Устроение семьи

Статья

Закон брака

Брак установлен Самим Богом в раю. И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сделаю ему помощника, соответственного ему… И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку (Быт. 2: 18, 22). «Закон брака» заключается в следующих словах: Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть (Быт. 2: 24). Сей закон произнес Адам тотчас по сотворении жены, конечно — не без Духа Божия, ибо на сей самый закон, как на коренное учреждение брака, указует Сам Спаситель (Мф. 19:5).

Святитель Филарет Московский

Цель брака — совокупными силами достигать Царствия Божия

И вы должны разуметь всегда, для чего Господь соединил вас узами брака, венчав в плоть едину: именно вы должны непрестанно совокупными

силами достигать Царствия Божия, а если Бог даст чад, и их также воспитывать и приготовлять наипаче к наследию вечных благ, ибо временные блага обманчивы, кратковременны и не составляют цели нашей жизни. Христианам обещаны блага нетленные, духовные, вечные. Возбуждайте друг друга к любви Божией и горним благам и любви к ближнему.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Необходимость родительского благословения при вступлении в брак

Которые с благословением родительским приступают к священному Таинству брака, тех всячески премилостивый Господь устраивает судьбу по Своей воле: бракосочетание бывает благоприятно не только сочетающимся, но и семейству, и всем.

Преподобный Лев Оптинский

Корень всех благ — единомыслие

Вот истинное супружество, когда между супругами царствует такое согласие, когда между ними столь тесный союз. Когда они соединены взаимно такою любовью. Как тело никогда не может быть в несогласии само с собою, ровно и душа сама с собою, так и мужу с женою должно не разногласить, но жить в единении. Отсюда может произойти для них бесчисленное множество благ. Все блага стекаются там, где такое единодушие, — там мир, там любовь, там душевное веселие; нет там ни ссоры, ни брани, ни вражды, ни сварливости; все это исчезает, потому что корень всех благ, то есть единомыслие, уничтожает все это.

От чего зависит истинное богатство и счастье в браке

Истинное богатство и великое счастье, когда муж и жена живут в согласии и соединены друг с другом как одна плоть… Такие супруги, хотя бы и жили бедно и были незнатны, могут быть всех счастливее, потому что они наслаждаются истинным счастьем и всегда живут в спокойствии.

Живущих в таком супружеском союзе ничто не может слишком опечалить, нарушить их мирного счастья. Если есть между мужем и женой единодушие, мир и союз любви, к ним стекаются все блага. И злые наветы не опасны супругам, огражденным, как великой стеной, единодушием в Боге… Это умножает их богатство и всякое обилие, это возводит их на высшую ступень доброй славы, это привлекает на них и великое Божие благоволение.

Святитель Иоанн Златоуст

Определение семьи

Семейство   есть   общество,   которое   под   одним   главою,   согласным отправлением  разных  дел,   устрояет  свое   благосостояние   внешнее   для внутреннего. Обыкновенно его составляют родители и дети, иногда с другими родными. В сем отношении есть общие всего семейства обязанности и есть взаимные обязанности разных членов семейства.

Святитель Феофан Затворник

Обязанности мужа

Муж глава жене. Отсюда муж имеет такие обязанности:

а) муж должен иметь и являть своё владычество над женою, не унижать себя, не продавать главенства по малодушию или страсти, ибо это срам для мужей. Только эта власть должна быть не деспотическая, а любовная. Имей жену подругой и сильной любовью заставляй её быть себе покорной;

б) во всех делах должен считать её первой, вернейшей и искреннейшей советницею, первой поверенной тайн;

в) должен смотреть за нею, заботиться о её умственном и нравственном совершенстве, снисходительно и терпеливо отвергая недоброе и насаждая доброе, неисправимое же в теле или нраве снося благодушно и благочестно;

г) никак не должен позволять себе развратить её своим небрежением и вольностью;

Муж — убийца, если смиренная, кроткая и благочестивая жена становится у него рассеянной, своенравной, Бога совсем не боящейся;

д) соблюдая нравственность, не должен препятствовать удовлетворению желания жены держать себя прилично и иметь общение с внешними, хотя и не без его соизволения.

Святитель Феофан Затворник

Обязанности жены

Жена же со своей стороны:

а) должна во всём слушаться мужа, всячески нрав свой склонять к его нраву и быть ему всецело преданной, чтобы ни делом, ни мыслью даже не загадывать ничего без его воли;

б) верно исполнять все его распоряжения, советы, повеления, и в мысль не допуская того, чтобы когда-нибудь настоять на своём, вообще ни в чём не желать и не являть главенства;

в) в случае несогласия быть уступчивою и терпеливо сносить всё, что покажется не по нраву; иначе не сохранишь мира дорогого;

г) заботиться о добронравии супруга.

