридиан, еретиков IV века, отрицавших
человеческую природу Пресвятой Девы (вследствие чего отрицавших и Ее
телесную кончину).
В V веке написаны стихиры на этот праздник св. Анатолием, патриархом
Константинопольским, а в VIII веке — два канона св. Космою Маиумским и
преп. Иоанном Дамаскиным.
Праздник Успения Пресвятой Богородицы принадлежит к числу
двунадесятых праздников. К достойнейшему празднованию его верующие
приготовляются двухнедельным постом, которой называется Успенским, или
постом Пресвятой Богородицы, и продолжается с 1/14 по 14/27 августа. Этот
пост по строгости занимает первое место после Великого поста (запрещается
вкушение рыбы, но разрешается вареная пища без растительного масла, кроме
суббот и воскресений, когда разрешается и растительное масло). Он
установлен из подражания Божией Матери, Которая всю жизнь и особенно
время перед Своим Успением проводила в посте и молитве. Пост перед
Успением в августе месяце существовал уже в V веке. В XII веке на
Константинопольском Соборе (в 1166 г.) постановлено поститься две недели
перед праздником Успения Пресвятой Богородицы (и только в праздник
Преображения разрешать вкушение рыбы).
В Успенский пост, как и в посты Петров и Рождественский, в дни, не
отмеченные никаким праздником, положено по Уставу (Типикон, 3 и 4
августа) петь «Аллилуиа» вместо «Бог Господь», а также читать молитву св.
Ефрема Сирина с поклонами и часы вместо литургии. «Аллилуиа» и великие
поклоны не бывают в дни предпразднства, попразднства и сам праздник
Преображения (с 5 по 13 августа). Поэтому в течение всего поста такое
постное богослужение возможно только 2 раза: 3 и 4 августа.
На всенощном бдении праздника читаются три паримии — те же, что и на
Рождество Богородицы (о таинственной лествице, виденной патриархом
Иаковом; видение пророком Иезекиилем затворенной восточной двери храма;
о доме и трапезе Премудрости).
На литии на «Бог Господь» и в конце утрени — тропарь праздника (глас 1-й).
«В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси,
Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами
Твоими избавляеши от смерти души наша».
Примечание:
Если сам праздник Успения случится в среду или пятницу – разрешение поста только рыбу.
Если в понедельник и другие дни – разрешаются мирянам мясо, сыр, яйца; монахам – рыба.
Пост вместе с телесным должен быть и душевный
Есть пост телесный, как видим; есть пост и душевный. Телесный пост есть,
когда чрево постится от пищи и пития: душевный пост есть, когда душа
воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Изрядный постник есть, кто
удерживает себе от блуда, прелюбодеяния и всякия нечистоты. Изрядный
постник есть, кто воздерживает себе от гнева, ярости, злобы и мщения.
Изрядный постник есть, кто наложил языку своему воздержание, и удерживает
его от празднословия, сквернословия, буесловия, клеветы, осуждения, лести,
лжи и всякаго злоречия. Словом: добрый постник есть, кто от всякаго
удаляется зла. Видишь, христианине, пост душевный! (4:182).
Пост телесный без душевнаго не приносит пользу
Полезен нам ПОСТ телесный, яко служит нам ко умерщвлению
СТРАСТЕЙ; но пост душевный неотменно нужен так, что и телесный пост без
него ничтоже есть. Многие постятся телом, но не постятся душею; многие
постятся от пищи и пития, но не постятся от злых помыслов, дел и слов: и
какая им от того польза? Многие постятся чрез день и два и более, но от гнева,
злопомнения и мщения поститься не хотят; многие воздерживаются от вина,
мяса, рыбы, но языком своим людей, подобных себе, кусают: и какая им от
того польза? (5:182).
Пост истинный есть воздержание от зла
Истинный бо и прямый пост есть воздержание от всякого зла. Аще убо
хощеши, христианине, чтобы тебе пост полезен был: то, постяся телесно,
постися и душевно, и постися всегда. Якоже убо налагаешь пост чреву твоему:
наложи злым мыслям и прихотям твоим. Да постится УМ твой от суетных
ПОМЫШЛЕНИЙ; да постится ПАМЯТЬ от злопомнения; да постится ВОЛЯ
твоя от злато хотения; да постятся ОЧИ твои от худаго видения — «отврати
очи твои, еже не видети суеты»; да постятся УШИ твои от скверных песней и
шептаний клеветнических; да постится ЯЗЫК твой от клеветы,
ОСУЖДЕНИЯ, кощунства, лжи, лести, сквернословия, и всякаго праздного и
гнилого слова; да постятся руки твои от убиения и хищения чуждаго добра; да
постятся ноги твои от хождения на злое дело. «Уклонися от зла; и сотвори
благо» (Пс. 33, 15; 1 Петр. 3, 11). Се есть христианский пост, каковаго Бог наш
от нас требует! Покайся убо, и, воздерживая себе от всякаго злаго слова, дела
и помышления, поучайся всякой добродетели: и будеши всегда пред Богом
постится (4:182—183).
Многие постятся много, да явятся человеком постящимися, и потому Богу
угодити не могут (1:72) <…>
Многие мнятся быть нечто: часто постятся, но без любви нет пользы
(2:50). <…>
Пост без любви христианской ничто же суть (2:43). <…>
Проводя пост беззаконно, христианин отрицается Матери Церкви
Слушают ли христиане сладких и любезных матере своей церкве песней?
Ах, жалко! ах, стыдно нам! «Сыны родих», простирает она Божий и жалобный
глас, «сыны родих и вознесох, тиижде отвергошася мене». Сыны родих
купелию пакибытия, напоих млеком Божия слова, воспитах таинства веры,
одеях одеждою нетления, утвердих надеждою вечнаго живота. «Слыши небо,
и внуши земле: сыны родих и вознесох, тиижде отвергошася мене!» А как
отвергошася сыны сии матере своея, слышите. Она приказывает в тии дни
более благоговеть, а тии более безчинствуют; она приказывает
воздерживаться, а тии более страстям предаются; она определяет пост, а тии
более объедаются и пьянствуют; она приказывает очищать телеса и души, а
тии более оскверняют; она приказывает страсти отлагать, а тии более
прилагают; она предлагает покаяние, а тии более свирепеют (1:40).
Цит. Схиархимандрит Иоанн (Маслов).
Пост. Избранные статьи,
проповеди, лекции. М., 2001. С.31-34,91-95.