Цель православного воспитания

Статья

«Каждый, делающий что-нибудь, должен непременно иметь цель и знать, для чего он это делает», — пишет преподобный авва Дорофей.

Если человек не знает, какова его цель, поясняет святитель Тихон Задонский, он духовно безоружен и абсолютно беззащитен. Определение цели имеет принципиальное значение для воспитательной деятельности, для педагогической теории и практики.

Н. П. Богданов-Бельский. В церкви

Цель православного воспитания совпадает с целью и смыслом жизни человека на земле, обозначенной в учении о спасении. Эта цель формулируется, исходя из православного понимания человека, учета трех его состояний. Преподобный Макарий Великий учит, что цель человека — перемениться, из неестественного соделаться новым, то есть люди должны из «негодных и неверных» стать «добрыми, честными и верными».

Из этого следует, что цель православного воспитания — научить человека, как из неестественного состояния перейти в состояние естественное, обновленное. Это значит — дать человеку правильное понятие и направление во всех сферах деятельности, облагородить земное общество, научить человека так проводить земную жизнь, чтобы ему стала доступна жизнь вечная.

Цель православного воспитания совпадает с целью и смыслом жизни человека на земле, обозначенной в учении о спасении.

Для чего нужно учить? Отвечая на этот вопрос, святитель Василий Великийсвидетельствует: «Учить не затем, чтобы только знали, но наипаче для того, чтоб и жили сообразно с учением». Глинский иеромонах Порфирий (Левашов) пишет, что прямой целью православного воспитания является благочестие. То есть педагог, воспитатель должен не только познакомить учеников с Божественными заповедями, но и научить жить по ним, что, по словам святителя Тихона Задонского, является признаком благочестия.Цель православного воспитания всегда неизменна. Педагог должен постоянно — на всех уроках и во внеурочной деятельности — иметь ее в виду.

Хотя каждый урок имеет свои особенности, педагог всегда в своей деятельности должен помогать ученику сохранить образ Божий, если он цел, поддержать, если он в опасности, обновить, если он поврежден.Наконец, очень важно, чтобы цель православного воспитания была единой, общей для всех субъектов воспитания: семьи, школы, Церкви, для государства и общества.

К. В. Лебедев. Таинство Евхаристии. Чтение Евангелия. Фрагмент

Исходя из вышеуказанной цели, можно сказать, что православное воспитание необходимо, «чтобы человек мог удобнее достигнуть доступного ему совершенства». Воспитывать — значит учить воспитанника, как выйти из неестественного состояния повреждения, и способствовать тому, чтобы довести его до истинного назначения.

Цель православного воспитания — научить человека, как из неестественного состояния перейти в состояние естественное, обновленное.

Архиепископ Могилевский Евсевий учит: кто думает, что невозможно воспитывать детей вместе для отечества земного и вечного, тот «показывает в себе совершенное незнание педагогики». «Главного нашего назначения мы можем достигнуть только добросовестным исполнением повседневных наших обязанностей в настоящей жизни, по мере дарованных нам сил. Так воспитание для земли и воспитание для вечности нераздельны между собою. Только тогда встретилось бы противоречие, когда под воспитанием для общества стали бы мы разуметь воспитание для одних земных целей, как будто земное благосостояние составляет последнюю цель человека, и после этой жизни не должно ему ничего ни надеяться, ни бояться».

Таким образом, воспитание должно приводить человека к осуществлению его как вечного, так и временного назначения. Как член гражданского общества воспитанник должен возрастать для занятий общественной деятельностью, а как предназначенный к вечной жизни он должен созреть для этого, исполняя земные обязанности. Поэтому необходимо обогащать воспитанника различными знаниями. Следовательно, воспитание можно условно разделить на две части: непосредственно воспитание и обучение наукам.

Исповедь в храме

По мысли святителя Филарета Московского, распространено заблуждение, что воспитывать — значит лишь преподавать науки, что образованным надо почитать того, кто приобрел много знаний. Знания не будут основательны, не будут благоустраивать жизнь, пишет он, если они не основаны на Божественном учении. Божественное учение очистит, утвердит и освятит человеческие знания, сделает их «употребительными» и для частной, и для общественной пользы.

Воспитание должно производить в человеке единство и гармонию, а потому низшее необходимо подчинять высшему, а высшее — высочайшему: «пробудить в ребенке дремлющие способности, укрепить их упражнением, частью предохранить от повреждения а частью поврежденное исправить, и все силы привести в такое взаимное подчинение, чтобы они все заодно действовали для достижения как земного, так и вечного назначения воспитанника» (архиепископ Евсевий).

Православное воспитание — это намеренное влияние на воспитанника с целью его облагораживания, формирования у него стремления освободиться от своего неестественного состояния и перейти к нравственному обновлению, к непрерывному самосовершенствованию.

Главное правило воспитания сформулировано в Библии. Это всеобъемлющее наставление звучит в обращении Бога к Аврааму: «Заповедай сынам своим сохранять пути Господни, творить правду и суд». (Быт. 18, 18- 19). Словами святителя Московского Филарета его можно выразить так: давайдетям воспитание благочестивое и нравственное, сообразное с Законом Божиим.

В Библии же показываются и благотворные последствия такого воспитания: «Авраам будет в язык велик и мног». То есть семейства, шире сказать, государства, дающие подрастающему поколению воспитание благочестивое и нравственное, увидят свое потомство многочисленным, уважаемым и благополучным.

Святитель Филарет говорит о том, что без этого правила самое ученое воспитание есть «построение благовидного здания без прочного основания».

Главное начало, или правило воспитания, можно выразить и следующим образом: «старайся образовать воспитанника так, чтобы он любил Бога всем сердцем, а ближних, как самого себя; или старайся, чтобы твой воспитанник был свят и совершенен, как свят и совершен Отец наш небесный».

В православной педагогике рассматривается и такое понятие, как «искусство воспитания». Это умение пользоваться правилами воспитания согласно с его целью.

Н.В. Маслов,
президент Фонда святого благоверного князя Александра Невского,
ректор Московской педагогической академии,
доктор педагогических наук.
Источник: Журнал «Глинские чтения»

Оцените статью
Московская педагогическая академия
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.