Жена своей мудростью и влиянием может изменить его нрав, если он неисправен; по крайней мере, она не должна оставлять его в небрежении, но, сколько есть ума и сил, Действовать на него и спасать, как из огня;

д) себя украшать преимущественно добродетлями, другие же украшения иметь как нечто стороннее, от чего легко отказаться, особенно, когда возникнет необходимость поправить дела;

е) Помнить, что на её доле блюдение домашних дел, хотя исполнительное только… Её долг — делать положенное, видя какую нестройность, сказать и восстановить, или выполнить.

Вы — жена, вы — мать, вы — хозяйка. Обязанности по всем этим частям

изображены в посланиях Апостольских. Посмотрите их и возьмите на совесть исполнять их. Ибо сомнительно, чтобы спасение могло устроиться помимо исполнения обязанностей, которые налагаются званием и состоянием. Ибо как то и другое от Бога, то то и другое может быть обращено или на угождение Ему, если верно исполняется, или на оскорбление Его, если не исполняется.

Святитель Феофан Затворник

Жизнь в семье

Когда нет мира в семье, ТЕРПЕНИЕМ побеждать всякое зло.

В семье нужно проводить жизнь в любви к Богу и друг другу. Это вернейший способ, направляющий человека по спасительному пути, ведущему к вечному блаженству <…>. На молитву следует побуждать друг друга.

Семья каждого христианина должна быть в своем роде малою Церковью, руководимою главою дома, отцом семейства, в которой так же, как и в великой Церкви, есть известные лица, есть имущество, хозяйство, сохраняются те или другие отношения к посторонним семьям, лицам и учреждениям.

Прилагайте старания друг друга любить, уважать и помогать. А зло – оно идет от сатаны. Он, злой дух, всегда стремится только поселять зло в сердца людей. Но это зло искореняется смирением, кротостью, терпением и любовью.

Супругам следует прежде всего приобрести терпение и снисхождение к немощам друг друга. Только в этом случае могут сохраняться в семье мир и согласие <…>.

Дай Бог, чтобы ваша домашняя церковь всегда пребывала в мире, любви и благополучии. Ведь это, пожалуй, основное и дороже всякого богатства.

Любите друг друга во Христе. Несите все невзгоды с терпением и смирением, и Бог мира всегда будет пребывать с вами.

Жена более удобопреклонна к искушениям, муж не должен исполнять прихоти жены <…>.

В семье нужно отсечь все свои капризы и находить общий язык (с ближними), т.е. не вступать в споры и не доказывать свою правоту. А без этого жизнь будет очень трудной и непрочной.

Воспитание

Чем старше ребенок, тем более сложный характер приобретает проблема воспитания, особенно в тех случаях, когда в семье отсутствует религиозное воспитание в духе православного учения, в результате чего во взаимоотношениях между родителями и детьми нередко назревает или

открыто проявляется конфликт. В таких семьях дети часто прибегают к лжи, которая, как известно, омрачает их жизнь, наступают душевные переживания, тревоги, печаль, уныние, а это, в свою очередь, подчас приводит к трагическим случаям.

Для ясного понимания христианской жизни родители должны читать детям Священную Историю и жития святых по выбору, незаметно сея в них семена страха Божия и христианской жизни.

Родители должны научить своих детей, чтобы они знали наизусть некоторые молитвы: «Символ веры» и избранные псалмы.

Мать должна научить ребенка правильно налагать на себя крестное знамение.

Особое внимание надо уделять воспитанию детей в страхе пред Богом.

Схиархимандрит Иоанн (Маслов)

Разлад в семье сказывается на обществе

Семейные смуты сказываются на обществе: из-за них подавляется чувство чести и правоты, теряется доверие, зачинаются раздоры и тяжбы, упадает деятельность, слабеют промышленные силы народа, умножается бедность и приходят в расстройство дела общественные. <…>

Иеромонах Порфирий (Левашов)

От матери детям передается суетность

Мать, не напитанная духом христианским, всегда кружащаяся в вихре сует, что может сообщить детям полезного? <…> Юношество, воспитанное под влиянием таких матерей, вдается во все крайности буйного своеволия; брачные союзы разрываются вероломством и ревностью; раздоры и несогласие убивают семейную жизнь Это неизбежные следствия христианского воспитания; это грехи, вопиющие против тех женщин, которые, не имея понятия о своем назначении и легкомысленно проведши детство и юность в пустых занятиях и рассеянности, вступают в важные отношения супружеской жизни, делаются матерями без должного женского образования, даже с испорченным умом и сердцем. <…>

Иеромонах Порфирий (Левашов)

Н.В. Маслов,
президент Фонда святого благоверного князя
Александра Невского, ректор Московской педагогической академии,
доктор педагогических наук.

Оцените статью
Московская педагогическая академия
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.