- Закон брака
- Цель брака — совокупными силами достигать Царствия Божия
- Необходимость родительского благословения при вступлении в брак
- Корень всех благ — единомыслие
- От чего зависит истинное богатство и счастье в браке
- Определение семьи
- Обязанности мужа
- Обязанности жены
- Жизнь в семье
- Воспитание
- Разлад в семье сказывается на обществе
- От матери детям передается суетность
Закон брака
Брак установлен Самим Богом в раю. И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сделаю ему помощника, соответственного ему… И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку (Быт. 2: 18, 22). «Закон брака» заключается в следующих словах: Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть (Быт. 2: 24). Сей закон произнес Адам тотчас по сотворении жены, конечно — не без Духа Божия, ибо на сей самый закон, как на коренное учреждение брака, указует Сам Спаситель (Мф. 19:5).
Святитель Филарет Московский
Цель брака — совокупными силами достигать Царствия Божия
И вы должны разуметь всегда, для чего Господь соединил вас узами брака, венчав в плоть едину: именно вы должны непрестанно совокупными
силами достигать Царствия Божия, а если Бог даст чад, и их также воспитывать и приготовлять наипаче к наследию вечных благ, ибо временные блага обманчивы, кратковременны и не составляют цели нашей жизни. Христианам обещаны блага нетленные, духовные, вечные. Возбуждайте друг друга к любви Божией и горним благам и любви к ближнему.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
Необходимость родительского благословения при вступлении в брак
Которые с благословением родительским приступают к священному Таинству брака, тех всячески премилостивый Господь устраивает судьбу по Своей воле: бракосочетание бывает благоприятно не только сочетающимся, но и семейству, и всем.
Преподобный Лев Оптинский
Корень всех благ — единомыслие
Вот истинное супружество, когда между супругами царствует такое согласие, когда между ними столь тесный союз. Когда они соединены взаимно такою любовью. Как тело никогда не может быть в несогласии само с собою, ровно и душа сама с собою, так и мужу с женою должно не разногласить, но жить в единении. Отсюда может произойти для них бесчисленное множество благ. Все блага стекаются там, где такое единодушие, — там мир, там любовь, там душевное веселие; нет там ни ссоры, ни брани, ни вражды, ни сварливости; все это исчезает, потому что корень всех благ, то есть единомыслие, уничтожает все это.
От чего зависит истинное богатство и счастье в браке
Истинное богатство и великое счастье, когда муж и жена живут в согласии и соединены друг с другом как одна плоть… Такие супруги, хотя бы и жили бедно и были незнатны, могут быть всех счастливее, потому что они наслаждаются истинным счастьем и всегда живут в спокойствии.
Живущих в таком супружеском союзе ничто не может слишком опечалить, нарушить их мирного счастья. Если есть между мужем и женой единодушие, мир и союз любви, к ним стекаются все блага. И злые наветы не опасны супругам, огражденным, как великой стеной, единодушием в Боге… Это умножает их богатство и всякое обилие, это возводит их на высшую ступень доброй славы, это привлекает на них и великое Божие благоволение.
Святитель Иоанн Златоуст
Определение семьи
Семейство есть общество, которое под одним главою, согласным отправлением разных дел, устрояет свое благосостояние внешнее для внутреннего. Обыкновенно его составляют родители и дети, иногда с другими родными. В сем отношении есть общие всего семейства обязанности и есть взаимные обязанности разных членов семейства.
Святитель Феофан Затворник
Обязанности мужа
Муж глава жене. Отсюда муж имеет такие обязанности:
а) муж должен иметь и являть своё владычество над женою, не унижать себя, не продавать главенства по малодушию или страсти, ибо это срам для мужей. Только эта власть должна быть не деспотическая, а любовная. Имей жену подругой и сильной любовью заставляй её быть себе покорной;
б) во всех делах должен считать её первой, вернейшей и искреннейшей советницею, первой поверенной тайн;
в) должен смотреть за нею, заботиться о её умственном и нравственном совершенстве, снисходительно и терпеливо отвергая недоброе и насаждая доброе, неисправимое же в теле или нраве снося благодушно и благочестно;
г) никак не должен позволять себе развратить её своим небрежением и вольностью;
Муж — убийца, если смиренная, кроткая и благочестивая жена становится у него рассеянной, своенравной, Бога совсем не боящейся;
д) соблюдая нравственность, не должен препятствовать удовлетворению желания жены держать себя прилично и иметь общение с внешними, хотя и не без его соизволения.
Святитель Феофан Затворник
Обязанности жены
Жена же со своей стороны:
а) должна во всём слушаться мужа, всячески нрав свой склонять к его нраву и быть ему всецело преданной, чтобы ни делом, ни мыслью даже не загадывать ничего без его воли;
б) верно исполнять все его распоряжения, советы, повеления, и в мысль не допуская того, чтобы когда-нибудь настоять на своём, вообще ни в чём не желать и не являть главенства;
в) в случае несогласия быть уступчивою и терпеливо сносить всё, что покажется не по нраву; иначе не сохранишь мира дорогого;
г) заботиться о добронравии супруга.
