Сегодня Россия стоит перед проблемой переломные моменты развития
российского общества. Особенно остро эта проблема осознается именно
сейчас, когда социальный фон воспитания детей в современной России
остается крайне неблагоприятным.
Пустота и хаос в духовной жизни, появившиеся в обществе как результат
отклонения от традиционных православных ценностей, привели к духовному
обнищанию, упадку религиозного духа, падению нравов. Экономическую,
политическую, социальную, культурную жизнь общества поразили
многочисленные пороки. Все это самым негативным образом сказывается на
подрастающем поколении.
Необходимо понять, что главными причинами данных процессов стали
забвение национальных традиций и сознательный уход от них в воспитании,
отсутствие собственной национальной идеологии, утрата нравственных
идеалов.
Качественное изменение существующей воспитательной практики
возможно при условии наполнения концептуальных основ воспитания
православным пониманием его смысла, целей, ценностей и конечных
результатов.
Особое значение имеет преемственность в образовании, которое как раз и призвано сохранить органическое единство культуры, уклада и образа жизни народа, его прошлого и будущего.

Исторический опыт России свидетельствует о том, что только
выстраивание жизни народа на традиционных православных основах является
залогом его благоденствия. Поэтому особое значение имеет преемственность
в образовании, которое как раз и призвано сохранить органическое единство
культуры, уклада и образа жизни народа, его прошлого и будущего.
Чрезвычайно важно сохранять и развивать преемственность отечественной
педагогической традиции.
Православное воспитание — это формирование истинно христианской
жизни, которая возможна при наличии нераздельного взаимодействия
Божественной благодати и усилий самого человека. Предназначение
воспитания состоит в изменении всего строя внутренней жизни человека, оно
развивает в человеке потребность в постоянном личном усилии по изменению
себя, духовному возрождению, раскрывает перед человеком значимость опыта
церковной жизни для познания Истины, обретения смысла своего бытия.
В православной педагогике обосновывается необходимость целостного,
непрерывного, всестороннего подхода к воспитанию. При этом на каждом
этапе развития человека именно духовное совершенствование является
важнейшей задачей. Исходя из этого осуществляется осмысление жизненного
пути человека, его развития и воспитания. Православие определяет способы
взаимодействия субъектов воспитания и важнейшие его компоненты:
содержание, формы, методы, организацию как всего процесса воспитания, так
и его отдельных институтов (семейного, школьного и др.). Единство
государства, Церкви, семьи и школы создает наиболее благоприятные условия
для воспитания человека.
Православное воспитание — это формирование истинно христианской жизни, которая возможна при наличии нераздельного взаимодействия Божественной благодати и усилий самого человека.

Православное воспитание дает качественно новый результат
педагогической деятельности, поскольку готовит человека не только к земной
жизни, но, главное, к жизни бесконечной.
Вопросам спасения человечества посвящено множество трудов
выдающегося русского богослова и педагога схиархимандрита Иоанна
(Маслова), принадлежащего к тем редким исключительным людям, которые
соединили в себе широкие познания, огромное трудолюбие и ясновидящую
мудрость, основанную на глубокой вере.
Православное воспитание дает качественно новый результат педагогической деятельности, поскольку готовит человека не только к земной жизни, но, главное, к жизни бесконечной.
В книге «Учение о спасении как основа православного воспитания (по
трудам схиархимандрита Иоанна (Маслова)» раскрывается центральная тема
его учения — спасение человека как духовно-жизненный процесс,
исследуются объективная и субъективная стороны этого процесса.
Согласно православному учению, главной целью жизни человека на земле
является спасение души — достижение вечной жизни и познание Бога,
развитие всех духовных способностей, заложенных Богом для соединения с
Ним в вечности. Спасение — это целожизненный подвиг, длительный
постоянный процесс внутренней борьбы и работы человека над самим собой.
Человек должен освободить душу от зла и стяжать добро. Спасение души
является также целью православного воспитания, готовящего человека —
через исполнение Божественных законов — к жизни бесконечной.

Труды схиархимандрита Иоанна (Маслова) нашли самое широкое применение во многих областях современной психолого-педагогической науки и образовательной практики.
Схиархимандрит Иоанн, определяя сущность спасения, называет его
духовно-жизненным процессом (оно является делом Бога и человека),
выделяет две его стороны: объективную — все, что даровано человеку Богом
для спасения, и субъективную — это усилия самого человека со
«вспомоществующей ему благодатью Божией». Обе эти стороны, имеющие
принципиальное значение для православной педагогики, рассматривающей
воспитание как триединый процесс (Бог, педагог, ученик), подробно раскрыты
в трудах схиархимандрита Иоанна (Маслова).
Учение о спасении содержит основные положения христианской
педагогики и ее главной части — православного воспитания: цель, задачи,
принципы, содержание, методы, средства, условия и др. Таким образом,
учение о спасении, на котором строится вся система христианской педагогики,
является опорной частью, основой православного воспитания.
Труды схиархимандрита Иоанна (Маслова) нашли самое широкое
применение во многих областях современной психолого-педагогической
науки и образовательной практики, они служат решению широкого круга
проблем — от фундаментальных до конкретно-методических, определяют
духовно-нравственные основы системы воспитания, используются в духовных
учебных заведениях, образовательных учреждениях всех уровней, в процессе
изучения гуманитарных и психолого-педагогических дисциплин, в
профессиональной подготовке педагогических кадров.
Важно возрождение и развитие духовно-нравственных ценностей русского
общества. Это необходимо именно сегодня. Усилия должен приложить
каждый из нас, а православное воспитание, которое призваны нести, в том
числе, и педагоги всех образовательных учреждений, должно стать основой,
фундаментом в деле развития нашего общества, тем самым обеспечить
достойное будущее России.
Н.В. Маслов,
президент Фонда святого благоверного
князя Александра Невского,
ректор Московской педагогической академии,
доктор педагогических наук.