Жена своей мудростью и влиянием может изменить его нрав, если он неисправен; по крайней мере, она не должна оставлять его в небрежении, но, сколько есть ума и сил, Действовать на него и спасать, как из огня;
д) себя украшать преимущественно добродетлями, другие же украшения иметь как нечто стороннее, от чего легко отказаться, особенно, когда возникнет необходимость поправить дела;
е) Помнить, что на её доле блюдение домашних дел, хотя исполнительное только… Её долг — делать положенное, видя какую нестройность, сказать и восстановить, или выполнить.
Вы — жена, вы — мать, вы — хозяйка. Обязанности по всем этим частям
изображены в посланиях Апостольских. Посмотрите их и возьмите на совесть исполнять их. Ибо сомнительно, чтобы спасение могло устроиться помимо исполнения обязанностей, которые налагаются званием и состоянием. Ибо как то и другое от Бога, то то и другое может быть обращено или на угождение Ему, если верно исполняется, или на оскорбление Его, если не исполняется.
Святитель Феофан Затворник
Жизнь в семье
Когда нет мира в семье, ТЕРПЕНИЕМ побеждать всякое зло.
В семье нужно проводить жизнь в любви к Богу и друг другу. Это вернейший способ, направляющий человека по спасительному пути, ведущему к вечному блаженству <…>. На молитву следует побуждать друг друга.
Семья каждого христианина должна быть в своем роде малою Церковью, руководимою главою дома, отцом семейства, в которой так же, как и в великой Церкви, есть известные лица, есть имущество, хозяйство, сохраняются те или другие отношения к посторонним семьям, лицам и учреждениям.
Прилагайте старания друг друга любить, уважать и помогать. А зло – оно идет от сатаны. Он, злой дух, всегда стремится только поселять зло в сердца людей. Но это зло искореняется смирением, кротостью, терпением и любовью.
Супругам следует прежде всего приобрести терпение и снисхождение к немощам друг друга. Только в этом случае могут сохраняться в семье мир и согласие <…>.
Дай Бог, чтобы ваша домашняя церковь всегда пребывала в мире, любви и благополучии. Ведь это, пожалуй, основное и дороже всякого богатства.
Любите друг друга во Христе. Несите все невзгоды с терпением и смирением, и Бог мира всегда будет пребывать с вами.
Жена более удобопреклонна к искушениям, муж не должен исполнять прихоти жены <…>.
В семье нужно отсечь все свои капризы и находить общий язык (с ближними), т.е. не вступать в споры и не доказывать свою правоту. А без этого жизнь будет очень трудной и непрочной.
Воспитание
Чем старше ребенок, тем более сложный характер приобретает проблема воспитания, особенно в тех случаях, когда в семье отсутствует религиозное воспитание в духе православного учения, в результате чего во взаимоотношениях между родителями и детьми нередко назревает или
открыто проявляется конфликт. В таких семьях дети часто прибегают к лжи, которая, как известно, омрачает их жизнь, наступают душевные переживания, тревоги, печаль, уныние, а это, в свою очередь, подчас приводит к трагическим случаям.
Для ясного понимания христианской жизни родители должны читать детям Священную Историю и жития святых по выбору, незаметно сея в них семена страха Божия и христианской жизни.
Родители должны научить своих детей, чтобы они знали наизусть некоторые молитвы: «Символ веры» и избранные псалмы.
Мать должна научить ребенка правильно налагать на себя крестное знамение.
Особое внимание надо уделять воспитанию детей в страхе пред Богом.
Схиархимандрит Иоанн (Маслов)
Разлад в семье сказывается на обществе
Семейные смуты сказываются на обществе: из-за них подавляется чувство чести и правоты, теряется доверие, зачинаются раздоры и тяжбы, упадает деятельность, слабеют промышленные силы народа, умножается бедность и приходят в расстройство дела общественные. <…>
Иеромонах Порфирий (Левашов)
От матери детям передается суетность
Мать, не напитанная духом христианским, всегда кружащаяся в вихре сует, что может сообщить детям полезного? <…> Юношество, воспитанное под влиянием таких матерей, вдается во все крайности буйного своеволия; брачные союзы разрываются вероломством и ревностью; раздоры и несогласие убивают семейную жизнь Это неизбежные следствия христианского воспитания; это грехи, вопиющие против тех женщин, которые, не имея понятия о своем назначении и легкомысленно проведши детство и юность в пустых занятиях и рассеянности, вступают в важные отношения супружеской жизни, делаются матерями без должного женского образования, даже с испорченным умом и сердцем. <…>
Иеромонах Порфирий (Левашов)
Н.В. Маслов,
президент Фонда святого благоверного князя
Александра Невского, ректор Московской педагогической академии,
доктор педагогических наук.